Формирование самостоятельности учащихся
Если дети с нарушениями зрения не освоят навыков, которые обеспечат им самостоятельность, им придется полагаться на других при передвижении, обучении, социализации и в повседневной жизни. Чтобы стать независимыми, им необходимо иметь соответствующие навыки, способности к социализации, выносливость и силу для выполнения повседневных задач. Приобрести все это и стать независимыми позволяют занятия двигательной активностью. В процессе обучения обратите внимание на следующие пять рекомендаций: · Сформируйте и поддерживайте положительное отношение ко всем ученикам. Отношение учителя является основным фактором, определяющим атмосферу в классе. Если учитель действительно заинтересован в обучении всех учащихся, включая и детей с нарушениями зрения, и если этот учитель предлагает видоизмененные виды двигательной активности и использует приспособления, которые позволяют ученикам с различными потребностями заниматься без особых сложностей, тогда учащиеся в классе воспримут это отношение и с большей вероятностью примут детей с нарушениями зрения или другими отклонениями. · Поощряйте стремление к занятиям двигательной активностью у всех учащихся. Чтобы поощрить стремление к занятиям, постарайтесь выяснить у учеников, как они относятся к различным видам двигательной активности. С уважением отнеситесь к любым страхам, которые они могут выражать, и поработайте с ними над созданием условий, в которых они будут чувствовать себя в безопасности и захотят участвовать в занятиях. Следующий пример может проиллюстрировать важность общения с учениками для понимания их страхов и поощрения их желания заниматься. Слепая от рождения девочка очень хорошо плавала, при этом казалось, что она совершенно неспособна научиться нырять. Когда ее спросили, почему она не может плавать под водой, она ответила: " Если я буду плавать под водой, никто меня не будет видеть. Мне от этого очень страшно". После того как ей объяснили, что чистая вода прозрачна и сквозь нее все видно, девочка изменила свое мнение и вскоре научилась плавать под водой.
· Помогите родителям увидеть возможности их детей. Родители являются самыми большими защитниками детей. Руководствуясь своими страхами за ребенка, который не имеет возможности пользоваться основным органом чувств, некоторые взрослые могут, куда большее значение придавать тому, чего ребенок не может делать, е противовес тому, что он может. В таких случаях у ребенка практически отсутствует возможность попробовать дома что-либо новое, поиграть с другими (зрячими) детьми или заниматься какой-либо деятельностью, которая с точки зрения взрослых может быть для него опасной. Учителя физического воспитания могут контактировать с родителями, предоставляя им информацию о возможностях ребенка, в частности передавая им данные, использованные в ходе тестирования, персональные записки или новости с описанием достижений ученика, его фотографиями во время занятий, а также списки его любимых видов двигательной активности. После ознакомления с информацией о текущих успехах и возможностях своего ребенка родители получат более точное представление о его потенциале и могут позволить ему или предоставить более широкие возможности для занятий физическими упражнениями дома и в сообществе. · Ставьте перед учащимися с нарушениями зрения такие задания, которые они могли бы выполнить. Вознаграждайте и отмечайте все достижения ученика — это поможет повысить его самооценку и мотивировать его для продолжения работы над дальнейшими целями. Использование реалистичных тестов, которые включают оценку процесса и его результата, а также уровня самостоятельности, поможет ученику оценить свое продвижение вперед. Примером такого типа оценки, предназначенного специально для детей с расстройствами зрения, является тест " Camp Abilities Activity Analysis Checklist" (посетите www. campabilities. org). Во время занятий учитель помогает ученикам поставить реальные цели и увидеть собственные достижения. Настенные стенды для новостей, школьные стенгазеты и объявления — все эти средства подойдут, чтобы отметить достижения ученика.
