Особенности лиц с нарушениями зрения
ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Несмотря на поразительное разнообразие, характеризующее особенности лиц с нарушениями зрения, существуют определенные общие черты, которые встречаются у таких больных чаще, чем у здоровых. Некоторые из них мы обсудим в следующих разделах. Следует помнить о том, что эти признаки являются обобщенными и могут не проявляться у некоторых людей с нарушениями зрения.
Эмоциональные и социальные особенности Такие привычки, как покачивание туловища, движения руками, щелканье пальцами или надавливание и потирание пальцами век, — все это примеры периодических движений, которые могут формироваться у некоторых лиц с нарушениями зрения или несколькими нарушениями. Такие повторяющие движения получили в англоязычной литературе название blindism или self-stimulation (самостимуляция). Хотя причины таких движений по-прежнему остаются предметом дискуссий, взрослые могут воспринимать их как разновидность нервных привычек, которые обнаруживаются у большинства людей. Родители и учителя могут совместно решить, как ребенку избавиться от подобных движений в некоторых ситуациях. Если эти движения не влияют на его учебную успеваемость или не мешают окружающим, тогда отдельным видам самостимулирующего поведения можно просто не придавать значения (McHugh, Lieberman, 2003). Некоторые ученики с нарушениями зрения могут быть напуганными и зависимыми. Такие особенности могут развиваться не вследствие потери зрения, а скорее из-за чрезмерной опеки, которую испытывают большинство слепых. Такая опека обычно приводит к ограничению возможностей ученика для исследования окружающего мира и в результате создает возможную задержку сенсорного, двигательного и когнитивного развития.
Возможности для социализации Дети с нарушениями зрения склонны к ограничению социальных контактов и количества друзей по сравнению со своими зрячими сверстниками. Наблюдение за детьми с нарушениями зрения в условиях совместного (инклюзивного) обучения показывает, что они в большинстве случаев стараются держаться поближе к учителю и редко завязывают отношения со здоровыми ровесниками. Больные с нарушениями зрения описывают школу как место, где они чувствуют себя одинокими, или как место, где другие дети их дразнят и игнорируют (Nikolaraizi, De Reybekiel, 2001). Было обнаружено, что дети с нарушениями зрения характеризуются низким уровнем субъективного контроля своей способности завязывать и поддерживать дружеские отношения с другими детьми (Robinson, Lieberman, 2004). Учащиеся, которые сталкиваются с трудностями во время двигательной активности, как правило, имеют слабое представление о себе, результатом чего становится снижение двигательной уверенности, часто простирающейся и за пределы сферы занятий спортом и приводящей к отрицательным психосоциальным последствиям (Bouchard, Tetrault, 2000).
Специфика занятий физическим воспитанием, обусловленная двигательными и физическими характеристиками, а также особенностями физического развития Отсутствие зрения само по себе не обусловливает каких-либо особых двигательных или физических характеристик. Однако ограниченные возможности для движения, часто связанные со слабовидением и слепотой, могут стать причиной ряда характерных особенностей. Далее рассмотрены возможные двигательные и физические показатели, а также особенности физического развития учащихся с нарушениями зрения и обусловленная ими специфика занятий физическим воспитанием. · Особенность. Задержка двигательного развития у маленьких детей с нарушениями зрения может иметь различные причины, включая ограниченные возможности для активных игр с родителями, повышенный защитный инстинкт родителей и нянечек, собственный страх перед резкими движениями, отсутствие зрения, которое мотивирует движение, а также отсутствие возможности видеть других людей в движении.
