Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка показателей развития ребенка




ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Для принятия точного решения об индивиду­альной программе обучения ребенка необходимо знать, каким является текущий уровень его раз­вития. Специальные указания и федеральное зако­нодательство рекомендуют использовать оценки, полученные с помощью различных подходов и выполненные разными специалистами. Кроме того, за ребенком с риском задержки развития следует наблюдать в различных условиях. Полная картина текущего уровня развития ребенка (во всех обла­стях обучения) может быть составлена на основе информации, полученной от группы лиц, кото­рые лучше всего знакомы с образом жизни и по­ведением ребенка. Мультидисциплинарная группа должна провести скрининг и собрать необходимые сведения, наблюдая за ребенком в условиях орга­низованных занятий и во время самостоятельной игры. В состав мультидисциплинарной группы должны входить классные руководители, учителя адаптивного или обычного физического воспита­ния, врачи, родители или опекуны, а также лица, которые регулярно общаются с ребенком. Эти лица разрабатывают индивидуальную программу обуче­ния ребенка (IEP) и принимают участие в работе комиссии по планированию IEP.

Процесс оценки может проходить с использо­ванием формальной стандартизованной процеду­ры либо в неформальных условиях во время игры (Under, 1993), различия при этом связаны пре­имущественно со степенью вмешательства. Пре­жде чем выбрать средство оценки уровня развития ребенка, следует четко определить цель предстоя­щего тестирования (Zittel, 1994). Будут ли эти ре­зультаты использованы для оценки задержки раз­вития или же они необходимы для планирования и обучения? Нормативно-ориентированные стандар­тизованные тесты применяются для определения уровня развития грубой моторики и предоставляют данные для сравнения с показателями детей той же возрастной группы без отклонений в развитии. Критериально-ориентированные оценки обычно дают более подробную информацию о задержке в развитии определенных групп навыков (например, локомоторных, контроль объектов и др. ), необхо­димых для планирования учебных программ.

 

Стандартизованное формальное тестирование

Использование стандартизованных тестов, по­зволяющих одновременно провести нормативн-ориентированную и критериально-ориентиро­ванную оценку, предоставляет в распоряжение специалистов адаптивного физического воспита­ния информацию, которая является основой для принятия решения о необходимости примене­ния специальных программ, а также для плани­рования дальнейшего обучения. Тесты, которые предусматривают гибкую процедуру проведения оценки (например, выбор оборудования и усло­вий проведения тестирования), обладают боль­шей чувствительностью к оцениваемым показате­лям детей с нарушениями и поэтому дают более точные результаты. Хорошими примерами стандартизованных, нормативно-ориентированных и критериально-ориентированных средств оценки навыков грубой моторики детей дошкольного возраста являются Тест раннего развития Бриганса, пересмотренный (Brigance, 1991), Шкала оценки двигательного развития Пибоди, 2-я ре­дакция - PMDS-2 (Folio, Fewell, 2000) и Тест развития грубой моторики-2 — TGMD-2 (Ulrich, 2000). Каждый из этих тестов предназначен по­мочь специалистам по детскому физическому вос­питанию определить уровень грубого моторного развития, а также предоставить информацию для программирования учебных занятий. Упомянутые инструменты оценки помогут определить цели и задачи индивидуальной программы обучения ребенка. Процедура, предлагаемая для проведения тестов Бриганса, PMDS-2 и TGMD-2, является достаточно гибкой с точки зрения организации условий тестирования, выбора оборудования, а также обучения выполнению заданий теста. На­пример, в руководстве к тесту Пибоди говорится, что форма тестирования на базе рабочих станций позволяет проводить одновременную оценку не­скольких детей. Материалы, применяющиеся для проведения теста PMDS-2, входят в состав про­грамм дошкольного обучения и начальных клас­сов и знакомы большинству детей.

Государственные указания предлагают учите­лям для принятия решения об уровне способно­стей ребенка пользоваться суммарными данными, полученными в результате нескольких наблюде­ний и оценок. Информация, собранная в стан­дартизованных условиях, должна рассматриваться в совокупности с наблюдениями, выполненными во время игры в естественных условиях.

 

Неформальное тестирование

Аутентичные данные, собранные в естествен­ных условиях, дают инструктору полезную инфор­мацию о предпочтениях и способностях ребенка.

Умение сформулировать точные цели и создать эффективные условия обучения реализуется в максимальной степени, если учитель наблюдает и регистрирует поведение детей во время обычной игры, а также видит, как они обращаются с пред­метами, соответствующими их уровню развития. Критериально-ориентированные таблицы конт­роля уровня развития способностей используются в оценках, построенных на основе учебных планов, и предоставляют информацию о способно­стях ребенка в контексте определенного набора целей учебного плана (McLean et al., 2004).

Относительно адаптивного физического вос­питания детей дошкольного возраста предлагают­ся две методики, основанные на учебных планах, призванных помочь учителям физического вос­питания в получении данных оценки уровня раз­вития. Это программа физического воспитания для дошкольников " SMART START: A Preschool Movement Curriculum" (Wessel, Zittel, 1995) и про­грамма развития основных двигательных навы­ков '7 CAN Primary skills К-3", пересмотренная (Wessel, Zittel, 1998), которые включают списки критериев контроля развития навыков, пригод­ные для использования учителями с целью со­брать информацию для построения индивидуаль­ных программ двигательной активности. В обеих программах авторы составили контрольные спи­ски в соответствии с моделью LOOP (Locomotor, Orientation, Object control, Play skills).

