Гибкость и диапазон подвижности
Гибкость можно выразить как объем движений, возможных в различных суставах при выполнении функциональных движений. Наклоны вперед в положении сидя с выпрямленными в коленях ногами и определение гибкости в плечевых суставах при соединении рук за спиной накрест (одна снизу, другая сверху) позволяют оценить это качество. Объективная оценка диапазона подвижности может быть получена с использованием гониометрии; целевой тест на растягивание представляет собой субъективную альтернативу (приложение В). Как и при развитии мышечной силы и выносливости, упражнения являются предпочтительным типом двигательной активности для увеличения гибкости и диапазона подвижности. Правильно подобранные упражнения позволяют осуществлять тренировку отдельных мышц и мышечных групп, контролировать интенсивность нагрузки. При использовании упражнений для увеличения гибкости и диапазона подвижности общие рекомендации заключаются в проведении занятий не менее 3 раз в неделю. Каждое упражнение следует выполнять в течение 10—30 с и повторять во время занятия 3—5 раз. Об интенсивности упражнений для развития гибкости можно судить по появлению ощущения легкого дискомфорта, то есть мышцы должны растягиваться до момента появления слабого растяжения или " жжения", после чего следует сохранять такое положение в течение 10—30 с. Часть упражнений на растягивание обычно рекомендуют делать в начале занятия в качестве разминки, а некоторые упражнения для развития гибкости и увеличения диапазона подвижности в суставах будут более результативными при выполнении их в конце занятия. Мышечные и соединительные ткани в конце занятия обычно лучше разогреты и хорошо поддаются растягиванию (Surburg, 1999). Существует несколько методик растягивания, применяемых для тренировки гибкости и увеличения диапазона подвижности в суставах, в число которых входят пассивное растягивание, активное растягивание при посторонней помощи, активное растягивание и проприоцептивная нейромышечная поддержка.
При пассивном растягивании мышцы занимающегося растягиваются под воздействием внешней силы (например, свободного веса, мешочка с песком, силы тяжести, тренажера, физиотерапевта). Пассивное растягивание обычно используется в условиях реабилитационных центров, когда пациенты не обладают достаточной силой из-за парализованных мышц или техника выполнения упражнения требует удержания мышц в растянутом состоянии. Тем не менее, пассивные растягивания можно использовать и в школьных условиях. Учителя физического воспитания, которые хотят воспользоваться пассивными растягиваниями, должны проконсультироваться у квалифицированных специалистов. Активное растягивание с помощью объединяем усилия занимающегося и его партнера-помощника (например, учителя, физического реабилитолога, санитара). Занимающийся растягивает мышцы настолько, насколько он способен, а затем его партнер помогает выполнить движение в пределах полного или функционального диапазона подвижности. Активное растягивание заключается в том, что занимающийся выполняет движение в суставе в полном (или функциональном) диапазоне подвижности без посторонней помощи. Упражнения активного растягивания можно разделить на статические — медленные растягивания до состояния мягкого дискомфорта и удерживание такого положения 6—45 секунд и баллистические — упражнения, в которых резкие маховые движения используются для кратковременных растягиваний мышцы (Surburg, 1999). Несмотря на то что баллистические растягивания могут воспроизводить некоторые спортивные движения, они обычно не рекомендуются для тренировки гибкости и диапазона подвижности в суставах.
Проприоцептивная нейромышечная поддержка (ПНП) по определению Surburg (1999) — это система упражнений, предназначенная для развития силы, координации и кинестезии, а также гибкости. Автор описывает пять методик ПНП, применяемых специально для развития гибкости и диапазона подвижности в суставах: · ритмическая стабилизация — занимающийся выполняет ритмические, поочередные изометрические сокращения мышц-агонистов и антагонистов. · сокращение—расслабление — помощник или учитель пассивно растягивает мышцу до удлинения; занимающийся сокращает мышцу, преодолевая сопротивление, создаваемое помощником или учителем, до возвращения части тела в исходное положение. Перед следующим повторением (выполняются 5—6 повторений) мышца расслабляется на 5 секунд; · удержание—расслабление — помощник или учитель пассивно растягивает мышцу до удлинения; после этого участник выполняет шестисе- кундное изометрическое сокращение в этом положении и расслабляет мышцу; · удержание—расслабление—сокращение — такое растягивание напоминает удержание—расслабление за исключением того, что после изометрического сокращения растягиваемой мышцы занимающийся сокращает противоположную мышечную группу в изотоническом режиме без нагрузки; · сокращение—расслабление—сокращение — это растягивание напоминает сокращение—расслабление, которое дополнили изотоническим · сокращением мышц-антагонистов после изотонического сокращения растягиваемой мышцы (агониста). Большинство детей с нарушениями могут воспользоваться одной или несколькими описанными методиками. Общие рекомендации в отношении кратности, интенсивности и продолжительности, приведенные в начале этого раздела, могут подойти и для детей с особыми потребностями в отношении тренировки гибкости и диапазона подвижности; однако в этом случае в них, возможно, нужно будет внести определенные изменения. Несмотря на то что интенсивность (растягивание до появления легкого дискомфорта), как правило, остается той же, для тренировки гибкости и диапазона подвижности у детей и подростков с особыми потребностями может потребоваться увеличить кратность занятий (2—3 раза в день) и их продолжительность (длительность отдельных растягиваний до 10 минут и более). В случае использования длительных растягиваний (более 5 минут) необходимо снизить количество повторений упражнений до одного (в рекомендациях обычно предлагается выполнять 3—5 повторений для каждого упражнения при непродолжительных растягиваниях).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|