Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример перцептивно-моторного навыка




Пример перцептивно-моторного навыка

В качестве иллюстрации основных вводных представлений о перцептивно-моторном процес­се, показанном на рисунке 20. 1, можно рассмо­треть отбивание поданного мяча в софтболе. Ког­да поданный мяч движется в направлении игрока (отбивающего), тот концентрируется на мяче и следит за ним. Информация о скорости, направ­лении, вращении и других особенностях полета принимается (получение стимула) зрительной си­стемой (получение сенсорных данных) для после­дующей обработки. Полученная информация пе­редается по сенсорным нейронам в центральную нервную систему, где она подвергается сенсорной интеграции. В результате интеграции различных характеристик внешней среды, сущности поступающей сенсорной информации и прошлого опыта приближающийся объект воспринимается как мяч (перцепция), который необходимо отбить (перцептивно-моторная реакция). Прошлый опыт отбивающего влияет на способность зафиксиро­вать взглядом мяч и проследить за его движением, а также получить на основании данных о его дви­жении информацию о том, как его следует отбить. Определение особенностей выполнения удара по мячу включает выполнение сравнительной оцен­ки, в ходе которой, например, траектория полета мяча сопоставляется с предшествующими вариан­тами выполнения действия (обратная связь).

Отбивающий принимает решение о выполне­нии удара по мячу (решение о моторном поведе­нии) на основе предшествующих этапов процес­са. Это решение становится частью долгосрочной памяти и используется в будущем для сравни­тельного анализа. Во время отбивания мяча мозг постоянно получает информацию о положении биты и тела (кинестетическая) и использует эту информацию для выполнения замаха битой. По­сле определения содержания моторного пове­дения или ответа в соответствующие части тела направляются сигналы, призванные иницииро­вать ответ (двигательную реакцию). Движение отбивающего и выполнение задания предоставляет информацию о том, насколько результативным или адекватным был ответ (обратная связь). Ес­ли поданный мяч был пропущен, отбивающий принимает решение о необходимости коррекции своих действий в подобных ситуациях в будущем, эта информация хранится в долгосрочной памяти и служит основой для обучения. Перцептивно- моторное функционирование имеет отноше­ние к процессу в целом и отбивание поданного мяча в бейсболе является лишь одним из видов перцептивно-моторных навыков.

Если к рассмотренному примеру применить экологический подход, то мяч будет восприни­маться каждым наблюдателем с точки зрения способности отбить мяч или отбить его в опре­деленное место поля с учетом особенностей те­ла и наличия навыков, а не концентрации на его скорости, вращении и др. Таким образом, инди­видуум будет воспринимать мяч с точки зрения возможности его отбить и на основании этого примет решение о своих действиях и поступит в соответствии с принятым решением.

Перцептивно-моторный дефицит

Схема перцептйвно-моторного процесса об­работки информации, представленная на рисун­ке 20. 1, может быть использована для анализа нарушений в этом процессе — на этапе получения данных, интеграции, реакции и обратной связи. Нарушения на этапе получения сенсорных дан­ных могут быть обусловлены различными причи­нами. Например, лица с сенсорными расстрой­ствами, в частности слепотой или глухотой, могут оказаться неспособными к адекватному восприя­тию зрительной или слуховой информации из окружающей среды, вследствие чего центральная нервная система будет лишена соответствующих сенсорных данных. Учащиеся с отклонениями умственного развития, расстройствами навыков обучения, дефицитом внимания или аутизмом мо­гут просто не обращать внимания на существен­ную информацию и, следовательно, не будут ее воспринимать. У лиц с нервно-мышечными на­рушениями подавляющим фактором может быть отсутствие или недостаток соответствующей ки­нестетической, вестибулярной или осязательной информации, необходимой для полноценного восприятия окружающего мира.

На сенсорную интеграцию могут оказывать влияние такие факторы, как отклонения умствен­ного развития или неврологические заболева­ния, которые приводят к нарушению функции центральной нервной системы. Кроме того, на сенсорную интеграцию могут повлиять качество принимаемой информации и способность к ее обработке. Например, ученик с расстройством навыков обучения может испытывать трудности, связанные с моторным планированием.

На двигательную реакцию могут влиять нару­шения обработки информации на предшествую­щих этапах процесса, а также заболевания, затра­гивающие двигательную функцию, в том числе и передачу сигналов в нервной системе. В качестве примеров таких заболеваний можно привести це­ребральный паралич, мышечную дистрофию, а также другие нарушения деятельности нервной системы и опорно-двигательного аппарата. На­рушения на этапе обратной связи могут быть ре­зультатом нарушений на предшествующих этапах процесса или воздействия любых дополнительных факторов, которые могут ослаблять способности изменять или корректировать поведение. Напри­мер, ребенок с нарушениями развития коорди­нации может утратить контроль над телом вслед­ствие искаженного кинестетического восприятия, и это приведет к нарушению адекватности обрат­ной связи.

В отношении экологического подхода Burton (1987, 1990) отмечал, что влияние восприятия ис­следуют более внимательно в случае возникнове­ния двигательных расстройств. В соответствии с этой точкой зрения предполагается, что перцеп­тивные суждения можно оценивать, используя в качестве критерия реальные показатели для вы­яснения взаимосвязи между отклонениями мо­торных реакций от нормы и нарушениями вос­приятия. Хороший пример для иллюстрации этой концепции представляет игра в гольф, где выбор клюшки для выполнения конкретного удара осу­ществляется на основе оценки дистанции удара, высоты полета мяча и т. д. Если после выбора клюшки игрок в гольф промахнется, то этот ре­зультат может быть обусловлен неправильным выбором клюшки (ошибочным восприятием тре­бований удара) так же, как и неудовлетворитель­ными навыками. Например, игрок в гольф мог недооценить расстояние до цели, скорость ве­тра и др. Хотя недолет мяча до цели может быть обусловлен и другими причинами, возможность ошибочного восприятия существует всегда и ее следует оценивать.

Многие факторы, вызывающие перцептивно- моторный дефицит, взаимосвязаны с расстрой­ствами, которые наблюдаются в условиях школьного обучения. Вследствие их влияния на перцептивно-моторное развитие учителям физи­ческого воспитания, возможно, потребуется разрабатывать программы, стимулирующие развитие или восстанавливающие двигательные навыки. Сущность индивидуализированной программы определяется причиной перцептивно-моторного расстройства, особенностями восприятия учени­ка и его способностей, а также предназначением программы. Например, для полностью слепого учащегося может потребоваться сконцентри­роваться на усилении слухового перцептивно- моторного компонента, чтобы сделать возмож­ной ориентацию на школьную программу, а также на кинестетическом восприятии для более уверенного передвижения в окружающем про­странстве. В таблице 20. 1 представлен анализ основных перцептивно-моторных потребностей и областей дефицита для различных видов на­рушений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...