Заключение. Список цитированной литературы. Публикации. Грудные дети и дети раннего возраста. Правовые вопросы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Перцептивно-моторное развитие — это процесс формирования способности интегрировать сенсорные стимулы, возникающие в результате или в связи с наблюдаемыми движениями, оно касается всех сенсорных систем. В этой главе обсуждаются сенсомоторная стимуляция и перцептивно-моторное развитие, особое внимание при этом уделяется их взаимосвязи с двигательной активностью и возможностям использования последней для сенсомоторной стимуляции и перцептивно-моторного развития, а также их совместному вкладу в общее развитие ребенка и формирование последующего двигательного опыта.
СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Burton, A. W. (1987). Confronting the interaction between perception and movement in adapted physical education. Adapted Physical Activity Quarterly, 4, 257—267. Burton, A. W. (1990). Assessing the perceptual-motor interaction in developmentally disabled and handicapped children. Adapted Physical Activity Quarterly, 7, 325—337. Cheatum, B. A, & Hammond, A. A. (2000). Physical activity for improving children's learning and behavior. Champaign IL: Human Kinetics. Cratty, B. J. (1986a). Perceptual motor development in infants and children. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. Cratty, B. J. (1986b). Adapted physical education in the mainstream. Denver, CO.: Love Publishing Company. Davis, W. E., & Burton, A. W. (1991). Ecological task analysis: Translating movement behavior theory into practice. Adapted Physical Activity Quarterly, 8, 154—177. Gallahue, D. L., & Ozmun, J. C. (2006). Understanding motor development: Infants, children, adolescents and adults (6th ed. ). Boston: McGraw Hill. Gibson, J. J. (1977). The theory of affordance. In R. Shaw & J. Bransford (Eds. ), Perceiving, acting, and knowing: Toward an ecological psychology. Hillsdale, NJ: Earlbaum. Gibson, J. J. (1979). The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton Mifflin. Kavale, K. A., & Mattison, P. D. (1983). One jumped off the balance beam: A meta-analysis of perceptual motor training programs. Journal of Learning Disabilities, 16, 165—173. Keogh, J., & Sudgen, D. (1985). Movement skill development. New York: Macmillan. Seaman, J. A., DePauw, K. P., Morton, К. В., & Omoto, K. (2003). Making connections: From theory to practice in adapted physical education. Scottsdale AZ: Holcomb Hathaway Publishers.
Sherrill, C. (2004). Adapted physical activity, recreation, and sport: Crossdisciplinary and lifespan (6th ed. ). Boston: McGraw-Hill. Winnick, J. P. (1979). Early movement experiences and development: Habilitation and remediation. Philadelphia: Saunders.
ПУБЛИКАЦИИ Capon J. (1994). Byron C. A.: Front row experience. Эта серия из пяти книг, посвященная перцептивно- моторному развитию детей, охватывает основные виды двигательной активности; упражнения с мячом, скакалкой и обручем; упражнения для развития равновесия; упражнения с мешочком с песком и палкой, а также ритмические упражнения; упражнения с шинами и парашютом. Cheatum D. F., Hammond А. А. (2000). Physical activity for improving children's learning and behavior. Champaign, IL: Human Kinetics. В книге представлено всестороннее, легкодоступное описание развития нервной системы и органов чувств. Во второй части книги каждой из сенсорных систем посвящена отдельная глава. Cowden J. Е., Sayers L. К., Torrey С. С. (1998). Pediatric adapted motor development and exercise. Springfield, IL: Clarke C. Thomas.
ГЛАВА 21 ГРУДНЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Кэти Хьюстон-Вилсон Мария — учитель адаптивного физического воспитания в Объединенном центре церебрального паралича для детей раннего возраста оборудовала свою комнату для занятий физическими упражнениями наклонными матами, мягкими мячами, дорожками и туннелями, чтобы иметь возможность заниматься с грудными детьми и детьми младшего возраста с особыми потребностями. Для каждого ребенка она определяет индивидуальные задания: силовые упражнения для Адама, упражнения для развития равновесия и обучения самостоятельному передвижению для Молли, зрительное слежение для Хуана. Дети со своими нянями входят в комнату двигательного развития и сразу же начинают игру на подготовленном для них оборудовании. Мария приветствует каждого входящего ребенка в отдельности и обсуждает с их нянями достигнутые детьми результаты, а также задания, которые им предстоит выполнить сегодня. Мария и няни начинают занятие с детьми.
Цель этой главы — представить общую характеристику адаптивного физического воспитания в применении к грудным детям и детям раннего возраста (1—3 года) с особыми потребностями. Здесь будут рассмотрены такие вопросы: роль учителя адаптивного физического воспитания детей раннего возраста; цели и задачи программ двигательной активности для детей раннего возраста с особыми потребностями и без них; а также значение семьи в развитии ребенка.
