Прочие нарушения функции опорно-двигательного аппарата
Атрофия или слабость мышц (при мышечной дистрофии Дюшенна), ограниченный диапазон подвижности суставов (при юношеском ревматоидном артрите), нарушения равновесия и координации движений (при атаксии Фридриха) во многих случаях препятствуют (или не позволяют) лицам с этими заболеваниями заниматься физическими упражнениями. Многие из описанных в этой главе заболеваний являются прогрессирующими (мышечная дистрофия Дюшенна, атаксия Фридриха, рассеянный склероз, миастения), то есть мышцы становятся слабее независимо от объема занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно поддерживать существующий уровень мышечной силы и выносливости настолько долго, насколько это возможно. Лицам с прогрессирующими мышечными нарушениями во время занятий силовыми упражнениями не рекомендуется использовать нагрузку более 50 % максимальной. Считается, что интенсивность упражнений слишком велика, если функциональная сила не восстанавливается в течение 12 часов после занятия (DiRocco, 1999). Учитель или тренер должны внимательно наблюдать за интенсивностью нагрузки. Если силы мышц недостаточно для преодоления силы тяжести (например, при мышечной дистрофии Дюшенна), использовать дополнительные отягощения для тренировки силы становится невозможным (Tarnopolsky, 2003). В такой ситуации занятия должны быть направлены на поддержание полного диапазона подвижности при выполнении движений, направленных на преодоление силы тяжести. После выполнения этого задания постепенно можно включать в программу силовые упражнения. Интересные и увлекательные занятия различными видами двигательной активности повышают вероятность того, что больные будут регулярно принимать в них участие. Для детей младшего возраста занятия следует делать менее продолжительными и включать в них ритмические виды активности, подвижные игры, преодоление полосы препятствий. На уроках с подростками основное внимание следует уделять видам двигательной активности, занятия которыми можно продолжать и после окончания школьного обучения, например, теннисом, бадминтоном, катанием на коньках, ездой на велосипеде, туризмом и плаванием. Учащиеся, которые пользуются инвалидными колясками, могут заниматься хоккеем на санях, регби, аэробикой для сидячих и теннисом на колясках.
Описанные в данной главе нарушения препятствуют продолжительным занятиям физическими упражнениями. Лица с этой группой заболева ний обычно характеризуются низким уровнем аэробной подготовленности. Например, у лиц с рассеянным склерозом часто наблюдается утомляемость (не связанная с занятиями физическими упражнениями), которая снижает их способность к занятиям какими либо видами двигательной активности в течение продолжительного времени. Малоподвижный образ жизни делает лиц с прочими нарушениями функции опорно-двигательного аппарата склонными к ожирению и подвергает их более высокому риску развития коронарной болезни сердца и других сопутствующих заболеваний. Занятия аэробикой, ездой на велосипеде, плаванием и быстрой ходьбой на протяжении длительного времени позволяют повысить аэробную подготовленность лиц с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата средней тяжести. Поддержание удовлетворительного уровня физической подготовленности снижает риск других опасных сопутствующих заболеваний, таких, как остеопороз. Значительные ограничения силы и гибкости, обусловленные различными причинами, также могут помешать лицам с прочими нарушениями функции опорно-двигательного аппарата приобрести двигательные навыки, которые требуются для успешных занятий спортом и досуговой двигательной активностью. Отсутствие способности освоить эти навыки снижает шансы на то, что такие больные будут вести активный образ жизни, и способствует дальнейшему ухудшению их здоровья.
Независимо от того, что является целью занятий физическими упражнениями — общая физическая подготовка или формирование определенных двигательных навыков, они обязательно должны включать продуманную разминку и завершающую часть, которые направлены на развитие гибкости. Это особенно актуально в случае заболеваний, ограничивающих подвижность суставов, например, юношеского ревматоидного артрита, несовершенного остеогенеза и других нарушений, которые могут стать причиной повышенной спастичности мышц. Лицам с такими заболеваниями, как юношеский ревматоидный артрит, артрогрипоз и синдром Гийена—Барре, рекомендованы ежедневные занятия упражнениями, направленными на поддержание и увеличение диапазона подвижности суставов. Прекрасные рекомендации для развития гибкости и диапазона подвижности у больных с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата можно найти в работе Surburg (1999).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|