Физическая подготовленность. Двигательное развитие
Физическая подготовленность В настоящее время значительное количество данных свидетельствует о том, что должный уровень физической подготовленности имеет важное значение для общего благосостояния лиц с ампутациями, нанизмом и прочими нарушениями функции опорно-двигательной системы. Союз ампутантов Америки (Amputee Coalition of America) недавно создал новую программу физической подготовки для детей и подростков, названную Био-фит (Bio-fit). Она предназначена для детей-ампутантов, а также их родителей и отличается тем, что занятия в ней проводят спортсмены-паралимпийцы. Winnick и Short (1999) предлагают оценивать физическую подготовленность детей и подростков с ампутациями и врожденными нарушениями и проводить с ними занятия физическими упражнениями, направленные на достижение нормативов уровня физической подготовленности, соответствующего функциональным возможностям, характеризующим положительное состояние здоровья. Такой уровень функциональных возможностей предполагает наличие соответствующей физической подготовленности, достаточной для адекватного выполнения заданий повседневной жизни, включая занятия физическими упражнениями и спортом. Брокпортский тест физической подготовленности (BPFT) предлагает специальные тесты и расчетные нормативы для оценки аэробной работоспособности, состава тела и функции опорно-двигательного аппарата (гибкость, мышечная сила и выносливость). Поскольку нарушения, описанные в данной главе, связаны с расстройствами здоровья, программирование и проведение занятий оздоровительной физкультурой нужно осуществлять с определенными предосторожностями. Особенно важно, чтобы учитель продуманно подходил к определению кратности, интенсивности, продолжительности занятий и выбору вида упражнений и двигательной активности. Вследствие низкого уровня физической подготовленности рекомендуется использовать прерывистую тренировку, в частности, для учащихся, которые отличаются повышенной утомляемостью. Рекомендовано увеличить кратность и снизить интенсивность и продолжительность занятий. Выбор упражнений и видов двигательной активности, которые нравятся детям, позволяет повысить их мотивацию к занятиям и увеличить вероятность того, что они и в дальнейшем будут вести активный образ жизни.
Ограничение подвижности суставов, которое часто встречается у лиц с описанными нарушениями, обусловливает необходимость тренировки силы и гибкости до соответствующего уровня. Диапазон подвижности является основой общей физической подготовленности. Увеличение подвижности предоставляет возможность больным заниматься двигательной активностью и спортом, в том числе более быстро и эффективно справляться с задачами повседневной бытовой деятельности. Слабые мышцы и ограниченный диапазон подвижности суставов, если их оставить без внимания, приведут к постоянным контрактурам суставов, следствием чего станет существенная утрата способности к выполнению движений и соответствующее снижение уровня физической подготовленности. Рекомендации для развития гибкости и увеличения диапазона подвижности, а также примерные физические упражнения и виды двигательной активности, которые могут быть использованы для занятий с учащимися с различными физическими нарушениями, в том числе и с ампутациями, рассеянным склерозом, мышечной дистрофией Дюшенна и ювенильным ревматоидным артритом, предлагает Surburg (1999).
Двигательное развитие Во многих случаях ампутации и прочие нарушения функции опорно-двигательного аппарата (и в меньшей степени нанизм) ограничивают возможности детей, связанные с проявлением типичных двигательных паттернов, необходимых для нормального двигательного развития. В итоге у них часто наблюдается задержка формирования таких навыков и паттернов. Отсутствие двигательного контроля также вносит вклад в это нарушение. Дети с врожденными ампутациями часто не могут должным образом выполнять базовые движения. Мышечная атрофия или слабость не позволяют им достичь уровня силы и выносливости для выполнения базовых движений, жизненно важных для общего здоровья.
Программы физического воспитания должны стимулировать последовательное развитие базовых двигательных паттернов и навыков, необходимых для участия в играх, занятиях спортом и двигательной активностью рекреационной направленности. Во время выполнения упражнений, направленных на стимуляцию двигательного развития, учитель физического воспитания должен обращать внимание, прежде всего, на правильность выполнения движений, а не на результат. Например, его задачей может быть коррекция механики движений в пределах, допустимых физическими ограничениями ребенка. Целью любой программы занятий физическими упражнениями и спортом должна быть стимуляция занимающихся к достижению максимального двигательного контроля и развития в рамках их возможностей. Двигательное развитие детей и подростков с нарушениями, рассмотренными в данной главе, должно оцениваться с использованием стандартизованных тестов, а также менее формализованных процедур, включая анализ заданий и рубрики. (Дополнительную информацию по оценке двигательного развития и навыков можно найти в главе 4. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|