Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности лиц с нарушениями зрения




ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Несмотря на поразительное разнообразие, ха­рактеризующее особенности лиц с нарушениями зрения, существуют определенные общие чер­ты, которые встречаются у таких больных чаще, чем у здоровых. Некоторые из них мы обсудим в следующих разделах. Следует помнить о том, что эти признаки являются обобщенными и могут не проявляться у некоторых людей с нарушениями зрения.

 

Эмоциональные и социальные особенности

Такие привычки, как покачивание тулови­ща, движения руками, щелканье пальцами или надавливание и потирание пальцами век, — все это примеры периодических движений, которые могут формироваться у некоторых лиц с наруше­ниями зрения или несколькими нарушениями.

Такие повторяющие движения получили в ан­глоязычной литературе название blindism или self-stimulation (самостимуляция). Хотя причины таких движений по-прежнему остаются пред­метом дискуссий, взрослые могут восприни­мать их как разновидность нервных привычек, которые обнаруживаются у большинства людей. Родители и учителя могут совместно решить, как ребенку избавиться от подобных движений в некоторых ситуациях. Если эти движения не влияют на его учебную успеваемость или не мешают окружающим, тогда отдельным видам самостимулирующего поведения можно про­сто не придавать значения (McHugh, Lieberman, 2003).

Некоторые ученики с нарушениями зрения могут быть напуганными и зависимыми. Такие особенности могут развиваться не вследствие по­тери зрения, а скорее из-за чрезмерной опеки, которую испытывают большинство слепых. Такая опека обычно приводит к ограничению возмож­ностей ученика для исследования окружающего мира и в результате создает возможную задержку сенсорного, двигательного и когнитивного раз­вития.

 

Возможности для социализации

Дети с нарушениями зрения склонны к огра­ничению социальных контактов и количества друзей по сравнению со своими зрячими сверстниками. Наблюдение за детьми с нарушениями зрения в условиях совместного (инклюзивного) обучения показывает, что они в большинстве слу­чаев стараются держаться поближе к учителю и редко завязывают отношения со здоровыми ро­весниками. Больные с нарушениями зрения описывают школу как место, где они чувствуют се­бя одинокими, или как место, где другие дети их дразнят и игнорируют (Nikolaraizi, De Reybekiel, 2001). Было обнаружено, что дети с нарушениями зрения характеризуются низким уровнем субъек­тивного контроля своей способности завязывать и поддерживать дружеские отношения с другими детьми (Robinson, Lieberman, 2004). Учащиеся, которые сталкиваются с трудностями во время двигательной активности, как правило, имеют слабое представление о себе, результатом чего становится снижение двигательной уверенности, часто простирающейся и за пределы сферы заня­тий спортом и приводящей к отрицательным психосоциальным последствиям (Bouchard, Tetrault, 2000).

 

Специфика занятий физическим воспитанием, обусловленная двигательными и физическими характеристиками, а также особенностями физического развития

Отсутствие зрения само по себе не обуслов­ливает каких-либо особых двигательных или фи­зических характеристик. Однако ограниченные возможности для движения, часто связанные со слабовидением и слепотой, могут стать причи­ной ряда характерных особенностей. Далее рас­смотрены возможные двигательные и физические показатели, а также особенности физического развития учащихся с нарушениями зрения и обу­словленная ими специфика занятий физическим воспитанием.

· Особенность. Задержка двигательного раз­вития у маленьких детей с нарушениями зре­ния может иметь различные причины, включая ограниченные возможности для активных игр с родителями, повышенный защитный инстинкт родителей и нянечек, собственный страх перед резкими движениями, отсутствие зрения, которое мотивирует движение, а также отсутствие воз­можности видеть других людей в движении.

· Рекомендации. Чтобы не допустить отстава­ния в двигательном развитии, учащиеся с потерей зрения должны иметь возможность и мотивацию для движения в безопасных условиях. Поддержи­вайте и поощряйте движения, физически показы­вая и на словах объясняя ученикам, что двигаться не опасно. У детей с приобретенной потерей зре­ния задержки двигательного развития обычно не наблюдается. Они, в прошлом зрячие, но теперь потерявшие зрение, нуждаются в корректирую­щей помощи наблюдателей в качестве замены на­блюдения за своими собственными движениями, то есть однажды освоенные навыки сохраняются.

