Сенсорные системы. Осязательное восприятие. Проприоцепция. Кинестетическое восприятие
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ Многие сенсорные системы связаны с перцептивно-моторным развитием. В оставшейся части этой главы мы обсудим осязательное, кинестетическое, зрительное и слуховое восприятие. Для каждой сенсорной системы приведено общее описание и рассмотрение ее элементов, а также примеры, связанные с физическим воспитанием и занятиями спортом. Во время двигательной реакции различные сенсорные системы работают совместно и согласованно. Например, зрительная моторная координация объединяет использование зрительной, кинестетической и осязательной сенсорной систем. Мультисенсор- ный подход, который предполагает применение учителем нескольких сенсорных систем, является одной из общепринятых методик, используемых для обучения детей с нарушениями развития. Глава 11 " Специфические расстройства развития навыков обучения" содержит более детальное обсуждение преимуществ мультисенсорного подхода.
Осязательное восприятие Способность интерпретировать ощущения от различных слоев кожных поверхностей тела — это осязательное восприятие. Осязательное, или тактильное восприятие связано с внешними стимулами и представляет собой реакцию на прикосновения, тактильные ощущения и манипуляции. Посредством этих аспектов системы осязания индивидуум испытывает различные ощущения, которые позволяют ему лучше понять окружающий его мир. Например, такое восприятие позволяет отличить мокрые предметы от сухих, теплые от холодных, мягкие от твердых, шероховатые поверхности от гладких. Для школьников с расстройствами навыков обучения прикосновения к предметам, ощущение при их ощупывании, удерживание и манипулирование ими позволяют стимулировать учебный процесс и сделать его более конкретным. Термин " мягкий" приобретает более осмысленное и материальное значение, когда ученики ощупывают что-то мягкое и сопоставляют его с чем-то твердым.
У некоторых людей осязательная система не организована, следствием чего может стать нарушение осязательного восприятия. Отсутствие такого восприятия или нарушение способности локализовать место прикосновения могут наблюдаться у детей с расстройствами навыков обучения, обусловленными отсутствием контроля над телом (обсуждалось в подразделе этой главы, посвященном проприоцепции). Другие дети (например, с серьезными эмоциональными расстройствами) могут защищаться от соприкосновения с посторонними предметами и иметь повышенную чувствительность к обычным прикосновениям. Например, ощущение одежды на теле или прикосновения к телу вызовет у таких детей отрицательную или болезненную реакцию. Они испытывают прикосновения как раздражающие и избегают контакта с объектами и людьми, не любят играть в такие игры, как пятнашки, или избегают занятий контактными видами спорта, к примеру, американским футболом, борьбой. Другие дети, которые не получали стимуляции в необходимом количестве, могут испытывать осязательный голод и требовать прикосновений, выказывая стремление к физическому контакту (Cheatum, Hammond, 2000). Грубая двигательная активность в занятиях физическим воспитанием и спортом предлагает множество возможностей для использования осязательного восприятия. Соответствующие упражнения включают те, которые предполагают контакт рук и всего тела с разнообразными поверхностями, например, прикосновения к различным частям тела влажной губкой. Осязательное восприятие сочетается с кинестетическими ощущениями, когда маленькие дети ползут через туннель, идут по бревну, прыгают на мини- батуте, лазят по лестнице, занимаются борьбой или кувыркаются. Они могут ходить босиком по полу, траве, песчаному пляжу, бревну, матам или в плавательном бассейне, а также лазить по канату, переносить сетки, лесенки и другое игровое оборудование. Особо важное значение имеет плавание, поскольку пребывание в воде дает неповторимые ощущения.
Проприоцепция Перцептивно-моторные способности, которые отвечают на стимулы, возникающие внутри организма человека, составляют проприоцепцию. К ним относятся сенсорные стимулы, возникающие в кожных покровах, мышцах, сухожилиях, суставах и рецепторах вестибулярного аппарата. Такие способности имеют особую взаимосвязь с движением и объединены нами в две группы — кинестетическое восприятие и равновесие.
