Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение через движение. Релаксация




Обучение через движение

Междисциплинарное обучение или обуче­ние через движение представляет собой учеб­ный процесс, в который включены два или более школьных предмета, направленный на повы­шение успеваемости по каждому из предметов (Cone, Werner, Cone, Woods, 1998). Этот вариант можно рассматривать в качестве одного из эле­ментов комбинированного подхода, поскольку многие дети с расстройствами навыков обуче­ния, ADHD и DCD лучше всего воспринимают конкретный материал, пребывая в активном движении. Абстрактные понятия представляются в виде конкретных примеров и это делает их бо­лее доступными для учеников с нарушениями.

Физические упражнения, которым дети обучаются на уроках физического воспитания (в частности, сенсомоторные), могут быть включены в уроки по другим предметам с помощью школьного рас­писания. Обучение через движение в системе об­разования успешно применялось еще несколько десятилетий назад (Humphrey, 1965; Cratty, 1976). Недавно произошло возрождение этого подхода (Morris, Stiehl, 1999). К числу преимуществ использования движений во время занятий други­ми предметами можно отнести следующее (Cone, Werner, Cone, Woods, 1998):

· помогает при изучении абстрактных понятий;

· способствует активному вовлечению в про­цесс обучения, в противоположность пассивному обучению на обычных занятиях;

· предоставляет естественное средство, кото­рое можно использовать для обучения;

· стимулирует выражение чувств и мыслей, а также процесс обмена информацией;

· подкрепляет обучение, делая его более инте­ресным и осмысленным;

· способствует стимуляции сотрудничества между специалистами, в частности между учите­лем физического воспитания и классным руково­дителем.

Не следует рассматривать этот подход в каче­стве замены хорошо спланированной программы физического воспитания и, тем более, в качестве панацеи против всех проблем, которые могут воз­никать в процессе обучения детей с расстройством навыков обучения, ADHD или DCD. Скорее его следует понимать как интересную стратегию обу­чения, предназначенную для стимуляции и мо­тивации двигательной активности и стремления учиться.

В первую очередь учитель физического воспи­тания может начать с простой интеграции в учеб­ное занятие двигательного, когнитивного и аффективного (эмоционального) образовательных доменов. Например, попросить маленького ре­бенка с задержкой развития речи, который играет воздушным шариком (двигательный домен), рас­сказать какого он цвета (учебный). Ученики млад­ших классов с расстройствами навыков обучения, ADHD или DCD могут заниматься с наставни­ком из числа других школьников или небольши­ми группами (аффективный), пытаясь изобразить при помощи своего тела (двигательный) разные буквы или даже слова (учебный) (рис. 11. 1).

Учитель физического воспитания и классный руководитель могут работать совместно, исполь­зуя тематический подход или представляя ученикам такие темы, как человеческое тело, животные в зоопарке, транспорт, праздники, времена года, Олимпийские игры и культурные традиции наро­дов мира. Например, ученики могут изображать различные буквы алфавита или двигаться, под­ражая различным животным в зоопарке или на ферме. При изучении темы, посвященной транс­портным средствам, учитель может предложить детям изобразить, как летит самолет, едет машина или поезд, плывет лодка. Еще один предмет, ко­торый предоставляет возможность использования движения в обучении, — это арифметика. Напри­мер, ученики могут забрасывать мячи в разные отделения счетной решетки и так решать задачи на сложение и вычитание. В случае спеллингования учитель может предложить ребенку прыгать по нарисованной на земле табличке с буквами и так произносить слово по буквам.

 

 

Рисунок 11. 1 — Дети при помощи своего тела изобра­жают различные буквы — пример обучения языку с по­мощью движений

 

Релаксация

В физическом воспитании релаксацию часто недооценивают в качестве средства, способствую­щего концентрации внимания учащихся. Релак­сация мышечных групп, которые не используются в данный момент, позволяет сохранить энергию и сделать движения более плавными и скоординированными, а также научить ученика справляться со своими проблемами и более осознанно выпол­нять движения. Релаксация представляет собой социально адекватный способ контроля эмоций в случае огорчений и неудач, а также выхода из стрессовых ситуаций. Когда учащиеся не могут больше сосредоточиться, становятся слишком возбужденными или попадают в стрессовую си­туацию, учитель может сразу же воспользоваться упражнениями для релаксации. Их также мож­но использовать в конце урока (заключительная часть). Завершение занятия упражнениями для релаксации поможет успокоить отдельных уча­щихся или группу перед переходом к следующему уроку по расписанию. В физическом воспитании можно применять такие методы релаксации: про­грессивную релаксацию, йогу, тайги, статический стретчинг, релаксацию с использованием мысленных образов или игр для развития кон­троля импульсивного движения (Lavay, French, Henderson, 2006).

Научите детей делать медленные глубокие вдо­хи, вдыхая воздух через нос и выдыхая через рот в определенном ритме. Во время релаксации учи­телю следует говорить плавно и спокойно; что­бы ослабить возможные посторонние стимулы, в помещении должно быть по возможности тихо, а яркость света уменьшена. Учащиеся должны быть одеты в свободную одежду и принять удобное по­ложение. Чтобы помочь им расслабиться, можно использовать в качестве фона тихую, спокойную музыку. Всегда выделяйте несколько минут заня­тия специально для обучения учащихся выполне­нию контролируемых движений и определению силы, достаточной для их выполнения. Например, игры для развития контроля импульсивных дви­жений можно использовать, предложив ученикам двигаться как можно более плавно и медленно, представляя, будто они ходят по Луне, плывут в море из желе или изображают медленно тающее на солнце мороженое.

Учащиеся могут использовать визуальные мыс­ленные образы и представлять себе приятные сце­ны (гуляют в лесу вдоль ручья, сидят вечером у костра или наблюдают закат солнца). Учитель может также воспользоваться упражнениями про­грессивной релаксации, когда мышцы напрягают на 5—10 секунд, а затем расслабляют на 15 се­кунд. Некоторые авторы считают, что при обу­чении упражнениям для релаксации очень важно использовать красочные сравнения для описания желаемого состояния (Edwards, Hofmeier, 1991). Например, расслабленная мышца свободная и мягкая, как ткань, которая полощется на ветру, а напряженная мышца твердая и плотная, как де­рево. Учитель может придумать для этого специ­альные приемы, например, попросить учащихся опустить свои руки и расслабить их, представив, что они висят свободно, как язык у собаки изо рта, или представить, что у них в руках мокрая губка и ее нужно сжать так, чтобы из нее вы­текло как можно больше воды (Ballinger, Heine, 1991).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...