Ортопедические устройства. Адаптивный спорт
ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА Вследствие нейромышечных ограничений, накладываемых поражением спинного мозга, многие лица с такими нарушениями для расширения своих функциональных возможностей пользуются ортопедическими устройствами. Ортопедические устройства представляют собой разнообразные шины и корсеты, предназначенные для поддержания, удержания в правильном положении, коррекции или предотвращения деформаций, а также снижения или ослабления болей. Использование ортопедических устройств не ограничивается лицами с поражениями спинного мозга. Например, корсеты Милуоки и Чарльстона широко используются для лечения сколиоза, который может встречаться у подростков. Применение ортопедических устройств назначают врачи, а их подгонку выполняют специалисты по трудовой терапии, которые также обучают лиц с нарушениями использовать эти устройства и осуществлять за ними уход. Они используются как теми, кто может передвигаться самостоятельно для обеспечения большей устойчивости, так и теми, кто передвигается на инвалидной коляске для предотвращения деформаций. Эти устройства обычно называют в соответствии с суставами, которые они фиксируют: фиксатор или ортез голени; ортез бедра, ортез для всей ноги. (Дополнительную информацию в отношении ортопедических изделий можно найти в электронных ресурсах, перечисленных в конце этой главы. ) Многие из современных пластиковых орте- зов можно использовать в сочетании с обычной обувью и одеждой. В нормальных условиях ортезы необходимо использовать во время всех занятий видами двигательной активности, за исключением плавания. Во время интенсивных занятий учитель или инструктор должен периодически проверять надежность креплений ортеза и отсутствие потертостей или раздражения кожи в местах контакта с ортезом или креплениями. Ортопедические устройства можно также использовать для поддержания правильного положения части тела для увеличения входящей сенсорной информации. На рисунке 16. 10 показана серия вспомогательных устройств, часто используемых для детей со spina bifida. Эти ортопедические устройства предназначены, чтобы дать больным детям возможность рассматривать и взаимодействовать с окружающими предметами из нормальных для их уровня развития вертикальных положений тела, которые они не могут принимать или поддерживать самостоятельно. Последнее устройство — это параподиум, позволяющий лицам, неспособным стоять самостоятельно, пребывать в вертикальном положении и выполнять разнообразные работы. Параподиум освобождает человека от необходимости поддерживать свое тело в равновесии и также позволяет полностью использовать возможности верхних конечностей. Параподиум можно эффективно применять в процессе физического воспитания для обучения, например, игре в настольный теннис. В последние годы некоторые компании разработали оригинальные модификации параподиума, которые позволяют легко настраивать это устройство для поддержания тела в разнообразных вертикальных и горизонтальных положениях.
Ко второй группе ортопедических устройств относятся трости и ходунки, используемые в качестве вспомогательных приспособлений при ходьбе. Больные со spina bifida и поражениями спинного мозга, которые передвигаются с использованием протезных устройств, чаще все го применяют канадские костыли. Учитель физического воспитания должен знать о том, что лица, которые пользуются одним костылем или тростью, обычно держат их более сильной рукой, что исключает возможность ее использования во время занятий. Это следует иметь в виду и соответствующим образом видоизменять упражнения (например, обеспечивать равновесие тела), в которых предполагается использование доминирующей руки. (Дополнительную информацию о костылях и тростях можно найти в электронных ресурсах, перечисленных в конце этой главы. )
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ В настоящее время многие организации спонсируют спортивные программы и мероприятия для лиц с нарушениями функции спинного мозга. Такие организации возникли в связи с потребностями. Ассоциация NWAA, известная сегодня как Wheelchair Sports, USA, была создана в 1956 г. и является одной из наиболее известных организаций, финансирующих проведение спортивных мероприятий для лиц с нервно-мышечными нарушениями, обусловленными травмой спинного мозга, spina bifida или полиомиелитом. Эта ассоциация проводит спортивные соревнования по стрельбе пулевой, плаванию, настольному теннису, тяжелой атлетике, стрельбе из лука, фехтованию, слалому на инвалидных колясках и легкой атлетике.
Рисунок 16. 10 - Ортопедические устройства, которые помогают детям со spina bifida поддерживать положение тела, соответствующее нормальному уровню развития.
