Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности спортивного обучения в физическом воспитании




Особенности спортивного обучения в физическом воспитании

Учителям физического воспитания предлагает­ся включать в свои программы многие виды спор­та, описанные в разделе об адаптивном спорте. Например, в программу физического воспитания в качестве средства развития зрительно-моторной координации можно включить сидячий волейбол, спортивное мероприятие Инвалидного спорта США (Disabled Sports/USA), который также по­зволяет принять участие в спортивных соревно­ваниях. В процесс обучения можно включить и другие виды спорта, которые входят в программы организованных соревнований, таких, как DAAA (например, боулинг, стрельбу из лука, езду на ве­лосипеде, боччи).

 

Ампутанты

В целом при программировании занятий по физическому воспитанию для лиц с ампутиро­ванными конечностями следует придерживаться тех же рекомендаций, которые были разработаны для здоровых детей и подростков. Если не учи­тывать отсутствующих конечностей, люди с ам­путациями считаются трудоспособными, однако место расположения и степень ампутации могут потребовать модификации некоторых видов дви­гательной активности.

Большинство людей с ампутациями на заня­тиях физического воспитания обычно пользуются протезирующими устройствами. Лица с односто­ронней ампутацией нижней конечности исполь­зуют протез во время игр в футбол, баскетбол, волейбол, а также во время большинства видов досуговой активности. В настоящее время спорт­смены с одной ампутированной нижней конечно­стью применяют все более эффективные с точки зрения механики протезы. В некоторых ситуациях спортсмен с ампутированной верхней конечно­стью может рассматривать протез как помеху для успешного выступления и не использовать его во время спортивных соревнований, такое часто бы­вает у игроков в бейсбол или софтбол. В качестве примера можно назвать Джима Эббота, бывшего питчера Высшей лиги по бейсболу, который, не­смотря на врожденную ампутацию кисти руки, не пользовался протезом во время игры. Конечно, при некоторых видах двигательной активности (например, занятия плаванием) протезирующее устройство обязательно следует снимать. В на­стоящее время Национальная федерация ассо­циации государственных высших школ разрешает спортсменам пользоваться протезами во время межшкольных соревнований по американскому футболу, борьбе, гимнастике, футболу, бейсболу, а также хоккею на траве и на льду. Однако спорт­смен не может использовать протез, представляю­щий для других игроков большую опасность, чем соответствующая нормальная конечность челове­ка либо дающий его обладателю преимущества по сравнению с соперником (National Federation of State High School Associations, 2003).

Занятия физическими упражнениями и спор­том требуют некоторых приспособлений в зави­симости от положения и степени ампутации и вида двигательной активности. Некоторые общие рекомендации для занятий двигательной актив­ностью и спортом для ампутантов представлены в таблице 15. 1.

 

 

Таблица 15. 1 – Рекомендации для занятий учащихся - ампутантов некоторыми видами спорта и двигательной активностью

Вид двигательной активности Верхняя конечность Нижняя конечность (до колена) Нижняя конечность (выше колена)
Стрельба из лука Бейсбол или софтбол Баскетбол Езда на велосипеде Боулинг Хоккей на траве Американский футбол Гольф Стрельба пулевая Горнолыжный спорт Лыжный спорт Футбол Плавание Настольный теннис Теннис Легкая атлетика Волейбол А Р Р Р Р Р Р А А Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р И Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р А А Р Р А И Р Р А А И Р Р И А А

Примечания: А – адаптированный; Р – рекомендованный; И – индивидуализированный; К – для колясочников. Адаптировано с разрешения авторов из R. C. Adams, J. A. McCubbin, 1991, Games, sports, and exercises for physically disabled, 4 (Philadelphia, PA: Lippincott, Willliams, and Wilkins), 181.

