Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями
Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями При планировании учебного процесса следует знать о том, какое влияние оказывают имеющиеся нарушения на развитие навыков общения, а также на социальное, когнитивное и физическое развитие ребенка. Знание того, как заболевание ребенка влияет на обучение движениям и уровень развития двигательных навыков, имеет существенное значение для создания адекватной программы физического воспитания. Например, дети дошкольного возраста с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата могут начать самостоятельно исследовать окружающий мир с помощью ходунков, инвалидной коляски или костылей, вместе с тем в некоторых случаях, чтобы они могли получить пользу от выполнения соответствующих их уровню развития упражнений, может понадобиться внести в эти упражнения соответствующие изменения. Инструктор должен знать о физических препятствиях, которые могут возникать перед таким ребенком в помещении, где проводится занятие, и организовывать условия так, чтобы они стимулировали взаимодействие со сверстниками и с инвентарем. Необходимо предоставить в распоряжение детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата вспомогательные устройства, дающие им возможность самостоятельно выполнять задания, требующие от них физического и умственного напряжения. Для занятий с детьми дошкольного возраста с задержкой развития навыков социального взаимодействия, например вследствие аутизма, могут потребоваться модификации, касающиеся способа начала и проведения игр и занятий физическими упражнениями. Детям с аутизмом может оказаться трудно заниматься в составе небольших и больших групп, поэтому для практических занятий физическими упражнениями с ними могут потребоваться социальные условия, обеспечивающие возможность самостоятельной или параллельной игры. Для детей дошкольного возраста с аутизмом взаимодействие с другими людьми может оказаться не самым лучшим способом обучения или же наименее ограничивающими условиями для обучения новым навыкам. С другой стороны, дети с отклонениями умственного развития часто лучше занимаются в условиях, которые являются постоянными, прогнозируемыми и повторяющимися. Как видно из рисунка 22. 3, предсказуемая обстановка организована так, что маленький ребенок знает, куда нужно бросать мяч.
Картонный ящик, выполненный в форме треугольной призмы, демонстрирует, как в занятия физическими упражнениями можно внедрять когнитивные понятия, например формы. Учителя физического воспитания должны знать особенности детей с нарушениями и учитывать их при планировании занятий и условий. Рисунок 22. 3 — Постоянные и прогнозируемые условия занятий способствуют обучению детей дошкольного возраста с нарушениями
Общение с детьми во время занятий физическими упражнениями Взаимодействие людей между собой требует определенного уровня общения. Некоторые маленькие дети с нарушениями пользуются языком и речью для общения, тогда как другие, которые не говорят, могут использовать альтернативные способы общения. Хотя нарушения речи считаются наиболее распространенной группой нарушений у детей дошкольного возраста, особые потребности в отношении способа общения могут существовать также у детей со многими другими заболеваниями (U. S. Department of Education, 2002). Условия проведения занятий физическими упражнениями, обычно мотивирующие условия для маленьких детей, могут стать идеальными для развития навыков общения. Сотрудничество с классным учителем и логопедом поможет учителю адаптивного физического воспитания в определении целей и задач, связанных с развитием навыков общения, которые могут быть включены в программу физического воспитания детей дошкольного возраста. Более того, такое сотрудничество может оказаться необходимым для определения подходов к организации общения, оптимальным для отдельных детей в соответствии с целями и задачами их индивидуальной программы обучения.
