Пример перцептивно-моторного навыка
Пример перцептивно-моторного навыка В качестве иллюстрации основных вводных представлений о перцептивно-моторном процессе, показанном на рисунке 20. 1, можно рассмотреть отбивание поданного мяча в софтболе. Когда поданный мяч движется в направлении игрока (отбивающего), тот концентрируется на мяче и следит за ним. Информация о скорости, направлении, вращении и других особенностях полета принимается (получение стимула) зрительной системой (получение сенсорных данных) для последующей обработки. Полученная информация передается по сенсорным нейронам в центральную нервную систему, где она подвергается сенсорной интеграции. В результате интеграции различных характеристик внешней среды, сущности поступающей сенсорной информации и прошлого опыта приближающийся объект воспринимается как мяч (перцепция), который необходимо отбить (перцептивно-моторная реакция). Прошлый опыт отбивающего влияет на способность зафиксировать взглядом мяч и проследить за его движением, а также получить на основании данных о его движении информацию о том, как его следует отбить. Определение особенностей выполнения удара по мячу включает выполнение сравнительной оценки, в ходе которой, например, траектория полета мяча сопоставляется с предшествующими вариантами выполнения действия (обратная связь). Отбивающий принимает решение о выполнении удара по мячу (решение о моторном поведении) на основе предшествующих этапов процесса. Это решение становится частью долгосрочной памяти и используется в будущем для сравнительного анализа. Во время отбивания мяча мозг постоянно получает информацию о положении биты и тела (кинестетическая) и использует эту информацию для выполнения замаха битой. После определения содержания моторного поведения или ответа в соответствующие части тела направляются сигналы, призванные инициировать ответ (двигательную реакцию). Движение отбивающего и выполнение задания предоставляет информацию о том, насколько результативным или адекватным был ответ (обратная связь). Если поданный мяч был пропущен, отбивающий принимает решение о необходимости коррекции своих действий в подобных ситуациях в будущем, эта информация хранится в долгосрочной памяти и служит основой для обучения. Перцептивно- моторное функционирование имеет отношение к процессу в целом и отбивание поданного мяча в бейсболе является лишь одним из видов перцептивно-моторных навыков.
Если к рассмотренному примеру применить экологический подход, то мяч будет восприниматься каждым наблюдателем с точки зрения способности отбить мяч или отбить его в определенное место поля с учетом особенностей тела и наличия навыков, а не концентрации на его скорости, вращении и др. Таким образом, индивидуум будет воспринимать мяч с точки зрения возможности его отбить и на основании этого примет решение о своих действиях и поступит в соответствии с принятым решением. Перцептивно-моторный дефицит Схема перцептйвно-моторного процесса обработки информации, представленная на рисунке 20. 1, может быть использована для анализа нарушений в этом процессе — на этапе получения данных, интеграции, реакции и обратной связи. Нарушения на этапе получения сенсорных данных могут быть обусловлены различными причинами. Например, лица с сенсорными расстройствами, в частности слепотой или глухотой, могут оказаться неспособными к адекватному восприятию зрительной или слуховой информации из окружающей среды, вследствие чего центральная нервная система будет лишена соответствующих сенсорных данных. Учащиеся с отклонениями умственного развития, расстройствами навыков обучения, дефицитом внимания или аутизмом могут просто не обращать внимания на существенную информацию и, следовательно, не будут ее воспринимать. У лиц с нервно-мышечными нарушениями подавляющим фактором может быть отсутствие или недостаток соответствующей кинестетической, вестибулярной или осязательной информации, необходимой для полноценного восприятия окружающего мира.
На сенсорную интеграцию могут оказывать влияние такие факторы, как отклонения умственного развития или неврологические заболевания, которые приводят к нарушению функции центральной нервной системы. Кроме того, на сенсорную интеграцию могут повлиять качество принимаемой информации и способность к ее обработке. Например, ученик с расстройством навыков обучения может испытывать трудности, связанные с моторным планированием. На двигательную реакцию могут влиять нарушения обработки информации на предшествующих этапах процесса, а также заболевания, затрагивающие двигательную функцию, в том числе и передачу сигналов в нервной системе. В качестве примеров таких заболеваний можно привести церебральный паралич, мышечную дистрофию, а также другие нарушения деятельности нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Нарушения на этапе обратной связи могут быть результатом нарушений на предшествующих этапах процесса или воздействия любых дополнительных факторов, которые могут ослаблять способности изменять или корректировать поведение. Например, ребенок с нарушениями развития координации может утратить контроль над телом вследствие искаженного кинестетического восприятия, и это приведет к нарушению адекватности обратной связи. В отношении экологического подхода Burton (1987, 1990) отмечал, что влияние восприятия исследуют более внимательно в случае возникновения двигательных расстройств. В соответствии с этой точкой зрения предполагается, что перцептивные суждения можно оценивать, используя в качестве критерия реальные показатели для выяснения взаимосвязи между отклонениями моторных реакций от нормы и нарушениями восприятия. Хороший пример для иллюстрации этой концепции представляет игра в гольф, где выбор клюшки для выполнения конкретного удара осуществляется на основе оценки дистанции удара, высоты полета мяча и т. д. Если после выбора клюшки игрок в гольф промахнется, то этот результат может быть обусловлен неправильным выбором клюшки (ошибочным восприятием требований удара) так же, как и неудовлетворительными навыками. Например, игрок в гольф мог недооценить расстояние до цели, скорость ветра и др. Хотя недолет мяча до цели может быть обусловлен и другими причинами, возможность ошибочного восприятия существует всегда и ее следует оценивать.
Многие факторы, вызывающие перцептивно- моторный дефицит, взаимосвязаны с расстройствами, которые наблюдаются в условиях школьного обучения. Вследствие их влияния на перцептивно-моторное развитие учителям физического воспитания, возможно, потребуется разрабатывать программы, стимулирующие развитие или восстанавливающие двигательные навыки. Сущность индивидуализированной программы определяется причиной перцептивно-моторного расстройства, особенностями восприятия ученика и его способностей, а также предназначением программы. Например, для полностью слепого учащегося может потребоваться сконцентрироваться на усилении слухового перцептивно- моторного компонента, чтобы сделать возможной ориентацию на школьную программу, а также на кинестетическом восприятии для более уверенного передвижения в окружающем пространстве. В таблице 20. 1 представлен анализ основных перцептивно-моторных потребностей и областей дефицита для различных видов нарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|