Слуховое перцептивно-моторное развитие
Слуховое перцептивно-моторное развитие Основой для слуховых перцептивно-моторных способностей, соответствующих конкретному возрасту, является острота слуха и восприятия. Способность получать и передавать звуковые стимулы, используемые в качестве источника сенсорной информации, является основой для развития слухового восприятия фигура/фон, распознавания звуков, локализации источника звука, временного восприятия звуков, а также слухо-моторной координации.
Слуховое восприятие сочетания фигуры и фона Способность различать и обращать внимание на необходимый звуковой стимул на общем звуковом фоне - это слуховое восприятие сочетания фигуры и фона. Сюда относятся пренебрежение несущественными слуховыми ощущениями или посторонними стимулами (например, шум в спортзале, где одновременно выполняются различные упражнения) и внимание к существенным стимулам, таким, как указания учителя. В ситуациях, где присутствуют посторонние стимулы, лица с неадекватным восприятием фигура/фон могут испытывать затруднения при необходимости сконцентрироваться на текущем задании, выполнить указания учителя или понять информацию, получаемую с помощью слуха в течение дня. Такие дети могут не обращать внимания на сигналы сирены и свистка или окрики. Их проблемы на занятиях физического воспитания могут быть связаны с началом и завершением выполнения упражнения, переходами от одного вида двигательной активности к другому в том случае, когда соответствующие команды подаются с помощью звукового сигнала. Способы обеспечения плавных переходов обсуждаются в этой главе далее.
Распознавание звука
Распознавание звука — это способность различать звуки разной частоты, качества и амплитуды. Сюда относятся способность узнавать и различать вариации звуковых стимулов, представленных в виде временного ряда, а также постоянство слухового восприятия. Последнее качество характеризует способность узнавать один и тот же звуковой стимул в различных условиях. Таким образом, распознавание звуков включает способность распознавать высоту тона, громкость и постоянство звукового сигнала. Лица с нарушениями распознавания звуков могут сталкиваться с трудностями во время участия в играх, занятий танцами и другими ритмическими видами двигательной активности, которые зависят от этой способности. Еще одно потенциальное последствие нарушения распознавания звуков может быть связано с отсутствием способности отличить свисток судьи от шума, издаваемого болельщиками. Локализация источника звука Локализация звука — это способность определить источник или направление звука в пространстве. Это качество используется, например, во время игры в баскетбол для определения местоположения открытого игрока, который просит передать ему мяч. Определение местоположения мяча необходимо при игре в голбол, когда слепым игрокам требуется остановить мяч, издающий звук (рис. 20. 3). Временное восприятие звуков Временное восприятие звуков включает способность узнавать и различать разные звуковые стимулы, представляемые в виде временной последовательности. Для этого требуется различать скорость, интенсивность, темп и порядок следования звуковых стимулов. Лица с нарушениями временного восприятия звуков могут сталкиваться с трудностями при выполнении ритмических движений или на занятиях танцами, во время игр, где необходимо петь, а также во время других видов деятельности на уроках физического воспитания.
Рисунок 20. 3 - Локализация источника звука является основой игры в голбол, в которой слепые игроки должны остановить мяч, издающий звуки Слухо-моторная координация Слухо -моторная координация — способность координировать звуковые стимулы с движениями тела. Такую координацию легко наблюдать, когда человек реагирует на ритм музыки, притопывая ногой (координация движений ноги и слуха), либо в установлении определенного темпа шага, при подаче футбольных команд. Слухо-моторную координацию можно наблюдать и у танцоров, фигуристов или гимнастов, выполняющих программу под музыкальное сопровождение.
Развитие слуховых перцептивно-моторных способностей Физическое воспитание и спорт предлагают разнообразные возможности для развития слухового восприятия. Занимающиеся могут следовать словесным указаниям или выполнять упражнения в ответ на звукозаписи на компакт-дисках, магнитной ленте или пластинках. Характер двигательной активности определяется содержанием самой музыки. Например, дети могут ходить, бегать, прыгать на одной ноге или передвигаться подскоками в соответствии с темпом музыки, изображать поезд, самолет, машины или животных в соответствии со звуком, который они слышат. Полезными будут танцы и ритмические виды двигательной активности с изменяющейся скоростью и темпом, а также игры и виды двигательной активности, в которых движение начинается, изменяется или прекращается в ответ на определенные звуки. Для управления движениями детей или в качестве игрового оборудования можно использовать барабаны, колокольчики или свистки. Учитель во время занятия должен ограничить количество отвлекающих стимулов и варьировать темп и громкость звуков. Кроме того, в определенные моменты может потребоваться говорить тише, чтобы занимающиеся могли сконцентрироваться на выслушивании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|