Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование самостоятельности учащихся




Если дети с нарушениями зрения не освоят навыков, которые обеспечат им самостоятель­ность, им придется полагаться на других при передвижении, обучении, социализации и в по­вседневной жизни. Чтобы стать независимыми, им необходимо иметь соответствующие навыки, способности к социализации, выносливость и си­лу для выполнения повседневных задач. Приоб­рести все это и стать независимыми позволяют занятия двигательной активностью.

В процессе обучения обратите внимание на следующие пять рекомендаций:

· Сформируйте и поддерживайте положитель­ное отношение ко всем ученикам. Отноше­ние учителя является основным фактором, определяющим атмосферу в классе. Если учитель действительно заинтересован в обучении всех уча­щихся, включая и детей с нарушениями зрения, и если этот учитель предлагает видоизмененные виды двигательной активности и использует при­способления, которые позволяют ученикам с раз­личными потребностями заниматься без особых сложностей, тогда учащиеся в классе воспримут это отношение и с большей вероятностью примут детей с нарушениями зрения или другими откло­нениями.

· Поощряйте стремление к занятиям двига­тельной активностью у всех учащихся. Чтобы поощрить стремление к занятиям, постарайтесь выяснить у учеников, как они относятся к раз­личным видам двигательной активности. С ува­жением отнеситесь к любым страхам, которые они могут выражать, и поработайте с ними над созданием условий, в которых они будут чувство­вать себя в безопасности и захотят участвовать в занятиях. Следующий пример может проиллю­стрировать важность общения с учениками для понимания их страхов и поощрения их желания заниматься. Слепая от рождения девочка очень хорошо плавала, при этом казалось, что она со­вершенно неспособна научиться нырять. Когда ее спросили, почему она не может плавать под водой, она ответила: " Если я буду плавать под во­дой, никто меня не будет видеть. Мне от этого очень страшно". После того как ей объяснили, что чистая вода прозрачна и сквозь нее все видно, девочка изменила свое мнение и вскоре научи­лась плавать под водой.

· Помогите родителям увидеть возможности их детей. Родители являются самыми больши­ми защитниками детей. Руководствуясь своими страхами за ребенка, который не имеет возмож­ности пользоваться основным органом чувств, не­которые взрослые могут, куда большее значение придавать тому, чего ребенок не может делать, е противовес тому, что он может. В таких случаях у ребенка практически отсутствует возможность по­пробовать дома что-либо новое, поиграть с други­ми (зрячими) детьми или заниматься какой-либо деятельностью, которая с точки зрения взрослых может быть для него опасной. Учителя физиче­ского воспитания могут контактировать с родите­лями, предоставляя им информацию о возможно­стях ребенка, в частности передавая им данные, использованные в ходе тестирования, персональ­ные записки или новости с описанием достиже­ний ученика, его фотографиями во время занятий, а также списки его любимых видов двигательной активности. После ознакомления с информацией о текущих успехах и возможностях своего ребен­ка родители получат более точное представление о его потенциале и могут позволить ему или предо­ставить более широкие возможности для занятий физическими упражнениями дома и в сообществе.

· Ставьте перед учащимися с нарушениями зрения такие задания, которые они могли бы вы­полнить. Вознаграждайте и отмечайте все дости­жения ученика — это поможет повысить его са­мооценку и мотивировать его для продолжения работы над дальнейшими целями. Использование реалистичных тестов, которые включают оценку процесса и его результата, а также уровня само­стоятельности, поможет ученику оценить свое продвижение вперед. Примером такого типа оценки, предназначенного специально для детей с расстройствами зрения, является тест " Camp Abilities Activity Analysis Checklist" (посетите www. campabilities. org). Во время занятий учитель помо­гает ученикам поставить реальные цели и увидеть собственные достижения. Настенные стенды для новостей, школьные стенгазеты и объявления — все эти средства подойдут, чтобы отметить дости­жения ученика.

