Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика перцептивно-моторного процесса




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНОГО ПРОЦЕССА

Для повышения эффективности применения программ перцептивно-моторного развития бу­дет полезно разобраться в том, как происходит этот процесс. Упрощенная четырехэтапная схе­ма перцептивно-моторного функционирования представлена на рисунке 20. 1.

 

 

 

Рисунок 20. 1 — Упрощенная модель перцептивно- моторного процесса

Получение сенсорной информации

Первый компонент перцептивно-моторного процесса — получение сенсорной информации —

включает получение форм энергии из окружаю­щей среды и от тела в виде сенсорных стимулов с последующей обработкой этой информации для интеграции центральной нервной системой. Осязательная (прикосновения), кинестетическая (движение), вестибулярная (равновесие), зритель­ная (зрение) и слуховая (слух) сенсорные системы выполняют сбор информации, которая передает­ся центральной нервной системе с помощью сен­сорных (афферентных) механизмов.

Сенсорная интеграция

Второй компонент перцептивно-моторного процесса включает сенсорную интеграцию. Сен­сорная информация, полученная в прошлом, в настоящее время интегрируется, сопоставляется и сохраняется в кратковременной или долговремен­ной памяти. Важной фазой является момент вы­бора на основании интеграции и осуществления соответствующего моторного действия. Принятое решение становится частью долгосрочной памя­ти, которая реализуется при посредстве моторных (эфферентных) механизмов.

Моторно-поведенческие реакции и обратная связь

Третьим основным компонентом перцептив- но-моторного процесса является моторно-пове- денческая реакция. Явное движение или пове­дение — это результат решений центральной нервной системы. В ходе осуществления реакции в сенсорную систему постоянно поступает ин­формация о содержании происходящего с орга­низмом человека. Такая обратная связь является четвертым компонентом и предоставляет сенсор­ную информацию, необходимую для продолже­ния процесса. Обратная связь при двигательной реакции обычно основана на получении кинесте­тической, осязательной, зрительной или звуковой информации. Благодаря обратной связи оценива­ется адекватность или характер реакции. Если ре­акция оказывается неадекватной, тогда осуществ­ляются изменения.

Термины, имеющие отношение к процессу

Ассоциирующиеся с перцептивно-моторным процессом термины применяют различным об­разом. Далее приведены определения некоторых терминов, использованных в данной главе.

Восприятие, или перцепция — это наблюдение и интерпретация сенсорных данных, которые яв­ляются результатом взаимодействия процессов в сенсорном и центральном отделах нервной си­стемы. Восприятие происходит в головном мозге и позволяет индивидууму воспринять значение сенсорных данных. Перцептивно-моторное раз­витие — процесс усиления способности к инте­грации сенсорных стимулов, обусловленных или связанных с наблюдаемым двигательным опытом. Оно включает способность комбинировать кине­стетические и сенсорные ощущения с другими ощущениями и стимулировать развитие восприя­тия последних, использование движений в каче­стве инструмента для исследования окружающего мира и развития перцептивно-моторных способ­ностей, а также способность " воспринимать" сен­сорные и кинетические ощущения. Восприятие происходит, когда сенсорная информация под­вергается интерпретации или приобретает смысл. Поскольку перцептивно-моторное восприятие включает интерпретацию и ответ на сенсорную стимуляцию, для него требуются когнитивные способности. С другой стороны, сенсомоторная деятельность происходит на субкортикальном уровне и не включает осмысления, интерпретации или функционирования на кортикальном уровне. Сенсомоторная деятельность характеризуется мо­торным ответом на получение сенсорных данных. В результате интеграции сенсорных данных про­исходит перцепция и другие типы синтеза сенсор­ных данных. Таким образом, перцепция является одним из аспектов сенсорной интеграции.

Начиная с 1980-х годов и по настоящий мо­мент в литературе, имеющей отношение к фи­зическому воспитанию, развиваются взгляды на перцепцию, согласно которым особенности вос­приятия оказывают влияние на перцептивно- моторное развитие. Эта теория, известная как прямой, или экологический подход к рассмотре­нию перцепции, основана на трудах Гибсона (Gibson, 1977, 1979) и предполагает, что восприя­тие носит индивидуальный характер, а окружаю­щий мир воспринимается непосредственно с точ­ки зрения его пригодности или полезности для воспринимающего. Индивидуум воспринимает окружающий мир с точки зрения действий, ко­торые он может произвести над ним, это озна­чает, что окружение предоставляет возможности для развития, или аффордансы. Например, дети могут воспринимать стул преимущественно с точ­ки зрения своих возможностей проползать под ним, тогда как взрослые воспринимают его как объект, на котором можно сидеть (хотя также при­знают и другие возможности его использования). Сторонники этих взглядов считают, что дефицит сенсорной информации можно определить как неадекватное восприятие возможностей (аффор- дансов). Таким образом, восприятие может стать основным кандидатом для поиска потенциальных подавляющих факторов (ограничителей развития) у детей с нарушениями двигательного развития (Burton, 1990; Davis, Burton, 1991).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...