ТАБЛИЦА 20.1 - Анализ основных перцептивно-моторных потребностей и областей дефицита
ТАБЛИЦА 20. 1 - Анализ основных перцептивно-моторных потребностей и областей дефицита
ТАБЛИЦА 20. 2 — Типичные компоненты и упражнения, взаимосвязанные с сенсомоторным развитием
Компонент Типичные упражнения
Осязательный Упражнения в воде; массаж; поглаживания; упражнения с партнером; упражнения с босыми ногами; упражнения для обучения движениям; упражнения, выполняемые на различной поверхности; ощупывание объектов с различной структурой поверхности; ползание через туннели; тактильное различение знакомых и незнакомых объектов Кинестетический Называние частей тела; целенаправленные движения частями тела; активные движения, развивающие представления о различных частях тела, их положении в пространстве и способности управления ими (время, амплитуда, усилие и плавность движений) Вестибулярный Наклоны и покачивания на руках, в коляске или на стуле; простые упражнения для развития равновесия на пружинных тренажерах или батуте; упражнения на самокате и качающихся досках; простые упражнения с раскачиванием на качелях, гамаке и других качающихся приспособлениях; упражнения с медболом; упражнения для формирования осанки в положении стоя и сидя; движения, не связанные с передвижением в пространстве Зрительный Упражнения, включающие манипуляцию предметами, в том числе мячами, имеющими различную массу, размер и цвет, а также двигающимися с различной скоростью с различного расстояния; распознавание и слежение за объектами; наблюдение, сортировка; базовые зрительно-моторные упражнения; поиск объектов Слуховой Упражнения, включающие распознавание звуков; выделение звуковой информации; локализация источника звука; звуковые ритмические упражнения с использованием базовых двигательных упражнений; выслушивание и реакция на звуковые стимулы; издавание звуков и произношение слов; упражнения, использующие слуховую память.
Два вывода, связанных с обучением, направленным на усиление навыков восприятия, которые могут иметь важное значение для стимуляции перцептивно-моторного развития, сделал Burton (1987). Во-первых, он подчеркнул, что учителя должны использовать целенаправленные движения, поскольку они оказывают большее мотивирующее воздействие и лучше привлекают внимание к информации в окружающей среде. Наибольшей содержательностью обладают движения, выполняемые в естественных условиях, в качестве средства достижения определенной цели, а не только ради самих себя. Главным условием целесообразности движений является выбор активности, включающей цель, не связанную с самим движением. Например, учитель хочет улучшить точность выполнения удара ногой по мячу учеником. В таком случае целенаправленным движением может быть удар мячом по воротам в тренировке по футболу или в реальной игре. Это будет для ученика более существенным мотивирующим фактором, чем просто отработка ударов по мячу ногой.
Второй вывод заключается в том, чтобы ученики более точно использовали возможности для развития (аффордансы), предоставляемые окружающими условиями. Одним из путей достижения этой цели является поощрение учащихся к выбору решения на основании воспринятой информации и оценке его точности. Если рассматривать в качестве примера гольф, поставленный вопрос может звучать так: " Могу ли я выбить мяч на поле около лунки, используя для этого клюшку " ай- рон" номер 9? " В другом случае вопрос может быть следующим: " Смогу ли я передать мяч другому игроку команды, чтобы он не был перехвачен игроком защиты соперника? " В подобных ситуациях выполняется оценка соответствия между перцепцией и выполняемым действием или движением. Оценивается точность индивидуального восприятия внешних условий или имеющихся возможностей для развития (аффордансов). Чтобы определить, является ли причиной низких показателей нарушение восприятия, можно провести оценку влияния восприятия на моторные показатели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|