· Предполагайте, что ученик во время урока физкультуры будет двигаться максимально само­стоятельно. В начале учебного года познакомь­те учащихся с нарушениями зрения с игровыми полями, спортивными залами и оборудованием, чтобы они могли быть более самостоятельными и чувствовать себя безопасно. Кроме того, укажите предметы, которые помогут им ориентироваться в пространстве (такими предметами могут быть ма­ты, расположенные в спортзале вдоль всех стен). Позвольте учащимся походить и потрогать все во­круг столько, сколько потребуется, — это помо­жет им создать в своем представлении образ ме­ста, где они находятся, и в дальнейшем они будут чувствовать себя там более уверенно. Старайтесь не менять расположение оборудования в зале. Если все же необходимо его изменить, предупреди­те об этом учащихся и дайте им дополнительное время перед началом занятия, чтобы сориенти­роваться в новой расстановке окружающих пред­метов. В раздевалке проверьте, чтобы шкафчики детей с нарушениями зрения находились в легко­доступном месте и имели замок, открывающийся ключом, а не набором комбинации цифр. Лучше всего оказать помощь слепым детям в передви­жении из помещения в помещение, в обучении навыкам и оценке их достижений могут подго­товленные одноклассники. Подготовка таких по­мощников из числа сверстников является обя­зательным условием обеспечения безопасности, ускорения обучения навыкам и эффективному общению (Wiskochil, 2002). Помимо проведения первичной подготовки, встречайтесь со слепым учеником и его помощником за несколько ми­нут перед каждым занятием, чтобы рассказать о понятиях и движениях, которые будут рассматри­ваться на предстоящем уроке. Далее представле­ны дополнительные рекомендации для обучения детей с нарушениями зрения. С ними следует так­же ознакомить и помощника слепого ребенка.

Маленькие дети с нарушениями зрения нуж­даются в дополнительных стимулах, чтобы начать двигаться. Базовые филогенетические навыки «навыки, которые самостоятельно развиваются у людей, например, умение ползать, сидеть и хо­дить) таким детям освоить гораздо тяжелее из-за отсутствия основного мотивирующего чувства — зрения. Родители, специалисты, учителя и врачи должны работать совместно, чтобы вызвать у ре­бенка потребность в движении и сформировать у него базовые двигательные навыки, такие, как умение сидеть, ползать, переворачиваться и хо­дить. Далее предлагаются упражнения, призван­ные помочь развить желание двигаться у ребенка с нарушениями зрения:

· Мяч с погремушкой внутри. Ребенок учится ползать, ходить или бегать, гоняясь по комнате за мячом, в котором спрятана погремушка или звоночек. Направляйте его при необходимости и научите бить по мячу ногой, когда это станет воз­можно (Lieberman, Cowart, 1996).

· " Качели". Двое взрослых осторожно раска­чивают большой кусок ткани с ребенком внутри, взятый за края так, чтобы образовалась лодочка.

· Сползание по наклонной плоскости. Поме­стите ребенка на верхнюю часть плоскости с не­большим уклоном и позвольте ему сползти или скатиться вниз по направлению к мотивирующему источнику звука, расположенному внизу.

 

В процессе обучения слепого или слабовидящего ребенка помните:

· То, что на первый взгляд кажется простым и обычным, может потребовать дополнитель­ных объяснений. Попросите кого-то из учеников или комментируйте самостоятельно происходящее во время игры, чтобы слабо­видящие или слепые ученики понимали, что происходит вокруг. Не все знания являются частью непосред­ственного практического опыта ребенка. Расскажите ему о боевом искусстве дзюдо и дайте попробовать понять на практике, что оно из себя представляет. Некоторым детям может понадобиться по­мощь, чтобы объединить части имеющейся у них информации в единое целое. Помоги­те им представить себе игровую площадку в целом, пространство спортзала в целом, гимнастического коня в целом и т. п. Подражание в этом случае практически не­возможно использовать. Вместо показа дви­жений физически направляйте ученика или предложите ему модель, которую он сможет воспринять на ощупь. Комментарии необходимы, поскольку уче­ник не всегда представляет, как он выполнил задание. Расскажите ученику, как он выпол­нил бросок мяча. Еще лучше, если есть воз­можность использовать звучащий мяч, чтобы он сам слышал, куда его бросил.

· Детский самокат. Ребенок сидит на самокате и держится за один край обруча. Учитель берется за второй край обруча и катает ребенка по спорт­залу. Постепенно учитель ослабляет помощь, по­ка ребенок не начнет двигаться сам.

· Толкание " медбола". Ребенок сидит на по­лу, поддерживаемый взрослым (который находит­ся у него за спиной и придерживает его за спину), и толкает полутяжелый медбол в направлении источника звука. Упражнение укрепляет мышцы спины и плечевого пояса, которые используются при лазанье и ползании на четвереньках.

· Прыжки на детском батуте. Ребенок прыгает на детском батуте, придерживаясь за стену, учи­теля или подвесную перекладину.

· Изучение движений. Поместите ребенка на мат и попросите его двигаться вперед, назад, вставать, опускаться, двигаться быстро и медленно и попросите его двигаться вперед, назад, вставать, опускаться, двигаться быстро и медленно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...