Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ортопедические устройства. Адаптивный спорт




ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

Вследствие нейромышечных ограничений, на­кладываемых поражением спинного мозга, мно­гие лица с такими нарушениями для расширения своих функциональных возможностей пользуются ортопедическими устройствами. Ортопедические устройства представляют собой разнообразные шины и корсеты, предназначенные для поддер­жания, удержания в правильном положении, кор­рекции или предотвращения деформаций, а также снижения или ослабления болей. Использование ортопедических устройств не ограничивается ли­цами с поражениями спинного мозга. Например, корсеты Милуоки и Чарльстона широко использу­ются для лечения сколиоза, который может встре­чаться у подростков. Применение ортопедических устройств назначают врачи, а их подгонку выпол­няют специалисты по трудовой терапии, которые

также обучают лиц с нарушениями использовать эти устройства и осуществлять за ними уход. Они используются как теми, кто может передви­гаться самостоятельно для обеспечения большей устойчивости, так и теми, кто передвигается на инвалидной коляске для предотвращения дефор­маций. Эти устройства обычно называют в соот­ветствии с суставами, которые они фиксируют: фиксатор или ортез голени; ортез бедра, ортез для всей ноги. (Дополнительную информацию в от­ношении ортопедических изделий можно найти в электронных ресурсах, перечисленных в конце этой главы. )

Многие из современных пластиковых орте- зов можно использовать в сочетании с обыч­ной обувью и одеждой. В нормальных условиях ортезы необходимо использовать во время всех занятий видами двигательной активности, за ис­ключением плавания. Во время интенсивных за­нятий учитель или инструктор должен периоди­чески проверять надежность креплений ортеза и отсутствие потертостей или раздражения кожи в местах контакта с ортезом или креплениями. Ортопедические устройства можно также исполь­зовать для поддержания правильного положения части тела для увеличения входящей сенсорной информации. На рисунке 16. 10 показана серия вспомогательных устройств, часто используе­мых для детей со spina bifida. Эти ортопедические устройства предназначены, чтобы дать больным детям возможность рассматривать и взаимодей­ствовать с окружающими предметами из нор­мальных для их уровня развития вертикальных положений тела, которые они не могут прини­мать или поддерживать самостоятельно. Послед­нее устройство — это параподиум, позволяющий лицам, неспособным стоять самостоятельно, пре­бывать в вертикальном положении и выполнять разнообразные работы. Параподиум освобождает человека от необходимости поддерживать свое тело в равновесии и также позволяет полностью использовать возможности верхних конечностей. Параподиум можно эффективно применять в процессе физического воспитания для обучения, например, игре в настольный теннис. В послед­ние годы некоторые компании разработали ори­гинальные модификации параподиума, которые позволяют легко настраивать это устройство для поддержания тела в разнообразных вертикальных и горизонтальных положениях.

Ко второй группе ортопедических устройств относятся трости и ходунки, используемые в качестве вспомогательных приспособлений при ходьбе. Больные со spina bifida и поражениями спинного мозга, которые передвигаются с ис­пользованием протезных устройств, чаще все­

го применяют канадские костыли. Учитель фи­зического воспитания должен знать о том, что лица, которые пользуются одним костылем или тростью, обычно держат их более сильной ру­кой, что исключает возможность ее использо­вания во время занятий. Это следует иметь в виду и соответствующим образом видоизменять упражнения (например, обеспечивать равнове­сие тела), в которых предполагается использо­вание доминирующей руки. (Дополнительную информацию о костылях и тростях можно найти в электронных ресурсах, перечисленных в кон­це этой главы. )

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ

В настоящее время многие организации спон­сируют спортивные программы и мероприятия для лиц с нарушениями функции спинного моз­га. Такие организации возникли в связи с потребностями.

Ассоциация NWAA, известная сегодня как Wheelchair Sports, USA, была создана в 1956 г. и является одной из наиболее известных органи­заций, финансирующих проведение спортивных мероприятий для лиц с нервно-мышечными на­рушениями, обусловленными травмой спинного мозга, spina bifida или полиомиелитом. Эта ас­социация проводит спортивные соревнования по стрельбе пулевой, плаванию, настольному теннису, тяжелой атлетике, стрельбе из лука, фехтованию, слалому на инвалидных колясках и легкой атлетике.

 

 

 

Рисунок 16. 10 - Ортопедические устройства, которые помогают детям со spina bifida поддерживать положение тела, соответствующее нормальному уровню развития.

