Равновесие. Зрительное перцептивно-моторное развитие. Зрительное восприятие фигуры и фона. Практический пример. Перцептивно-моторное развитие. Тренировка зрительных перцептивно-моторных способностей
Равновесие Как отмечалось, проприоцепция включает ощущения, относящиеся к вестибулярному чувству или чувству равновесия. Вестибулярный аппарат предоставляет индивидууму информацию о воздействии на тело силы гравитации и, благодаря этому, служит основой для поддержания равновесия. Восприятие информации от вестибулярного аппарата сочетается с данными многих других сенсорных систем, в частности зрительной, слуховой, кинестетической и осязательной, что позволяет поддерживать различные формы равновесия, а именно статическое и динамическое. Равновесие является важнейшим качеством для выполнения физических упражнений. Для тренировки или восстановления равновесия в период перцептивно-моторного развития могут быть использованы многие виды упражнений. Сюда относятся упражнения на качающихся досках, балансбордах и на бревне. В качестве примеров повседневной функциональной активности, требующей равновесия, можно назвать удержание равновесия на краю бровки при входе в автобус ли прохождение между сидящими по рядам на свое место на стадионе. Для развития равновесия можно также использовать упражнения с подражанием различным движениям, ходьбу присев и на носках, а также разнообразные игры.
Зрительное перцептивно-моторное развитие Во время учебы, занятий физкультурой и спортом важное значение имеют зрительные перцептивно-моторные способности. На уроках зрительно-перцептивные способности используются во время письма, рисования, -чтения, произношения слов по буквам и при выполнении арифметических операций. На занятиях физкультурой и спортом они необходимы для выполнения таких важных движений, как бег, ловля, выполнение бросков и ударов по мячу ногой, игры в пятнашки и поддержания равновесия тела. Соответствующие конкретному возрасту зрительные перцептивно- моторные способности определяются остротой зрения, влияющей на способность увидеть, зафиксировать взглядом и проследить за движением объекта, и, следовательно, необходимы на этапе получения информации перцептивно-моторного процесса. На основе такой информации у ребенка формируются способности или компоненты зрительного перцептивно-моторного развития, связанные с обработкой данных в центральной нервной системе и передачей результирующей информации. К числу компонентов, тесно связанных с этим процессом и влияющих на двигательные способности, относятся зрительное восприятие фигуры и фона, восприятие пространственных взаимосвязей, постоянство зрительного восприятия и зрительно-моторная координация.
Зрительное восприятие фигуры и фона Способность отличать основную фигуру или мишень от фона и придавать значение формам или сочетаниям форм или элементов, составляющих фигуру, — это зрительное восприятие фигуры и фона. Для этого требуется способность выделять и объединять части объектов, формируя при этом имеющее определенное значение целое, а также должным образом смещать внимание и игнорировать посторонние стимулы. Зрительное восприятие фигуры и фона используется, когда учащихся просят выбрать определенные буквы алфавита из массива посторонних символов. Ученики с неадекватным восприятием могут испытывать затруднения при выделении букв, цифр и других геометрических форм, объединении частей слова при формировании целого слова или сортировке объектов. Например, в классе ребенок с нарушением восприятия фигура/фон может размещать свою тетрадь ближе к глазам, чтобы ограничить поступление посторонней информации. На уроках физкультуры восприятие фигура/фон необходимо в играх, которые требуют слежения за движущимися объектами, контролем положения линий и границ, а также соответствующей концентрации на определенных стимулах. К ним можно отнести виды двигательной активности, когда дети двигаются под, над, сквозь или вокруг тренажеров для сенсорного развития, шин, колец или другого оборудования на игровой площадке, а также игры, в которых они следуют или избегают линий и фигур, связанных с различными препятствиями, узнают различные геометрические фигуры, используют карты, лабиринты, нарисованные на асфальте схемы (игра в " классики" ) или ходят по следам. В спорте использование восприятия фигура/фон прекрасно демонстрирует игра в бейсбол — отбивающий должен отличить летящий на него белый мяч от фона, чтобы попытаться отбить его (см. практический пример).
Практический пример Перцептивно-моторное развитие. Тренировка зрительных перцептивно-моторных способностей Условия: классный руководитель попросил учителя физического воспитания предложить двигательную активность, которая помогла бы улучшить зрительное восприятие фигура/фон его шестилетнего ученика. Ученик: мальчик 6 лет с расстройствами навыков обучения, у которого наблюдаются значительные нарушения зрительной дифференциации и интеграции фигуры и фона. Задание: какие подходы можно использовать для решения данной проблемы? Практическое решение. Учитель физического воспитания посоветовал предпринять следующее. · Предложить Джимми использовать самокат, чтобы двигаться по дорожкам во время занятий в спортзале. · Привлекать Джимми к выполнению упражнений с партнером, в которых перекатывают, подбрасывают и останавливают мягкие большие мячи и шары. · Предложить Джимми ходить, прыгать на одной ноге, запрыгивать и спрыгивать, используя для этого различные фигуры, обручи или линии, нарисованные на матах или на полу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|