ТАБЛИЦА 23.2 — Рекомендованные параметры занятий физическими упражнениями, направленных на повышение аэробных возможностей
ТАБЛИЦА 23. 2 — Рекомендованные параметры занятий физическими упражнениями, направленных на повышение аэробных возможностей
Подростки 13—18 лет обычно характеризуются готовностью к занятиям спортивными видами двигательной активности, в занятия с ними следует включать виды физических упражнений, которыми они смогут заниматься и в дальнейшей жизни. Для занятий с этой возрастной группой подойдут быстрая ходьба, бег трусцой или бег, плавание, ходьба на лыжах, теннис, бадминтон и другие аналогичные виды спорта, баскетбол, футбол, роликовые коньки, езда на велосипеде, гребля, пешеходный туризм, танцевальная аэробика или аквааэробика.
Многие дети и подростки с нарушениями' могут заниматься разными видами двигательной активности, перечисленными в предшествующих разделах, хотя для этого иногда требуются некото рые модификации. Как и в любых других случаях, учитель должен начать работу с учеником и затем подбирать подходящие для него виды двигательной активности, вносить в них изменения, планировать занятия, а не начинать с определенного вида двигательной активности в надежде, что он чем-то может быть полезен для этого ученика. Школьникам, которые пользуются инвалидной коляской или имеют нарушения зрения, часто требуются альтернативные упражнения (или модификация упражнений). Для занятий с такими учащимися можно предложить слаломные дистанции, передвижение в свободном режиме (аналог бега трусцой на инвалидной коляске), тренировку с боксерской грушей в скоростном режиме (выполнение ударов из-за головы), упражнения на эргометре для рук, аэробные упражнения в положении сидя, подвижные виды спорта для инвалидов-колясочников (хоккей на санях, баскетбол, легкую атлетику, регби и командную игру в гандбол). Для слепых учащихся можно предложить такие виды двигательной активности, как гимнастика, гребля, езда на стационарном ве- лоэргометре или тандемном велосипеде, борьба или дзюдо, степ-аэробика, танцевальная аэробика, плавание или легкая атлетика.
Состав тела Состав тела отображает процентную долю массы жировой ткани по отношению к массе всего тела либо соответствие массы и длины тела. Для оценки содержания жировой ткани в организме в полевых условиях можно воспользоваться измерением толщины кожных складок, в то же время индекс массы тела (соотношение массы и длины тела) часто используют для определения соответствия массы и длины тела человека. Данный подраздел этой главы посвящен аспектам физической подготовки, которые направлены на снижение массы тела. Если значение состава тела выходит за пределы установленного диапазона, то у большинства людей это происходит за счет чрезмерного содержания жира (или чрезмерной массы тела для своего роста). Вместе с тем следует помнить о том, что значение состава тела у некоторых детей может выходить за пределы нормы из-за того, что они слишком худы (или имеют слишком малую массу тела для своего роста). Чрезмерная худоба также является поводом для беспокойства в связи с состоянием здоровья. Если учитель физического воспитания считает, что недостаточная масса тела ученика является следствием неправильной диеты, расстройства питания или потенциального заболевания, он должен обратиться за консультацией к школьному врачу.
Методики нормализации состава тела (т. е. снижения массы тела) подобны тем, которые применяются в случае аэробной тренировки. В большинстве случаев снизить массу тела можно путем выполнения рекомендаций для аэробной тренировки (см. табл. 23. 2). В действительности нет никаких причин видоизменения этих рекомендаций для их применения с целью снижения массы тела у детей. Вместе с тем у подростков (и взрослых) могут существовать обстоятельства, при которых снижение массы тела может быть более важной целью по сравнению с тренировкой аэробных возможностей. В таких случаях для подростков (и взрослых) рекомендации для аэробной тренировки могут быть несколько видоизменены. Для снижения массы тела у подростков можно рекомендовать следующий режим двигательной активности: занятия упражнениями среднего уровня интенсивности от 4 до 7 дней в неделю, по 30—60 мин в день. Если сравнивать этот режим с рекомендованным для аэробной тренировки, то можно отметить, что он отличается меньшей интенсивностью, большей кратностью и, возможно, большей продолжительностью занятий физическими упражнениями. Кроме того, для снижения массы тела можно рекомендовать увеличить энерготраты до уровня хотя бы 1000 ккал в неделю. В случае наличия оценок двигательной активности в МЕТ килокалории можно рассчитать по формуле: = ккал*
Как уже отмечалось в этой главе ранее, опубликованные оценки энергетической стоимости определенных видов двигательной активности в МЕТ могут не подходить для детей и подростков с физическими нарушениями. Это обусловлено тем, что между занимающимися с физическими нарушениями и здоровыми людьми существуют отличия по механической эффективности. Несмотря на это, определение энерготрат в килокалориях для учащихся с физическими нарушениями все же возможно. Допустим, что Эдди — 14 летний мальчик со спастической параплегией, который имеет массу тела 68 кг, — для ходьбы и бега пользуется костылями. Ему нравится играть в хоккей с мячом, и отец приспособил к нижнему концу одного из его костылей крюк клюшки так, что он теперь может играть со своими одноклассниками на уроках физического воспитания. Поскольку оценки энергетической стоимости двигательной активности в МЕТ для подростков с церебральным параличом, играющих в хоккей костылем с прикрепленным к нему крюком от клюшки, отсутствуют, энерготраты таких занятий приходится рассчитывать иным путем. Например, учитель Эдди может измерять во время игры его ЧСС (легче всего это сделать с помощью монитора, однако можно периодически измерять ЧСС вручную). Если во время игры ЧСС будет составлять в среднем 155 уд-мин-1, это будет означать, что он занимается при интенсивности, соответствующей 75 % ЧССмакс (220 - 14 = 206; 155/206 = 0, 75). Данные, приведенные в таблице 23. 1, показывают, что Эдди занимается с интенсивностью, соответствующей нижней границе диапазона " высокой" интенсивности. Это примерно соответствует 8 МЕТ (диапазон для высокой интенсивности составляет 8—10 МЕТ). Если значение 8 МЕТ использовать для расчета энергетической стоимости двигательной активности Эдди, его энерготраты в килокалориях в минуту составят:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|