Дети дошкольного возраста с нарушениями или задержкой развития, которые говорят, могут для общения со сверстниками и учителями пользоваться речью и языком. Занятие двигательной активностью представляет собой естественные условия для включения таких понятий, как под, над, больше, через и вокруг. Для усиления значения понятий движения и моделирования использования речи учитель физического воспитания должен на каждом занятии разговаривать с детьми во время выполнения упражнений. Например, если дети во время игры представляют себе, что они находятся в джунглях, перелезают через горы (валики, подложенные под маты) и перепрыгивают через ядовитых муравьев и змей (приклеенных к полу), учитель может говорить следующее: " Вы все очень хорошо прыгаете через ядовитых змей в джунглях. А теперь каждый должен найти для себя змею и, перепрыгивая через нее, сказать " Прыгаем ЧЕРЕЗ. Готовы? " Напоминание детям во время тренировки определенных навыков (в рассмотренном примере " прыжок в длину" ) выражать понятия (в нашем примере " через" ) словами способствует усвоению общих понятий и побуждает их пользоваться речью. Точно так же определение форм, цветов или инвентаря, может стать естественным элементом урока физического воспитания для дошкольников. Конец занятия или выполнения определенного вида упражнений хорошо подходит для обсуждения того, что происходило во время урока. Обращение к детям с просьбой рассказать об этом способствует развитию их речи и позволяет укрепить у них уверенность в себе. Обсуждение " змей", от которых дети " спасались" в джунглях, или вопрос о цвете шарфа, которым они пользовались во время выполнения упражнений, представляют собой хорошие подходы, побуждающие детей к использованию речи.
Дети с задержкой развития языка и речи или те, кто не может говорить вследствие определенного заболевания или комплекса нарушений, могут использовать для общения дополнительные или альтернативные системы (DiCarlo et al., 2000). Язык жестов или система картинок — две возможности, которыми может воспользоваться учитель для невербального общения с детьми дошкольного возраста. Язык жестов стал очень популярным как способ общения с очень маленькими детьми с различными способностями. Особенно полезным его применение может оказаться при обучении детей с задержкой развития навыков коммуникации и нарушениями слуха. Учителям физического воспитания, незнакомым с языком жестов, следует обратиться за помощью к классному учителю, сурдопереводчику или логопеду для изучения жестов, используемых детьми на занятиях. Для расширения возможностей общения между ребенком и учителем на занятиях физического воспитания можно также воспользоваться системой картинок. Маленьким детям с аутизмом часто нужна очень сложная система картинок, которая поможет им определить задания, оборудование, указания к выполнению упражнений и переходу от одного упражнения к другому. Системы картинок позволяют увеличить вероятность того, что дети с задержкой развития будут иметь возможность участвовать в занятиях двигательной активностью. Понимание ребенком, что делать и когда это делать, часто позволяет свести к минимуму время, необходимое для управления нежелательным поведением. Картинки, размещенные на стене в зоне выполнения упражнений или прикрепленные к оборудованию, являются хорошим подходом для общения со всеми детьми. Серия рисунков на доске или на бумаге может стать действенным методом получения информации о последовательности выполнения упражнения или приема неразговаривающим ребенком. Устройства речевого вывода информации — еще одна возможность общения с детьми, которые не могут говорить. В устройствах речевого вывода картинки и символы используются в сочетании с записанными словами и фразами (DiCarlo et al., 2000). Понятия разнообразных движений, названия оборудования и упражнений, а также общие сообщения дают ребенку возможность для функционального общения во время урока физического воспитания. Маленьким детям применение системы речевого вывода на занятии двигательной активности позволяет попрактиковаться в использовании нового устройства.
Для совместного развития двигательных навыков и навыков общения можно воспользоваться рассказами и песнями. Чтение рассказов, например, " Балансирующая девочка" (The Balancing Girl, Rabe, 1981) после занятия, направленного на развитие навыков поддержания равновесия тела, или " Мы собираемся охотиться на медведя" (We're going on a Bear Hunt, Rosen, 1989) во время занятия с акцентом на такие понятия, как под, над и через, помогут завязать беседу с детьми. Обращение к детям с просьбой рассказывать историю, когда они разыгрывают сценки из нее, или рассказать ее, используя ключевые слова, связанные с движениями, которые они выполняют во время игры, способствует вербальному и невербальному общению. Сотрудничество с классными руководителями для создания списка книг для чтения или словарного листа для использования в классе и на уроках физического воспитания является эффективным подходом, направленным на развитие навыков общения на уроках физического воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|