· Предполагайте, что ученик во время урока физкультуры будет двигаться максимально самостоятельно. В начале учебного года познакомьте учащихся с нарушениями зрения с игровыми полями, спортивными залами и оборудованием, чтобы они могли быть более самостоятельными и чувствовать себя безопасно. Кроме того, укажите предметы, которые помогут им ориентироваться в пространстве (такими предметами могут быть маты, расположенные в спортзале вдоль всех стен). Позвольте учащимся походить и потрогать все вокруг столько, сколько потребуется, — это поможет им создать в своем представлении образ места, где они находятся, и в дальнейшем они будут чувствовать себя там более уверенно. Старайтесь не менять расположение оборудования в зале. Если все же необходимо его изменить, предупредите об этом учащихся и дайте им дополнительное время перед началом занятия, чтобы сориентироваться в новой расстановке окружающих предметов. В раздевалке проверьте, чтобы шкафчики детей с нарушениями зрения находились в легкодоступном месте и имели замок, открывающийся ключом, а не набором комбинации цифр. Лучше всего оказать помощь слепым детям в передвижении из помещения в помещение, в обучении навыкам и оценке их достижений могут подготовленные одноклассники. Подготовка таких помощников из числа сверстников является обязательным условием обеспечения безопасности, ускорения обучения навыкам и эффективному общению (Wiskochil, 2002). Помимо проведения первичной подготовки, встречайтесь со слепым учеником и его помощником за несколько минут перед каждым занятием, чтобы рассказать о понятиях и движениях, которые будут рассматриваться на предстоящем уроке. Далее представлены дополнительные рекомендации для обучения детей с нарушениями зрения. С ними следует также ознакомить и помощника слепого ребенка.
Маленькие дети с нарушениями зрения нуждаются в дополнительных стимулах, чтобы начать двигаться. Базовые филогенетические навыки «навыки, которые самостоятельно развиваются у людей, например, умение ползать, сидеть и ходить) таким детям освоить гораздо тяжелее из-за отсутствия основного мотивирующего чувства — зрения. Родители, специалисты, учителя и врачи должны работать совместно, чтобы вызвать у ребенка потребность в движении и сформировать у него базовые двигательные навыки, такие, как умение сидеть, ползать, переворачиваться и ходить. Далее предлагаются упражнения, призванные помочь развить желание двигаться у ребенка с нарушениями зрения: · Мяч с погремушкой внутри. Ребенок учится ползать, ходить или бегать, гоняясь по комнате за мячом, в котором спрятана погремушка или звоночек. Направляйте его при необходимости и научите бить по мячу ногой, когда это станет возможно (Lieberman, Cowart, 1996). · " Качели". Двое взрослых осторожно раскачивают большой кусок ткани с ребенком внутри, взятый за края так, чтобы образовалась лодочка. · Сползание по наклонной плоскости. Поместите ребенка на верхнюю часть плоскости с небольшим уклоном и позвольте ему сползти или скатиться вниз по направлению к мотивирующему источнику звука, расположенному внизу.
В процессе обучения слепого или слабовидящего ребенка помните: · То, что на первый взгляд кажется простым и обычным, может потребовать дополнительных объяснений. Попросите кого-то из учеников или комментируйте самостоятельно происходящее во время игры, чтобы слабовидящие или слепые ученики понимали, что происходит вокруг. Не все знания являются частью непосредственного практического опыта ребенка. Расскажите ему о боевом искусстве дзюдо и дайте попробовать понять на практике, что оно из себя представляет. Некоторым детям может понадобиться помощь, чтобы объединить части имеющейся у них информации в единое целое. Помогите им представить себе игровую площадку в целом, пространство спортзала в целом, гимнастического коня в целом и т. п. Подражание в этом случае практически невозможно использовать. Вместо показа движений физически направляйте ученика или предложите ему модель, которую он сможет воспринять на ощупь. Комментарии необходимы, поскольку ученик не всегда представляет, как он выполнил задание. Расскажите ученику, как он выполнил бросок мяча. Еще лучше, если есть возможность использовать звучащий мяч, чтобы он сам слышал, куда его бросил.
· Детский самокат. Ребенок сидит на самокате и держится за один край обруча. Учитель берется за второй край обруча и катает ребенка по спортзалу. Постепенно учитель ослабляет помощь, пока ребенок не начнет двигаться сам. · Толкание " медбола". Ребенок сидит на полу, поддерживаемый взрослым (который находится у него за спиной и придерживает его за спину), и толкает полутяжелый медбол в направлении источника звука. Упражнение укрепляет мышцы спины и плечевого пояса, которые используются при лазанье и ползании на четвереньках. · Прыжки на детском батуте. Ребенок прыгает на детском батуте, придерживаясь за стену, учителя или подвесную перекладину. · Изучение движений. Поместите ребенка на мат и попросите его двигаться вперед, назад, вставать, опускаться, двигаться быстро и медленно и попросите его двигаться вперед, назад, вставать, опускаться, двигаться быстро и медленно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|