Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск возможностей для видоизменения учебного процесса




Поиск возможностей для видоизменения учебного процесса

Значительная часть практического опыта и знаний человека связана не с тем, чему его не­посредственно учат, а с тем, что он слышит и ви­дит, наблюдая за происходящим вокруг. Побочное (непреднамеренное) научение происходит, когда в качестве источника информации используется окружающая среда. В случае нарушения зрения возможности побочного научения существенно снижаются. При обучении ребенка с нарушениями зрения учителям приходится заниматься с ним гораздо больше по сравнению с другими детьми и при каждой возможности объяснять ему, что про­исходит вокруг.

Учащимся с различными нарушениями зре­ния требуется разное обучение: одним — физиче­ская демонстрация определенных навыков, тогда как другие могут научиться тому же с помощью только вербальных указаний. В некоторых слу­чаях уровень обучения определяется сложностью изучаемых упражнений или приемов. Такой ме­няющийся уровень обучения иногда еще называ­ют " системой наименьшего побуждения" (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986). Представленная да­лее система наименьших побуждений предлагает примеры, непосредственно связанные с обучени­ем детей с нарушениями зрения. Обратите вни­мание, что учитель может использовать один или несколько из рассмотренных подходов, чтобы по­мочь ребенку освоить определенный навык. Сле­дует помнить о том, что и физическое руководство и тактильное моделирование позволяют повысить эффективность освоения движений детьми с на­рушениями зрения при выполнении новых зада­ний (O'Connell, 2000).

 

Вербальные объяснения учителя

· Как можно проще объясните ребенку, что нужно делать.

· Используйте предпочитаемый ребенком способ общения.

· Если ребенок не смог понять с первого раза, попробуйте объяснить ему еще раз другими сло­вами.

· Если у ребенка присутствует остаточное зре­ние, продемонстрируйте ему движение.

· Комментируйте выполнение упражнения, используя для этого точные однозначные опи­сания. Указание " Держим ракетку на 3—4 дюйма выше своего левого плеча" дает больше информа­ции, чем указание типа " Держи ракетку вот так". Использование точных конкретных указаний полезно в занятиях со всеми учениками, независимо от наличия у них нарушений зрения.

· Привлекайте учащихся с нарушениями зре­ния к наблюдению за спортивными мероприятия­ми, назначая для этого " комментатора" из числа других учеников, чтобы он описывал происходя­щее в зале (на площадке) подобно тому, как спор­тивный комментатор. Делает это по радио. Выбе­рите на эту роль ученика с развитым чувством юмора, что сделает мероприятие более забавным для всех окружающих.

·

Демонстрация движений инструктором или Наставником из числа сверстников

· Покажите ребенку необходимый навык или движение.

· Демонстрируйте движение в поле зрения ре­бенка.

· Попросите смоделировать движение кого-то из детей, похожего на ученика с нарушением зре­ния по размерам тела и способностям.

· Там, где это, возможно, используйте подход " целое—часть—целое": покажите сначала прием в целом, затем отдельные элементы (выделенные с использованием анализа заданий) и затем весь прием еще раз.

Физическая помощь или руководство со стороны инструктора или помощника из числа сверстников

· Оказывайте ученику физическую помощь во время выполнения движения.

· Записывайте, какие навыки требуют физи­ческой помощи, указывая при этом ее объем и содержание. При необходимости учитель сможет объяснить, в какой момент, где и почему он каса­ется ученика.

· Чтобы не испугать ученика, предупредите его перед оказанием физической помощи.

· Сведите физическую помощь до минимума, как только в ней отпадет необходимость.

 

Тактильное моделирование приема инструктором или помощником из числа сверстников

· Позвольте ученику на ощупь понять, как одноклассник или учитель выполняют движение, которое не удалось освоить с помощью предыду­щих способов (Lieberman, Cowart, 1996).

· Расскажите ученику, на что следует обратить внимание при выполнении приема.

· Для обеспечения правовой защиты фикси­руйте в документах, в каком объеме предоставляется помощь, где и с какой целью слепой ученик должен ощупывать учителя или одноклассника.

· Повторяйте тактильное моделирование до тех пор, пока ученик не поймет, как выполнять движение.

· Чтобы добиться максимального результа­та, используйте тактильное моделирование в со­четании с другими способами обучения (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986).

 

Воспользуйтесь звуковыми устройствами

· Для софтбола используйте большой игровой мяч, который слышно при ударе, или мяч с элек­тронным зуммером (beeper ball, American Printing House for the Blind, www. aph. org). Чтобы напра­вить отбивающего к базе, тренер может оттуда не­прерывно звать его к себе.

· Сделайте игровые мячи звуковыми: для это­го необходимо разрезать мяч, вставить внутрь ко­локольчики и заклеить его с помощью заплаты из велоаптечки.

· Чтобы слепые и слабовидящие ученики мог­ли услышать, когда мяч попадает в ворота, при­крепите к сетке ворот колокольчики. Это позволит всем услышать, когда будет забит гол.

· " Озвучьте" баскетбольную корзину. Привя­жите жестянку с камушками к ободу баскетболь­ной корзины и попросите кого-то из учеников дергать за конец веревки, привязанной к жестян­ке, чтобы она гремела.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...