Физическая подготовленность и здоровье
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ Физическое воспитание в течение долгого времени рассматривалось как важное средство повышения спортивных показателей. Начиная с Древней Греции и заканчивая современным спортом, спортсмены занимаются повышением уровня физической подготовленности, чтобы улучшить свои спортивные показатели. Часто такая взаимосвязь между повышением уровня физической подготовленности и улучшением спортивных показателей очевидна, а иногда — просто поразительна. В то же время взаимосвязь между физической подготовленностью и состоянием здоровья обычно менее заметна. Многие люди, которые не занимаются спортом, пытаются " поддерживать себя в форме" только из-за общего убеждения в том, что быть физически подготовленным — это хорошо, совершенно не задумываясь о том, почему это — хорошо. Начиная с 1980-х годов, исследователи пытаются углубить наши представления о взаимосвязи между физической подготовленностью и состоянием здоровья. Например, теперь уже известно, что допустимый уровень аэробной работоспособности связан (у лиц зрелого возраста) со сниженным риском гипертензии, ишемической болезни сердца, ожирения, диабета, некоторых форм рака, а также многих других заболеваний. Поэтому оценки аэробной работоспособности считают взаимосвязанными с показателями физиологического здоровья. Подобная взаимосвязь существует также между физиологическим здоровьем и составом тела. Ожирение влечет за собой повышенный риск возникновения диабета, ишемической болезни сердца, высокого артериального давления, артрита и некоторых форм рака. Кроме того, ожирение взаимосвязано с повышенным уровнем общей смертности и факторами повышенного риска развития заболеваний сердца у детей.
Более сложной задачей оказался поиск взаимосвязи между мышечной силой или мышечной выносливостью и физиологическим здоровьем (хотя существуют данные, свидетельствующие о взаимосвязи между мышечной силой и болями в пояснице, а также остеопорозом). Можно предположить, что мышечная сила и выносливость связаны с функциональным состоянием здоровья. Очевидно, минимальный уровень силы и выносливости необходим для занятий различными видами привычной двигательной активности и активного отдыха. Можно предполагать и наличие логической взаимосвязи между гибкостью и функциональным здоровьем: наличие достаточной амплитуды движений необходимо для выполнения разнообразных бытовых задач. Кроме того, существуют подтверждения того, что напряженность задней группы мышц бедра у некоторых людей взаимосвязана с болями в пояснице. Было проведено всего несколько исследований, в которых детей с нарушениями и здоровых детей сравнивали по показателям физической подготовленности. За отдельными исключениями, обследования лиц с отклонениями умственного развития, церебральным параличом, травмами спинного мозга и нарушениями зрения свидетельствуют, что показатели физической подготовленности детей с нарушениями ниже, чем у их здоровых сверстников. В той степени, в которой физическая подготовленность учащихся с нарушениями ниже по сравнению с допустимым уровнем, можно предполагать, что они подвержены более высокому риску возникновения упоминавшихся заболеваний, чем здоровые школьники.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ Здоровые люди и лица с нарушениями обычно могут повысить уровень своей физической подготовленности благодаря занятиям физическими упражнениями. Несмотря на то что у многих детей и подростков с нарушениями уровень физической подготовленности ниже, чем у здоровых детей, увеличение объема их двигательной активности весьма существенно отражается на их состоянии. В этом разделе будет рассмотрено использование занятий физическими упражнениями для повышения уровня физической подготовленности, связанной со здоровьем, у учащихся с нарушениями. В первых двух подразделах обсуждается важность персонализации физической подготовки, способы оценки двигательной активности и ее 'организации в занятиях, направленных на достижение целей физической подготовки. Третий подраздел содержит рекомендации по использованию двигательной активности для развития отдельных компонентов физической подготовленности, а в последнем подразделе рассказано о некоторых общих проблемах повышения уровня физической подготовленности.
Персонализация физической подготовки При программировании занятий физического воспитания для учащихся с нарушениями учитель физического воспитания должен прежде всего задать себе вопрос: " Какова цель этих занятий? " Цели занятий могут в значительной степени различаться для разных учеников. Цели физической подготовки для ребенка с нарушениями определяются несколькими факторами, в частности текущим уровнем физической подготовленности, функциональными двигательными способностями, уровнем физической зрелости, характером нарушения (и как оно влияет на возможность выбора двигательной активности), интересами или предпочтениями ученика, а также наличием условий и оборудования для занятий. В программах адаптивного физического воспитания цели могут варьировать от физической подготовки для выполнения рудиментарных движений (сидение, дотягивание, ползание) до физической подготовки для выполнения специализированных движений (спортивные приемы, рекреационная активность, профессиональная деятельность) или оздоровительной физической подготовки (повышение эффективности привычной деятельности и снижение риска развития заболеваний или нарушений). При помощи ученика учитель, имеющий соответствующий опыт, должен разработать персонализированную программу физической подготовки. Для этого следует обращать особое внимание на определенные элементы программы. Например, учителю может потребоваться от ученика следующая информация:
·. что именно в физической подготовке имеет наибольшее значение для данного ученика (включая любые аспекты, связанные с состоянием здоровья) и что можно определить в качестве целей программы (или персонализированного " профиля" ); · на развитие каких компонентов физической подготовленности следует обратить особое внимание, учитывая выявленные цели и задачи, какие области тела требуют тренировки; · какие тесты будут использованы для оценки физической подготовленности у этого ученика и какие нормативы могут быть адаптированы для оценки? Например, Брокпортский тест физическои подготовленности предоставляет учителю возможность персонализации тестов в соответствии с потребностями и способностями ученика. Можно выбрать набор тестов и нормативов, подходящих для детей и подростков с определенными нарушениями, или изменить предлагаемый набор тестов и нормативов с учетом особых потребностей ученика в физической подготовке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|