Особенности спортивного обучения в физическом воспитании
Особенности спортивного обучения в физическом воспитании Учителям физического воспитания предлагается включать в свои программы многие виды спорта, описанные в разделе об адаптивном спорте. Например, в программу физического воспитания в качестве средства развития зрительно-моторной координации можно включить сидячий волейбол, спортивное мероприятие Инвалидного спорта США (Disabled Sports/USA), который также позволяет принять участие в спортивных соревнованиях. В процесс обучения можно включить и другие виды спорта, которые входят в программы организованных соревнований, таких, как DAAA (например, боулинг, стрельбу из лука, езду на велосипеде, боччи).
Ампутанты В целом при программировании занятий по физическому воспитанию для лиц с ампутированными конечностями следует придерживаться тех же рекомендаций, которые были разработаны для здоровых детей и подростков. Если не учитывать отсутствующих конечностей, люди с ампутациями считаются трудоспособными, однако место расположения и степень ампутации могут потребовать модификации некоторых видов двигательной активности. Большинство людей с ампутациями на занятиях физического воспитания обычно пользуются протезирующими устройствами. Лица с односторонней ампутацией нижней конечности используют протез во время игр в футбол, баскетбол, волейбол, а также во время большинства видов досуговой активности. В настоящее время спортсмены с одной ампутированной нижней конечностью применяют все более эффективные с точки зрения механики протезы. В некоторых ситуациях спортсмен с ампутированной верхней конечностью может рассматривать протез как помеху для успешного выступления и не использовать его во время спортивных соревнований, такое часто бывает у игроков в бейсбол или софтбол. В качестве примера можно назвать Джима Эббота, бывшего питчера Высшей лиги по бейсболу, который, несмотря на врожденную ампутацию кисти руки, не пользовался протезом во время игры. Конечно, при некоторых видах двигательной активности (например, занятия плаванием) протезирующее устройство обязательно следует снимать. В настоящее время Национальная федерация ассоциации государственных высших школ разрешает спортсменам пользоваться протезами во время межшкольных соревнований по американскому футболу, борьбе, гимнастике, футболу, бейсболу, а также хоккею на траве и на льду. Однако спортсмен не может использовать протез, представляющий для других игроков большую опасность, чем соответствующая нормальная конечность человека либо дающий его обладателю преимущества по сравнению с соперником (National Federation of State High School Associations, 2003).
Занятия физическими упражнениями и спортом требуют некоторых приспособлений в зависимости от положения и степени ампутации и вида двигательной активности. Некоторые общие рекомендации для занятий двигательной активностью и спортом для ампутантов представлены в таблице 15. 1.
Таблица 15. 1 – Рекомендации для занятий учащихся - ампутантов некоторыми видами спорта и двигательной активностью
Примечания: А – адаптированный; Р – рекомендованный; И – индивидуализированный; К – для колясочников. Адаптировано с разрешения авторов из R. C. Adams, J. A. McCubbin, 1991, Games, sports, and exercises for physically disabled, 4 (Philadelphia, PA: Lippincott, Willliams, and Wilkins), 181.
Физическая подготовленность Подобно лицам с другими физическими нарушениями, ампутантам необходимо повышать уровень физической подготовленности. Для оценки уровня физической подготовленности детей и подростков с ампутациями и врожденными нарушениями можно воспользоваться Брокпортским тестом физической подготовленности, а для оценки аэробной работоспособности, состава тела и функции опорно-двигательного аппарата — использовать различные тесты в зависимости от места ампутации. Например, для оценки аэробной функции учащегося с односторонней ампутацией нижней конечности выше коленного сустава можно воспользоваться Целевым аэробным двигательным тестом (Target Aerobic Movement Test, TAMT). В этом тесте для оценки аэробной работоспособности можно выбрать подходящие физические упражнения, которые могут расцениваться как подходящие, если они позволяют обеспечить интенсивность, достаточную для достижения минимального уровня ЧСС и поддержания этого уровня в рамках заданной целевой зоны. Способность продолжать занятие физическими упражнениями со средним уровнем интенсивности в течение не менее 15 мин является минимальным общим нормативом для детей и подростков с ампутациями и врожденными аномалиями. В числе других тестов для детей и подростков с односторонней ампутацией выше колена можно назвать измерение толщины кожных складок на трицепсе и под лопаткой (состав тела) и жим от груди в положении лежа на спине (мышечная сила и выносливость). Лица с двусторонней ампутацией нижних конечностей выше или ниже коленного сустава часто характеризуются более низким уровнем аэробной работоспособности по сравнению с лицами после ампутации верхних конечностей, поскольку их двигательная активность может быть сильно ограничена. В случае продолжительных программ аэробной тренировки для лиц с ампутированными нижними конечностями необходимо выбирать такие виды двигательной активности, которые не повлекут за собой травм, связанных с чрезмерными нагрузками, или повреждений кожи (Pitetti, Pedrotty, 2003). К числу рекомендованных видов двигательной активности относятся плавание, езда на трехколесном велосипеде, приводимом в движение силой рук, упражнения на гребном тренажере или велоэргометре для рук. В качестве дополнительной стимуляции аэробного развития учитель физического воспитания может предложить упражнения, в которых может быть использована инвалидная коляска, например, марафонские гонки или слалом.
Упражнения на развитие мышечной силы, выносливости и гибкости следует использовать для всех частей тела, включая и те, где расположено место ампутации или нарушения. Оставшиеся мышцы, прилегающие к месту ампутации или нарушения, также нуждаются в развитии для сбалансированного формирования относительно мышц незатронутой стороны тела. Для лиц с частичной ампутацией конечности, когда отсутствует только кисть или стопа, занятия физическими упражнениями и двигательной активностью следует программировать так, чтобы они стимулировали максимальное использование оставшейся части конечности. Отсутствие конечности также может повлиять на способность удерживать равновесие и рычаг при выполнении силовых упражнений. Некоторые силовые упражнения предпочтительнее и безопаснее выполнять без протеза. Рекомендуется пользоваться протезом для выполнения физических упражнений только в тех случаях, когда сила сопротивления проходит вдоль его продольной оси (DiRocco, 1999). Например, ампутант может использовать протез при выполнении жима от груди в положении лежа на скамье, поскольку при попытке поднять вес нагрузка распределяется вдоль оси протеза. Лица с односторонней и двусторонней ампутацией нижних конечностей с положением места ампутации выше коленного сустава склонны к ожирению и должны придерживаться диеты, направленной на снижение массы тела, в сочетании с регулярными занятиями интенсивной двигательной активностью. Описаны несколько предпочтительных особенностей программ двигательной активности для снижения массы тела лиц с физическими нарушениями (Short, McCubbin, Frey, 1999). В число таких особенностей входят повышение общих суточных энерготрат, снижение интенсивности двигательной активности и повышение ее продолжительности, ежедневные занятия, занятия с партнерами или в небольших группах, занятия предпочитаемыми видами двигательной активности. Перед началом занятий по программе двигательной активности рекомендуется оценить тип ампутации, функциональный диапазон подвижности суставов, силу, равновесие, устойчивость и состояние кожи у занимающихся (Lockette, Keyes, 1994).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|