Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль специалиста по адаптивному воспитанию детей раннего возраста




РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Каким образом учителя адаптивного физиче­ского воспитания могут принять участие в этом процессе? У детей до 3 лет с задержкой разви­тия, независимо от того, затрагивает она когни­тивную, физическую или эмоциональную сферу, может наблюдаться и психомоторная задержка. Такая задержка создает существенную прегра­ду для развития ребенка, поскольку движения являются важной основой первичного обуче­ния детей. Например, если ребенок не способен сохранять вертикальное положение или передвигаться по комнате, он не может целенаправ­ленно взаимодействовать с окружающим его миром.

Специалисты по раннему адаптивному фи­зическому воспитанию обладают уникальными возможностями для разработки и выполнения соответствующих программ, которые стимулиру­ют и развивают двигательные способности детей до 3 лет с особыми потребностями. Эти учителя могут стать ценными членами мультидисциплинарной группы и проводить оценку двигательного развития или наблюдать за двигательным поведе­нием, тем самым помогая выбрать цели и задачи, направленные на стимуляцию развития ребенка. Они могут непосредственно предоставлять педа­гогические услуги или выступать в роли консуль­тантов для других специалистов, осуществляющих раннее вмешательство, а также родителей ребенка. В качестве консультантов они могут про­водить соответствующие занятия, которые будут стимулировать развитие не только двигательной системы, но и других сфер, включая когнитивное, социальное или эмоциональное, коммуникацион­ное и адаптивное развитие.

В целом специалисты по адаптивному фи­зическому воспитанию детей раннего возраста проводят оценку и занимаются обучением либо выступают в роли консультантов для родителей и нянь грудных детей и детей до 3 лет со спе­циальными потребностями. Поскольку валидная оценка имеет существенное значение для опре­деления необходимости получения специальных услуг, в следующем разделе представлена инфор­мация, которая поможет учителю адаптивного физического воспитания провести тестирование и точную оценку двигательных потребностей детей раннего возраста с особыми потребно­стями.

 

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Как уже отмечалось, оценка двигательных по­требностей является основным средством опреде­ления необходимости получения услуг раннего вмешательства. Для выяснения состояния груд­ных детей и детей до 3 лет применяются различ­ные методы оценки. В следующих подразделах приведено описание этих методик и примеров их практического применения.

 

Скрининг

Перед проведением всесторонней оценки дети могут быть подвергнуты первичному отбору для выявления возможного отставания в развитии. После завершения процедуры скрининга форму­лируются рекомендации в отношении необходи­мости проведения дальнейшей оценки. В качестве примера можно назвать тест Милани—Компарет- ти для скрининга двигательного развития грудных детей и детей до 2 лет (Milani-Comparetti Motor Development Screening Test for Infants and Young Children, 1987). Этот тест предназначен для опре­деления развития детей практически от рождения до 2 лет. Оценку большей части тестируемых па­раметров можно получить на протяжении пер­вых 16 месяцев жизни ребенка, однако наиболее подробную информацию тест дает о детях от 3 до 12 месяцев. Тест позволяет оценить примитивные рефлексы, выпрямляющие реакции, защитные реакции, реакции поддержания равновесия, кон­троль положения тела и активные движения.

 

Стандартизованные оценки двигательного развития

Если после первичного скрининга у ребенка было установлено наличие задержки развития, проводится формальная оценка. Одним из спосо­бов определения особых потребностей детей в воз­расте до 3 лет является использование стандарти­зованных оценок. Такое оценивание применяют достаточно часто, поскольку при относительной простоте проведения оно позволяет определить уровечь развития. Стандартизованные оцен­ки могут быть нормативно-ориентированными, критериально-ориентированными либо включать оба типа оценок. Нормативно-ориентированные оценки дают исследователю возможность сравнить показатели ребенка и других детей того же воз­раста с аналогичными характеристиками, тогда как критериально-ориентированные тесты срав­нивают показатели ребенка с заранее установ­ленными критериями. Тесты, которые включа­ют возможность одновременного проведения нормативно-ориентированной и критериально-ориентированной оценки помогают не только при определении особых потребностей, но также при планировании и выполнении программ.

Одним из примеров тестов двигательного разви­тия, использующих нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные оценки, является Шкала оценки двигательного развития Пибоди, 2-я редакция — PMDS-2 (Folio, Fewell, 2000). Этот тест обеспечивает глубокую оценку и тренировку грубых и тонких двигательных на­выков у детей от рождения до 5 лет. Тест разде­лен на 6 подтестов, которые позволяют оценить рефлексы, статические положения, локомоции, манипуляции объектами, хватание и зрительно- моторную интеграцию. Тест дает значения ко­эффициента общего двигательного развития, а также коэффициентов развития тонкой и грубой моторики. Коэффициент общего двигательного развития представляет собой лучшую оценку об­щих двигательных способностей ребенка. Наряду с этим тест PDMS-2 предлагает программу дви­гательной активности с модулями обучения, ор­ганизованными в порядке увеличения сложности по разным группам навыков. Указанная програм­ма призвана помочь в разработке и выполнении соответствующих целей и задач, направленных на удовлетворение особых потребностей ребенка. Еще одним популярным тестом является Ден­верский тест для скрининга развития II (Denver II Developmental Screening Test, Frankenburg et al., 1992). Тест Денвер II позволяет проводить первичный скрининг детей в возрасте от рожде­ния до 6 лет по всем аспектам индивидуально­го и социального развития, по языковому раз­витию, развитию тонких и грубых двигательных способностей, а также адаптивному поведению. Этот тест в значительной степени основан на сведениях, полученных от родителей или няни ре­бенка, а также на результатах непосредственного наблюдения за выполнением соответствующих данному возрасту заданий. Учитель адаптивного физического воспитания детей раннего возраста обязан иметь хорошую подготовку по вопросам двигательного развития, поэтому проведение та­ких скрининг-тестов и последующей оценки по­лученных данных не должно составлять для него труда.

Еще один пример стандартизованного теста, включающего как нормативно-ориентированные, так и критериально-ориентированные оценки — это Тест раннего развития Бриганса — Brigance Inventory of Early Development (Brigance, 1999). Он уникален тем, что включает как тесты для скри­нинга, так и формальную оценку. Если у ребен­ка после проведения скрининга обнаружится за­держка развития, то он подвергается дальнейшему тестированию с помощью формальной оценки. Тест Бриганса предназначен для детей в возрасте от рождения до 7 лет. В число оцениваемых пока­зателей входят двигательные навыки, навыки са­мообслуживания, развитие речи, развитие общих знаний и понимания, а также начальные навыки обучения. Этот тест, вероятно, является одной из наиболее широко используемых всеобъемлющих оценок, поскольку он охватывает все сферы функционального развития, позволяя сформировать реальную картину текущего уровня показателей ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...