Совместное обучение: занятия физическим воспитанием с учащимися с нарушениями зрения
СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В условиях возросшего в настоящее время внимания к инклюзивному обучению многие дети с физическими и психическими нарушениями занимаются физическим воспитанием вместе со здоровыми школьникамипо обычной программе. Такой подход к обучению будет эффективным только при наличии необходимой системы вспомогательных мероприятий- При обучении детей с нарушениями зрения следует помнить о том, что эти учащиеся могут заниматься многими видами двигательной активности из числа доступных их здоровым сверстникам. Простые приспособительные изменения (например цвета мяча, чтобы его лучше было видно на игровом поле) иногда являются единственным необходимыми мерами, чтобы добиться полноценного участия ученика в занятиях. В других случаях необходима более обширная система поддержки, например, участие в занятиях специалиста по адаптивному физическому воспитанию, призванного помочь ученику с нарушениями зрения и тяжелыми расстройствами поведения сохранять свое внимание на выполнении учебных заданий на протяжении занятия. Все еще слишком часто школьников с нарушениями зрения помещают в условия совместных занятий физического воспитания по общей программе без необходимой системы поддержки. Такое объединение здоровых учащихся и детей-инвалидов в одном классе под видом инклюзивного обучения никому не приносит пользы и является несправедливым по отношению к учителю. Результатом такого обучения будет слепой подросток, который никогда не катался на велосипеде (тандеме) и роликовых коньках, не занимался бегом с товарищем, танцами, боулингом или многими другими видами двигательной активности, которые ему вполне по силам, но выходят за рамки его навыков.
Обращаясь с требованием предоставления соответствующей системы поддержки, заручитесь поддержкой родителей и других лиц, ухаживающих за ребенком. Сотрудничайте с другими специалистами. Обращайтесь за помощью в решении своих проблем к специалисту по адаптивному физическому воспитанию, учителю-тифлологу или специалисту по ориентации и мобильности. Следует попытаться получить любые необходимые системы поддержки, указанные в индивидуальной программе обучения (IEP) ребенка. К счастью, учитель является не единственным источником предложений для адаптации обучения. Сам ученик с нарушениями зрения и другие учащиеся класса также могут предлагать прекрасные идеи. Можно добиться значительного успеха в разработке приспособительных изменений, превратив этот процесс в задание для всего класса. Расписание уроков и учебные программы для учащихся с нарушениями зрения должны включать открытые и закрытые виды спорта и двигательной активности. К открытым видам спорта можно отнести те, в которых часто изменяются внешние условия, например, теннис, волейбол, футбол, американский футбол и лакросс. Иными словами, игра непредсказуема, скорость и траектория полета мяча и движения защитников меняются часто и без предупреждения. Закрытые виды спорта постоянны и предсказуемы — стрельба из лука, боулинг, толкание ядра, набрасывание обручей на палку, метание диска и игра в шары (петанк). Навыки игры и любовь к движению должны формироваться через активное участие в уроках физкультуры. Учащиеся с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться со всеми видами спорта, играми и видами двигательной активности. В программу следует включить такие ее виды, увлечение которыми может сохраниться на всю жизнь, а именно, езда на велосипеде (тандем), бег, игра в голбол, плавание, борьба, дзюдо и боулинг.
В следующих трех подразделах мы представим концепции адаптивного обучения школьников с нарушениями зрения, связанные с анализом способностей учеников, формированием их самостоятельности и поиском возможностей для видоизменения учебного процесса. Кроме того, далее приведен пример практических рекомендаций для совместного обучения ученика с нарушениями зрения и здоровых детей.
Практический пример Обучение ученика с нарушениями зрения по общей программе совместно со здоровыми детьми Место: урок физического воспитания в средних классах школы. Учащийся: Андреа — очень активная ученица 6-го класса, которой нравится после уроков и в выходные дни кататься на велосипеде и на роликах, заниматься плаванием и дзюдо. У нее пигментный ретинит, последствием чего является прогрессирующее ухудшение зрения. В определенной мере у нее сохранилось остаточное зрение и ей приходится приспосабливаться к своим возможностям. Проблема: в индивидуальной программе обучения Андреа говорится о том, что у нее должно быть два занятия в неделю по 45 минут, но учитель убежден в том, что слабовидение ограничивает ее возможности для занятий физкультурой. В то время как ее одноклассники выполняют упражнения и играют в различные игры, она занимается на велотренажере или ходит по периметру зала. Андреа очень расстроена этим, ее неудовлетворенность нарастает и это влияет на успеваемость по остальным школьным предметам. Практическое решение: на встрече школьной администрации, классного учителя детей с нарушениями зрения и учителя физкультуры Андреа были выработаны следующие рекомендации: · Андреа будет заниматься всеми видами двигательной активности со своими сверстниками. В качестве источника информации об адаптивных подвижных играх, видах спорта и двигательной активности учитель физического воспитания приобретет себе соответствующие пособия, например, Games for peoples with sensory impairments, Adapted physical education and sport и Adapted physical activity, recreation and sport. · Учитель проведет в Интернете поиск информации и адаптаций, которые будут полезными ему для оказания помощи Андреа в условиях совместного обучения.
· Школа приобретет яркоокрашенные и звучащие мячи, установит систему направляющих веревочных ограждений в спортзале и на спортплощадке. · В учебную программу будут включены разнообразные игры и виды двигательной активности, в которых сможет участвовать Андреа, например силовая тренировка, аэробика, голбол и катание на беговых лыжах. · Трое друзей Андреа будут подготовлены в качестве наставников, которые будут помогать ей на занятиях. · Если Андреа понадобится больше времени для овладения каким-либо навыком или двигательной активностью, ей будет предложена возможность для участия в дополнительных уроках физкультуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|