Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация занятия. Подсказки и сигналы, использующиеся в учебном процессе. Практический пример. Стратегии применения




Организация занятия

При обучении детей с ADHD учитель дол­жен устранить все посторонние факторы, кото­рые могут отвлекать внимание. Если все ученики активно занимаются выполнением поставленных перед ними заданий, это позволяет ограничить время ожидания и тем самым избавиться от части проблем, связанных с нарушением дисциплины на уроке, а также предоставить им больше воз­можностей для совершенствования своих навыков. Расширить возможности для развития навыков можно также за счет предоставления каждому ребенку индивидуальной возможности занимать­ся на снарядах, а также индивидуального обуче­ния. Рассмотрите возможность использования индивидуального обучения в собственном тем­пе, выполнения упражнений с партнером, в не­больших группах, а также организации учебных станций.

Учебные или практические станции позволя­ют учащимся заниматься в темпе в соответствии со своим уровнем возможностей, благодаря чему учитель может уделять больше времени тем, кто нуждается в дополнительной помощи. Следует помнить о сокращении до минимума посторон­них отвлекающих факторов и устранении по­сторонних стимулов на учебных станциях путем использования ограничивающих пластиковых конусов, обведения места занятия мелом или от­гораживания его установленными вертикально гимнастическими матами (Bishop, Beyer, 1995). Еще одной эффективной стратегией ограничения отвлекающих факторов является расположение учебных станций по краям зала, так чтобы уча­щиеся находились спиной к остальным либо в бо­лее тихих местах зала.

 

Подсказки и сигналы, использующиеся в учебном процессе

Некоторые ученики с расстройствами навыков обучения, ADHD и DCD могут испытывать труд­ности, когда им необходимо сосредоточиться на определенных аспектах выполнения учебного за­дания. Подсказка или сигнал представляет собой вербальное, физическое или связанное с внешни­ми условиями напоминание индивидууму о необ­ходимости продолжать выполнение задания. В хо­де занятия такие учащиеся должны располагаться перед учителем, вблизи от него. Кроме того, не­обходимо, чтобы весь класс видел учителя, а во время занятий на открытом воздухе следует рас­полагать учеников так, чтобы им не приходилось смотреть против солнца. Учитель должен помочь ученикам сконцентрироваться только на самых важных его указаниях, сделав их как можно про­ще и не давая слишком много информации сразу. Это особенно важно при проведении занятий с детьми с неустойчивым вниманием. Представлен­ный далее практический пример познакомит читателя со стратегиями применения разнообразных вербальных, физических или внешних подсказок при обучении детей с неустойчивым вниманием, которые не могут сосредоточиться на выполне­нии задания.

 

Практический пример

Стратегии применения

Место: урок физического воспитания в начальных — старших классах.

Учащиеся: дети и подростки с расстройствами навыков обучения, ADHD и DCD, с неустойчивостью вни­мания.

Вопрос: какие стратегии можно применять в процессе обучения таких детей?

Практическое решение. Для привлечения и удержания внимания учащихся в процессе занятия можно восполь­зоваться стратегиями применения подсказок и сигналов.

· Установите с учеником зрительный контакт, добейтесь того, чтобы он вас выслушал, и не разрешайте начинать выполнение задания до завершения объяснений.

· Не давайте более одной группы указаний за раз, сле­дите, чтобы они были доступны учащимся данного возраста, дайте ученикам время усвоить полученную информацию и должным образом на нее отреагировать. Попросите учащихся повторить указания перед выполне­нием задания, чтобы понять, насколько внимательно они их выслушали.

· Поощряйте вербальное опосредование, которое заклю­чается в том, что ученик вслух формулирует задание и планирует, как он его будет выполнять; такая стратегия поможет детям организоваться (Mach, 2000).

· Дайте ученику вербальные ориентиры. Например, при обучении вбрасывания мяча в футболе учитель может давать такие инструкции: " Даниель, держи мяч двумя руками над головой так, чтобы большие пальцы соединя­лись вместе".

· Определите, какая форма подсказок или сигналов обла­дает наибольшей эффективностью для каждого уче­ника, включая вербальные (слуховые), демонстрацию, визуальные средства или жесты руками (зрительные) либо физические (кинестетические или осязательные) указания.

· Используйте минимально возможное количество под­сказок и сигналов. Начните с вербальных указаний, после чего перейдите к демонстрации или модели­рованию, и заканчивайте физическим руководством. Например, учитель может сказать ученику: " Кальвин, перед выполнением броска мяча разверни туловище в сторону". После этого мальчик может попробовать выполнить бросок. Дайте ему время, чтобы он отреа­гировал на полученные указания. Если он не сможет бросить мяч правильно, скажите ему: " Следи за мной" и продемонстрируйте или смоделируйте выполнение броска. Если Кальвин и после этого не сможет выпол­нить бросок правильно, окажите ему физическую помощь: " Позволь мне помочь тебе повернуть туловище в сторону, как нужно". Будьте осторожны, чтобы не ока­зать излишней помощи. Многие дети с расстройствами навыков обучения чувствуют себя более уверенно, ес­ли перед выполнением задания понаблюдают за тем, как это делают их одноклассники (см. более подробно об этом в главе 7).

· Позаботьтесь о наличии визуальных или внешних подсказок, воспользовавшись для этого пластиковыми стойками, условными знаками на полу, картинками или настенными знаками со стрелками, указывающими куда и когда перемещаться. Это позволит сделать указания более конкретными, привлечь внимание учащихся и помочь тем из них, кто плохо воспринима­ет визуальные или вербальные указания. В случае, описанном в предыдущем примере, когда Кальвин выполнял метание мяча, на полу можно положить гимнастический обруч или обвести мелом место, чтобы он видел, где должен стоять во время броска. Вот более сложный пример указаний — учитель говорит: " Даниель, сделай пять шагов вперед и потом повер­нись в сторону столбика и беги вперед в направлении, показанном стрелкой, а я брошу тебе летающий диск".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...