Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями




Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями

При планировании учебного процесса следует знать о том, какое влияние оказывают имеющие­ся нарушения на развитие навыков общения, а также на социальное, когнитивное и физическое развитие ребенка. Знание того, как заболевание ребенка влияет на обучение движениям и уро­вень развития двигательных навыков, имеет су­щественное значение для создания адекватной программы физического воспитания. Например, дети дошкольного возраста с нарушениями функ­ции опорно-двигательного аппарата могут начать самостоятельно исследовать окружающий мир с помощью ходунков, инвалидной коляски или ко­стылей, вместе с тем в некоторых случаях, чтобы они могли получить пользу от выполнения соответствующих их уровню развития упражнений, может понадобиться внести в эти упражнения со­ответствующие изменения. Инструктор должен знать о физических препятствиях, которые могут возникать перед таким ребенком в помещении, где проводится занятие, и организовывать условия так, чтобы они стимулировали взаимодействие со сверстниками и с инвентарем. Необходимо пре­доставить в распоряжение детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата вспомо­гательные устройства, дающие им возможность самостоятельно выполнять задания, требующие от них физического и умственного напряжения.

Для занятий с детьми дошкольного возраста с задержкой развития навыков социального взаи­модействия, например вследствие аутизма, могут потребоваться модификации, касающиеся спосо­ба начала и проведения игр и занятий физически­ми упражнениями. Детям с аутизмом может ока­заться трудно заниматься в составе небольших и больших групп, поэтому для практических занятий физическими упражнениями с ними могут потребоваться социальные условия, обеспечивающие возможность самостоятельной или параллельной игры. Для детей дошкольного возраста с аутизмом взаимодействие с другими людьми может оказать­ся не самым лучшим способом обучения или же наименее ограничивающими условиями для обу­чения новым навыкам. С другой стороны, дети с отклонениями умственного развития часто лучше занимаются в условиях, которые являются посто­янными, прогнозируемыми и повторяющимися. Как видно из рисунка 22. 3, предсказуемая обста­новка организована так, что маленький ребенок знает, куда нужно бросать мяч.

Картонный ящик, выполненный в форме треугольной призмы, демонстрирует, как в заня­тия физическими упражнениями можно внедрять когнитивные понятия, например формы. Учителя физического воспитания должны знать особен­ности детей с нарушениями и учитывать их при планировании занятий и условий.

Рисунок 22. 3 — Постоянные и прогнозируемые условия занятий способствуют обучению детей дошкольного воз­раста с нарушениями

 

Общение с детьми во время занятий физическими упражнениями

Взаимодействие людей между собой требует определенного уровня общения. Некоторые ма­ленькие дети с нарушениями пользуются языком и речью для общения, тогда как другие, которые не говорят, могут использовать альтернативные спо­собы общения. Хотя нарушения речи считаются наиболее распространенной группой нарушений у детей дошкольного возраста, особые потребности в отношении способа общения могут существовать также у детей со многими другими заболевания­ми (U. S. Department of Education, 2002). Условия проведения занятий физическими упражнениями, обычно мотивирующие условия для маленьких детей, могут стать идеальными для развития на­выков общения. Сотрудничество с классным учи­телем и логопедом поможет учителю адаптивного физического воспитания в определении целей и задач, связанных с развитием навыков общения, которые могут быть включены в программу физи­ческого воспитания детей дошкольного возраста. Более того, такое сотрудничество может оказаться необходимым для определения подходов к органи­зации общения, оптимальным для отдельных детей в соответствии с целями и задачами их индивиду­альной программы обучения.

