Обучение через движение. Релаксация
Обучение через движение Междисциплинарное обучение или обучение через движение представляет собой учебный процесс, в который включены два или более школьных предмета, направленный на повышение успеваемости по каждому из предметов (Cone, Werner, Cone, Woods, 1998). Этот вариант можно рассматривать в качестве одного из элементов комбинированного подхода, поскольку многие дети с расстройствами навыков обучения, ADHD и DCD лучше всего воспринимают конкретный материал, пребывая в активном движении. Абстрактные понятия представляются в виде конкретных примеров и это делает их более доступными для учеников с нарушениями. Физические упражнения, которым дети обучаются на уроках физического воспитания (в частности, сенсомоторные), могут быть включены в уроки по другим предметам с помощью школьного расписания. Обучение через движение в системе образования успешно применялось еще несколько десятилетий назад (Humphrey, 1965; Cratty, 1976). Недавно произошло возрождение этого подхода (Morris, Stiehl, 1999). К числу преимуществ использования движений во время занятий другими предметами можно отнести следующее (Cone, Werner, Cone, Woods, 1998): · помогает при изучении абстрактных понятий; · способствует активному вовлечению в процесс обучения, в противоположность пассивному обучению на обычных занятиях; · предоставляет естественное средство, которое можно использовать для обучения; · стимулирует выражение чувств и мыслей, а также процесс обмена информацией; · подкрепляет обучение, делая его более интересным и осмысленным; · способствует стимуляции сотрудничества между специалистами, в частности между учителем физического воспитания и классным руководителем.
Не следует рассматривать этот подход в качестве замены хорошо спланированной программы физического воспитания и, тем более, в качестве панацеи против всех проблем, которые могут возникать в процессе обучения детей с расстройством навыков обучения, ADHD или DCD. Скорее его следует понимать как интересную стратегию обучения, предназначенную для стимуляции и мотивации двигательной активности и стремления учиться. В первую очередь учитель физического воспитания может начать с простой интеграции в учебное занятие двигательного, когнитивного и аффективного (эмоционального) образовательных доменов. Например, попросить маленького ребенка с задержкой развития речи, который играет воздушным шариком (двигательный домен), рассказать какого он цвета (учебный). Ученики младших классов с расстройствами навыков обучения, ADHD или DCD могут заниматься с наставником из числа других школьников или небольшими группами (аффективный), пытаясь изобразить при помощи своего тела (двигательный) разные буквы или даже слова (учебный) (рис. 11. 1). Учитель физического воспитания и классный руководитель могут работать совместно, используя тематический подход или представляя ученикам такие темы, как человеческое тело, животные в зоопарке, транспорт, праздники, времена года, Олимпийские игры и культурные традиции народов мира. Например, ученики могут изображать различные буквы алфавита или двигаться, подражая различным животным в зоопарке или на ферме. При изучении темы, посвященной транспортным средствам, учитель может предложить детям изобразить, как летит самолет, едет машина или поезд, плывет лодка. Еще один предмет, который предоставляет возможность использования движения в обучении, — это арифметика. Например, ученики могут забрасывать мячи в разные отделения счетной решетки и так решать задачи на сложение и вычитание. В случае спеллингования учитель может предложить ребенку прыгать по нарисованной на земле табличке с буквами и так произносить слово по буквам.
Рисунок 11. 1 — Дети при помощи своего тела изображают различные буквы — пример обучения языку с помощью движений
Релаксация В физическом воспитании релаксацию часто недооценивают в качестве средства, способствующего концентрации внимания учащихся. Релаксация мышечных групп, которые не используются в данный момент, позволяет сохранить энергию и сделать движения более плавными и скоординированными, а также научить ученика справляться со своими проблемами и более осознанно выполнять движения. Релаксация представляет собой социально адекватный способ контроля эмоций в случае огорчений и неудач, а также выхода из стрессовых ситуаций. Когда учащиеся не могут больше сосредоточиться, становятся слишком возбужденными или попадают в стрессовую ситуацию, учитель может сразу же воспользоваться упражнениями для релаксации. Их также можно использовать в конце урока (заключительная часть). Завершение занятия упражнениями для релаксации поможет успокоить отдельных учащихся или группу перед переходом к следующему уроку по расписанию. В физическом воспитании можно применять такие методы релаксации: прогрессивную релаксацию, йогу, тайги, статический стретчинг, релаксацию с использованием мысленных образов или игр для развития контроля импульсивного движения (Lavay, French, Henderson, 2006). Научите детей делать медленные глубокие вдохи, вдыхая воздух через нос и выдыхая через рот в определенном ритме. Во время релаксации учителю следует говорить плавно и спокойно; чтобы ослабить возможные посторонние стимулы, в помещении должно быть по возможности тихо, а яркость света уменьшена. Учащиеся должны быть одеты в свободную одежду и принять удобное положение. Чтобы помочь им расслабиться, можно использовать в качестве фона тихую, спокойную музыку. Всегда выделяйте несколько минут занятия специально для обучения учащихся выполнению контролируемых движений и определению силы, достаточной для их выполнения. Например, игры для развития контроля импульсивных движений можно использовать, предложив ученикам двигаться как можно более плавно и медленно, представляя, будто они ходят по Луне, плывут в море из желе или изображают медленно тающее на солнце мороженое.
Учащиеся могут использовать визуальные мысленные образы и представлять себе приятные сцены (гуляют в лесу вдоль ручья, сидят вечером у костра или наблюдают закат солнца). Учитель может также воспользоваться упражнениями прогрессивной релаксации, когда мышцы напрягают на 5—10 секунд, а затем расслабляют на 15 секунд. Некоторые авторы считают, что при обучении упражнениям для релаксации очень важно использовать красочные сравнения для описания желаемого состояния (Edwards, Hofmeier, 1991). Например, расслабленная мышца свободная и мягкая, как ткань, которая полощется на ветру, а напряженная мышца твердая и плотная, как дерево. Учитель может придумать для этого специальные приемы, например, попросить учащихся опустить свои руки и расслабить их, представив, что они висят свободно, как язык у собаки изо рта, или представить, что у них в руках мокрая губка и ее нужно сжать так, чтобы из нее вытекло как можно больше воды (Ballinger, Heine, 1991).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|