Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сенсомоторная стимуляция. Стимуляция развития




Сенсомоторная стимуляция

Перцептивно-моторный дефицит может воз­никать вследствие нарушений получения и об­работки сенсорной информации. Учителя физического воспитания, которые ознакомились и проанализировали литературу, посвященную рассмотрению значения сенсорной стимуляции (Cheatum, Hammond, 2000; Cratty, 1986, а, 1986, b; Seaman et al., 2003; Sherrill, 2004), соглашаются с авторами этой главы в том, что она способствует развитию и обучению. Кроме того, в литературе существует общая точка зрения, согласно которой приемлемый уровень сенсомоторного развития обычно может быть достигнут без необходимо­сти в специальном вмешательстве профессиона­лов. Однако лицам с различными нарушениями, в частности с тяжелыми расстройствами, иногда рекомендуют программы, включающие сенсомо- торную активность. Такая стимуляция предна­значена для преодоления задержки сенсомотор­ного развития или дефицитов, обусловленных такими факторами, как нарушения развития или функции центральной нервной системы, заболе­вания. Программы, предназначенные для разви­тия сенсорных систем, осуществляются группой специалистов, включая педагогов, которые зани­маются обучением в раннем детстве или физиче­ским воспитанием, кинезитерапевтов в качестве специалистов по обучению движениям, а также трудотерапевтов, отвечающих за часть програм­мы, направленной на развитие сенсорной инте­грации. Цели программы, поставленные членами группы, определяют ее задачи и методы. Авторы этой главы рекомендуют использовать сенсомо- торную стимуляцию в качестве средства, способ­ствующего адекватному перцептивно-моторному и двигательному развитию.

Программы, предназначенные для сенсо- моторной тренировки, в которых используется двигательная активность, обладают рядом об­щих особенностей. Во-первых, они тесно взаи­мосвязаны с основными видами сенсорного воприятия, имеющими отношение к движению (осязательное, кинестетическое вестибулярное, зрительное и слуховое). Во-вторых, они направ­лены на стимуляцию субкортикальной деятель­ности, то есть активность не зависит от коры го­ловного мозга и кортикальных путей. Основное различие между сенсомоторной активностью и перцептивно-моторной активностью заключает­ся в том, что первая является субкортикальной, а последняя включает процесс распознавания. В-третьих, в ходе выполнения программы проис­ходит значительное перекрывание сенсомоторной и перцептивно-моторной активности.

В действительности перцептивно-моторная деятельность зависит от сенсомоторной функции, поскольку сенсорная информация подвергается обработке, интеграции и упорядочиванию в коре головного мозга, и эти процессы являются клю­чевыми для перцептивно-моторной деятельности. Например, если слепой ребенок держит в руках апельсин и ощущает, как при его сдавливании из него течет сок, это сенсомоторная деятельность, а если ребенок осмысливает свои ощущения и го­ворит, что это апельсин, тогда — перцептивно- моторная деятельность. Таким образом, когда сенсомоторная информация приобретает для ин­дивидуума определенный смысл, она становится перцептивно-моторной.

К числу факторов, которые влияют на сенсорно-моторную функцию, относятся мышеч­ный и постуральный тонус, рефлексы и постуральные реакции, а также системы получения сенсор­ной информации (Sherrill, 2004). В этом смысле данная глава ограничивается только ознакомле­нием с активностями, имеющими отношение к стимуляции сенсорных систем. В таблице 20. 2 представлена информация, которая предназначе­на для учителей физического воспитания, зани­мающихся выполнением или координированием программ для развития сенсорных систем. В ней приведены компоненты таких программ и типич­ные упражнения, которые в них используют. В число компонентов входят осязательная, кине­стетическая, вестибулярная, зрительная и слухо­вая интеграции. Хотя представленные в таблице упражнения объединены с одним из компонен­тов, большинство из них затрагивают и стимули­руют два или несколько компонентов. Эти ком­поненты соответствуют перцептивно-моторным компонентам, которые будут обсуждаться в этой главе позднее.

 

Стимуляция развития

Учитель играет важную роль в развитии или восстановлении перцептивно-моторных спо­собностей. Точное место и применяемый ме­тод обучения следует варьировать в зависи­мости от особенностей учащегося. Поскольку перцептивно-моторные способности в норме раз­виваются оптимально в возрасте от 2 до 7 лет, то здесь обычно могут быть использованы не­прямые стили обучения, такие, как исследование движений, управляемое открытие и задания с произвольным концом, допускающие более одного ответа. После достижения детьми возрас­та 6—7 лет уровень развития допускает исполь­зование более прямых стилей обучения, которые в данный период обладают большей эффектив­ностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...