Оценка показателей развития ребенка
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Для принятия точного решения об индивидуальной программе обучения ребенка необходимо знать, каким является текущий уровень его развития. Специальные указания и федеральное законодательство рекомендуют использовать оценки, полученные с помощью различных подходов и выполненные разными специалистами. Кроме того, за ребенком с риском задержки развития следует наблюдать в различных условиях. Полная картина текущего уровня развития ребенка (во всех областях обучения) может быть составлена на основе информации, полученной от группы лиц, которые лучше всего знакомы с образом жизни и поведением ребенка. Мультидисциплинарная группа должна провести скрининг и собрать необходимые сведения, наблюдая за ребенком в условиях организованных занятий и во время самостоятельной игры. В состав мультидисциплинарной группы должны входить классные руководители, учителя адаптивного или обычного физического воспитания, врачи, родители или опекуны, а также лица, которые регулярно общаются с ребенком. Эти лица разрабатывают индивидуальную программу обучения ребенка (IEP) и принимают участие в работе комиссии по планированию IEP. Процесс оценки может проходить с использованием формальной стандартизованной процедуры либо в неформальных условиях во время игры (Under, 1993), различия при этом связаны преимущественно со степенью вмешательства. Прежде чем выбрать средство оценки уровня развития ребенка, следует четко определить цель предстоящего тестирования (Zittel, 1994). Будут ли эти результаты использованы для оценки задержки развития или же они необходимы для планирования и обучения? Нормативно-ориентированные стандартизованные тесты применяются для определения уровня развития грубой моторики и предоставляют данные для сравнения с показателями детей той же возрастной группы без отклонений в развитии. Критериально-ориентированные оценки обычно дают более подробную информацию о задержке в развитии определенных групп навыков (например, локомоторных, контроль объектов и др. ), необходимых для планирования учебных программ.
Стандартизованное формальное тестирование Использование стандартизованных тестов, позволяющих одновременно провести нормативн-ориентированную и критериально-ориентированную оценку, предоставляет в распоряжение специалистов адаптивного физического воспитания информацию, которая является основой для принятия решения о необходимости применения специальных программ, а также для планирования дальнейшего обучения. Тесты, которые предусматривают гибкую процедуру проведения оценки (например, выбор оборудования и условий проведения тестирования), обладают большей чувствительностью к оцениваемым показателям детей с нарушениями и поэтому дают более точные результаты. Хорошими примерами стандартизованных, нормативно-ориентированных и критериально-ориентированных средств оценки навыков грубой моторики детей дошкольного возраста являются Тест раннего развития Бриганса, пересмотренный (Brigance, 1991), Шкала оценки двигательного развития Пибоди, 2-я редакция - PMDS-2 (Folio, Fewell, 2000) и Тест развития грубой моторики-2 — TGMD-2 (Ulrich, 2000). Каждый из этих тестов предназначен помочь специалистам по детскому физическому воспитанию определить уровень грубого моторного развития, а также предоставить информацию для программирования учебных занятий. Упомянутые инструменты оценки помогут определить цели и задачи индивидуальной программы обучения ребенка. Процедура, предлагаемая для проведения тестов Бриганса, PMDS-2 и TGMD-2, является достаточно гибкой с точки зрения организации условий тестирования, выбора оборудования, а также обучения выполнению заданий теста. Например, в руководстве к тесту Пибоди говорится, что форма тестирования на базе рабочих станций позволяет проводить одновременную оценку нескольких детей. Материалы, применяющиеся для проведения теста PMDS-2, входят в состав программ дошкольного обучения и начальных классов и знакомы большинству детей.
Государственные указания предлагают учителям для принятия решения об уровне способностей ребенка пользоваться суммарными данными, полученными в результате нескольких наблюдений и оценок. Информация, собранная в стандартизованных условиях, должна рассматриваться в совокупности с наблюдениями, выполненными во время игры в естественных условиях.
Неформальное тестирование Аутентичные данные, собранные в естественных условиях, дают инструктору полезную информацию о предпочтениях и способностях ребенка. Умение сформулировать точные цели и создать эффективные условия обучения реализуется в максимальной степени, если учитель наблюдает и регистрирует поведение детей во время обычной игры, а также видит, как они обращаются с предметами, соответствующими их уровню развития. Критериально-ориентированные таблицы контроля уровня развития способностей используются в оценках, построенных на основе учебных планов, и предоставляют информацию о способностях ребенка в контексте определенного набора целей учебного плана (McLean et al., 2004). Относительно адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста предлагаются две методики, основанные на учебных планах, призванных помочь учителям физического воспитания в получении данных оценки уровня развития. Это программа физического воспитания для дошкольников " SMART START: A Preschool Movement Curriculum" (Wessel, Zittel, 1995) и программа развития основных двигательных навыков '7 CAN Primary skills К-3", пересмотренная (Wessel, Zittel, 1998), которые включают списки критериев контроля развития навыков, пригодные для использования учителями с целью собрать информацию для построения индивидуальных программ двигательной активности. В обеих программах авторы составили контрольные списки в соответствии с моделью LOOP (Locomotor, Orientation, Object control, Play skills).
