Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическое воспитание и школьники, больные диабетом




Физическое воспитание и школьники, больные диабетом

Взаимосвязанные факторы, которые следует контролировать при работе с детьми, больными диабетом, — это физические упражнения и диета. При подготовке к занятию физическими упраж­нениями следует обратить внимание на время приема пищи, уровень инсулина и объем дви­гательной активности. Кроме этих факторов не­обходимо также учитывать тип предполагаемой двигательной активности. У больных диабетом инсулин и уровень глюкозы в крови варьируют в зависимости от характера двигательной актив­ности, что иногда затрудняет оценку потребности в приеме пищи. Например, в одном из исследо­ваний (Colberg, 2000) было показано, что очень интенсивные физические упражнения, например поднимание тяжестей, могут вызвать повышение содержания глюкозы в крови вследствие повы­шения уровня гормонов-антагонистов инсулина. Данный и другие факторы, в частности стресс, температура и интенсивный рост организма, обусловливают важность регулярного контроля уровня глюкозы в крови; больных детей учат на собственном опыте управлять этим процессом с помощью расчета энергетических затрат. В усло­виях занятий двигательной активностью важное значение имеет согласование питания и индиви­дуальной реакции на физическую нагрузку, инъ­екции инсулина и выполнение учебной програм­мы (Hornsby, Albright, 2003).

Учитель физического воспитания должен иметь представление об особенностях крово­обращения у детей, больных сахарным диабетом. Нарушения функции системы кровообращения могут послужить причиной развития заболеваний кожных покровов ступней ног и кожи в целом. В связи с этим больным диабетом не рекомендуется заниматься двигательной активностью босиком. Этот вопрос обычно возникает, если речь идет о пляжном волейболе, боевых искусствах и других видах упражнений, которые могут выполняться босиком, руководители программ должны поза­ботиться о соответствующей защите ступней ног занимающихся больных диабетом (Conti, Chaytor, 1995). Так во время занятий двигательной актив­ностью они могут воспользоваться носками, та­почками для занятий в воде и другими типами обуви, чтобы снизить риск получения порезов, водянок или других травм ног.

При наличии должного внимания к питанию и инъекциям инсулина дети, больные диабетом, могут заниматься интенсивной двигательной ак­тивностью, принимать участие в тестировании физической подготовленности. Более того, дети с диабетом типа I могут проходить тестирование с использованием тех же тестов, что и остальные дети, если только срок заболевания составляет не более 15 лет и у них не обнаружено ишемической болезни сердца или других сопутствующих диабе­ту осложнений (Hornsby, Albright, 2003). И снова, в случае предполагаемой интенсивной физиче­ской нагрузки очень важно перед планировани­ем занятия и выполнением упражнений провести контроль уровня глюкозы в крови наряду с ока­занием первой помощи в случае возникновения тревожных симптомов (см. Симптомы и первая помощь). Наибольший фактор риска, ассоцииро­ванный с интенсивными занятиями физически­ми упражнениями, — это гипогликемия (низкий уровень глюкозы в крови) при условии, что боль­ной получил правильную дозу инсулина (Hornsby, Albright, 2003).

Для физически активных лиц, больных диабе­том, большое значение имеет состав потребляемой пищи. Важно согласовать потребление углеводов с физической нагрузкой. Короткий урок физкуль­туры с непродолжительной разминкой, за кото­рой следует 10 мин интенсивной двигательной ак­тивности, может потребовать от ребенка принять в качестве пищи быстро усваиваемый углевод, на­пример, немного фруктов. Если ребенок занима­ется в течение более продолжительного времени или играет всю игру, например, как в юношеской футбольной лиге, может потребоваться периоди­ческий прием пищи, содержащей углеводы, каж­дые 30 мин в перерывах между периодами игры (Birrer, Sedaghat, 2003). При энергичном выпол­нении более интенсивных упражнений необходи­мо во время занятия контролировать содержание глюкозы в крови. В случае более продолжитель­ных занятий физическими упражнениями, напри­мер, во время участия в соревнованиях по борьбе, когда схватки продолжаются в течение дня, не­обходимо более полное питание, которое включа­ет фрукты и белковую пищу в сочетании с инъ­екциями доз быстро и медленнодействующего инсулинов (для изменения инсулина, которым ребенок пользуется для инъекций, может потре­боваться рецепт врача).

Практический пример

Контроль содержания глюкозы в крови

Ситуация: школьные состязания по американскому футболу.

Учащийся: Джеффри — ученик 9-го класса, больной диа­бетом типа I, играет в школьной команде по американ­скому футболу. По размерам тела и степени физической зрелости он ничем не отличается от взрослых спортсменов, участвующих в этой программе, что послужило причиной для его приглашения в школьную команду. За первые две недели тренировочных занятий Джеффри добился того, что его взяли в защиту.

Проблема: тренеры столкнулись с тем, что у Джеффри во время тренировочных занятий развивается гипоглике­мия. Отчасти это было обусловлено тем, что он пре­небрегал проведением оценки уровня глюкозы в крови перед началом занятия. Тренеры были обеспокоены тем, что если Джеффри будет оставаться в игре слишком долго, это нанесет вред его здоровью.

Практическое решение. Для решения данной проблемы учитель физического воспитания предпринял следующие действия:

· партнеры Джеффри по команде были проинформирова­ны о его болезни, благодаря чему они смогут помочь наблюдать за его состоянием на поле во время игры и вы­вести его из игры при появлении симптомов гипогликемии; чтобы предупредить возникновение проблем во второй половине игры, помощника судьи попросили в переры­ве между таймами вывести Джеффри с поля, измерить у него уровень глюкозы в крови и предложить ему легкий перекус;

· даже несмотря на эти предосторожности, Джеффри все равно в начале сезона сталкивался с проблемами, обусловленными расчетом потребления пищи и до­зировки инсулина. Как начинающий спортсмен он играл в защите и иногда переходил в нападение в качестве фулбэка и поэтому не всегда можно было предугадать заранее, сколько раз Джеффри придется вступать в игру за время пребывания на поле;

· кроме того, некоторые игры продолжаются дольше и тре­буют больших затрат энергии, поскольку Джеффри начал выходить с мячом и хорошо показал себя в нападении. Благодаря тщательному контролю состояния и консульта­циям его родителей у лечащего врача Джесрфри пробле­мы были в значительной степени решены. Джеффри стал одним из ведущих игроков своей команды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...