Кинестетическое восприятие Для движения в пространстве и изучения окружающего мира мы используем информацию, собранную с помощью слуховых и зрительных рецепторов. Подобно тому, как узнаем зрительные образы и звуки, мы обладаем способностью узнавать движение или положение тела. Нам известно, каким будет движение еще до начала его выполнения, и мы можем оценить точность его выполнения. Такой контроль положения тела и движений наряду с их запоминанием и есть кинестетическое восприятие. Оно зависит от сигналов, поступающих от внутренних проприорецепторов тела. Поскольку кинестетическое восприятие яв ляется основой любого движения, оно взаимосвязано со зрительно-моторными и слухомоторными способностями. Кинестетическое восприятие зависит от сенсорной информации (включая остроту кинестетического восприятия), поступающей в центральную нервную систему. В свою очередь центральная нервная система выполняет обработку этой информации в соответствии с перцептивно-моторным процессом. Определенные заболевания могут приводить к нарушению кинестетического восприятия. Например, при ампутации конечности вся сенсорная информация, которая обычно обрабатывалась удаленной конечностью, может отсутствовать. Церебральный паралич, мышечная дистрофия и другие заболевания, влияющие на функцию двигательной системы, могут приводить к изменению паттерна поступающей в центральную нервную систему или исходящей из нее информации. Учащийся с расстройством навыков обучения и нарушением развития координации может испытывать затруднения при выборе соответствующей информации от различных источников, расположенных внутри тела. Нарушения кинестетического восприятия могут проявляться в виде неповоротливости, обусловленной недостатком возможностей для участия в двигательной активности. С кинестетическим восприятием тесно связаны такие способности, как контроль тела, латеральность и вертикальность.
Контроль тела Довольно расплывчатый термин " контроль тела" многие авторы, представляющие разные, но взаимосвязанные дисциплины, используют самым различным образом. В данном случае контроль тела применяется в качестве комплексного термина, который описывает способности человека, позволяющие ему получать значимую информацию от своего тела, и включает схему тела, образ тела и представления о теле. Схема тела это наиболее общий компонент, который иногда рассматривается как сенсомоторный, поскольку он зависит от информации, поступающей от самого тела во время движения. Она включает контроль двигательных способностей и ограничений, в частности способность развивать соответствующее мышечное напряжение при выполнении движений, а также контроль положения тела и его частей в пространстве. На самом низком уровне схема тела помогает индивидууму ощутить, где заканчивается его тело и начинается окружающее его пространство. Таким образом, грудной ребенок использует информацию, поступающую при движении тела, чтобы узнать о размерах и границах своего физического тела, и на ее основании начинает отделять свое тело от окружающего пространства. По мере формирования схемы тела формируются более высокие уровни двигательного развития и контроля, которые впоследствии на протяжении всей жизни подвергаются изменениям. Образ тела — это представления человека о своем теле. На образ тела влияет биологическое, умственное, психологическое и социальное развитие. Этот образ включает внутреннюю осведомленность о частях тела и их функции. Например, дети узнают, что у них есть две руки и две ноги или две стороны тела, иногда они действуют согласованно, а иногда независимо.
Представление о теле или знание тела — это выраженное словами знание индивидуума о своем теле. Оно включает умственные действия, связанные с называнием частей тела, и понимание того, как тело и его части перемещаются в пространстве. Представление о теле базируется на основе его схемы и образа. Значение двигательного опыта для стимуляции и развития контроля тела и важность контроля тела для выполнения движений очевидны. Практически все грубые движения в определенной мере требуют контроля тела. Двигательный опыт, который может быть использован в период развития для формирования контроля тела, включает упражнения, где ребенок узнает, называет, показывает части тела и выполняет ими движения. Имитация движений, упражнения на равновесие, ритмические или танцевальные виды двигательной активности, упражнения на роликовых досках, подражательные упражнения, игры в воде, выполнение упражнений перед зеркалом, ходьба на корточках и на носках и другие упражнения — все это примеры полезного двигательного опыта. Латеральностъ и вертикальность Внутреннее осознание правой и левой стороны, а также верха и низа соответственно называют латеральностью и вертикальностью. Латеральность — это внутреннее ощущение обеих сторон тела, равно как и их различий. При хорошей латеральности ребенок может ловить мяч, летящий справа, правой рукой, летящий слева — левой, а летящий по центру тела — обеими руками. Он может использовать обе конечности, чтобы выполнять разные задания, например использование одной руки для удержания листа бумаги, а другой — для написания на нем слов (Cheatum, Hammond, 2000). Вертикальностью называется внутреннее ощущение верха и низа. Считается, что развитие вертикальности происходит более интенсивно при экспериментировании с верхней и нижней частями туловища. Латеральность и вертикальность следует рассматривать в тесной связи с контролем тела. Они необходимы для занятий самыми разнообразными видами двигательной активности, и тренировка способствует их успешному развитию и использованию. В качестве примеров упражнений можно назвать большинство видов двигательной активности, связанных с удержанием равновесия тела, перемещением тела в пространстве и манипулированием предметами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|