ТАБЛИЦА 22.1 — Основные признаки, свидетельствующие об эффективности организационной работы учителя
ТАБЛИЦА 22. 1 — Основные признаки, свидетельствующие об эффективности организационной работы учителя
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ
Последующие подразделы посвящены рассмотрению методов обучения в соответствии с уровнем развития, которые учителя должны использовать для планирования и применения программ адаптивного физического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дети дошкольного возраста Классы для дошкольного обучения обычно состоят из 12—18 детей, с которыми занимаются один учитель и один помощник, а при выраженной задержке развития и нарушениях количество детей меньше. Одна из проблем, связанных с обучением детей этой возрастной группы, состоит в том, что многие программы дошкольного обучения проводятся в классах, предназначенных для обучения детей различного возраста, то есть 3—5-летние дети занимаются в одном и том же классе. Учитель при планировании обучения должен учитывать уровень развития каждого ребенка в классе, независимо от хронологического возраста, либо особенности влияния на развитие имеющихся у него нарушений. Хотя дети одного класса могут отличаться по возрасту и способностям, методики обучения, используемые для данной возрастной группы, должны оставаться общими. Практические уроки физического воспитания для дошкольников, соответствующие уровню развития детей, подчеркивают особую роль учителя физического воспитания как руководителя или организатора. Учитель занимается организацией учебной обстановки, принимая во внимание учебные задачи, например овладение навыками бросания и ударов по мячу ногой, и направляет учеников к выполнению этих заданий. Учебная обстановка построена так, что она обеспечивает возможность осуществления выбора различных способов выполнения поставленных заданий и стимуляции активного участия детей в занятии (Avery et al., 1994). Такой стиль преподавания, получивший название " направляемый ребенком", отличается от стиля, направляемого учителем, при котором учитель концентрирует внимание на выполнении одного задания в данный момент времени, а учащиеся группой переходят от одного задания к следующему по его сигналу. Было бы странным ожидать, что дошкольники смогут заниматься в условиях направляемого учителем обучения, поскольку этот подход не соответствует их уровню развития.
В качестве примера направляемого ребенком подхода можно назвать методику " Activity Based Intervention", ABI (Bricker, Cripe, 1992), предусматривающую включение целей и задач индивидуальных программ обучения каждого ребенка в виды деятельности, которые являются естественными мотиваторами для маленьких детей и способствуют практическому использованию навыков в учебной обстановке (см. практический пример). Детям дошкольного возраста с нарушениями или задержкой развития принесут пользу организованные уроки физического воспитания, построенные на основе следующих принципов: · направляемое ребенком, а не учителем, обучение; · возможность осуществления выбора; · самостоятельно инициированное исследование; · использование нового оборудования в сочетании со знакомым; · наблюдение за сверстниками, как образцом для подражания. Рассмотренная далее ситуация показывает, как эти принципы могут применяться в условиях урока физического воспитания с дошкольниками. Эмма и ее одноклассники направляются на урок физического воспитания, где скоро узнают о том, что сегодня их ожидают приключения с игрушками на колесах. Когда они входят в комнату для занятий, то видят расставленные в разных местах трехколесные велосипеды, машины, повозки и самокаты. Кроме того, они замечают, что на полу разложены веревки, которые образуют переходы, расставлены деревья из картона и арки на оранжевых подставках, под которыми можно проезжать. Учитель приглашает детей в класс и говорит: " Сегодня мы с вами едем в парк". Дети, вбегая в класс, торопятся выбрать для себя подходящее средство передвижения. Учитель обращает внимание на Эмму. Ему известно, что у нее аутизм, и в ее программе обучения поставлено задание развития грубой моторики, в частности перемещение объектов вокруг препятствий, задание развития социальных навыков (умения поддерживать социальные взаимодействия), а также задание развития навыков общения (способности обращаться при необходимости с устной просьбой). Он замечает, что Эмма берет игрушечную машину и начинает ездить на ней по " парку". Когда она проходит по комнате, то замечает медвежонка, посаженного в повозку. Эмма помнит, как она сама каталась на повозке раньше, и решает, что нужно взять медвежонка с собой на прогулку. Учитель видит, что Эмма обратила внимание на повозку, и, зная, что одна из целей ее обучения научиться тянуть за собой различные объекты, начинает рассказывать о том, как хорошо, что она пошла погулять по парку с медвежонком. Эмма продолжает катать повозку по " дорожкам" между картонными деревьями. Учитель имеет возможность продолжить разговор с девочкой (развитие навыков общения — еще одно задание индивидуальной программы обучения Эммы) и предлагает ей расспросить медвежонка, нравится ли ему гулять по парку. Потом он просит ее спросить у медвежонка куда он хочет поехать. Таким образом учитель направляет процесс обучения Эммы чтобы выполнить задание, связанное с развитием социальных взаимодеиствии. Просьбы медвежонка поехать в какое-то место парка побуждают Эмму двигаться в своем физическом окружении, принимая во внимание различные неодушевленные препятствия в парке, а также других детей с катающимися игрушками.
Организованное занятие физического воспитания должно давать детям возможность управлять процессом, в ходе которого они манипулируют своим физическим окружением. Направляемое ребенком обучение нельзя считать синонимом свободной игры. Учитель дошкольного адаптивного физического воспитания отвечает за создание условий, мотивирующих детей к практическому использованию навыков в их индивидуальных планах. Вероятность использования оборудования и практического выполнения некоторых целей индивидуальной программы обучения будет гораздо более вероятным, а дети будут более настойчивыми в выполнении заданий тогда, когда будут инициировать свои действия самостоятельно. В таком случае учитель становится организатором учебной обстановки занятия физического воспитания, следит за действиями ребенка и, учитывая сделанный им выбор, предлагает ему выполнять учебные задания. Интенсивность, с которой ребенок использует навык или исследует способы выполнения нового задания, зависит от того, насколько это задание для него интересно. Того факта, что Эмма узнала медвежонка, сидящего в повозке, и связала его со своим предшествующим опытом, оказалось достаточно, чтобы заинтересовать ее в выполнении задания и стимулировать дальнейшее исследование своих возможностей. Учитель смог учесть интересы и способности разных детей из своего класса благодаря использованию разнообразного оборудования и построения учебной обстановки вокруг одной темы. Возможность наблюдать за сверстниками и использовать их в качестве образца для подражания, а также инициировать социальные взаимодействия предусмотрены в самой структуре двигательной активности. Такое построение занятия позволило учителю направлять процесс использования других детей в качестве модели для подражания. Так, он может попросить Эрика, который ездит на трехколесном велосипеде, повторить путь, проделываемый Эммой с повозкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|