Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для грудных детей




Рекомендации для грудных детей

· Во время повседневных двигательных действий, предназначенных для стимуляции исследования окружающего мира, грудной ре­бенок должен взаимодействовать с родителя­ми или лицами, которые осуществляют за ним уход.

· Грудной ребенок должен находиться в безопасных условиях, которые способствуют двигательной активности и не ограничивают движение на протяжении продолжительного времени.

· Двигательная активность ребенка долж­на способствовать развитию двигательных на­выков.

· Условия, в которых находится ребенок, должны удовлетворять рекомендованным нор­мам безопасности для двигательной активно­сти с участием крупных мышечных групп.

· Лица, отвечающие за олагополучие реоен- ка, должны иметь представление о значении двигательной активности и способствовать развитию двигательных навыков ребенка.

Рекомендации для детей раннего возраста

· Суммарный объем ежедневных организо­ванных занятий физическими упражнениями ребенка раннего возраста должен быть не ме­нее 30 мин в день.

· Ребенок раннего возраста должен еже­дневно от 30 мин до нескольких часов в день заниматься неорганизованной двигательной активностью, а продолжительность периода с низким уровнем двигательной активности не должна превышать одного часа за исключением времени сна.

· Ребенок должен овладевать двигатель­ными навыками, которые станут структур­ными блоками при выполнении более сложных двигательных действий.

· Необходимо предоставить ребенку про­странство в помещении и на открытом воз­духе, которое будет удовлетворять установ­ленным требованиям безопасности для занятий двигательной активностью с участием круп­ных мышечных групп.

· Лица, отвечающие за благополучие ребен­ка, должны иметь представление о значении двигательной активности и способствовать развитию двигательных навыков ребенка.

Ключевая роль учителя адаптивного физиче­ского воспитания детей раннего возраста состо­ит в проведении занятий с использованием таких видов деятельности и объектов, которые стимули­руют активные движения ребенка.

В целом программы двигательной активности для грудных детей и детей раннего возраста без отклонений в развитии должны быть направлены на создание благоприятных условий, в которых у ребенка смогут развиваться доверие к окружаю­щему миру и самостоятельность. Кроме того, они должны предоставлять возможности для двига­тельного развития, которое позволит ребенку ис­пользовать свои вновь приобретенные навыки, в частности умение ползать, ходить, хватать и отпу­скать предметы, для целенаправленного контакта с окружающими их людьми и объектами, а так­же оставаться активным на протяжении большей части дня. Такие комплексные цели реализуются через совокупность задач, которые помогают на­правлять двигательное развитие грудных детей и детей раннего возраста, а также их когнитивное и социальное развитие.

Вместе с тем у маленьких детей с особыми потребностями может наблюдаться отставание в двигательном развитии, ограничивающее их способности для взаимодействия с окружающим ми­ром. В то время как обсуждавшиеся ранее цели и задачи применимы ко всем маленьким детям, в следующем подразделе будут определены осо­бые двигательные потребности, с которыми мо­гут столкнуться учителя адаптивного физическо­го воспитания, а также подходы, которыми они могут воспользоваться для стимуляции развития детей с особыми потребностями.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ ВОЗРАСТОМ ДО 3 ЛЕТ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

При нормальном развитии дети от рождения до 3 лет плавно переходят от стадии рефлектор­ных движений к рудиментарным движениям, а у детей с особыми потребностями могут возникать особые проблемы, требующие дополнительного вмешательства.

В одной из работ были определены несколь­ко приоритетных областей, на которые следует обращать внимание при разработке программ двигательной активности для детей с особыми потребностями в возрасте до 3 лет (Cowden et al., 1998). Первая из них связана с повышени­ем мышечного тонуса и укреплением мышц. От­сутствие мышечного тонуса у маленьких детей называют гипотоническим состоянием. К числу нарушений, связанных с гипотоническим состо­янием мышц, относятся синдром Дауна, мышеч­ная дистрофия или нарушения обмена веществ (Cowden et al., 1998). У детей с низким мышеч­ным тонусом часто наблюдается задержка в ин­теграции примитивных рефлексов, что особенно заметно в группе тонических шейных рефлексов (Cowden et al., 1998). Учителя раннего адаптив­ного физического воспитания должны физи­чески помогать ребенку, участвовать в разнообразных видах деятельности, способствующих развитию мышечной силы. Такие виды деятель­ности обычно происходят в четырех положениях: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку и в вертикальном положении. В положении ле­жа на животе ребенок совершенствует контроль положения головы и туловища. Эти важные на­выки являются необходимым условием развития локомоторных движений, таких, как ползание и лазанье. Типичное воздействие, стимулирую­щее контроль положения головы, — это шум или звук любимой игрушки над головой у ребенка (рис. 21. 2). Ребенок будет пытаться дотянуться до игрушки и при этом поднимать голову вверх. Контроль туловища можно наблюдать при пере­катывании ребенка с живота на спину, для вы­полнения которого возможно потребуется по­мощь. И снова мотивирующим фактором может послужить любимая игрушка, до которой ребе­нок не в состоянии дотянуться. После того как ребенок выполнит требуемое действие, важно позволить ему поиграть с игрушкой. При формировании способности контролировать поло­жение головы и туловища следует поддерживать ребенка в положении для лазанья и ползания.

