Цели программ для детей дошкольного возраста
ЦЕЛИ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ходе разработки программы физического воспитания для детей дошкольного возраста следует руководствоваться опытом, накопленным в сфере обычного и специального обучения детей раннего и дошкольного возраста. Дети с задержкой двигательного развития должны иметь равные возможности и получать обучение, спланированное подобно тому, которое проходят их сверстники, однако видоизмененное для коррекции их индивидуальных нарушений. Программы двигательной активности для дошкольников должны предоставлять детям возможность исследовать окружающий их физический мир и осуществлять в нем действия с объектами. В дошкольном возрасте инструкторы могут управлять детьми посредством игр и игровых видов деятельности, используя их для формирования двигательных навыков. Отсюда следует, что в этом возрасте (от детского сада до 3-го класса школы) учитель имеет возможность для интеграции знаний и навыков, приобретенных детьми, и переходу к совершенствованию базовых навыков, необходимых для более сложных игр и видов двигательной активности. Понимание взаимосвязей в процессе развития в раннем и дошкольном возрасте имеет существенное значение при разработке учебного плана по физическому воспитанию. В этот период происходит освоение основных движений и навыков и переход к интеграции этих навыков в играх и двигательной активности. Условия для занятий физическими упражнениями, предназначенные для обучения детей дошкольного возраста с задержкой развития и нарушениями, нужно подбирать в индивидуальном порядке с учетом информации, полученной в ходе оценки. Произвольный выбор игр и упражнений только на основании того, что " кажутся интересными" и " похоже нравятся детям" не всегда согласуется с рекомендуемыми нормами. В частности, условия обучения должны учитывать сильные и слабые стороны ребенка, выявленные в ходе оценки и указанные в его индивидуальной программе обучения в качестве задач обучения. Обучение основывается на четком представлении о текущем уровне показателей развития ребенка. Условия занятий должны быть тщательно спланированы, чтобы построить то, что ребенку уже известно, и стимулировать приобретение новых навыков. На рисунке 22. 1 показан ребенок, который учится прыгать. Платформа, с которой выполняются прыжки, достаточно широкая и устойчивая, чтобы девочка могла уверенно заниматься освоением целевого навыка.
Рисунок 22. 1 — Ребенок дошкольного возраста учится прыгать. Платформа, с которой выполняются прыжки, достаточно широкая и устойчивая, чтобы девочка могла уверенно заниматься освоением целевого навыка
Ученые, занимавшиеся разработкой теории развития, высказываются в поддержку обучения, стимулирующего детей исследовать окружающий их мир и манипулировать им для получения знаний (Piaget, 1952; Vygotsky, 1978). Учителя детского адаптивного физического воспитания, которые работают в условиях совместного обучения, сталкиваются с проблемой индивидуализации обучения для каждого ребенка класса. При этом следует понимать, как происходит развитие физических, социальных и когнитивных способностей ребенка, и учитывать эффект, который определенные нарушения могут оказывать на это развитие.
Различия в развитии дошкольников и детей младшего школьного возраста Состояние социального и когнитивного развития отличает четырехлетнего ребенка от шестилетнего. В процессе социального и когнитивного развития дети используют свои двигательные стратегии различным образом. Учитель, предоставляющий услуги адаптивного физического воспитания, должен понимать возрастные различия в развитии для создания подходящих условий обучения детям, у которых наблюдается задержка в одной или нескольких областях обучения.
Соответствующие уровню развития условия, предназначенные для занятий физическими упражнениями детей дошкольного возраста (3—5 лет), отличаются от условий, создаваемых для детей из детского сада или младших классов школы (возраст 6—8 лет). " Разбавление" учебного плана дошкольного обучения, используемого в детском саду, в данном случае не подходит. Игры, упражнения и оборудование для занятий, интересные для четырехлетнего ребенка, могут не представлять интереса для семилетнего, и наоборот. Например, дети дошкольного возраста любят экспериментировать со скоростью, изменениями направления движения и пространством. На рисунке 22. 2 показана девочка, которая маневрирует между препятствиями, расставленными на полу в комнате для занятий. Немного творчества и воображения позволят учителю физического воспитания создать стимулирующие и мотивирующие условия обучения. Упаковочная коробка из-под холодильника с отверстиями, проделанными для того, чтобы пролезать внутрь и прятаться, может надолго увлечь ребенка дошкольного возраста, полного желания исследовать и двигаться. Новые пространства и возможность исследовать эти простые на первый взгляд условия чрезвычайно привлекательны для дошкольников. С другой стороны, семилетнему ребенку такие занятия могут показаться слишком простыми и скучными. Его куда больше интересует движение под парашютом, который поднимают его одноклассники.
Рисунок 22. 2 — Маленькая девочка экспериментирует со скоростью и пространством. Предметы, расставленные на полу, во время движения вокруг них, между ними и через них превращаются в препятствия
Ребенка из 1-го или 2-го класса (6—7 лет) могут привлекать упражнения, требующие решения более сложных задач. Он обладает большими способностями к поиску причин и логическому анализу своих мыслей, чем младшие. Для детей 3—4 лет упражнения с парашютом, которые заключаются в простом его поднимании и опускании, часто кажутся пугающими и непредсказуемыми.
Национальная ассоциация дошкольного образования (National Association for the Education of Young Children, NAEYC) предлагает рекомендации для проведения занятий, соответствующих уровню развития детей дошкольного возраста, и обсуждает различия между детьми дошкольного и младшего школьного возраста с точки зрения их физического, социального и когнитивного развития (Bredekamp, Copple, 1997). Учителя физического воспитания должны помнить о том, что при определении целей и задач психомоторного развития нельзя пренебрегать социальным и когнитивным развитием детей. При организации условий для занятий двигательной активностью и планировании учебного процесса следует учитывать взаимосвязи между этими функциональными областями обучения и уровень индивидуального развития ребенка в каждой из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|