Рекомендации для грудных детей
Рекомендации для грудных детей · Во время повседневных двигательных действий, предназначенных для стимуляции исследования окружающего мира, грудной ребенок должен взаимодействовать с родителями или лицами, которые осуществляют за ним уход. · Грудной ребенок должен находиться в безопасных условиях, которые способствуют двигательной активности и не ограничивают движение на протяжении продолжительного времени. · Двигательная активность ребенка должна способствовать развитию двигательных навыков. · Условия, в которых находится ребенок, должны удовлетворять рекомендованным нормам безопасности для двигательной активности с участием крупных мышечных групп. · Лица, отвечающие за олагополучие реоен- ка, должны иметь представление о значении двигательной активности и способствовать развитию двигательных навыков ребенка. Рекомендации для детей раннего возраста · Суммарный объем ежедневных организованных занятий физическими упражнениями ребенка раннего возраста должен быть не менее 30 мин в день. · Ребенок раннего возраста должен ежедневно от 30 мин до нескольких часов в день заниматься неорганизованной двигательной активностью, а продолжительность периода с низким уровнем двигательной активности не должна превышать одного часа за исключением времени сна. · Ребенок должен овладевать двигательными навыками, которые станут структурными блоками при выполнении более сложных двигательных действий. · Необходимо предоставить ребенку пространство в помещении и на открытом воздухе, которое будет удовлетворять установленным требованиям безопасности для занятий двигательной активностью с участием крупных мышечных групп.
· Лица, отвечающие за благополучие ребенка, должны иметь представление о значении двигательной активности и способствовать развитию двигательных навыков ребенка. Ключевая роль учителя адаптивного физического воспитания детей раннего возраста состоит в проведении занятий с использованием таких видов деятельности и объектов, которые стимулируют активные движения ребенка. В целом программы двигательной активности для грудных детей и детей раннего возраста без отклонений в развитии должны быть направлены на создание благоприятных условий, в которых у ребенка смогут развиваться доверие к окружающему миру и самостоятельность. Кроме того, они должны предоставлять возможности для двигательного развития, которое позволит ребенку использовать свои вновь приобретенные навыки, в частности умение ползать, ходить, хватать и отпускать предметы, для целенаправленного контакта с окружающими их людьми и объектами, а также оставаться активным на протяжении большей части дня. Такие комплексные цели реализуются через совокупность задач, которые помогают направлять двигательное развитие грудных детей и детей раннего возраста, а также их когнитивное и социальное развитие. Вместе с тем у маленьких детей с особыми потребностями может наблюдаться отставание в двигательном развитии, ограничивающее их способности для взаимодействия с окружающим миром. В то время как обсуждавшиеся ранее цели и задачи применимы ко всем маленьким детям, в следующем подразделе будут определены особые двигательные потребности, с которыми могут столкнуться учителя адаптивного физического воспитания, а также подходы, которыми они могут воспользоваться для стимуляции развития детей с особыми потребностями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ ВОЗРАСТОМ ДО 3 ЛЕТ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
При нормальном развитии дети от рождения до 3 лет плавно переходят от стадии рефлекторных движений к рудиментарным движениям, а у детей с особыми потребностями могут возникать особые проблемы, требующие дополнительного вмешательства. В одной из работ были определены несколько приоритетных областей, на которые следует обращать внимание при разработке программ двигательной активности для детей с особыми потребностями в возрасте до 3 лет (Cowden et al., 1998). Первая из них связана с повышением мышечного тонуса и укреплением мышц. Отсутствие мышечного тонуса у маленьких детей называют гипотоническим состоянием. К числу нарушений, связанных с гипотоническим состоянием мышц, относятся синдром Дауна, мышечная дистрофия или нарушения обмена веществ (Cowden et al., 1998). У детей с низким мышечным тонусом часто наблюдается задержка в интеграции примитивных рефлексов, что особенно заметно в группе тонических шейных рефлексов (Cowden et al., 1998). Учителя раннего адаптивного физического воспитания должны физически помогать ребенку, участвовать в разнообразных видах деятельности, способствующих развитию мышечной силы. Такие виды деятельности обычно происходят в четырех положениях: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку и в вертикальном положении. В положении лежа на животе ребенок совершенствует контроль положения головы и туловища. Эти важные навыки являются необходимым условием развития локомоторных движений, таких, как ползание и лазанье. Типичное воздействие, стимулирующее контроль положения головы, — это шум или звук любимой игрушки над головой у ребенка (рис. 21. 2). Ребенок будет пытаться дотянуться до игрушки и при этом поднимать голову вверх. Контроль туловища можно наблюдать при перекатывании ребенка с живота на спину, для выполнения которого возможно потребуется помощь. И снова мотивирующим фактором может послужить любимая игрушка, до которой ребенок не в состоянии дотянуться. После того как ребенок выполнит требуемое действие, важно позволить ему поиграть с игрушкой. При формировании способности контролировать положение головы и туловища следует поддерживать ребенка в положении для лазанья и ползания.