Движения в положении лежа на спине или на боку также стимулируют развитие мышеч­ной силы. Вместе с тем важно отметить, что во время занятий с детьми, которые характеризу­ются чрезмерно высоким или низким мышечным тонусом, следует избегать положения лежа на спине и для увеличения контроля выполнять упражнения лежа на боку. Типичное упражнение в положении лежа на боку заключается в том, что ребенку показывают игрушку, расположен­ную вне зоны его досягаемости. Ребенок будет тянуться за игрушкой (выпрямлять руки), брать ее и прижимать к туловищу (сгибать руки). Та­кое упражнение можно повторять в нескольких вариантах, используя различные игрушки, что­бы поддержать заинтересованность ребенка. И наконец, упражнения для развития мышечной силы можно выполнять в вертикальном поло­жении. Например, в положении сидя ребенок может взаимодействовать со своими родителями или няней, а также с окружающими объектами. Любые действия, вызывающие интерес у ребен­ка, например игра в прятки, выполняемые вновь и вновь, часто стимулируют его и развивают способность сохранять вертикальное положение. По мере развития силы мышц ребенок начинает стоять, а затем и ходить.

Вторая приоритетная область двигательного развития у детей в возрасте до 3 лет с особыми по­требностями заключается в снижении мышечного тонуса и усилении интеграции рефлекторных ре­акций. Такой мышечный тонус, известный также как гипертоническое состояние, является следстви­ем задержки развития интеграции рефлексов. По­вышенный мышечный тонус наблюдается у детей со спастическим церебральным параличом. Отсут­ствие интеграции рефлексов препятствует разви­тию типичных двигательных навыков, что приво­дит к серьезной задержке двигательного развития. Снижению и ослаблению повышенного мышечно­го тонуса способствуют занятия, которые включа­ют использование методик релаксации, массажа, терапевтических мячей и соответствующие позы ребенка. На рисунке 21. 3 показан маленький ребе­нок, лежащий на терапевтическом мяче на живо­те со слегка разведенными ногами и носками, на­правленными наружу. Ребенка плавно покачивают вперед и назад. Благодаря релаксации мышц такое упражнение на терапевтическом мяче помогает нормализовать мышечный тонус.

Стимуляция и развитие сенсорно-моторных систем являются еще одной областью, на которую следует обращать внимание в случае проведения занятий с детьми с особыми потребностями. В работе Коудена (Cowden et al., 1998) и в главе 20 этой книги определены компоненты сенсорной системы, предлагаются упражнения для их разви­тия. В число этих компонентов входят вестибуляр­ная интеграция, зрительно-моторный контроль, выделение слуховой информации, осязательная стимуляция, а также кинестетический контроль и пространственная ориентация.

Рисунке 21. 3 — Ребенок на терапевтическом мяче

 

Упражнения для развития вестибулярной интеграции необходимы, чтобы дети могли научиться поддерживать верти­кальное положение. Дети, которые не способны поддерживать свое тело в вертикальном положе­нии, легко могут получить травму, у них наблюда­ется задержка развития локомоторных движений и способности сохранять равновесие. Занятия с терапевтическими мячами помогаюусилить по- стуральные реакции. Мяч с ребенком, лежащим на нем сверху, перекатывают вперед так, что ре­бенок выставляет руки, пытаясь защитить себя от падения.

Для стимуляции постуральных реакций мож­но выполнять упражнения с использованием на­клонных матов, качающихся досок и самокатов, а также многих других, поскольку все они предо­ставляют возможности для движений в различных положениях и условиях. Способность следить за объектом, различать объекты разного размера и формы, а также отличать объекты от фона — эти качества являются составляющими зрительно- моторного контроля (рис. 21. 4). Каждая про­грамма раннего двигательного развития для детей должна включать специальные упражнения. Для стимуляции зрительно-моторного контроля под­ходят простые задания, такие, как слежение за катящимся мячом, подбор объектов по форме, а также ходьба по геометрическим фигурам.

Выделение слуховой информации (способ­ность различать звуки) можно усиливать, пред­лагая ребенку искать источник звука в комнате, двигая его тело в ритме музыки, а также требуя от него выполнить простые указания. Некоторые дети могут обладать повышенной чувствительно­стью к прикосновениям или не реагировать на них совсем. В таких случаях можно включить в программу тщательно спланированную осязатель­ную стимуляцию. Обращение ребенка с разными предметами, обладающими различной текстурой поверхности, с самокатами, матами, качающими­ся досками и веревками показало пользу в раз­витии способности различать твердые и мягкие предметы. Кроме того, может оказаться полезным поглаживание ребенка предметами с различной текстурой поверхности так, чтобы это не вызы­вало у него неприятных ощущений. И наконец, кинестетический контроль и пространственную ориентацию можно развивать, предлагая упражне­ния, позволяющие ребенку перемещаться в про­странстве, преодолевая препятствия, например, Tyi i мел и, маты, использовать для этого самокаты.

При проведении занятий с детьми с особыми потребностями может потребоваться развивать у них способность манипулировать объектами, дотягиваться, хватать, удерживать и отпускать пред­меты, что является весьма существенным для развития навыков самообслуживания, таких, как самостоятельный прием пищи, а также для целе­направленного исследования окружающего мира, например раскачивания маятника.

Программы двигательного развития грудных детей и детей в возрасте до 3 лет могут ставить перед собой следующие задачи: усиление мышеч­ного тонуса и мышечной силы; снижение мы­шечного тонуса и усиление интеграции рефлек­торных реакций, стимуляцию сенсорно-моторных систем, а также развитие способности манипули­ровать объектами.

В следующем разделе описаны взаимодействия родителей, нянь и учителей, которые соответству­ют уровню развития детей и могут возникать в ходе выполнения программ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...