Цели и задачи программ двигательной активности для детей раннего возраста
Маленькие дети учатся, исследуя окружающее их пространство несколькими путями: с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния и осязания), посредством обоюдного взаимодействия взрослый—ребенок и через двигательные действия и реакции (Bredecamp, Copple, 1997). Например, когда ребенок кричит, естественной реакцией родителей или няни будет обратить на него внимание, чтобы выяснить его потребности. Точно так же, когда ребенок толкает подвижную игрушку (двигательное действие), ее естественной реакцией будет движение. Эти постоянные взаимодействия, происходящие между ребенком, окружающими его людьми и предметами, являются основой для когнитивного, эмоционального и психомоторного развития маленького ребенка. На протяжении первых лет жизни отношения между взрослым и ребенком должны быть теплыми и позитивными, чтобы у ребенка могло сформироваться чувство доверия к окружающему миру и ощущение уверенности в своих способностях (Bredecamp, Copple, 1997). Формирование доверительных отношений делает ребенка восприимчивым для нового опыта. Учителя адаптивного физического воспитания детей раннего возраста имеют прекрасную возможность создания безопасных условий двигательных занятии, на которых дети вместе со своими нянями смогут открывать и исследовать окружающий их мир. Таким образом, основная цель программ двигательной активности для маленьких детей заключается в формировании у детей чувства доверия к окружающим их людям и объектам. Еще одной целью программ двигательной активности для детей до 3 лет является оказание помощи в развитии самостоятельности. Хотя грудные дети могут быть еще не готовы к самостоятельным действиям без помощи со стороны родителей или няни, следует время от времени давать им возможность для самостоятельной деятельности. С другой стороны, детям в период от 1 года до 3 лет потребуются руководство и поддержка, поскольку они начинают освобождаться от своей полной зависимости от тех, кто за ними ухаживает, и учатся действовать более самостоятельно. Такая потребность в самостоятельности помогает сформировать позитивное психосоциальное поведение в дальнейшей жизни. Существенное значение в развитии детской самостоятельности придается игре, так как она позволяет детям действовать по собственным правилам, а не в пределах границ, установленных другими людьми. В процессе приобретения новых навыков детям требуется ощущение успеха своей деятельности, которое будет стимулировать их попытки освоить тот же навык и сделать движения более точными, либо попытаться овладеть новыми умениями. Одним из путей развития такой самостоятельности является самостоятельно инициируемое повторение (Bredecamp, Copple, 1997). Учителя адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста отвечают за создание условий, предоставляющих широкие возможности использования уже приобретенных навыков, а также овладения новыми. Например, если грудной ребенок заинтересовался катящимся мячом, следует дать ему возможность играть с мячами разного цвета и размера. Необходимо иметь в виду, что во время игры дети достаточно эгоцентричны и от них нельзя ожидать совместного использования игрушки со сверстниками, поэтому дети должны иметь в распоряжении достаточное количество игрушек, сходных по предназначению (рис. 21. 1).
Рисунок 21. 1 — Следует иметь в своем распоряжении достаточное количество игрушек, сходных по предназначению. Третья цель программ двигательной активности для детей до 3 лет связана с созданием возможностей для активных движений. Обычно в своем естественном развитии ребенок постепенно переходит от рефлекторных движений к рудиментарным, которые включают три группы: направленные на поддержание устойчивого положения тела, локомоторные и манипуляцион-ные. Поддержание устойчивого положения тела — способность контролировать положение головы, шеи и туловища — является основой для локомоторных и манипуляционных движений. Расширение двигательных способностей, которое приходит с появлением рудиментарных движений, таких, как лазанье, ползание на четвереньках и ходьба, позволяет маленьким детям более свободно перемещаться в окружающем пространстве. В этом же возрасте способность дотягиваться, хватать и отпускать предметы дает ребенку возможность целенаправленно взаимодействовать с окружающими их объектами. В целом такие двигательные взаимодействия помогают направить общее развитие ребенка и приводят к появлению более точных движений, известных как основные или базовые. Потребность в активных движениях невозможно переоценить. Национальная ассоциация спорта и физического воспитания (NASPE, 2002) опубликовала официальный документ, в котором говорится, что " ребенок от рождения до возраста 5 лет должен ежедневно заниматься двигательной активностью, которая стимулирует физическое развитие, укрепление здоровья и овладение двигательными навыками". Были разработаны соответствующие рекомендации для грудных детей, а также для детей раннего и дошкольного возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|