Движения в положении лежа на спине или на боку также стимулируют развитие мышечной силы. Вместе с тем важно отметить, что во время занятий с детьми, которые характеризуются чрезмерно высоким или низким мышечным тонусом, следует избегать положения лежа на спине и для увеличения контроля выполнять упражнения лежа на боку. Типичное упражнение в положении лежа на боку заключается в том, что ребенку показывают игрушку, расположенную вне зоны его досягаемости. Ребенок будет тянуться за игрушкой (выпрямлять руки), брать ее и прижимать к туловищу (сгибать руки). Такое упражнение можно повторять в нескольких вариантах, используя различные игрушки, чтобы поддержать заинтересованность ребенка. И наконец, упражнения для развития мышечной силы можно выполнять в вертикальном положении. Например, в положении сидя ребенок может взаимодействовать со своими родителями или няней, а также с окружающими объектами. Любые действия, вызывающие интерес у ребенка, например игра в прятки, выполняемые вновь и вновь, часто стимулируют его и развивают способность сохранять вертикальное положение. По мере развития силы мышц ребенок начинает стоять, а затем и ходить. Вторая приоритетная область двигательного развития у детей в возрасте до 3 лет с особыми потребностями заключается в снижении мышечного тонуса и усилении интеграции рефлекторных реакций. Такой мышечный тонус, известный также как гипертоническое состояние, является следствием задержки развития интеграции рефлексов. Повышенный мышечный тонус наблюдается у детей со спастическим церебральным параличом. Отсутствие интеграции рефлексов препятствует развитию типичных двигательных навыков, что приводит к серьезной задержке двигательного развития. Снижению и ослаблению повышенного мышечного тонуса способствуют занятия, которые включают использование методик релаксации, массажа, терапевтических мячей и соответствующие позы ребенка. На рисунке 21. 3 показан маленький ребенок, лежащий на терапевтическом мяче на животе со слегка разведенными ногами и носками, направленными наружу. Ребенка плавно покачивают вперед и назад. Благодаря релаксации мышц такое упражнение на терапевтическом мяче помогает нормализовать мышечный тонус.
Стимуляция и развитие сенсорно-моторных систем являются еще одной областью, на которую следует обращать внимание в случае проведения занятий с детьми с особыми потребностями. В работе Коудена (Cowden et al., 1998) и в главе 20 этой книги определены компоненты сенсорной системы, предлагаются упражнения для их развития. В число этих компонентов входят вестибулярная интеграция, зрительно-моторный контроль, выделение слуховой информации, осязательная стимуляция, а также кинестетический контроль и пространственная ориентация. Рисунке 21. 3 — Ребенок на терапевтическом мяче
Упражнения для развития вестибулярной интеграции необходимы, чтобы дети могли научиться поддерживать вертикальное положение. Дети, которые не способны поддерживать свое тело в вертикальном положении, легко могут получить травму, у них наблюдается задержка развития локомоторных движений и способности сохранять равновесие. Занятия с терапевтическими мячами помогаюусилить по- стуральные реакции. Мяч с ребенком, лежащим на нем сверху, перекатывают вперед так, что ребенок выставляет руки, пытаясь защитить себя от падения. Для стимуляции постуральных реакций можно выполнять упражнения с использованием наклонных матов, качающихся досок и самокатов, а также многих других, поскольку все они предоставляют возможности для движений в различных положениях и условиях. Способность следить за объектом, различать объекты разного размера и формы, а также отличать объекты от фона — эти качества являются составляющими зрительно- моторного контроля (рис. 21. 4). Каждая программа раннего двигательного развития для детей должна включать специальные упражнения. Для стимуляции зрительно-моторного контроля подходят простые задания, такие, как слежение за катящимся мячом, подбор объектов по форме, а также ходьба по геометрическим фигурам. Выделение слуховой информации (способность различать звуки) можно усиливать, предлагая ребенку искать источник звука в комнате, двигая его тело в ритме музыки, а также требуя от него выполнить простые указания. Некоторые дети могут обладать повышенной чувствительностью к прикосновениям или не реагировать на них совсем. В таких случаях можно включить в программу тщательно спланированную осязательную стимуляцию. Обращение ребенка с разными предметами, обладающими различной текстурой поверхности, с самокатами, матами, качающимися досками и веревками показало пользу в развитии способности различать твердые и мягкие предметы. Кроме того, может оказаться полезным поглаживание ребенка предметами с различной текстурой поверхности так, чтобы это не вызывало у него неприятных ощущений. И наконец, кинестетический контроль и пространственную ориентацию можно развивать, предлагая упражнения, позволяющие ребенку перемещаться в пространстве, преодолевая препятствия, например, Tyi i мел и, маты, использовать для этого самокаты.
При проведении занятий с детьми с особыми потребностями может потребоваться развивать у них способность манипулировать объектами, дотягиваться, хватать, удерживать и отпускать предметы, что является весьма существенным для развития навыков самообслуживания, таких, как самостоятельный прием пищи, а также для целенаправленного исследования окружающего мира, например раскачивания маятника. Программы двигательного развития грудных детей и детей в возрасте до 3 лет могут ставить перед собой следующие задачи: усиление мышечного тонуса и мышечной силы; снижение мышечного тонуса и усиление интеграции рефлекторных реакций, стимуляцию сенсорно-моторных систем, а также развитие способности манипулировать объектами. В следующем разделе описаны взаимодействия родителей, нянь и учителей, которые соответствуют уровню развития детей и могут возникать в ходе выполнения программ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|