Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространственные взаимосвязи. Постоянство зрительного восприятия. Зрительно-моторная координация. Развитие зрительных перцептивно-моторных способностей




Пространственные взаимосвязи

Восприятие пространственных взаимосвязей подразумевает определение положения объектов в пространстве по отношению к себе или вну­треннему пространству (эгоцентрическая локали­зация) и расположения объектов по отношению друг к другу или в общем пространстве (объектив­ная локализация). Эгоцентрическую локализацию, которую часто называют еще восприятием поло­жения в пространстве, можно наблюдать, когда дети пытаются пройти через обруч, не прикос­нувшись к нему. Объективную локализацию мож­но наблюдать, когда игрок пытается выполнить передачу мяча партнеру по команде.

Восприятие пространственных взаимосвязей, влияющих практически на все аспекты обучения в школе, включает определение направления, расстояния и глубины. Определение положения в пространстве необходимо для решения многих задач, связанных с прямым и обратным располо­жением элементов (в частности, для способности распознавать буквы и цифры со сходным написа­нием, например, 6 и 9, 36 и 63, слова сон и нос, но и он). Восприятие пространственных взаимо­связей охватывает также определение временного порядка и последовательности. Ученики, кото­рые не могут расположить объекты по порядку, будут сталкиваться с трудностями при обучении различным дисциплинам, в том числе и при ре­шении арифметических задач (выполнение мате­матических операций в правильном порядке). На уроках физического воспитания учащимся с на­рушениями восприятия пространственных взаи­мосвязей может понадобиться указывать их по­ложение на игровой площадке. Некоторые авторы придерживаются точки зрения, согласно которой развитию пространственной ориентации предше­ствует формирование контроля тела, а восприятие пространственных взаимосвязей является следую­щей ступенью развития восприятия взаимосвязей между частями тела.

 

Постоянство зрительного восприятия

Способность распознавать объекты, несмо­тря на вариации в их представлении называется постоянством зрительного восприятия. Это каче­ство взаимосвязано с распознаванием подобия объектов, несмотря на реальные различия в их внешнем виде, размере, окраске, текстуре, ярко­сти, форме и т. д. Например, размер футбольного мяча воспринимается всегда одинаковым, даже если он находится на расстоянии от наблюдате­ля. Он имеет один и тот же цвет при свете дня и в сумерках, а также сохраняет форму, даже если видна только его часть при выполнении " круче­ной" подачи. Развитие постоянства зрительного восприятия включает осматривание, ощупыва­ние, манипулирование, обнюхивание, пробу на вкус, выслущивание, называние, классифициро­вание и анализ объектов. Нарушение постоянства зрительного восприятия влияет на распознавание букв, цифр, форм и других символов в различ­ных условиях. Физическое воспитание и спорт предоставляют уникальную возможность для тре­нировки постоянства восприятия, поскольку на занятиях дети могут использовать объекты, мани­пулировать ими различным образом и рассматри­вать их с различных точек зрения.

 

Зрительно-моторная координация

Способность координировать зрение с дви­жением тела — это зрительно-моторная координа­ция, один из аспектов зрительных перцептивно- моторных способностей, которые объединяют зрение с осязанием и кинестетическим восприяти­ем, следовательно, данное качество не ограничи­вается исключительно способностью видеть. Хотя в координации зрения и движения могут участво­вать различные части тела, для физического вос­питания и спорта обычно наиболее существенным является согласование зрения и движения рук, а также зрения и движения ног. Хорошая коорди­нация зрения и движений конечностями важна и для выполнения таких заданий, как вырезание, приклеивание, рисование пальцем, рисование, об­ведение линией контура, закрашивание, писание на доске мелом, а также изготовление изделий из глины и игры с игрушками. Особо важное зна­чение координация зрения и движений конечно­стями имеет для письма. Кроме того, она необходима для выполнения таких повседневных задач, как обувание и завязывание шнурков, надевание и застегивание одежды, прием пищи и питья без опрокидывания тарелок и чашек, а также исполь­зования простейших инструментов.

 

Развитие зрительных перцептивно-моторных способностей

Многие виды упражнений, используемых на занятиях физическим воспитанием и спортом, могут быть рекомендованы для стимуляции раз вития зрительных перцептивно-моторных спо­собностей. Хотя при выполнении физических упражнений не происходит развития какого-либо одного качества, некоторые из них особенно хо­рошо подходят для развития восприятия фигура/ фон. К ним относятся: бросание, метание, ловля, выполнение ударов по мячу ногами, отбивание предметов битой или ракеткой, уворачивание от соперника, преследование различных объектов разными способами; движение под, над, через и вокруг тренажеров, шин, колец, геометрических фигур, веревок, игрового оборудования, частей игровых комплексов для сенсорного развития; следование вдоль линий (или их избегание), свя­занных с преодолением различных препятствий, повторение геометрических форм, движение с использованием карт, преодоление лабиринтов, игры с использованием разметки на асфальте (" классики" ); ходьба по следам, камням или фор­мам, нарисованным на асфальте или на покрытии пола; подражание движениям животных (лягуш­ка, уточка), повторение движений за ведущим; простые упражнения с веревкой или скакалкой — движение под и над качающейся веревкой, прыж­ки через скакалку.

Развитие восприятия пространственных взаи­мосвязей происходит во время занятий акроба­тикой, плаванием, прыжками через скакалку, ритмическими движениями и танцами, а так­же преодоления полосы препятствий. К числу упражнений, особенно полезных для тренировки пространственной ориентации, можно отнести движение по туннелям, движение через шины, кольца, по лабиринтам и с использованием тре­нажеров для сенсорного развития. Упражнения, при выполнении которых занимающимся необхо­димо установить расположение объектов по отно­шению к себе (эгоцентрическая локализация) или по отношению друг к другу (объективная локали­зация), также стимулируют развитие восприятия пространственных взаимосвязей.

Зрительно-моторная координация имеет не­сомненное значение для физического воспита­ния и спорта. Трудности при движении вокруг других игроков или объектов, нарушение зри­тельного контроля движущихся объектов, нару­шение способности поймать летящий мяч — все это примеры возможных нарушений зрительного восприятия. Игры, включающие бросание, лов­лю, выполнение ударов по мячу ногой и отби­вание мяча или другого предмета битой или ра­кеткой, требуют наличия зрительно-моторной координации. Рекомендуется использовать игры, соответствующие уровню развития ребенка, по­скольку это позволяет сделать движения бо­лее целенаправленными и повысить его моти­вацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...