 

 

Физическая подготовленность

Подобно лицам с другими физическими нару­шениями, ампутантам необходимо повышать уро­вень физической подготовленности. Для оценки уровня физической подготовленности детей и подростков с ампутациями и врожденными на­рушениями можно воспользоваться Брокпортским тестом физической подготовленности, а для оценки аэробной работоспособности, состава тела и функции опорно-двигательного аппарата — ис­пользовать различные тесты в зависимости от ме­ста ампутации. Например, для оценки аэробной функции учащегося с односторонней ампутаци­ей нижней конечности выше коленного сустава можно воспользоваться Целевым аэробным дви­гательным тестом (Target Aerobic Movement Test, TAMT). В этом тесте для оценки аэробной рабо­тоспособности можно выбрать подходящие физи­ческие упражнения, которые могут расцениваться как подходящие, если они позволяют обеспечить интенсивность, достаточную для достижения ми­нимального уровня ЧСС и поддержания этого уровня в рамках заданной целевой зоны. Способ­ность продолжать занятие физическими упраж­нениями со средним уровнем интенсивности в течение не менее 15 мин является минимальным общим нормативом для детей и подростков с ампутациями и врожденными аномалиями. В числе других тестов для детей и подростков с односто­ронней ампутацией выше колена можно назвать измерение толщины кожных складок на трицеп­се и под лопаткой (состав тела) и жим от груди в положении лежа на спине (мышечная сила и выносливость). Лица с двусторонней ампутацией нижних конечностей выше или ниже коленно­го сустава часто характеризуются более низким уровнем аэробной работоспособности по сравне­нию с лицами после ампутации верхних конеч­ностей, поскольку их двигательная активность может быть сильно ограничена. В случае продол­жительных программ аэробной тренировки для лиц с ампутированными нижними конечностями необходимо выбирать такие виды двигательной активности, которые не повлекут за собой травм, связанных с чрезмерными нагрузками, или по­вреждений кожи (Pitetti, Pedrotty, 2003). К числу рекомендованных видов двигательной активности относятся плавание, езда на трехколесном велоси­педе, приводимом в движение силой рук, упраж­нения на гребном тренажере или велоэргометре для рук. В качестве дополнительной стимуляции аэробного развития учитель физического воспи­тания может предложить упражнения, в которых может быть использована инвалидная коляска, например, марафонские гонки или слалом.

Упражнения на развитие мышечной силы, вы­носливости и гибкости следует использовать для всех частей тела, включая и те, где расположе­но место ампутации или нарушения. Оставшиеся мышцы, прилегающие к месту ампутации или на­рушения, также нуждаются в развитии для сбалансированного формирования относительно мышц незатронутой стороны тела. Для лиц с частичной ампутацией конечности, когда отсутствует только кисть или стопа, занятия физическими упраж­нениями и двигательной активностью следует программировать так, чтобы они стимулировали максимальное использование оставшейся части конечности. Отсутствие конечности также может повлиять на способность удерживать равновесие и рычаг при выполнении силовых упражнений. Не­которые силовые упражнения предпочтительнее и безопаснее выполнять без протеза. Рекомендуется пользоваться протезом для выполнения физиче­ских упражнений только в тех случаях, когда си­ла сопротивления проходит вдоль его продольной оси (DiRocco, 1999). Например, ампутант может использовать протез при выполнении жима от груди в положении лежа на скамье, поскольку при попытке поднять вес нагрузка распределяется вдоль оси протеза.

Лица с односторонней и двусторонней ампу­тацией нижних конечностей с положением ме­ста ампутации выше коленного сустава склонны к ожирению и должны придерживаться диеты, направленной на снижение массы тела, в соче­тании с регулярными занятиями интенсивной двигательной активностью. Описаны несколько предпочтительных особенностей программ двига­тельной активности для снижения массы тела лиц с физическими нарушениями (Short, McCubbin, Frey, 1999). В число таких особенностей входят повышение общих суточных энерготрат, сниже­ние интенсивности двигательной активности и повышение ее продолжительности, ежедневные занятия, занятия с партнерами или в небольших группах, занятия предпочитаемыми видами дви­гательной активности. Перед началом занятий по программе двигательной активности рекоменду­ется оценить тип ампутации, функциональный диапазон подвижности суставов, силу, равнове­сие, устойчивость и состояние кожи у занимаю­щихся (Lockette, Keyes, 1994).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...