 

Участников соревнований разделяют на группы в соответствии с возрас­том и функциональными возможностями (см. табл. 16. 2). Существуют две возрастные группы: взрослая — для лиц 16 лет и старше и юниор­ская — для детей и подростков 8—15 лет. Как говорилось в этой главе ранее, в последнее время укрепляется точка зрения о необходимости за­мены существующей системы классификации на функциональную систему классификации (см. рис. 16. 2), применяющуюся на международных соревнованиях.

Wheelchair Sports, USA играет важную роль в организации и финансировании соревновательных и несоревновательных спортивных мероприятий для инвалидов. Организация Disabled Sports, USA, ранее носившая название National Handicapped Sports (до 1994 г. ) и National Handicapped Sports and Recreation Association (до 1976 г. ), является ведущей в развитии и распространении материа­лов, связанных с рекреацией, физической подго­товкой и спортивной тренировкой для инвалидов. Один из примеров таких материалов — это серия " Disabled Sports USA's Aerobic Tapes", которые представляют собой учебные видеофильмы, по­священные занятиям танцевальной аэробикой и предназначенные помочь лицам с параплегией, тетраплегией, ампутациями и церебральным па­раличом развивать выносливость, силу и гибкость (более подробно об этом можно узнать в подраз­деле об аудио- и видеоресурсах в конце главы). Disabled Sports, USA является также официаль­ным руководящим органом для спортивных соревнований лиц с ампутациями.

Несколько спортивных организаций спонси­руют спортивные мероприятия по определенным видам спорта. Хотя многие из них применяют систему классификации, принятую Wheelchair Sports, USA, National Wheelchair Basketball

Association (NWBA) пользуется своей собственной системой. NWBA была сформирована в 1949 г. и проводит соревнования для мужчин, женщин и подростков. В системе классификации NWBA каждого игрока относят к I, II или III классу в зависимости от места локализации травмы позво­ночника и степени утраты двигательных функций. Каждому классу присвоена своя оценка в баллах, равная соответственно 1, 2 или 3. Команда мо­жет состоять из игроков разных классов в любом сочетании, если только их суммарная оценка не превышает 12 баллов и в команде не играет одно­временно более трех игроков класса III. В основу этой классификации положены следующие кри­терии (NWBA, 2003):

Класс I. Полная потеря двигательных функ­ций на уровне TVII или выше либо сопостави­мое нарушение, следствием которого является полная потеря функции мышц, иннервация ко­торых начинается на уровне TVII или выше.

Класс II. Полная утрата двигательных функций на уровне TVIII или ниже до LII включительно с возможным сохранением дви­гательной мощности таза и бедер. Кроме того, в этот класс включают ампутантов с двусто­ронней дезартикуляцией бедра.

Класс III. Все другие физические нарушения, связанные с параличом или парезом нижних ко­нечностей, обусловленным поражением спин­ного мозга на уровне LIII или ниже. В этот класс включают всех ампутантов нижних конечностей, за исключением лиц с двусторонней дезартикуляцией бедра (см. класс II).

Система классификации NWBA представляет собой прекрасный образец для подбора равных команд для участия в спортивных состязаниях на уроках физкультуры, в которых участвуют уче­ники с нарушениями функции спинного мозга. Можно разработать и использовать на уроках фи­зического воспитания подобную систему класси­фикации, основанную на оценке уровня навыков учащегося.

За последнее десятилетие спорт инвалидов- колясочников эволюционировал от видов дви­гательной активности преимущественно рекреа­ционной направленности до очень сложных соревновательных мероприятий. Это во многом было связано непосредственно с техническим прогрессом в проектировании инвалидных коля­сок и исследованиями оптимальных биомеханики и положения тела при движении на инвалидной коляске. В последние годы основное внима­ние уделяется разработке и совершенствованию тренировочных программ для спортсменов-колясочников (Ferrara, Davis, 1990; Gayle, Muir, 1992; Wells, Hooker, 1990).

Специализированные программы организо­ванных занятий спортом являются дополнением к учебной программе физического воспитания. Такие программы предоставляют учащимся с по­ражениями спинного мозга равные возможности для получения реальной пользы и опыта от заня­тий спортом, кроме того, они являются прекрас­ным средством мотивации. Участие в этих про­граммах позволяет занимающимся встречаться и поддерживать социальные отношения с другими людьми, имеющими такие же возможности, инте­ресы и потребности. И наконец, во время занятий спортом учащиеся с поражениями спинного моз­га могут познакомиться с положительными ролевыми моделями, демонстрирующими возможно­сти достижения высоких спортивных результатов даже при наличии физических нарушений. Для повышения вероятности того, что учащиеся с на­рушениями будут заниматься спортом и добьются определенных успехов, учителя физического вос­питания должны включить в учебную программу обучение базовым спортивным навыкам и соот­ветствующий переход от развития навыков к их применению в реальных спортивных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...