Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слуховое перцептивно-моторное развитие




Слуховое перцептивно-моторное развитие

Основой для слуховых перцептивно-моторных способностей, соответствующих конкретному воз­расту, является острота слуха и восприятия. Спо­собность получать и передавать звуковые стимулы, используемые в качестве источника сенсорной информации, является основой для развития слу­хового восприятия фигура/фон, распознавания звуков, локализации источника звука, временного восприятия звуков, а также слухо-моторной коор­динации.

 

Слуховое восприятие сочетания фигуры и фона

Способность различать и обращать внимание на необходимый звуковой стимул на общем зву­ковом фоне - это слуховое восприятие сочета­ния фигуры и фона. Сюда относятся пренебреже­ние несущественными слуховыми ощущениями или посторонними стимулами (например, шум в спортзале, где одновременно выполняются раз­личные упражнения) и внимание к существенным стимулам, таким, как указания учителя. В ситуациях, где присутствуют посторонние стимулы, лица с неадекватным восприятием фигура/фон могут испытывать затруднения при необходи­мости сконцентрироваться на текущем задании, выполнить указания учителя или понять инфор­мацию, получаемую с помощью слуха в течение дня. Такие дети могут не обращать внимания на сигналы сирены и свистка или окрики. Их проб­лемы на занятиях физического воспитания могут быть связаны с началом и завершением выпол­нения упражнения, переходами от одного вида двигательной активности к другому в том случае, когда соответствующие команды подаются с по­мощью звукового сигнала. Способы обеспечения плавных переходов обсуждаются в этой главе далее.

 

Распознавание звука

Распознавание звука — это способность разли­чать звуки разной частоты, качества и амплитуды. Сюда относятся способность узнавать и различать вариации звуковых стимулов, представленных в виде временного ряда, а также постоянство слухо­вого восприятия. Последнее качество характери­зует способность узнавать один и тот же звуковой стимул в различных условиях. Таким образом, распознавание звуков включает способность рас­познавать высоту тона, громкость и постоянство звукового сигнала. Лица с нарушениями распо­знавания звуков могут сталкиваться с трудностя­ми во время участия в играх, занятий танцами и другими ритмическими видами двигательной ак­тивности, которые зависят от этой способности. Еще одно потенциальное последствие нарушения распознавания звуков может быть связано с от­сутствием способности отличить свисток судьи от шума, издаваемого болельщиками.

Локализация источника звука Локализация звука — это способность опре­делить источник или направление звука в про­странстве. Это качество используется, например, во время игры в баскетбол для определения местоположения открытого игрока, который просит передать ему мяч. Определение местоположения мяча необходимо при игре в голбол, когда слепым игрокам требуется остановить мяч, издаю­щий звук (рис. 20. 3).

Временное восприятие звуков Временное восприятие звуков включает спо­собность узнавать и различать разные звуковые стимулы, представляемые в виде временной по­следовательности. Для этого требуется различать скорость, интенсивность, темп и порядок следо­вания звуковых стимулов. Лица с нарушениями временного восприятия звуков могут сталкиваться с трудностями при выполнении ритмических дви­жений или на занятиях танцами, во время игр, где необходимо петь, а также во время других видов деятельности на уроках физического воспитания.

Рисунок 20. 3 - Локализация источника звука является основой игры в голбол, в которой слепые игроки должны остановить мяч, издающий звуки

Слухо-моторная координация Слухо -моторная координация — способность координировать звуковые стимулы с движениями тела. Такую координацию легко наблюдать, когда человек реагирует на ритм музыки, притопы­вая ногой (координация движений ноги и слуха), либо в установлении определенного темпа шага, при подаче футбольных команд. Слухо-моторную координацию можно наблюдать и у танцоров, фигуристов или гимнастов, выполняющих про­грамму под музыкальное сопровождение.

 

Развитие слуховых перцептивно-моторных способностей

Физическое воспитание и спорт предлагают разнообразные возможности для развития слухо­вого восприятия. Занимающиеся могут следовать словесным указаниям или выполнять упражне­ния в ответ на звукозаписи на компакт-дисках, магнитной ленте или пластинках. Характер дви­гательной активности определяется содержани­ем самой музыки. Например, дети могут ходить, бегать, прыгать на одной ноге или передвигать­ся подскоками в соответствии с темпом музы­ки, изображать поезд, самолет, машины или жи­вотных в соответствии со звуком, который они слышат. Полезными будут танцы и ритмические виды двигательной активности с изменяющейся скоростью и темпом, а также игры и виды двигательной активности, в которых движение на­чинается, изменяется или прекращается в ответ на определенные звуки. Для управления движе­ниями детей или в качестве игрового оборудова­ния можно использовать барабаны, колокольчики или свистки. Учитель во время занятия должен ограничить количество отвлекающих стимулов и варьировать темп и громкость звуков. Кроме то­го, в определенные моменты может потребоваться говорить тише, чтобы занимающиеся могли скон­центрироваться на выслушивании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...