Общая характеристика перцептивно-моторного процесса
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНОГО ПРОЦЕССА Для повышения эффективности применения программ перцептивно-моторного развития будет полезно разобраться в том, как происходит этот процесс. Упрощенная четырехэтапная схема перцептивно-моторного функционирования представлена на рисунке 20. 1.
Рисунок 20. 1 — Упрощенная модель перцептивно- моторного процесса Получение сенсорной информации Первый компонент перцептивно-моторного процесса — получение сенсорной информации — включает получение форм энергии из окружающей среды и от тела в виде сенсорных стимулов с последующей обработкой этой информации для интеграции центральной нервной системой. Осязательная (прикосновения), кинестетическая (движение), вестибулярная (равновесие), зрительная (зрение) и слуховая (слух) сенсорные системы выполняют сбор информации, которая передается центральной нервной системе с помощью сенсорных (афферентных) механизмов. Сенсорная интеграция Второй компонент перцептивно-моторного процесса включает сенсорную интеграцию. Сенсорная информация, полученная в прошлом, в настоящее время интегрируется, сопоставляется и сохраняется в кратковременной или долговременной памяти. Важной фазой является момент выбора на основании интеграции и осуществления соответствующего моторного действия. Принятое решение становится частью долгосрочной памяти, которая реализуется при посредстве моторных (эфферентных) механизмов. Моторно-поведенческие реакции и обратная связь Третьим основным компонентом перцептив- но-моторного процесса является моторно-пове- денческая реакция. Явное движение или поведение — это результат решений центральной нервной системы. В ходе осуществления реакции в сенсорную систему постоянно поступает информация о содержании происходящего с организмом человека. Такая обратная связь является четвертым компонентом и предоставляет сенсорную информацию, необходимую для продолжения процесса. Обратная связь при двигательной реакции обычно основана на получении кинестетической, осязательной, зрительной или звуковой информации. Благодаря обратной связи оценивается адекватность или характер реакции. Если реакция оказывается неадекватной, тогда осуществляются изменения.
Термины, имеющие отношение к процессу Ассоциирующиеся с перцептивно-моторным процессом термины применяют различным образом. Далее приведены определения некоторых терминов, использованных в данной главе. Восприятие, или перцепция — это наблюдение и интерпретация сенсорных данных, которые являются результатом взаимодействия процессов в сенсорном и центральном отделах нервной системы. Восприятие происходит в головном мозге и позволяет индивидууму воспринять значение сенсорных данных. Перцептивно-моторное развитие — процесс усиления способности к интеграции сенсорных стимулов, обусловленных или связанных с наблюдаемым двигательным опытом. Оно включает способность комбинировать кинестетические и сенсорные ощущения с другими ощущениями и стимулировать развитие восприятия последних, использование движений в качестве инструмента для исследования окружающего мира и развития перцептивно-моторных способностей, а также способность " воспринимать" сенсорные и кинетические ощущения. Восприятие происходит, когда сенсорная информация подвергается интерпретации или приобретает смысл. Поскольку перцептивно-моторное восприятие включает интерпретацию и ответ на сенсорную стимуляцию, для него требуются когнитивные способности. С другой стороны, сенсомоторная деятельность происходит на субкортикальном уровне и не включает осмысления, интерпретации или функционирования на кортикальном уровне. Сенсомоторная деятельность характеризуется моторным ответом на получение сенсорных данных. В результате интеграции сенсорных данных происходит перцепция и другие типы синтеза сенсорных данных. Таким образом, перцепция является одним из аспектов сенсорной интеграции.
Начиная с 1980-х годов и по настоящий момент в литературе, имеющей отношение к физическому воспитанию, развиваются взгляды на перцепцию, согласно которым особенности восприятия оказывают влияние на перцептивно- моторное развитие. Эта теория, известная как прямой, или экологический подход к рассмотрению перцепции, основана на трудах Гибсона (Gibson, 1977, 1979) и предполагает, что восприятие носит индивидуальный характер, а окружающий мир воспринимается непосредственно с точки зрения его пригодности или полезности для воспринимающего. Индивидуум воспринимает окружающий мир с точки зрения действий, которые он может произвести над ним, это означает, что окружение предоставляет возможности для развития, или аффордансы. Например, дети могут воспринимать стул преимущественно с точки зрения своих возможностей проползать под ним, тогда как взрослые воспринимают его как объект, на котором можно сидеть (хотя также признают и другие возможности его использования). Сторонники этих взглядов считают, что дефицит сенсорной информации можно определить как неадекватное восприятие возможностей (аффор- дансов). Таким образом, восприятие может стать основным кандидатом для поиска потенциальных подавляющих факторов (ограничителей развития) у детей с нарушениями двигательного развития (Burton, 1990; Davis, Burton, 1991).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|