Сенсомоторная стимуляция. Стимуляция развития
Сенсомоторная стимуляция Перцептивно-моторный дефицит может возникать вследствие нарушений получения и обработки сенсорной информации. Учителя физического воспитания, которые ознакомились и проанализировали литературу, посвященную рассмотрению значения сенсорной стимуляции (Cheatum, Hammond, 2000; Cratty, 1986, а, 1986, b; Seaman et al., 2003; Sherrill, 2004), соглашаются с авторами этой главы в том, что она способствует развитию и обучению. Кроме того, в литературе существует общая точка зрения, согласно которой приемлемый уровень сенсомоторного развития обычно может быть достигнут без необходимости в специальном вмешательстве профессионалов. Однако лицам с различными нарушениями, в частности с тяжелыми расстройствами, иногда рекомендуют программы, включающие сенсомо- торную активность. Такая стимуляция предназначена для преодоления задержки сенсомоторного развития или дефицитов, обусловленных такими факторами, как нарушения развития или функции центральной нервной системы, заболевания. Программы, предназначенные для развития сенсорных систем, осуществляются группой специалистов, включая педагогов, которые занимаются обучением в раннем детстве или физическим воспитанием, кинезитерапевтов в качестве специалистов по обучению движениям, а также трудотерапевтов, отвечающих за часть программы, направленной на развитие сенсорной интеграции. Цели программы, поставленные членами группы, определяют ее задачи и методы. Авторы этой главы рекомендуют использовать сенсомо- торную стимуляцию в качестве средства, способствующего адекватному перцептивно-моторному и двигательному развитию. Программы, предназначенные для сенсо- моторной тренировки, в которых используется двигательная активность, обладают рядом общих особенностей. Во-первых, они тесно взаимосвязаны с основными видами сенсорного воприятия, имеющими отношение к движению (осязательное, кинестетическое вестибулярное, зрительное и слуховое). Во-вторых, они направлены на стимуляцию субкортикальной деятельности, то есть активность не зависит от коры головного мозга и кортикальных путей. Основное различие между сенсомоторной активностью и перцептивно-моторной активностью заключается в том, что первая является субкортикальной, а последняя включает процесс распознавания. В-третьих, в ходе выполнения программы происходит значительное перекрывание сенсомоторной и перцептивно-моторной активности.
В действительности перцептивно-моторная деятельность зависит от сенсомоторной функции, поскольку сенсорная информация подвергается обработке, интеграции и упорядочиванию в коре головного мозга, и эти процессы являются ключевыми для перцептивно-моторной деятельности. Например, если слепой ребенок держит в руках апельсин и ощущает, как при его сдавливании из него течет сок, это сенсомоторная деятельность, а если ребенок осмысливает свои ощущения и говорит, что это апельсин, тогда — перцептивно- моторная деятельность. Таким образом, когда сенсомоторная информация приобретает для индивидуума определенный смысл, она становится перцептивно-моторной. К числу факторов, которые влияют на сенсорно-моторную функцию, относятся мышечный и постуральный тонус, рефлексы и постуральные реакции, а также системы получения сенсорной информации (Sherrill, 2004). В этом смысле данная глава ограничивается только ознакомлением с активностями, имеющими отношение к стимуляции сенсорных систем. В таблице 20. 2 представлена информация, которая предназначена для учителей физического воспитания, занимающихся выполнением или координированием программ для развития сенсорных систем. В ней приведены компоненты таких программ и типичные упражнения, которые в них используют. В число компонентов входят осязательная, кинестетическая, вестибулярная, зрительная и слуховая интеграции. Хотя представленные в таблице упражнения объединены с одним из компонентов, большинство из них затрагивают и стимулируют два или несколько компонентов. Эти компоненты соответствуют перцептивно-моторным компонентам, которые будут обсуждаться в этой главе позднее.
Стимуляция развития Учитель играет важную роль в развитии или восстановлении перцептивно-моторных способностей. Точное место и применяемый метод обучения следует варьировать в зависимости от особенностей учащегося. Поскольку перцептивно-моторные способности в норме развиваются оптимально в возрасте от 2 до 7 лет, то здесь обычно могут быть использованы непрямые стили обучения, такие, как исследование движений, управляемое открытие и задания с произвольным концом, допускающие более одного ответа. После достижения детьми возраста 6—7 лет уровень развития допускает использование более прямых стилей обучения, которые в данный период обладают большей эффективностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|