· Рекомендации. Чтобы не допустить отставания в двигательном развитии, учащиеся с потерей зрения должны иметь возможность и мотивацию для движения в безопасных условиях. Поддерживайте и поощряйте движения, физически показывая и на словах объясняя ученикам, что двигаться не опасно. У детей с приобретенной потерей зрения задержки двигательного развития обычно не наблюдается. Они, в прошлом зрячие, но теперь потерявшие зрение, нуждаются в корректирующей помощи наблюдателей в качестве замены наблюдения за своими собственными движениями, то есть однажды освоенные навыки сохраняются. · Особенность. Ученики с частичными нарушениями зрения удерживают голову в определенном положении, необходимом для максимального использования зрения. У них могут наблюдаться нарушения осанки. Кроме того, нарушения осанки могут быть более выраженными и у детей с врожденной потерей зрения, которые не имели возможности наблюдать за тем, как сидят, стоят и двигаются окружающие. У них может быть шаркающая походка, наклоненное вперед тело или сутулые плечи. · Рекомендации. Упражнения для исправления осанки помогут исправить осанку и ослабить нагрузку на туловище. Вербальные или физические подсказки будут напоминать ребенку о необходимости сидеть прямо с поднятой головой. · Особенность. У слепых учащихся может наблюдаться задержка формирования ощущения своего тела и способности удерживать равновесие. Одной из вероятных причин является ограничение возможностей для регулярных занятий двигательной активностью, которые способствуют развитию равновесия и владения своим телом. Кроме того, зрение облегчает удержание равновесия благодаря тому, что предоставляет человеку зрительные ориентиры в пространстве, которые помогают ему определить положение тела.
· Рекомендации. Занятия такими видами двигательной активности, как танцы, йога и обучение движениям могут стать прекрасным средством формирования ощущения своего тела и способности удерживать равновесие. · Особенность. Многие люди с нарушениями зрения имеют медленную, скользящую походку. Ее можно наблюдать, если попросить здоровых учащихся пойти по комнате с закрытыми глазами. При ходьбе без зрительного контроля наблюдается укорочение шага, замедление темпа ходьбы, скольжение ноги над поверхностью пола, увеличение продолжительности фазы опоры и возрастающая с расстоянием тенденция уклонения в сторону от начального направления движения (противоположную более сильной ноге). · Рекомендации. Учитель физического воспитания может стимулировать удлинение шага в спринтерском беге за счет увеличения разгибания бедра в момент отталкивания и более сильного его сгибания в момент амортизации (Arnhold, McGrain, 1985; Wyatt, Ng, 1997). Этого можно добиться путем совершенствования техники бега с помощью упражнений, описанных далее в этой главе. · Особенность. Уровень физической подготовленности учащихся с нарушениями зрения, как правило ниже, чем у их зрячих ровесников (Lieberman, McHugh, 2001; Winnick, Short, 1986). Это может стать причиной особого беспокойства, поскольку было высказано предположение, что лицам с нарушениями зрения требуется более высокий уровень физической подготовленности по сравнению со здоровыми людьми (Buell, 1966). Основой этого послужили результаты ряда наблюдений, показавших, что слепым и слабовидящим для выполнения определенных действий требуется больше энергии, чем здоровому человеку. Например, при ходьбе с тростью расходуется дополнительная энергия на выполнение работы мышцами кисти и руки, а также на умственную деятельность, связанную с ориентацией в пространстве. Рекомендации. Уровень физической подготовленности слепых и слабовидящих учащихся можно повысить до определенного предела. Препятствием на пути к повышению физической подготовленности могут стать отсутствие условий для занятий физическими упражнениями или трудности с организацией совместных занятий бегом слепых детей и их здоровых сопровождающих (Tepfer, 2002). Большое значение имеет деятельность учителя физкультуры, связанная с разработкой программ физических упражнений для учащихся с нарушениями зрения, и работа с их родственниками, направленная на поиск видов двигательной активности, которыми учащиеся смогут заниматься дома. Примерами таких упражнений могут быть прыжки через скакалку, силовая тренировка, аэробика, езда на велосипеде (на тандеме или в одиночку в безопасном месте), а также ходьба (Lieberman, 2002).
В целом можно отметить, что недостающим компонентом в развитии нормального паттерна движений и физической подготовленности у школьников с нарушениями зрения является не способность, а возможность заниматься физическими упражнениями. Учитель физического воспитания должен помочь учащимся почувствовать себя безопасно и уверенно во время выполнения упражнений. Добиться этого можно с помощью обучения на занятиях физического воспитания и сотрудничества с родителями, опекунами и другими авторитетными людьми из окружения ребенка (Lieberman, James, Ludwa, 2004). В следующем разделе мы предлагаем свои рекомендации, призванные помочь учащимся с нарушениями зрения получить удовлетворение от занятий физического воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|