Контрольный список программы для до­школьников SMART START включает навыки локомоции (прыжки, прыжки на одной ноге), ориентации в пространстве (контроль положения тела, точные подражательные движения), контро­ля объектов (бросание, удары по мячу ногой) и игровые навыки (игры с парашютом, езда на ве­лосипеде). Контрольный список оценки развития навыков программы " I CAN К-3" также включа­ет группы фундаментальных навыков (локомо­торные, ориентация в пространстве и контроль объектов), однако вместо игровых навыков здесь оцениваются навыки личностно-социального по­ведения (решение проблем, самоконтроль). Оцен­ка навыков была добавлена в программу " I CAN К-3" по просьбе учителей. Организация в соот­ветствии с моделью LOOP этих программ позво­ляет инструкторам проводить оценку групп навы­ков, необходимых для дошкольного и школьного обучения в младших классах. Кроме того, данная модель предоставляет инструкторам свободу вы­бора отдельных целевых навыков из разных групп для построения различных модулей обучения.

Например, учитель адаптивного физического вос­питания дошкольников для организации одного шестинедельного модуля обучения может прове­сти оценку трех локомоторных навыков (прыжки в высоту, прыжки на одной ноге и галоп), а также двух игровых навыков (игры с парашютом, езда на велосипеде).

Программа обучения дошкольников с осо­быми потребностями штата Каролина — Carolina Curriculum for Preschoolers with Special Needs (Johnson-Martir et al., 1990), а также Система оценки, определения уровня развития и про­граммирования для детей раннего и дошкольного возраста — Assessment, Evaluation and Programming System for Infants and Children, AEPS (Bricker, Pretti- Frontczak, 1996) представляют собой комплексные программы для дошкольников с нарушениями или с риском задержки развития, построенные на основе учебных планов. Программа штата Каро­лина позволяет проводить оценку навыков в пя­ти областях обучения и предлагает набор учебных планов для каждой области развития. Область гру­бой моторики предполагает оценку навыков локо- моции, лазанья по лестнице, прыжков, поддержа­ния равновесия, игры с мячом и использования оборудования игровых площадок на открытом воздухе. AEPS включает оценку функциональных навыков в шести областях обучения и учебный план, содержащий предназначенные для инструк­торов рекомендации по разработке программ и проведению учебных занятий. Область грубой мо­торики включает две группы навыков. Группа А — это равновесие, движения при стоянии и ходьбе, она направлена на развитие навыков лазанья по лестнице. В группу Б включены игровые навыки, в число которых вошли прыжки в длину; бег с об­ходом препятствий; прыжки на двух ногах, бро­сание и ловля предметов, удары по мячу ногой; прыжки со скакалкой; езда и выполнение пово­ротов на двухколесном велосипеде.

Контрольные списки и рубрики, созданные самим учителем, также могут служить удобным методом оценки двигательных и игровых навыков. Для оценки отдельных двигательных способно­стей ребенка могут быть установлены нормативы, на основании которых будет определяться успешность выполнения поставленных учебных задач. Подобный подход предоставляет учителю воз­можность для сбора сведений об уровне развития навыков, не вошедших в опубликованные списки. Кроме того, метод анализа заданий в случае ра­боты с детьми, имеющими тяжелые нарушения, позволит учителю оценить функциональные спо­собности путем индивидуального подхода к оцен­ке существенных характеристик в контрольном списке. Например, представим ситуацию, когда учитель оценивает умение передвигаться галопом у детей дошкольного возраста, которые скачут на палочке, как на лошадке. Один ребенок в клас­се с церебральным параличом использует трена­жер для ходьбы и с прицепленной " лошадкой" тренируется в выполнении шагов. В этом приме­ре учитель может воспользоваться контрольным списком из программы SMART START для оценки умения передвигаться галопом у части детей из класса и создать свой собственный контрольный список для оценки умения ходить у ребенка с це­ребральным параличом.

Оценка с использованием портфолио представ­ляет собой средство сбора сведений о ребенке с целью мониторинга выполнения учебных целей или демонстрации выполненных практических ра­бот (Lynch, Strueving, 2001). Информация в порт­фолио может добавляться совместно с классным учителем либо учитель адаптивного физического воспитания может завести систему портфолио для конкретного ребенка самостоятельно. Поскольку портфолио предназначено для повышения эффек­тивности обучения, рекомендуется его создание совместно с другими учителями. В идеале двига­тельные навыки следует использовать на практике не только на уроках физического воспитания, но и дома, а также во время перемен, которые устраива­ет учитель между уроками. Все, кто работает с ре­бенком, должны добавлять сведения о деятельно­сти ребенка или образцы его практических работ, имеющие отношения к выполнению целей IEP. Письменные комментарии учителей, родителей, ассистентов учителя, видеозаписи, фотографии и рисунки, связанные с обучением двигательным на­выкам и практическим занятиям, — это примеры сведений, которые можно вносить в портфолио ребенка. В конце каждого периода оценивания учитель адаптивного физического воспитания дол­жен систематизировать весь материал и предоста­вить общую характеристику и анализ учебного года ребенка. Для детей, которые учатся по программе дошкольного обучения в течение нескольких лет, портфолио может быть использовано для доку­ментирования результатов обучения, а затем, при переходе в детский сад, передано специалистам по начальному образованию.

Сведения об уровне развития ребенка, незави­симо способа, каким они собраны, должны быть непосредственно связаны с разработкой и оцениванием индивидуального плана вмешательства.

Используемые учителем упражнения и задания должны принимать в расчет сильные и слабые стороны развития грубых моторных способностей ребенка. Учитель детского адаптивного физиче­ского воспитания должен хорошо знать построе­ние учебных планов и методик обучения, которые соответствуют возрасту и индивидуальным осо­бенностям ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...