Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синдром гийена—барре. Особенности программирования занятий физическими упражнениями. Общие рекомендации. Обеспечение безопасности занятий




Синдром Гийена—Барре

Инфекционный полиневрит, известный также как синдром Гийена—Барре, представляет собой неврологическое расстройство, характеризую­щееся восходящим параличом периферических нервов, который приводит к острому и прогрес­сивному параличу. Сначала наступает повышен­ная утомляемость нижних конечностей, которая может сопровождаться такими симптомами, как онемение, покалывание и симметричная сла­бость. Паралич, который обычно начинается со ступней и нижней части ног, прогрессирует, за­хватывая верхнюю часть ног, а затем мышцы туловища, верхних конечностей и в конце — мышцы лица. Проявление симптомов обычно до­стигает максимума в течение нескольких недель. В начале заболевания лица, которые занимаются физическими упражнениями, требующими вы­носливости, обычно обнаруживают, что они на­чинают спотыкаться или падать во время занятия из-за преждевременного утомления мышц ног. Заболеванию часто предшествуют респираторные или желудочно-кишечные инфекционные забо­левания, что позволяет предполагать в качестве одной из его причин вирусную или бактериаль­ную инфекцию. Некоторые специалисты счита­ют, что синдром представляет собой аутоиммун­ное заболевание. Над изучением этой патологии совместно работают невропатологи, иммунологи и вирусологи.

Хотя синдром Гийена—Барре является отно­сительно редким заболеванием, им страдают лю­ди во всем мире, оно примерно с равной часто­той встречается у лиц обоих полов и не зависит от возраста и расы. По данным Национального института неврологических заболеваний и инсульта (National Institute of Neurological diseases and Strokes, 2001), синдром поражает примерно 1 че­ловека на 100 тыс. Заболевание встречается как у новорожденных детей, так и среди лиц пожилого возраста, хотя чаше возникает у подростков и лиц среднего возраста. Приблизительно в 90 % случаев наблюдается практически полное восстанов­ление либо минимальный остаточный паралич, при этом основная масса больных после выздо­ровления может передвигаться без посторонней помощи. Примерно 10 % больных умирают из-за легочных осложнений. Терапия в острой стадии заболевания включает пассивные упражнения для поддержания диапазона движений, активные фи­зические упражнения и отдых.

Для лиц с полным восстановлением функций после выздоровления не требуется никаких огра­ничений двигательной активности. Однако у некоторых больных может сохраняться слабость мышц конечностей и дыхательных мышц. В таком случае занятия должны быть направлены на поддержание или повышение кардиореспираторной выносливо­сти, а также силы и выносливости здоровых мышц. Если у больных после перенесенного заболевания сохраняется выраженная слабость нижних конеч­ностей, это может потребовать соответствующих модификаций программы упражнений.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Занятия физическими упражнениями и спор­том могут принести пользу людям с ампутиро­ванными конечностями, нанизмом и другими нарушениями, при этом следует учитывать тип и степень вовлеченности индивидуума в двигатель­ную активность, способность к двигательному обучению, уровень заинтересованности и общие цели обучения. В индивидуализации и персонализации физического воспитания нуждаются главным образом лица с особыми физическими и двигательными потребностями.

 

Общие рекомендации

В отношении программ для лиц с ампутация­ми, нанизмом и прочими заболеваниями можно сформулировать несколько общих положений. Предложенные далее рекомендации связаны с обеспечением безопасности занятий, физической подготовкой, двигательным развитием и занятия­ми спортом.

 

Обеспечение безопасности занятий

Физические нарушения, рассмотренные в дан­ной главе, связаны с расстройствами здоровья, и поэтому учитель физического воспитания или тренер должен иметь представление об основных аспектах обеспечения безопасности занятий. Лиц с физическими ограничениями следует во время занятий стимулировать как можно чаще прини­мать разнообразные позы, чтобы избежать раз­вития контрактур, а в дальнейшем — появления пролежней, что может потребовать госпитализа­ции. Это в особенности относится к больным, передвигающимся на инвалидных колясках, на­пример, учащимся с тяжелыми формами мышеч­ной дистрофии Дюшенна. Прежде чем помогать ученику занять место в инвалидной коляске или выбраться из нее, а также придавать его телу определенное положение, очень важно проконсультироваться с преподавателем специального обучения этого ребенка, физическим реабилитологом или специалистом по трудотерапии (если этот ученик пользуется услугами этих специали­стов).

Учащиеся с нарушениями, описанными в дан­ной главе, характеризуются повышенной утом­ляемостью, особенно при выполнении упражне­ний, в которых задействованы крупные мышцы, в течение продолжительного времени. Усталость, проявляющаяся, например, у больного с рас­сеянным склерозом или мышечной дистрофией Дюшенна, может вызвать у него чувство разоча­рования и неудовлетворенности, которое, в свою очередь, будет оказывать негативное влияние на качество выполнения упражнений. Во время за­нятий видами двигательной активности, которые требуют выносливости, например футболом или баскетболом, учитель должен разрешить перио­ды для отдыха и замену игроков. Если учитель не учитывает фактор повышенной утомляемости и строит программу занятий безотносительно к индивидуальной выносливости занимающегося, это существенно увеличивает риск возникнове­ния различных медицинских проблем, в частно­сти, у лиц с кардиопатией. Например, у детей с мышечной дистрофией Дюшенна наряду с деге­нерацией скелетных мышц обычно наблюдаются кардиомиопатии.

Все изложенное свидетельствует о важности проведения консультаций с медицинскими спе­циалистами до начала разработки и выполнения программ занятий физическими упражнениями и спортом для лиц с особыми потребностями. Это особенно важно в случае занятий с учащимися, вторые находятся под наблюдением врача либо эоходят курс физической или трудовой терапии. Учителя физического воспитания должны поддер­живать постоянный контакт со школьной медсе­строй. Как правило, ей известно об особенностях заболевания ребенка и о том, проходит ли он в данный момент курс медикаментозной терапии. В большинстве случаев при возникновении каких- либо проблем, связанных с состоянием здоровья, она может связаться напрямую с его родителями или лечащим врачом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...