Дети дошкольного возраста с нарушениями или задержкой развития, которые говорят, могут для общения со сверстниками и учителями пользоваться речью и языком. Занятие двигательной активностью представляет собой естественные условия для включения таких понятий, как под, над, больше, через и вокруг. Для усиления значе­ния понятий движения и моделирования исполь­зования речи учитель физического воспитания должен на каждом занятии разговаривать с деть­ми во время выполнения упражнений. Например, если дети во время игры представляют себе, что они находятся в джунглях, перелезают через горы (валики, подложенные под маты) и перепрыгива­ют через ядовитых муравьев и змей (приклеенных к полу), учитель может говорить следующее: " Вы все очень хорошо прыгаете через ядовитых змей в джунглях. А теперь каждый должен найти для себя змею и, перепрыгивая через нее, сказать " Прыга­ем ЧЕРЕЗ. Готовы? " Напоминание детям во время тренировки определенных навыков (в рассмотрен­ном примере " прыжок в длину" ) выражать поня­тия (в нашем примере " через" ) словами способ­ствует усвоению общих понятий и побуждает их пользоваться речью. Точно так же определение форм, цветов или инвентаря, может стать есте­ственным элементом урока физического воспи­тания для дошкольников. Конец занятия или вы­полнения определенного вида упражнений хорошо подходит для обсуждения того, что происходило во время урока. Обращение к детям с просьбой рас­сказать об этом способствует развитию их речи и позволяет укрепить у них уверенность в себе. Об­суждение " змей", от которых дети " спасались" в джунглях, или вопрос о цвете шарфа, которым они пользовались во время выполнения упражнений, представляют собой хорошие подходы, побуждаю­щие детей к использованию речи.

Дети с задержкой развития языка и речи или те, кто не может говорить вследствие опреде­ленного заболевания или комплекса нарушений, могут использовать для общения дополнитель­ные или альтернативные системы (DiCarlo et al., 2000). Язык жестов или система картинок — две возможности, которыми может воспользовать­ся учитель для невербального общения с детьми дошкольного возраста. Язык жестов стал очень популярным как способ общения с очень ма­ленькими детьми с различными способностями. Особенно полезным его применение может ока­заться при обучении детей с задержкой развития навыков коммуникации и нарушениями слуха. Учителям физического воспитания, незнакомым с языком жестов, следует обратиться за помощью к классному учителю, сурдопереводчику или ло­гопеду для изучения жестов, используемых деть­ми на занятиях.

Для расширения возможностей общения меж­ду ребенком и учителем на занятиях физическо­го воспитания можно также воспользоваться си­стемой картинок. Маленьким детям с аутизмом часто нужна очень сложная система картинок, которая поможет им определить задания, обору­дование, указания к выполнению упражнений и переходу от одного упражнения к другому. Систе­мы картинок позволяют увеличить вероятность того, что дети с задержкой развития будут иметь возможность участвовать в занятиях двигательной активностью.

Понимание ребенком, что делать и когда это делать, часто позволяет свести к минимуму время, необходимое для управления нежелатель­ным поведением. Картинки, размещенные на стене в зоне выполнения упражнений или при­крепленные к оборудованию, являются хорошим подходом для общения со всеми детьми. Серия рисунков на доске или на бумаге может стать действенным методом получения информации о последовательности выполнения упражнения или приема неразговаривающим ребенком.

Устройства речевого вывода информации — еще одна возможность общения с детьми, которые не могут говорить. В устройствах речевого вывода картинки и символы используются в сочетании с записанными словами и фразами (DiCarlo et al., 2000). Понятия разнообразных движений, назва­ния оборудования и упражнений, а также общие сообщения дают ребенку возможность для функ­ционального общения во время урока физиче­ского воспитания. Маленьким детям применение системы речевого вывода на занятии двигатель­ной активности позволяет попрактиковаться в ис­пользовании нового устройства.

Для совместного развития двигательных навы­ков и навыков общения можно воспользоваться рассказами и песнями. Чтение рассказов, напри­мер, " Балансирующая девочка" (The Balancing Girl, Rabe, 1981) после занятия, направленного на развитие навыков поддержания равновесия те­ла, или " Мы собираемся охотиться на медведя" (We're going on a Bear Hunt, Rosen, 1989) во время занятия с акцентом на такие понятия, как под, над и через, помогут завязать беседу с детьми. Об­ращение к детям с просьбой рассказывать историю, когда они разыгрывают сценки из нее, или рассказать ее, используя ключевые слова, свя­занные с движениями, которые они выполняют во время игры, способствует вербальному и не­вербальному общению. Сотрудничество с класс­ными руководителями для создания списка книг для чтения или словарного листа для использова­ния в классе и на уроках физического воспитания является эффективным подходом, направленным на развитие навыков общения на уроках физиче­ского воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...