Участников соревнований разделяют на группы в соответствии с возрастом и функциональными возможностями (см. табл. 16. 2). Существуют две возрастные группы: взрослая — для лиц 16 лет и старше и юниорская — для детей и подростков 8—15 лет. Как говорилось в этой главе ранее, в последнее время укрепляется точка зрения о необходимости замены существующей системы классификации на функциональную систему классификации (см. рис. 16. 2), применяющуюся на международных соревнованиях. Wheelchair Sports, USA играет важную роль в организации и финансировании соревновательных и несоревновательных спортивных мероприятий для инвалидов. Организация Disabled Sports, USA, ранее носившая название National Handicapped Sports (до 1994 г. ) и National Handicapped Sports and Recreation Association (до 1976 г. ), является ведущей в развитии и распространении материалов, связанных с рекреацией, физической подготовкой и спортивной тренировкой для инвалидов. Один из примеров таких материалов — это серия " Disabled Sports USA's Aerobic Tapes", которые представляют собой учебные видеофильмы, посвященные занятиям танцевальной аэробикой и предназначенные помочь лицам с параплегией, тетраплегией, ампутациями и церебральным параличом развивать выносливость, силу и гибкость (более подробно об этом можно узнать в подразделе об аудио- и видеоресурсах в конце главы). Disabled Sports, USA является также официальным руководящим органом для спортивных соревнований лиц с ампутациями.
Несколько спортивных организаций спонсируют спортивные мероприятия по определенным видам спорта. Хотя многие из них применяют систему классификации, принятую Wheelchair Sports, USA, National Wheelchair Basketball Association (NWBA) пользуется своей собственной системой. NWBA была сформирована в 1949 г. и проводит соревнования для мужчин, женщин и подростков. В системе классификации NWBA каждого игрока относят к I, II или III классу в зависимости от места локализации травмы позвоночника и степени утраты двигательных функций. Каждому классу присвоена своя оценка в баллах, равная соответственно 1, 2 или 3. Команда может состоять из игроков разных классов в любом сочетании, если только их суммарная оценка не превышает 12 баллов и в команде не играет одновременно более трех игроков класса III. В основу этой классификации положены следующие критерии (NWBA, 2003): Класс I. Полная потеря двигательных функций на уровне TVII или выше либо сопоставимое нарушение, следствием которого является полная потеря функции мышц, иннервация которых начинается на уровне TVII или выше. Класс II. Полная утрата двигательных функций на уровне TVIII или ниже до LII включительно с возможным сохранением двигательной мощности таза и бедер. Кроме того, в этот класс включают ампутантов с двусторонней дезартикуляцией бедра. Класс III. Все другие физические нарушения, связанные с параличом или парезом нижних конечностей, обусловленным поражением спинного мозга на уровне LIII или ниже. В этот класс включают всех ампутантов нижних конечностей, за исключением лиц с двусторонней дезартикуляцией бедра (см. класс II).
Система классификации NWBA представляет собой прекрасный образец для подбора равных команд для участия в спортивных состязаниях на уроках физкультуры, в которых участвуют ученики с нарушениями функции спинного мозга. Можно разработать и использовать на уроках физического воспитания подобную систему классификации, основанную на оценке уровня навыков учащегося. За последнее десятилетие спорт инвалидов- колясочников эволюционировал от видов двигательной активности преимущественно рекреационной направленности до очень сложных соревновательных мероприятий. Это во многом было связано непосредственно с техническим прогрессом в проектировании инвалидных колясок и исследованиями оптимальных биомеханики и положения тела при движении на инвалидной коляске. В последние годы основное внимание уделяется разработке и совершенствованию тренировочных программ для спортсменов-колясочников (Ferrara, Davis, 1990; Gayle, Muir, 1992; Wells, Hooker, 1990). Специализированные программы организованных занятий спортом являются дополнением к учебной программе физического воспитания. Такие программы предоставляют учащимся с поражениями спинного мозга равные возможности для получения реальной пользы и опыта от занятий спортом, кроме того, они являются прекрасным средством мотивации. Участие в этих программах позволяет занимающимся встречаться и поддерживать социальные отношения с другими людьми, имеющими такие же возможности, интересы и потребности. И наконец, во время занятий спортом учащиеся с поражениями спинного мозга могут познакомиться с положительными ролевыми моделями, демонстрирующими возможности достижения высоких спортивных результатов даже при наличии физических нарушений. Для повышения вероятности того, что учащиеся с нарушениями будут заниматься спортом и добьются определенных успехов, учителя физического воспитания должны включить в учебную программу обучение базовым спортивным навыкам и соответствующий переход от развития навыков к их применению в реальных спортивных ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|