Контрольный список программы для дошкольников SMART START включает навыки локомоции (прыжки, прыжки на одной ноге), ориентации в пространстве (контроль положения тела, точные подражательные движения), контроля объектов (бросание, удары по мячу ногой) и игровые навыки (игры с парашютом, езда на велосипеде). Контрольный список оценки развития навыков программы " I CAN К-3" также включает группы фундаментальных навыков (локомоторные, ориентация в пространстве и контроль объектов), однако вместо игровых навыков здесь оцениваются навыки личностно-социального поведения (решение проблем, самоконтроль). Оценка навыков была добавлена в программу " I CAN К-3" по просьбе учителей. Организация в соответствии с моделью LOOP этих программ позволяет инструкторам проводить оценку групп навыков, необходимых для дошкольного и школьного обучения в младших классах. Кроме того, данная модель предоставляет инструкторам свободу выбора отдельных целевых навыков из разных групп для построения различных модулей обучения. Например, учитель адаптивного физического воспитания дошкольников для организации одного шестинедельного модуля обучения может провести оценку трех локомоторных навыков (прыжки в высоту, прыжки на одной ноге и галоп), а также двух игровых навыков (игры с парашютом, езда на велосипеде). Программа обучения дошкольников с особыми потребностями штата Каролина — Carolina Curriculum for Preschoolers with Special Needs (Johnson-Martir et al., 1990), а также Система оценки, определения уровня развития и программирования для детей раннего и дошкольного возраста — Assessment, Evaluation and Programming System for Infants and Children, AEPS (Bricker, Pretti- Frontczak, 1996) представляют собой комплексные программы для дошкольников с нарушениями или с риском задержки развития, построенные на основе учебных планов. Программа штата Каролина позволяет проводить оценку навыков в пяти областях обучения и предлагает набор учебных планов для каждой области развития. Область грубой моторики предполагает оценку навыков локо- моции, лазанья по лестнице, прыжков, поддержания равновесия, игры с мячом и использования оборудования игровых площадок на открытом воздухе. AEPS включает оценку функциональных навыков в шести областях обучения и учебный план, содержащий предназначенные для инструкторов рекомендации по разработке программ и проведению учебных занятий. Область грубой моторики включает две группы навыков. Группа А — это равновесие, движения при стоянии и ходьбе, она направлена на развитие навыков лазанья по лестнице. В группу Б включены игровые навыки, в число которых вошли прыжки в длину; бег с обходом препятствий; прыжки на двух ногах, бросание и ловля предметов, удары по мячу ногой; прыжки со скакалкой; езда и выполнение поворотов на двухколесном велосипеде.
Контрольные списки и рубрики, созданные самим учителем, также могут служить удобным методом оценки двигательных и игровых навыков. Для оценки отдельных двигательных способностей ребенка могут быть установлены нормативы, на основании которых будет определяться успешность выполнения поставленных учебных задач. Подобный подход предоставляет учителю возможность для сбора сведений об уровне развития навыков, не вошедших в опубликованные списки. Кроме того, метод анализа заданий в случае работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения, позволит учителю оценить функциональные способности путем индивидуального подхода к оценке существенных характеристик в контрольном списке. Например, представим ситуацию, когда учитель оценивает умение передвигаться галопом у детей дошкольного возраста, которые скачут на палочке, как на лошадке. Один ребенок в классе с церебральным параличом использует тренажер для ходьбы и с прицепленной " лошадкой" тренируется в выполнении шагов. В этом примере учитель может воспользоваться контрольным списком из программы SMART START для оценки умения передвигаться галопом у части детей из класса и создать свой собственный контрольный список для оценки умения ходить у ребенка с церебральным параличом. Оценка с использованием портфолио представляет собой средство сбора сведений о ребенке с целью мониторинга выполнения учебных целей или демонстрации выполненных практических работ (Lynch, Strueving, 2001). Информация в портфолио может добавляться совместно с классным учителем либо учитель адаптивного физического воспитания может завести систему портфолио для конкретного ребенка самостоятельно. Поскольку портфолио предназначено для повышения эффективности обучения, рекомендуется его создание совместно с другими учителями. В идеале двигательные навыки следует использовать на практике не только на уроках физического воспитания, но и дома, а также во время перемен, которые устраивает учитель между уроками. Все, кто работает с ребенком, должны добавлять сведения о деятельности ребенка или образцы его практических работ, имеющие отношения к выполнению целей IEP. Письменные комментарии учителей, родителей, ассистентов учителя, видеозаписи, фотографии и рисунки, связанные с обучением двигательным навыкам и практическим занятиям, — это примеры сведений, которые можно вносить в портфолио ребенка. В конце каждого периода оценивания учитель адаптивного физического воспитания должен систематизировать весь материал и предоставить общую характеристику и анализ учебного года ребенка. Для детей, которые учатся по программе дошкольного обучения в течение нескольких лет, портфолио может быть использовано для документирования результатов обучения, а затем, при переходе в детский сад, передано специалистам по начальному образованию.
Сведения об уровне развития ребенка, независимо способа, каким они собраны, должны быть непосредственно связаны с разработкой и оцениванием индивидуального плана вмешательства. Используемые учителем упражнения и задания должны принимать в расчет сильные и слабые стороны развития грубых моторных способностей ребенка. Учитель детского адаптивного физического воспитания должен хорошо знать построение учебных планов и методик обучения, которые соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|