Организация занятия. Подсказки и сигналы, использующиеся в учебном процессе. Практический пример. Стратегии применения
Организация занятия При обучении детей с ADHD учитель должен устранить все посторонние факторы, которые могут отвлекать внимание. Если все ученики активно занимаются выполнением поставленных перед ними заданий, это позволяет ограничить время ожидания и тем самым избавиться от части проблем, связанных с нарушением дисциплины на уроке, а также предоставить им больше возможностей для совершенствования своих навыков. Расширить возможности для развития навыков можно также за счет предоставления каждому ребенку индивидуальной возможности заниматься на снарядах, а также индивидуального обучения. Рассмотрите возможность использования индивидуального обучения в собственном темпе, выполнения упражнений с партнером, в небольших группах, а также организации учебных станций. Учебные или практические станции позволяют учащимся заниматься в темпе в соответствии со своим уровнем возможностей, благодаря чему учитель может уделять больше времени тем, кто нуждается в дополнительной помощи. Следует помнить о сокращении до минимума посторонних отвлекающих факторов и устранении посторонних стимулов на учебных станциях путем использования ограничивающих пластиковых конусов, обведения места занятия мелом или отгораживания его установленными вертикально гимнастическими матами (Bishop, Beyer, 1995). Еще одной эффективной стратегией ограничения отвлекающих факторов является расположение учебных станций по краям зала, так чтобы учащиеся находились спиной к остальным либо в более тихих местах зала.
Подсказки и сигналы, использующиеся в учебном процессе Некоторые ученики с расстройствами навыков обучения, ADHD и DCD могут испытывать трудности, когда им необходимо сосредоточиться на определенных аспектах выполнения учебного задания. Подсказка или сигнал представляет собой вербальное, физическое или связанное с внешними условиями напоминание индивидууму о необходимости продолжать выполнение задания. В ходе занятия такие учащиеся должны располагаться перед учителем, вблизи от него. Кроме того, необходимо, чтобы весь класс видел учителя, а во время занятий на открытом воздухе следует располагать учеников так, чтобы им не приходилось смотреть против солнца. Учитель должен помочь ученикам сконцентрироваться только на самых важных его указаниях, сделав их как можно проще и не давая слишком много информации сразу. Это особенно важно при проведении занятий с детьми с неустойчивым вниманием. Представленный далее практический пример познакомит читателя со стратегиями применения разнообразных вербальных, физических или внешних подсказок при обучении детей с неустойчивым вниманием, которые не могут сосредоточиться на выполнении задания.
Практический пример Стратегии применения Место: урок физического воспитания в начальных — старших классах. Учащиеся: дети и подростки с расстройствами навыков обучения, ADHD и DCD, с неустойчивостью внимания. Вопрос: какие стратегии можно применять в процессе обучения таких детей? Практическое решение. Для привлечения и удержания внимания учащихся в процессе занятия можно воспользоваться стратегиями применения подсказок и сигналов. · Установите с учеником зрительный контакт, добейтесь того, чтобы он вас выслушал, и не разрешайте начинать выполнение задания до завершения объяснений. · Не давайте более одной группы указаний за раз, следите, чтобы они были доступны учащимся данного возраста, дайте ученикам время усвоить полученную информацию и должным образом на нее отреагировать. Попросите учащихся повторить указания перед выполнением задания, чтобы понять, насколько внимательно они их выслушали.
· Поощряйте вербальное опосредование, которое заключается в том, что ученик вслух формулирует задание и планирует, как он его будет выполнять; такая стратегия поможет детям организоваться (Mach, 2000). · Дайте ученику вербальные ориентиры. Например, при обучении вбрасывания мяча в футболе учитель может давать такие инструкции: " Даниель, держи мяч двумя руками над головой так, чтобы большие пальцы соединялись вместе". · Определите, какая форма подсказок или сигналов обладает наибольшей эффективностью для каждого ученика, включая вербальные (слуховые), демонстрацию, визуальные средства или жесты руками (зрительные) либо физические (кинестетические или осязательные) указания. · Используйте минимально возможное количество подсказок и сигналов. Начните с вербальных указаний, после чего перейдите к демонстрации или моделированию, и заканчивайте физическим руководством. Например, учитель может сказать ученику: " Кальвин, перед выполнением броска мяча разверни туловище в сторону". После этого мальчик может попробовать выполнить бросок. Дайте ему время, чтобы он отреагировал на полученные указания. Если он не сможет бросить мяч правильно, скажите ему: " Следи за мной" и продемонстрируйте или смоделируйте выполнение броска. Если Кальвин и после этого не сможет выполнить бросок правильно, окажите ему физическую помощь: " Позволь мне помочь тебе повернуть туловище в сторону, как нужно". Будьте осторожны, чтобы не оказать излишней помощи. Многие дети с расстройствами навыков обучения чувствуют себя более уверенно, если перед выполнением задания понаблюдают за тем, как это делают их одноклассники (см. более подробно об этом в главе 7). · Позаботьтесь о наличии визуальных или внешних подсказок, воспользовавшись для этого пластиковыми стойками, условными знаками на полу, картинками или настенными знаками со стрелками, указывающими куда и когда перемещаться. Это позволит сделать указания более конкретными, привлечь внимание учащихся и помочь тем из них, кто плохо воспринимает визуальные или вербальные указания. В случае, описанном в предыдущем примере, когда Кальвин выполнял метание мяча, на полу можно положить гимнастический обруч или обвести мелом место, чтобы он видел, где должен стоять во время броска. Вот более сложный пример указаний — учитель говорит: " Даниель, сделай пять шагов вперед и потом повернись в сторону столбика и беги вперед в направлении, показанном стрелкой, а я брошу тебе летающий диск".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|