Поиск возможностей для видоизменения учебного процесса
Поиск возможностей для видоизменения учебного процесса Значительная часть практического опыта и знаний человека связана не с тем, чему его непосредственно учат, а с тем, что он слышит и видит, наблюдая за происходящим вокруг. Побочное (непреднамеренное) научение происходит, когда в качестве источника информации используется окружающая среда. В случае нарушения зрения возможности побочного научения существенно снижаются. При обучении ребенка с нарушениями зрения учителям приходится заниматься с ним гораздо больше по сравнению с другими детьми и при каждой возможности объяснять ему, что происходит вокруг. Учащимся с различными нарушениями зрения требуется разное обучение: одним — физическая демонстрация определенных навыков, тогда как другие могут научиться тому же с помощью только вербальных указаний. В некоторых случаях уровень обучения определяется сложностью изучаемых упражнений или приемов. Такой меняющийся уровень обучения иногда еще называют " системой наименьшего побуждения" (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986). Представленная далее система наименьших побуждений предлагает примеры, непосредственно связанные с обучением детей с нарушениями зрения. Обратите внимание, что учитель может использовать один или несколько из рассмотренных подходов, чтобы помочь ребенку освоить определенный навык. Следует помнить о том, что и физическое руководство и тактильное моделирование позволяют повысить эффективность освоения движений детьми с нарушениями зрения при выполнении новых заданий (O'Connell, 2000).
Вербальные объяснения учителя · Как можно проще объясните ребенку, что нужно делать.
· Используйте предпочитаемый ребенком способ общения. · Если ребенок не смог понять с первого раза, попробуйте объяснить ему еще раз другими словами. · Если у ребенка присутствует остаточное зрение, продемонстрируйте ему движение. · Комментируйте выполнение упражнения, используя для этого точные однозначные описания. Указание " Держим ракетку на 3—4 дюйма выше своего левого плеча" дает больше информации, чем указание типа " Держи ракетку вот так". Использование точных конкретных указаний полезно в занятиях со всеми учениками, независимо от наличия у них нарушений зрения. · Привлекайте учащихся с нарушениями зрения к наблюдению за спортивными мероприятиями, назначая для этого " комментатора" из числа других учеников, чтобы он описывал происходящее в зале (на площадке) подобно тому, как спортивный комментатор. Делает это по радио. Выберите на эту роль ученика с развитым чувством юмора, что сделает мероприятие более забавным для всех окружающих. · Демонстрация движений инструктором или Наставником из числа сверстников · Покажите ребенку необходимый навык или движение. · Демонстрируйте движение в поле зрения ребенка. · Попросите смоделировать движение кого-то из детей, похожего на ученика с нарушением зрения по размерам тела и способностям. · Там, где это, возможно, используйте подход " целое—часть—целое": покажите сначала прием в целом, затем отдельные элементы (выделенные с использованием анализа заданий) и затем весь прием еще раз. Физическая помощь или руководство со стороны инструктора или помощника из числа сверстников · Оказывайте ученику физическую помощь во время выполнения движения. · Записывайте, какие навыки требуют физической помощи, указывая при этом ее объем и содержание. При необходимости учитель сможет объяснить, в какой момент, где и почему он касается ученика.
· Чтобы не испугать ученика, предупредите его перед оказанием физической помощи. · Сведите физическую помощь до минимума, как только в ней отпадет необходимость.
Тактильное моделирование приема инструктором или помощником из числа сверстников · Позвольте ученику на ощупь понять, как одноклассник или учитель выполняют движение, которое не удалось освоить с помощью предыдущих способов (Lieberman, Cowart, 1996). · Расскажите ученику, на что следует обратить внимание при выполнении приема. · Для обеспечения правовой защиты фиксируйте в документах, в каком объеме предоставляется помощь, где и с какой целью слепой ученик должен ощупывать учителя или одноклассника. · Повторяйте тактильное моделирование до тех пор, пока ученик не поймет, как выполнять движение. · Чтобы добиться максимального результата, используйте тактильное моделирование в сочетании с другими способами обучения (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986).
Воспользуйтесь звуковыми устройствами · Для софтбола используйте большой игровой мяч, который слышно при ударе, или мяч с электронным зуммером (beeper ball, American Printing House for the Blind, www. aph. org). Чтобы направить отбивающего к базе, тренер может оттуда непрерывно звать его к себе. · Сделайте игровые мячи звуковыми: для этого необходимо разрезать мяч, вставить внутрь колокольчики и заклеить его с помощью заплаты из велоаптечки. · Чтобы слепые и слабовидящие ученики могли услышать, когда мяч попадает в ворота, прикрепите к сетке ворот колокольчики. Это позволит всем услышать, когда будет забит гол. · " Озвучьте" баскетбольную корзину. Привяжите жестянку с камушками к ободу баскетбольной корзины и попросите кого-то из учеников дергать за конец веревки, привязанной к жестянке, чтобы она гремела.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|