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ Маленькие дети, их няни и адаптивное физическое воспитание? Вы можете спросить, а существует ли вообще какая-либо взаимосвязь между ними? Ответ — " да". В результате принятия федерального закона, в частности PL 99-457 из Поправок 1986 г. к Закону об образовании всех физически и психически неполноценных детей (Education for All Handicapped Children Act), который в настоящий момент принят повторно как PL 105-17 из Поправок 2002 г. к Закону об образовании лиц с физическими и психическими нарушениями (IDEA), дети в возрасте до 3 лет с задержкой развития или риском возникновения такой задержки развития имеют право на получение специальных услуг раннего вмешательства, направленных на стимуляцию их развития и уменьшение потенциального отставания в развитии. В соответствии с федеральным законодательством (закон PL 105- 17) дети раннего возраста с нарушениями определяются как дети в возрасте до 3 лет, у которых наблюдается задержка в развитии в одной или нескольких функциональных областях: когнитивное развитие (обучение и мышление); физическое развитие (рост, грубые и тонкие моторные навыки); развитие коммуникационных способностей (понимание и использование слов); социальное и эмоциональное развитие (во взаимосвязи с другими качествами); адаптивное развитие (навыки самообслуживания, например самостоятельный прием пищи); либо те, у кого обнаружены физические или психические заболевания, которые с высокой вероятностью могут привести к отставанию в развитии. По усмотрению администрации штата в категорию детей до 3 лет с нарушениями могут быть также включены дети из группы риска. Чтобы установить у детей наличие отставания в развитии или их принадлежность к группе риска, административные органы штатов разрабатывают соответствующие критерии. На основе этих критериев принимается решение о необходимости получения услуг раннего педагогического вмешательства.
Определения задержки в развитии могут различаться в зависимости от критериев, установленных в разных штатах. Например, в штате Нью- Йорк наличие задержки развития констатируется на основании существования следующих признаков: · отставание на 12 месяцев в одной из функциональных областей; · отставание на 33 % в одной функциональной области или на 25 % в каждой из двух областей; · оценка не менее, чем на 2 стандартных отклонения ниже среднего значения в одной из функциональных областей; · оценка не менее, чем на 1, 5 стандартных отклонения ниже среднего в двух функциональных областях (NYS Department of Health — The Early Intervention Program: A Parents Guide, 1999). Специалисты по развитию детей раннего возраста единодушны в том, что установить необходимость получения услуг раннего вмешательства в случае таких маленьких детей достаточно сложно. Поэтому для определения принадлежности детей к соответствующей группе были рекомендованы разнообразные методы, включая непосредственное наблюдение, оценку поведения во время игры, стандартизованные тесты или методики оценки уровня развития, медицинское обследование и, что важнее всего — анализ сведений, предоставленных родителями или няней. Дополнительно к оценке ребенка семья может пожелать пройти процедуру, которая называется оценкой семьи. В ходе такого оценивания члены семьи определяют свои проблемы, приоритеты и ресурсы, доступные для максимального расширения возможностей развития своего ребенка, и обсуждают все это с членами группы раннего вмешательства {NYS Department of Health — The Early Intervention Program: A Parents Guide, 1999). Для определения наличия у ребенка отставания в развитии в одной или нескольких функциональных областях, упоминавшихся ранее, следует провести полное всестороннее обследование ребенка. Для выявления специальных потребностей применяются валидные тесты, которые проводят подготовленные специалисты из мультидис- циплинарной группы, в состав которой входят родители, координатор предоставляемых услуг, юристы, специалисты хотя бы по двум дисциплинам (например, логопед и врач-реабилитолог или учитель адаптивного физического воспитания), а также другие лица, имеющие отношение к ребенку. Члены этой группы участвуют в различных формах сбора данных, направленных на определение сильных сторон и потребностей ребенка. После подтверждения отставания в развитии группа разрабатывает план индивидуального обслуживания семьи ( Individualized Family Service Plan, IFSP), который представляет собой документ, содержащий следующую информацию:
· текущий уровень показателей ребенка в пяти функциональных областях развития; · описание ресурсов, приоритетов и интересов семьи, имеющих отношение к стимуляции развития ребенка; · формулировку основных результатов, которые должны быть достигнуты, а также критериев, процедур определения результативности воздействия и сроков выполнения программы, наряду с необходимыми модификациями или исправлениями программы; · содержание услуг раннего вмешательства, необходимых для удовлетворения особых потребностей ребенка и его семьи, включая информацию о кратности, интенсивности и способе предоставления услуг; · описание естественных условий (дома у ребенка или в детском дошкольном учреждении), в которых должны предоставляться услуги раннего вмешательства, включая обоснование необходимости и объема занятий, которые будут проводиться вне естественных условий; · запланированную дату начала предоставления услуг и предполагаемую продолжительность их предоставления; · назначение координатора услуг из числа специалистов, чья профессия лучше всего подходит для удовлетворения потребностей ребенка или его семьи. Этот человек будет отвечать за выполнение плана и согласование действий разных организаций и специалистов; · действия, которые необходимо предпринять для обеспечения перехода ребенка с нарушениями к получению услуг в детских дошкольных или других соответствующих учреждениях (Office of Special Education and Rehabilitative Services, 2002).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|