Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сенсорные системы. Осязательное восприятие. Проприоцепция. Кинестетическое восприятие




СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Многие сенсорные системы связаны с перцеп­тивно-моторным развитием. В оставшейся ча­сти этой главы мы обсудим осязательное, кинестетическое, зрительное и слуховое восприя­тие. Для каждой сенсорной системы приведено общее описание и рассмотрение ее элементов, а также примеры, связанные с физическим вос­питанием и занятиями спортом. Во время двига­тельной реакции различные сенсорные системы работают совместно и согласованно. Например, зрительная моторная координация объединяет использование зрительной, кинестетической и осязательной сенсорной систем. Мультисенсор- ный подход, который предполагает применение учителем нескольких сенсорных систем, являет­ся одной из общепринятых методик, используе­мых для обучения детей с нарушениями развития. Глава 11 " Специфические расстройства разви­тия навыков обучения" содержит более деталь­ное обсуждение преимуществ мультисенсорного подхода.

 

Осязательное восприятие

Способность интерпретировать ощущения от различных слоев кожных поверхностей тела — это осязательное восприятие. Осязательное, или тактильное восприятие связано с внешними сти­мулами и представляет собой реакцию на прикос­новения, тактильные ощущения и манипуляции. Посредством этих аспектов системы осязания ин­дивидуум испытывает различные ощущения, ко­торые позволяют ему лучше понять окружающий его мир. Например, такое восприятие позволяет отличить мокрые предметы от сухих, теплые от холодных, мягкие от твердых, шероховатые по­верхности от гладких. Для школьников с рас­стройствами навыков обучения прикосновения к предметам, ощущение при их ощупывании, удер­живание и манипулирование ими позволяют сти­мулировать учебный процесс и сделать его более конкретным. Термин " мягкий" приобретает бо­лее осмысленное и материальное значение, когда ученики ощупывают что-то мягкое и сопоставля­ют его с чем-то твердым.

У некоторых людей осязательная система не организована, следствием чего может стать на­рушение осязательного восприятия. Отсутствие такого восприятия или нарушение способности локализовать место прикосновения могут наблю­даться у детей с расстройствами навыков обуче­ния, обусловленными отсутствием контроля над телом (обсуждалось в подразделе этой главы, по­священном проприоцепции). Другие дети (напри­мер, с серьезными эмоциональными расстрой­ствами) могут защищаться от соприкосновения с посторонними предметами и иметь повышенную чувствительность к обычным прикосновениям. Например, ощущение одежды на теле или при­косновения к телу вызовет у таких детей отри­цательную или болезненную реакцию. Они ис­пытывают прикосновения как раздражающие и избегают контакта с объектами и людьми, не любят играть в такие игры, как пятнашки, или избегают занятий контактными видами спорта, к примеру, американским футболом, борьбой. Другие дети, которые не получали стимуляции в необходимом количестве, могут испытывать осязательный голод и требовать прикосновений, выказывая стремление к физическому контакту (Cheatum, Hammond, 2000).

Грубая двигательная активность в занятиях физическим воспитанием и спортом предлага­ет множество возможностей для использования осязательного восприятия. Соответствующие упражнения включают те, которые предполага­ют контакт рук и всего тела с разнообразными поверхностями, например, прикосновения к раз­личным частям тела влажной губкой. Осязатель­ное восприятие сочетается с кинестетическими ощущениями, когда маленькие дети ползут че­рез туннель, идут по бревну, прыгают на мини- батуте, лазят по лестнице, занимаются борьбой или кувыркаются. Они могут ходить босиком по полу, траве, песчаному пляжу, бревну, матам или в плавательном бассейне, а также лазить по ка­нату, переносить сетки, лесенки и другое игровое оборудование. Особо важное значение имеет пла­вание, поскольку пребывание в воде дает непов­торимые ощущения.

 

Проприоцепция

Перцептивно-моторные способности, которые отвечают на стимулы, возникающие внутри ор­ганизма человека, составляют проприоцепцию. К ним относятся сенсорные стимулы, возникающие в кожных покровах, мышцах, сухожилиях, суста­вах и рецепторах вестибулярного аппарата. Такие способности имеют особую взаимосвязь с движе­нием и объединены нами в две группы — кине­стетическое восприятие и равновесие.

 

Кинестетическое восприятие

Для движения в пространстве и изучения окружающего мира мы используем информацию, собранную с помощью слуховых и зрительных рецепторов. Подобно тому, как узнаем зритель­ные образы и звуки, мы обладаем способностью узнавать движение или положение тела. Нам известно, каким будет движение еще до начала его выполнения, и мы можем оценить точность его выполнения. Такой контроль положения тела и движений наряду с их запоминанием и есть кине­стетическое восприятие. Оно зависит от сигналов, поступающих от внутренних проприорецепторов тела. Поскольку кинестетическое восприятие яв ляется основой любого движения, оно взаимосвя­зано со зрительно-моторными и слухомоторными способностями.

