Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сделайте более заметными звуковые подсказки




Сделайте более заметными звуковые подсказки

· У большинства людей с нарушениями зрения имеется остаточное зрение. Проанализируйте все упражнения и игры, чтобы определить необходимые визуальные подсказки и способы сделать их более заметными. Важное значение имеют цвет, контраст и освещенность. Выясните у учащихся, что может сделать подсказки более заметными. Например, ученик может не отличать голубой цвет от красного, но четко различает желтый цвет.

· Воспользуйтесь цветной липкой лентой, чтобы сделать оборудование более заметным, на­пример, обозначайте такой лентой метки максимальных нормативов для прыжков в длину и кон­цы гимнастического бревна.

· Используйте яркоокрашенные мячи, маты, разметку на игровом поле и ворота, которые резко отличаются от окраски остальных предметов и поверхности игрового поля. Некоторым лицам с альбинизмом и глаукомой потребуются объекты со сплошной окраской и использование равно­мерного освещения.

· Сделайте освещение зала более ярким или темным для учеников, которые не переносят яр­кого света либо склонны к самовозбуждению при ярком освещении.

 

СПОРТ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Существуют две основных организации для спортсменов с нарушениями зрения. Цель Ас­социации слепых спортсменов США (United States Association for Blind Athletes, USABA) и Международной спортивной ассоциации слепых (International Blind Sport Organization, IBSA) — развивать возможности для участия в спортивных соревнованиях спортсменов с нарушениями зре­ния.

Кроме того, эти организации стараются изме­нить отношение к таким людям.

 

USABA

В США для спортсменов 14 лет и старше с на­рушениями зрения основной спортивной органи­зацией является USABA, которая была создана в 1976 г. и с того момента предлагает возможности для участия в спортивных состязаниях на уровне местных сообществ и штатов, а также региональ­ных, национальных и международных соревнова­ниях. Лица с нарушениями зрения могут выбирать занятия спортом вместе со зрячими спортсмена­ми, а также в видах спорта, предназначенных ис­ключительно для слепых спортсменов, либо в тех и других. Многим больным с нарушениями зре­ния нравится заниматься спортом для слепых, по­скольку это позволяет им встречаться и состязаться с другими такими же людьми. Учителям физиче­ского воспитания предлагается выяснить в USABA расположение ближайших местных отделений для слепых спортсменов и довести эту информацию до сведения учащихся с нарушениями зрения.

Несмотря на расширяющиеся возможности для слепых спортсменов высокого уровня, количество программ, направленных на вовлечение в занятия спортом подростков с нарушениями зрения, остается ограниченным. Помощь в этой ситуации могут оказать учителя физического воспитания. Для этого они должны пересмотреть свои учеб­ные программы и включить в них те виды спорта, которые одновременно являются и видами спорта USABA. В процессе подготовки учащихся к заня­тиям этими видами спорта учителям физическо­го воспитания следует приложить дополнитель­ные усилия для их пропаганды среди учащихся с нарушениями зрения и помочь им, рассказывая о том, как можно продолжить занятия спортом с использованием возможностей, предоставляемых U SABA.

USABA предлагает соревнования в таких ви­дах спорта: горнолыжный спорт, лыжные гонки, легкая атлетика, голбол, дзюдо, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг), плавание, велосипедный спорт (тандем), борьба.

Спортсмены USABA, которые достигли выс­шего уровня, принимают участие в чемпионате мира среди слепых спортсменов, а также в летних и зимних Паралимпийских играх. Классифика­ция USABA для участия в соревнованиях основа­на на оценке остаточного зрения (представлена в таблице 12. 2). Правила для каждого вида спорта несколько видоизменены по сравнению с тако­выми, установленными национальными спортив­ными организациями. Например, в легкой атле­тике используется большая часть правил NCAA, за исключением того, что во время спринта уста­навливаются направляющие поручни, а на более длинных дистанциях могут быть использованы сопровождающие; бег с препятствиями исключен; полностью слепые прыгуны касаются рукой верх­ней перекладины, затем отходят назад и выполня­ют прыжок, используя подход в один или два ша­га. Возможность использовать сопровождающего зависит от классификации спортсмена и уровня соревнований. Во время забега сопровождающий должен находиться сбоку от спортсмена, при этом оба бегуна связаны друг с другом. В качестве аль­тернативы сопровождающие могут располагаться вдоль дистанции и подавать бегунам направляю­щие сигналы. Способы сопровождения слепых спортсменов во время соревнований по бегу мо­гут быть такими.

Зрячий сопровождающий: бегун держится за локоть, плечо или руку сопровождающего в зависимости от того, что является наиболее удобным для бегуна и сопровождающего (рис. 12. 3, а).

