Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочие нарушения функции опорно-двигательного аппарата




Атрофия или слабость мышц (при мышечной дистрофии Дюшенна), ограниченный диапазон подвижности суставов (при юношеском ревматоидном артрите), нарушения равновесия и ко­ординации движений (при атаксии Фридриха) во многих случаях препятствуют (или не позволяют) лицам с этими заболеваниями заниматься физи­ческими упражнениями. Многие из описанных в этой главе заболеваний являются прогрессирую­щими (мышечная дистрофия Дюшенна, атаксия Фридриха, рассеянный склероз, миастения), то есть мышцы становятся слабее независимо от объема занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно поддерживать существую­щий уровень мышечной силы и выносливости настолько долго, насколько это возможно. Лицам с прогрессирующими мышечными нарушения­ми во время занятий силовыми упражнениями не рекомендуется использовать нагрузку более 50 % максимальной. Считается, что интенсивность упражнений слишком велика, если функ­циональная сила не восстанавливается в течение 12 часов после занятия (DiRocco, 1999). Учи­тель или тренер должны внимательно наблюдать за интенсивностью нагрузки. Если силы мышц недостаточно для преодоления силы тяжести (например, при мышечной дистрофии Дюшенна), использовать дополнительные отягощения для тренировки силы становится невозможным (Tarnopolsky, 2003). В такой ситуации занятия должны быть направлены на поддержание пол­ного диапазона подвижности при выполнении движений, направленных на преодоление силы тяжести. После выполнения этого задания по­степенно можно включать в программу силовые упражнения.

Интересные и увлекательные занятия различ­ными видами двигательной активности повыша­ют вероятность того, что больные будут регуляр­но принимать в них участие. Для детей младшего возраста занятия следует делать менее продол­жительными и включать в них ритмические ви­ды активности, подвижные игры, преодоление полосы препятствий. На уроках с подростками основное внимание следует уделять видам дви­гательной активности, занятия которыми можно продолжать и после окончания школьного обуче­ния, например, теннисом, бадминтоном, катани­ем на коньках, ездой на велосипеде, туризмом и плаванием. Учащиеся, которые пользуются инва­лидными колясками, могут заниматься хоккеем на санях, регби, аэробикой для сидячих и тенни­сом на колясках.

Описанные в данной главе нарушения препят­ствуют продолжительным занятиям физическими упражнениями. Лица с этой группой заболева ний обычно характеризуются низким уровнем аэробной подготовленности. Например, у лиц с рассеянным склерозом часто наблюдается утом­ляемость (не связанная с занятиями физическими упражнениями), которая снижает их способность к занятиям какими либо видами двигательной ак­тивности в течение продолжительного времени. Малоподвижный образ жизни делает лиц с прочи­ми нарушениями функции опорно-двигательного аппарата склонными к ожирению и подвергает их более высокому риску развития коронарной болезни сердца и других сопутствующих заболе­ваний. Занятия аэробикой, ездой на велосипеде, плаванием и быстрой ходьбой на протяжении длительного времени позволяют повысить аэроб­ную подготовленность лиц с нарушениями функ­ции опорно-двигательного аппарата средней тя­жести. Поддержание удовлетворительного уровня физической подготовленности снижает риск дру­гих опасных сопутствующих заболеваний, таких, как остеопороз.

Значительные ограничения силы и гибкости, обусловленные различными причинами, также могут помешать лицам с прочими нарушениями функции опорно-двигательного аппарата приоб­рести двигательные навыки, которые требуются для успешных занятий спортом и досуговой дви­гательной активностью. Отсутствие способности освоить эти навыки снижает шансы на то, что такие больные будут вести активный образ жиз­ни, и способствует дальнейшему ухудшению их здоровья.

Независимо от того, что является целью за­нятий физическими упражнениями — общая фи­зическая подготовка или формирование опреде­ленных двигательных навыков, они обязательно должны включать продуманную разминку и за­вершающую часть, которые направлены на раз­витие гибкости. Это особенно актуально в слу­чае заболеваний, ограничивающих подвижность суставов, например, юношеского ревматоидного артрита, несовершенного остеогенеза и других нарушений, которые могут стать причиной по­вышенной спастичности мышц. Лицам с такими заболеваниями, как юношеский ревматоидный артрит, артрогрипоз и синдром Гийена—Барре, рекомендованы ежедневные занятия упражнения­ми, направленными на поддержание и увеличение диапазона подвижности суставов. Прекрасные ре­комендации для развития гибкости и диапазона подвижности у больных с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата можно найти в работе Surburg (1999).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...