Сделайте более заметными звуковые подсказки
Сделайте более заметными звуковые подсказки · У большинства людей с нарушениями зрения имеется остаточное зрение. Проанализируйте все упражнения и игры, чтобы определить необходимые визуальные подсказки и способы сделать их более заметными. Важное значение имеют цвет, контраст и освещенность. Выясните у учащихся, что может сделать подсказки более заметными. Например, ученик может не отличать голубой цвет от красного, но четко различает желтый цвет. · Воспользуйтесь цветной липкой лентой, чтобы сделать оборудование более заметным, например, обозначайте такой лентой метки максимальных нормативов для прыжков в длину и концы гимнастического бревна. · Используйте яркоокрашенные мячи, маты, разметку на игровом поле и ворота, которые резко отличаются от окраски остальных предметов и поверхности игрового поля. Некоторым лицам с альбинизмом и глаукомой потребуются объекты со сплошной окраской и использование равномерного освещения. · Сделайте освещение зала более ярким или темным для учеников, которые не переносят яркого света либо склонны к самовозбуждению при ярком освещении.
СПОРТ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Существуют две основных организации для спортсменов с нарушениями зрения. Цель Ассоциации слепых спортсменов США (United States Association for Blind Athletes, USABA) и Международной спортивной ассоциации слепых (International Blind Sport Organization, IBSA) — развивать возможности для участия в спортивных соревнованиях спортсменов с нарушениями зрения. Кроме того, эти организации стараются изменить отношение к таким людям.
USABA В США для спортсменов 14 лет и старше с нарушениями зрения основной спортивной организацией является USABA, которая была создана в 1976 г. и с того момента предлагает возможности для участия в спортивных состязаниях на уровне местных сообществ и штатов, а также региональных, национальных и международных соревнованиях. Лица с нарушениями зрения могут выбирать занятия спортом вместе со зрячими спортсменами, а также в видах спорта, предназначенных исключительно для слепых спортсменов, либо в тех и других. Многим больным с нарушениями зрения нравится заниматься спортом для слепых, поскольку это позволяет им встречаться и состязаться с другими такими же людьми. Учителям физического воспитания предлагается выяснить в USABA расположение ближайших местных отделений для слепых спортсменов и довести эту информацию до сведения учащихся с нарушениями зрения.
Несмотря на расширяющиеся возможности для слепых спортсменов высокого уровня, количество программ, направленных на вовлечение в занятия спортом подростков с нарушениями зрения, остается ограниченным. Помощь в этой ситуации могут оказать учителя физического воспитания. Для этого они должны пересмотреть свои учебные программы и включить в них те виды спорта, которые одновременно являются и видами спорта USABA. В процессе подготовки учащихся к занятиям этими видами спорта учителям физического воспитания следует приложить дополнительные усилия для их пропаганды среди учащихся с нарушениями зрения и помочь им, рассказывая о том, как можно продолжить занятия спортом с использованием возможностей, предоставляемых U SABA. USABA предлагает соревнования в таких видах спорта: горнолыжный спорт, лыжные гонки, легкая атлетика, голбол, дзюдо, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг), плавание, велосипедный спорт (тандем), борьба. Спортсмены USABA, которые достигли высшего уровня, принимают участие в чемпионате мира среди слепых спортсменов, а также в летних и зимних Паралимпийских играх. Классификация USABA для участия в соревнованиях основана на оценке остаточного зрения (представлена в таблице 12. 2). Правила для каждого вида спорта несколько видоизменены по сравнению с таковыми, установленными национальными спортивными организациями. Например, в легкой атлетике используется большая часть правил NCAA, за исключением того, что во время спринта устанавливаются направляющие поручни, а на более длинных дистанциях могут быть использованы сопровождающие; бег с препятствиями исключен; полностью слепые прыгуны касаются рукой верхней перекладины, затем отходят назад и выполняют прыжок, используя подход в один или два шага. Возможность использовать сопровождающего зависит от классификации спортсмена и уровня соревнований. Во время забега сопровождающий должен находиться сбоку от спортсмена, при этом оба бегуна связаны друг с другом. В качестве альтернативы сопровождающие могут располагаться вдоль дистанции и подавать бегунам направляющие сигналы. Способы сопровождения слепых спортсменов во время соревнований по бегу могут быть такими.
Зрячий сопровождающий: бегун держится за локоть, плечо или руку сопровождающего в зависимости от того, что является наиболее удобным для бегуна и сопровождающего (рис. 12. 3, а).