 

Таблица 12. 2 – Классификация USABA для участия в соревнованиях

Класс Характеристика
В1 От полного отсутствия восприятия света обоими глазами до восприятия света в сочетании с неспособностью различать объекты или контуры предметов независимо от направления или расстояния до них
В2 От способности различать объекты или контуры предметов до остроты зрения 2/60 или ограниченного поля зрения до них
В3 Острота зрения 2/60 – 6/60 (20/200) или поле зрения между 5° и 20°

 

 

· Использование привязи: бегун и сопрово­ждающий держатся за привязь — короткую верев­ку, полотенце, обувной шнурок. Это не ограничи­вает слепому бегуну диапазон движений руками и в то же время он остается рядом с сопровождаю­щим (рис. 12. 3, б).

· Направляющие поручни: бегун держится за направляющий поручень и бежит самостоятельно на время или на дистанцию. В качестве таких по­ручней можно использовать шнур или трос, туго натянутый вдоль спортзала или беговой дорожки. Чтобы бегун не получил ожогов и мог бежать бы­стрее, он держится за веревочные петли, метал­лические кольца или трубки, одетые на поручень. Направляющие поручни могут быть временными или постоянными (рис. 12. 3, в).

· Звуковые сигналы на дорожке: бегун дви­гается в направлении звука, например на хлопки, или на звук колокольчика. Этот способ можно использовать для спринта (один источник звука) или бега на длинные дистанции (несколько ис­точников звука).

· Движущийся звуковой сигнал: на сопрово­ждающем закрепляют колокольчики или элек­тронный зуммер для слепого спортсмена, чтобы он мог бежать рядом с сопровождающим. Этот способ хорошо использовать в тихих местах.

· Бег по кругу: на больших открытых про­странствах с ровной поверхностью к забитому в землю столбу привязывают шнур длиной 6—8 м. Ученик держится за конец веревки, натягивает ее и самостоятельно бегает по кругу. Спортсмен может бежать на определенную дистанцию (для этого необходимо определить длину окружности) либо в течение определенного времени. Для под­счета количества кругов можно поставить в ис­ходной точке радио или зуммер.

· Яркая футболка сопровождающего: бегун с ограниченным зрением может бежать за сопрово­ждающим в яркой футболке. Узнайте у бегуна, ка­кой цвет он видит лучше, чтобы максимально ис­пользовать возможности его зрения. Такой способ можно использовать в малолюдных местах.

· Самостоятельный бег: бегун с остротой зре­ния, достаточной для перемещения, занимается бегом самостоятельно на дорожках, помеченных толстыми желтыми линиями.

· Беговая дорожка (тредмил): бег на тредмиле обеспечивает контролируемые и безопасные условия. Выбирайте тредмил с защитной функци­ей аварийной остановки.

Спортсмен на инвалидной коляске при необходи­мости может использовать любые приспособле­ния, описанные ранее. В качестве аэробной тре­нировки может быть использовано перемещение на коляске по беговой дорожке стадиона, по про­гулочным грунтовым или мощеным дорожкам.

Бег является основой для многих видов спорта и видов двигательной активности. Чрезвычайно важно предоставить учащимся возможность попробовать все описанные способы занятий бегом и выбрать предпочтительный — один из спосо­бов для бега на скорость или бег на дистанцию (Lieberman, Butcher, Moak, 2001).

 

Рисунок 12. 3 — Бег с использованием (а) зрячего сопровождающего, (б) привязи и (в) направляющего поручня

 

Правила борьбы несколько изменены и тре­буют, чтобы соперники сохраняли физический контакт на протяжении схватки. Борцы с нару­шениями зрения имеют длинную историю побед и участия в государственных чемпионатах против зрячих соперников (Bruell, 1966).

Соревнования по спортивной гимнасти­ке среди женщин проводятся по правилам USA Gymnastics (государственный спортивный руко­водящий орган), за исключением того, что слепые спортсменки могут: на коне — начинать высту­пление с руками, расположенными на этом сна­ряде и использовать двойной толчок; на бревне — судьи могут предупреждать спортсменок, когда они подходят к краю бревна и не выполнено ни одного прыжка; спортсменки, выполняющие вольные упражнения, могут считать свои шаги до края ковра; источник музыки может распола­гаться в любом месте около ковра, чтобы спорт­смен смог использовать его в качестве ориен­тира.

Соревнования по плаванию также проводят­ся по правилам NCAA. Спортсмены обычно под­считывают количество гребков, необходимое для преодоления длины бассейна. Кроме того, судьи могут касаться туловища пловца, используя длин­ный шест с мягким материалом на конце (например, теннисным мячом), чтобы предупредить о приближении края бассейна. Во время плава­ния на спине можно вывешивать низко над во­дой флажки, чтобы пловец узнавал о приближе­нии края бассейна, задевая о них рукой во время гребка. Для обозначения конца дорожки над по­верхностью бассейна может разбрызгиваться во­да. Это можно сделать на одной из дорожек или на всех дорожках бассейна. При необходимости наблюдатель может использовать плавательную доску для защиты пловца от удара головой об бортик бассейна.

Голбол — игровой вид спорта, предназначен­ный специально для спортсменов с нарушениями зрения. Цель игры заключается в том, чтобы выкатить мяч, внутри которого находятся колоколь­чики, за линию команды соперника.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...