Роль специалиста по адаптивному воспитанию детей раннего возраста
РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Каким образом учителя адаптивного физического воспитания могут принять участие в этом процессе? У детей до 3 лет с задержкой развития, независимо от того, затрагивает она когнитивную, физическую или эмоциональную сферу, может наблюдаться и психомоторная задержка. Такая задержка создает существенную преграду для развития ребенка, поскольку движения являются важной основой первичного обучения детей. Например, если ребенок не способен сохранять вертикальное положение или передвигаться по комнате, он не может целенаправленно взаимодействовать с окружающим его миром. Специалисты по раннему адаптивному физическому воспитанию обладают уникальными возможностями для разработки и выполнения соответствующих программ, которые стимулируют и развивают двигательные способности детей до 3 лет с особыми потребностями. Эти учителя могут стать ценными членами мультидисциплинарной группы и проводить оценку двигательного развития или наблюдать за двигательным поведением, тем самым помогая выбрать цели и задачи, направленные на стимуляцию развития ребенка. Они могут непосредственно предоставлять педагогические услуги или выступать в роли консультантов для других специалистов, осуществляющих раннее вмешательство, а также родителей ребенка. В качестве консультантов они могут проводить соответствующие занятия, которые будут стимулировать развитие не только двигательной системы, но и других сфер, включая когнитивное, социальное или эмоциональное, коммуникационное и адаптивное развитие. В целом специалисты по адаптивному физическому воспитанию детей раннего возраста проводят оценку и занимаются обучением либо выступают в роли консультантов для родителей и нянь грудных детей и детей до 3 лет со специальными потребностями. Поскольку валидная оценка имеет существенное значение для определения необходимости получения специальных услуг, в следующем разделе представлена информация, которая поможет учителю адаптивного физического воспитания провести тестирование и точную оценку двигательных потребностей детей раннего возраста с особыми потребностями.
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Как уже отмечалось, оценка двигательных потребностей является основным средством определения необходимости получения услуг раннего вмешательства. Для выяснения состояния грудных детей и детей до 3 лет применяются различные методы оценки. В следующих подразделах приведено описание этих методик и примеров их практического применения.
Скрининг Перед проведением всесторонней оценки дети могут быть подвергнуты первичному отбору для выявления возможного отставания в развитии. После завершения процедуры скрининга формулируются рекомендации в отношении необходимости проведения дальнейшей оценки. В качестве примера можно назвать тест Милани—Компарет- ти для скрининга двигательного развития грудных детей и детей до 2 лет (Milani-Comparetti Motor Development Screening Test for Infants and Young Children, 1987). Этот тест предназначен для определения развития детей практически от рождения до 2 лет. Оценку большей части тестируемых параметров можно получить на протяжении первых 16 месяцев жизни ребенка, однако наиболее подробную информацию тест дает о детях от 3 до 12 месяцев. Тест позволяет оценить примитивные рефлексы, выпрямляющие реакции, защитные реакции, реакции поддержания равновесия, контроль положения тела и активные движения.
Стандартизованные оценки двигательного развития
Если после первичного скрининга у ребенка было установлено наличие задержки развития, проводится формальная оценка. Одним из способов определения особых потребностей детей в возрасте до 3 лет является использование стандартизованных оценок. Такое оценивание применяют достаточно часто, поскольку при относительной простоте проведения оно позволяет определить уровечь развития. Стандартизованные оценки могут быть нормативно-ориентированными, критериально-ориентированными либо включать оба типа оценок. Нормативно-ориентированные оценки дают исследователю возможность сравнить показатели ребенка и других детей того же возраста с аналогичными характеристиками, тогда как критериально-ориентированные тесты сравнивают показатели ребенка с заранее установленными критериями. Тесты, которые включают возможность одновременного проведения нормативно-ориентированной и критериально-ориентированной оценки помогают не только при определении особых потребностей, но также при планировании и выполнении программ. Одним из примеров тестов двигательного развития, использующих нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные оценки, является Шкала оценки двигательного развития Пибоди, 2-я редакция — PMDS-2 (Folio, Fewell, 2000). Этот тест обеспечивает глубокую оценку и тренировку грубых и тонких двигательных навыков у детей от рождения до 5 лет. Тест разделен на 6 подтестов, которые позволяют оценить рефлексы, статические положения, локомоции, манипуляции объектами, хватание и зрительно- моторную интеграцию. Тест дает значения коэффициента общего двигательного развития, а также коэффициентов развития тонкой и грубой моторики. Коэффициент общего двигательного развития представляет собой лучшую оценку общих двигательных способностей ребенка. Наряду с этим тест PDMS-2 предлагает программу двигательной активности с модулями обучения, организованными в порядке увеличения сложности по разным группам навыков. Указанная программа призвана помочь в разработке и выполнении соответствующих целей и задач, направленных на удовлетворение особых потребностей ребенка. Еще одним популярным тестом является Денверский тест для скрининга развития II (Denver II Developmental Screening Test, Frankenburg et al., 1992). Тест Денвер II позволяет проводить первичный скрининг детей в возрасте от рождения до 6 лет по всем аспектам индивидуального и социального развития, по языковому развитию, развитию тонких и грубых двигательных способностей, а также адаптивному поведению. Этот тест в значительной степени основан на сведениях, полученных от родителей или няни ребенка, а также на результатах непосредственного наблюдения за выполнением соответствующих данному возрасту заданий. Учитель адаптивного физического воспитания детей раннего возраста обязан иметь хорошую подготовку по вопросам двигательного развития, поэтому проведение таких скрининг-тестов и последующей оценки полученных данных не должно составлять для него труда.
Еще один пример стандартизованного теста, включающего как нормативно-ориентированные, так и критериально-ориентированные оценки — это Тест раннего развития Бриганса — Brigance Inventory of Early Development (Brigance, 1999). Он уникален тем, что включает как тесты для скрининга, так и формальную оценку. Если у ребенка после проведения скрининга обнаружится задержка развития, то он подвергается дальнейшему тестированию с помощью формальной оценки. Тест Бриганса предназначен для детей в возрасте от рождения до 7 лет. В число оцениваемых показателей входят двигательные навыки, навыки самообслуживания, развитие речи, развитие общих знаний и понимания, а также начальные навыки обучения. Этот тест, вероятно, является одной из наиболее широко используемых всеобъемлющих оценок, поскольку он охватывает все сферы функционального развития, позволяя сформировать реальную картину текущего уровня показателей ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|