Пространственные взаимосвязи. Постоянство зрительного восприятия. Зрительно-моторная координация. Развитие зрительных перцептивно-моторных способностей
Пространственные взаимосвязи Восприятие пространственных взаимосвязей подразумевает определение положения объектов в пространстве по отношению к себе или внутреннему пространству (эгоцентрическая локализация) и расположения объектов по отношению друг к другу или в общем пространстве (объективная локализация). Эгоцентрическую локализацию, которую часто называют еще восприятием положения в пространстве, можно наблюдать, когда дети пытаются пройти через обруч, не прикоснувшись к нему. Объективную локализацию можно наблюдать, когда игрок пытается выполнить передачу мяча партнеру по команде. Восприятие пространственных взаимосвязей, влияющих практически на все аспекты обучения в школе, включает определение направления, расстояния и глубины. Определение положения в пространстве необходимо для решения многих задач, связанных с прямым и обратным расположением элементов (в частности, для способности распознавать буквы и цифры со сходным написанием, например, 6 и 9, 36 и 63, слова сон и нос, но и он). Восприятие пространственных взаимосвязей охватывает также определение временного порядка и последовательности. Ученики, которые не могут расположить объекты по порядку, будут сталкиваться с трудностями при обучении различным дисциплинам, в том числе и при решении арифметических задач (выполнение математических операций в правильном порядке). На уроках физического воспитания учащимся с нарушениями восприятия пространственных взаимосвязей может понадобиться указывать их положение на игровой площадке. Некоторые авторы придерживаются точки зрения, согласно которой развитию пространственной ориентации предшествует формирование контроля тела, а восприятие пространственных взаимосвязей является следующей ступенью развития восприятия взаимосвязей между частями тела.
Постоянство зрительного восприятия Способность распознавать объекты, несмотря на вариации в их представлении называется постоянством зрительного восприятия. Это качество взаимосвязано с распознаванием подобия объектов, несмотря на реальные различия в их внешнем виде, размере, окраске, текстуре, яркости, форме и т. д. Например, размер футбольного мяча воспринимается всегда одинаковым, даже если он находится на расстоянии от наблюдателя. Он имеет один и тот же цвет при свете дня и в сумерках, а также сохраняет форму, даже если видна только его часть при выполнении " крученой" подачи. Развитие постоянства зрительного восприятия включает осматривание, ощупывание, манипулирование, обнюхивание, пробу на вкус, выслущивание, называние, классифицирование и анализ объектов. Нарушение постоянства зрительного восприятия влияет на распознавание букв, цифр, форм и других символов в различных условиях. Физическое воспитание и спорт предоставляют уникальную возможность для тренировки постоянства восприятия, поскольку на занятиях дети могут использовать объекты, манипулировать ими различным образом и рассматривать их с различных точек зрения.
Зрительно-моторная координация Способность координировать зрение с движением тела — это зрительно-моторная координация, один из аспектов зрительных перцептивно- моторных способностей, которые объединяют зрение с осязанием и кинестетическим восприятием, следовательно, данное качество не ограничивается исключительно способностью видеть. Хотя в координации зрения и движения могут участвовать различные части тела, для физического воспитания и спорта обычно наиболее существенным является согласование зрения и движения рук, а также зрения и движения ног. Хорошая координация зрения и движений конечностями важна и для выполнения таких заданий, как вырезание, приклеивание, рисование пальцем, рисование, обведение линией контура, закрашивание, писание на доске мелом, а также изготовление изделий из глины и игры с игрушками. Особо важное значение координация зрения и движений конечностями имеет для письма. Кроме того, она необходима для выполнения таких повседневных задач, как обувание и завязывание шнурков, надевание и застегивание одежды, прием пищи и питья без опрокидывания тарелок и чашек, а также использования простейших инструментов.
Развитие зрительных перцептивно-моторных способностей Многие виды упражнений, используемых на занятиях физическим воспитанием и спортом, могут быть рекомендованы для стимуляции раз вития зрительных перцептивно-моторных способностей. Хотя при выполнении физических упражнений не происходит развития какого-либо одного качества, некоторые из них особенно хорошо подходят для развития восприятия фигура/ фон. К ним относятся: бросание, метание, ловля, выполнение ударов по мячу ногами, отбивание предметов битой или ракеткой, уворачивание от соперника, преследование различных объектов разными способами; движение под, над, через и вокруг тренажеров, шин, колец, геометрических фигур, веревок, игрового оборудования, частей игровых комплексов для сенсорного развития; следование вдоль линий (или их избегание), связанных с преодолением различных препятствий, повторение геометрических форм, движение с использованием карт, преодоление лабиринтов, игры с использованием разметки на асфальте (" классики" ); ходьба по следам, камням или формам, нарисованным на асфальте или на покрытии пола; подражание движениям животных (лягушка, уточка), повторение движений за ведущим; простые упражнения с веревкой или скакалкой — движение под и над качающейся веревкой, прыжки через скакалку. Развитие восприятия пространственных взаимосвязей происходит во время занятий акробатикой, плаванием, прыжками через скакалку, ритмическими движениями и танцами, а также преодоления полосы препятствий. К числу упражнений, особенно полезных для тренировки пространственной ориентации, можно отнести движение по туннелям, движение через шины, кольца, по лабиринтам и с использованием тренажеров для сенсорного развития. Упражнения, при выполнении которых занимающимся необходимо установить расположение объектов по отношению к себе (эгоцентрическая локализация) или по отношению друг к другу (объективная локализация), также стимулируют развитие восприятия пространственных взаимосвязей.
Зрительно-моторная координация имеет несомненное значение для физического воспитания и спорта. Трудности при движении вокруг других игроков или объектов, нарушение зрительного контроля движущихся объектов, нарушение способности поймать летящий мяч — все это примеры возможных нарушений зрительного восприятия. Игры, включающие бросание, ловлю, выполнение ударов по мячу ногой и отбивание мяча или другого предмета битой или ракеткой, требуют наличия зрительно-моторной координации. Рекомендуется использовать игры, соответствующие уровню развития ребенка, поскольку это позволяет сделать движения более целенаправленными и повысить его мотивацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|