Таблица 12. 2 – Классификация USABA для участия в соревнованиях
· Использование привязи: бегун и сопровождающий держатся за привязь — короткую веревку, полотенце, обувной шнурок. Это не ограничивает слепому бегуну диапазон движений руками и в то же время он остается рядом с сопровождающим (рис. 12. 3, б). · Направляющие поручни: бегун держится за направляющий поручень и бежит самостоятельно на время или на дистанцию. В качестве таких поручней можно использовать шнур или трос, туго натянутый вдоль спортзала или беговой дорожки. Чтобы бегун не получил ожогов и мог бежать быстрее, он держится за веревочные петли, металлические кольца или трубки, одетые на поручень. Направляющие поручни могут быть временными или постоянными (рис. 12. 3, в).
· Звуковые сигналы на дорожке: бегун двигается в направлении звука, например на хлопки, или на звук колокольчика. Этот способ можно использовать для спринта (один источник звука) или бега на длинные дистанции (несколько источников звука). · Движущийся звуковой сигнал: на сопровождающем закрепляют колокольчики или электронный зуммер для слепого спортсмена, чтобы он мог бежать рядом с сопровождающим. Этот способ хорошо использовать в тихих местах. · Бег по кругу: на больших открытых пространствах с ровной поверхностью к забитому в землю столбу привязывают шнур длиной 6—8 м. Ученик держится за конец веревки, натягивает ее и самостоятельно бегает по кругу. Спортсмен может бежать на определенную дистанцию (для этого необходимо определить длину окружности) либо в течение определенного времени. Для подсчета количества кругов можно поставить в исходной точке радио или зуммер. · Яркая футболка сопровождающего: бегун с ограниченным зрением может бежать за сопровождающим в яркой футболке. Узнайте у бегуна, какой цвет он видит лучше, чтобы максимально использовать возможности его зрения. Такой способ можно использовать в малолюдных местах. · Самостоятельный бег: бегун с остротой зрения, достаточной для перемещения, занимается бегом самостоятельно на дорожках, помеченных толстыми желтыми линиями. · Беговая дорожка (тредмил): бег на тредмиле обеспечивает контролируемые и безопасные условия. Выбирайте тредмил с защитной функцией аварийной остановки. Спортсмен на инвалидной коляске при необходимости может использовать любые приспособления, описанные ранее. В качестве аэробной тренировки может быть использовано перемещение на коляске по беговой дорожке стадиона, по прогулочным грунтовым или мощеным дорожкам.
Бег является основой для многих видов спорта и видов двигательной активности. Чрезвычайно важно предоставить учащимся возможность попробовать все описанные способы занятий бегом и выбрать предпочтительный — один из способов для бега на скорость или бег на дистанцию (Lieberman, Butcher, Moak, 2001).
Рисунок 12. 3 — Бег с использованием (а) зрячего сопровождающего, (б) привязи и (в) направляющего поручня
Правила борьбы несколько изменены и требуют, чтобы соперники сохраняли физический контакт на протяжении схватки. Борцы с нарушениями зрения имеют длинную историю побед и участия в государственных чемпионатах против зрячих соперников (Bruell, 1966). Соревнования по спортивной гимнастике среди женщин проводятся по правилам USA Gymnastics (государственный спортивный руководящий орган), за исключением того, что слепые спортсменки могут: на коне — начинать выступление с руками, расположенными на этом снаряде и использовать двойной толчок; на бревне — судьи могут предупреждать спортсменок, когда они подходят к краю бревна и не выполнено ни одного прыжка; спортсменки, выполняющие вольные упражнения, могут считать свои шаги до края ковра; источник музыки может располагаться в любом месте около ковра, чтобы спортсмен смог использовать его в качестве ориентира. Соревнования по плаванию также проводятся по правилам NCAA. Спортсмены обычно подсчитывают количество гребков, необходимое для преодоления длины бассейна. Кроме того, судьи могут касаться туловища пловца, используя длинный шест с мягким материалом на конце (например, теннисным мячом), чтобы предупредить о приближении края бассейна. Во время плавания на спине можно вывешивать низко над водой флажки, чтобы пловец узнавал о приближении края бассейна, задевая о них рукой во время гребка. Для обозначения конца дорожки над поверхностью бассейна может разбрызгиваться вода. Это можно сделать на одной из дорожек или на всех дорожках бассейна. При необходимости наблюдатель может использовать плавательную доску для защиты пловца от удара головой об бортик бассейна. Голбол — игровой вид спорта, предназначенный специально для спортсменов с нарушениями зрения. Цель игры заключается в том, чтобы выкатить мяч, внутри которого находятся колокольчики, за линию команды соперника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|