Кинестетическое восприятие зависит от сен­сорной информации (включая остроту кинестети­ческого восприятия), поступающей в центральную нервную систему. В свою очередь централь­ная нервная система выполняет обработку этой информации в соответствии с перцептивно-моторным процессом. Определенные заболевания могут приводить к нарушению кинестетического восприятия. Например, при ампутации конечно­сти вся сенсорная информация, которая обычно обрабатывалась удаленной конечностью, может отсутствовать. Церебральный паралич, мышеч­ная дистрофия и другие заболевания, влияющие на функцию двигательной системы, могут при­водить к изменению паттерна поступающей в центральную нервную систему или исходящей из нее информации. Учащийся с расстройством навыков обучения и нарушением развития ко­ординации может испытывать затруднения при выборе соответствующей информации от раз­личных источников, расположенных внутри тела. Нарушения кинестетического восприятия могут проявляться в виде неповоротливости, обуслов­ленной недостатком возможностей для участия в двигательной активности. С кинестетическим восприятием тесно связаны такие способности, как контроль тела, латеральность и вертикаль­ность.

 

Контроль тела

Довольно расплывчатый термин " контроль тела" многие авторы, представляющие разные, но взаимосвязанные дисциплины, использу­ют самым различным образом. В данном случае контроль тела применяется в качестве комплекс­ного термина, который описывает способности человека, позволяющие ему получать значимую информацию от своего тела, и включает схему тела, образ тела и представления о теле. Схема тела это наиболее общий компонент, кото­рый иногда рассматривается как сенсомоторный, поскольку он зависит от информации, посту­пающей от самого тела во время движения. Она включает контроль двигательных способностей и ограничений, в частности способность развивать соответствующее мышечное напряжение при вы­полнении движений, а также контроль положе­ния тела и его частей в пространстве. На самом низком уровне схема тела помогает индивидууму ощутить, где заканчивается его тело и начина­ется окружающее его пространство. Таким обра­зом, грудной ребенок использует информацию, поступающую при движении тела, чтобы узнать о размерах и границах своего физического тела, и на ее основании начинает отделять свое тело от окружающего пространства. По мере форми­рования схемы тела формируются более высокие уровни двигательного развития и контроля, ко­торые впоследствии на протяжении всей жизни подвергаются изменениям.

Образ тела — это представления человека о своем теле. На образ тела влияет биологическое, умственное, психологическое и социальное раз­витие. Этот образ включает внутреннюю осведом­ленность о частях тела и их функции. Например, дети узнают, что у них есть две руки и две ноги или две стороны тела, иногда они действуют со­гласованно, а иногда независимо.

Представление о теле или знание тела — это выраженное словами знание индивидуума о своем теле. Оно включает умственные действия, связан­ные с называнием частей тела, и понимание того, как тело и его части перемещаются в простран­стве. Представление о теле базируется на основе его схемы и образа.

Значение двигательного опыта для стимуля­ции и развития контроля тела и важность кон­троля тела для выполнения движений очевидны. Практически все грубые движения в определен­ной мере требуют контроля тела. Двигательный опыт, который может быть использован в пери­од развития для формирования контроля тела, включает упражнения, где ребенок узнает, на­зывает, показывает части тела и выполняет ими движения.

Имитация движений, упражнения на равно­весие, ритмические или танцевальные виды дви­гательной активности, упражнения на роликовых досках, подражательные упражнения, игры в воде, выполнение упражнений перед зеркалом, ходьба на корточках и на носках и другие упражнения — все это примеры полезного двигательного опыта.

Латеральностъ и вертикальность

Внутреннее осознание правой и левой сторо­ны, а также верха и низа соответственно называ­ют латеральностью и вертикальностью. Латеральность — это внутреннее ощущение обеих сторон тела, равно как и их различий. При хорошей латеральности ребенок может ловить мяч, летящий справа, правой рукой, летящий слева — левой, а летящий по центру тела — обеими руками. Он может использовать обе конечности, чтобы вы­полнять разные задания, например использова­ние одной руки для удержания листа бумаги, а другой — для написания на нем слов (Cheatum, Hammond, 2000).

Вертикальностью называется внутреннее ощу­щение верха и низа. Считается, что развитие вер­тикальности происходит более интенсивно при экспериментировании с верхней и нижней ча­стями туловища. Латеральность и вертикальность следует рассматривать в тесной связи с контролем тела. Они необходимы для занятий самыми раз­нообразными видами двигательной активности, и тренировка способствует их успешному развитию и использованию.

В качестве примеров упражнений можно на­звать большинство видов двигательной активно­сти, связанных с удержанием равновесия тела, перемещением тела в пространстве и манипули­рованием предметами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...