Анализ способностей ученика
Оценка, направленная на выяснение текущего уровня показателей ученика. В большинстве случаев учащиеся с нарушениями зрения могут проходить тестирование и оцениваться с использованием тех же нормативов, что и остальные ученики. В случае ограничения способности к самостоятельному передвижению (мобильности), обусловленной слабым зрением или его потерей, можно модифицировать условия проведения отдельных тестов, использовать вспомогательные устройства или помощников из числа зрячих учеников с учетом рекомендаций, предлагаемых в этой главе. Например, можно применять звуковые сигналы, которые подсказывают ученикам, в каком направлении следует выполнять бросок мяча или как далеко необходимо прыгать или бежать. Вместе с тем, необходимо с осторожностью подходить к интерпретации результатов тестов, полученных в измененных условиях или с использованием нормативов, которые не рассчитаны на учащихся с расстройствами зрения. Брокпортский тест физической подготовленности (Winnick, Short, 1999) позволяет провести оценку показателей физической подготовленности слабовидящих и слепых детей. Более подробная информация о проведении тестирования и оценке приведена в главе 5. Помимо оценки общих показателей ребенка учитель может также попытаться найти ответы на следующие пять вопросов:
· Что ученик может увидеть? Задайте ему вопрос: " Что ты можешь увидеть? " вместо " Как много ты можешь увидеть? " Поставьте тот же вопрос людям, знакомым с учеником, включая бывших учителей, родителей или сопровождающих ребенка, а также специалиста по ограниченному зрению. Ознакомьтесь с личным делом ученика, чтобы получить дополнительные сведения о его возможности видеть.
· Когда (в каком возрасте) произошла потеря зрения? На протяжении какого времени она прогрессирует? Продолжается ли ухудшение зрения в настоящее время? Выясните у ученика, когда он потерял зрение. Если это происходило постепенно вследствие заболевания до 8—10 лет, ему понадобится меньше времени для обучения определенным игровым приемам (поскольку зрячие дети приобретают основные двигательные навыки до этого возраста), например, выполнению подачи звучащего софтбольного мяча или перемещению бегом к базе, на которой установлен звуковой маяк, чем ребенку, слепому от рождения и никогда не видевшему, как играют в бейсбол. Ученику с врожденной слепотой может потребоваться подробное объяснение, не связанное с аналогиями, о которых ребенок может не иметь никакого представления. Например, подсказка " прыгай, как зайчик" может оказаться бесполезной для ребенка, который никогда не видел, как двигается это животное. Учителю будет нужно специально обучать ребенка прыгать именно так. · Как я могу добиться максимального использования возможностей существующего зрения? Выясните у учащихся, что может помочь им видеть лучше. Большинство нарушений зрительного восприятия может быть улучшено увеличением освещенности. Однако в некоторых ситуациях (при глаукоме и альбинизме) это может стать проблемой. Занимайтесь с такими детьми в помещении с мягким освещением, без резкого света. Во время занятий на открытом воздухе таким ученикам могут понадобиться защитные очки или кепка с козырьком. · Есть ли у ребенка какие-либопротивопока зания для занятий двигательной активностью? Чтобы выяснить это, обратитесь за медицинской консультацией. Обратите внимание на причины нарушения зрения, ознакомьтесь в библиотеке или в Интернете со справочной литературой, посвященной этиологии расстройств зрения, и почитайте о конкретном нарушении, которое наблюдается у ребенка. Для полностью слепых ограничения обычно минимальны, поскольку у них уже не осталось зрения, которое можно было бы сохранить. Для школьников с частичным зрением могут быть ограничения в занятиях двигательной активностью, направленные на сохранение остаточного зрения. Обсудите состояние ребенка с лечащим врачом-офтальмологом для выяснения возможных ограничений, это особенно актуально после недавно перенесенной хирургической операции на глазах. Например, больным с отслоением сетчатки обычно противопоказаны резкие ударные движения. Возможно, потребуется воздержаться от занятий контактными видами спорта, а также плаванием и подводным плаванием. Глаукома развивается при нарушении оттока жидкости внутри глаза, что приводит к возрастанию внутриглазного давления и последующей потере зрения. Поэтому при глаукоме следует избегать перевернутых положений туловища и занятий подводным плаванием, следствием которых может быть дополнительное повышение внутриглазного давления.
· Какие занятия в школе, виды социальной деятельности и двигательной активности нравятся ученику? Поинтересуйтесь, какие виды адаптаций он предпочитает. Например, задайте ему такие вопросы: " Нравится ли тебе заниматься бегом? А вместе со зрячим напарником? Или может с проволочными перилами? А может, самостоятельно на пустой прямой дорожке? " Ознакомьтесь с возможностями, существующими для занятий этого ребенка двигательной активностью вместе с родителями, друзьями, по программам, предлагаемым местным сообществом. Возможность попробовать все доступные варианты занятий очень важна, поскольку учащийся может не понимать своих предпочтений, пока не попробует по несколько раз каждый из них. Постарайтесь включить предпочитаемые учеником виды двигательной активности и адаптации в его программу физического воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|