· Особенность. Ученики с частичными наруше­ниями зрения удерживают голову в определенном положении, необходимом для максимального использования зрения. У них могут наблюдаться нару­шения осанки. Кроме того, нарушения осанки могут быть более выраженными и у детей с врожденной потерей зрения, которые не имели возможности на­блюдать за тем, как сидят, стоят и двигаются окру­жающие. У них может быть шаркающая походка, наклоненное вперед тело или сутулые плечи.

· Рекомендации. Упражнения для исправления осанки помогут исправить осанку и ослабить на­грузку на туловище. Вербальные или физические подсказки будут напоминать ребенку о необходи­мости сидеть прямо с поднятой головой.

· Особенность. У слепых учащихся может на­блюдаться задержка формирования ощущения своего тела и способности удерживать равнове­сие. Одной из вероятных причин является огра­ничение возможностей для регулярных занятий двигательной активностью, которые способству­ют развитию равновесия и владения своим телом. Кроме того, зрение облегчает удержание равно­весия благодаря тому, что предоставляет человеку зрительные ориентиры в пространстве, которые помогают ему определить положение тела.

· Рекомендации. Занятия такими видами дви­гательной активности, как танцы, йога и обучение движениям могут стать прекрасным средством формирования ощущения своего тела и способ­ности удерживать равновесие.

· Особенность. Многие люди с нарушениями зрения имеют медленную, скользящую походку. Ее можно наблюдать, если попросить здоровых учащихся пойти по комнате с закрытыми глазами. При ходьбе без зрительного контроля наблюдается укорочение шага, замедление темпа ходьбы, сколь­жение ноги над поверхностью пола, увеличение продолжительности фазы опоры и возрастающая с расстоянием тенденция уклонения в сторону от начального направления движения (противопо­ложную более сильной ноге).

· Рекомендации. Учитель физического вос­питания может стимулировать удлинение шага в спринтерском беге за счет увеличения разгибания бедра в момент отталкивания и более сильного его сгибания в момент амортизации (Arnhold, McGrain, 1985; Wyatt, Ng, 1997). Этого можно до­биться путем совершенствования техники бега с помощью упражнений, описанных далее в этой главе.

· Особенность. Уровень физической подго­товленности учащихся с нарушениями зрения, как правило ниже, чем у их зрячих ровесников (Lieberman, McHugh, 2001; Winnick, Short, 1986). Это может стать причиной особого беспокойства, поскольку было высказано предположение, что лицам с нарушениями зрения требуется более высокий уровень физической подготовленности по сравнению со здоровыми людьми (Buell, 1966). Основой этого послужили результаты ряда наблю­дений, показавших, что слепым и слабовидящим для выполнения определенных действий требуется больше энергии, чем здоровому человеку. Напри­мер, при ходьбе с тростью расходуется дополни­тельная энергия на выполнение работы мышцами кисти и руки, а также на умственную деятельность, связанную с ориентацией в пространстве.

Рекомендации. Уровень физической под­готовленности слепых и слабовидящих учащих­ся можно повысить до определенного предела. Препятствием на пути к повышению физической подготовленности могут стать отсутствие усло­вий для занятий физическими упражнениями или трудности с организацией совместных заня­тий бегом слепых детей и их здоровых сопрово­ждающих (Tepfer, 2002). Большое значение имеет деятельность учителя физкультуры, связанная с разработкой программ физических упражнений для учащихся с нарушениями зрения, и работа с их родственниками, направленная на поиск ви­дов двигательной активности, которыми учащие­ся смогут заниматься дома. Примерами таких упражнений могут быть прыжки через скакалку, силовая тренировка, аэробика, езда на велосипеде (на тандеме или в одиночку в безопасном месте), а также ходьба (Lieberman, 2002).

В целом можно отметить, что недостающим компонентом в развитии нормального паттер­на движений и физической подготовленности у школьников с нарушениями зрения является не способность, а возможность заниматься физиче­скими упражнениями. Учитель физического вос­питания должен помочь учащимся почувствовать себя безопасно и уверенно во время выполнения упражнений. Добиться этого можно с помощью обучения на занятиях физического воспитания и сотрудничества с родителями, опекунами и други­ми авторитетными людьми из окружения ребен­ка (Lieberman, James, Ludwa, 2004). В следующем разделе мы предлагаем свои рекомендации, призванные помочь учащимся с нарушениями зрения получить удовлетворение от занятий физического воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...