Содержание обучения творческому самовыражению через танец организовано в виде занятий и включает разминку, основную и заключительную части. Кроме того, формат занятия включает четыре последовательные фазы, формирующие основу для исследования, создания, выполнения движений и решения двигательных заданий. Представленный далее формат может быть использован для детей с различным уровнем развития способностей.
ТАБЛИЦА 24. 1 — Последовательность двигательных тем для обучения творческому самовыражению через танец
Тема «Тело и пространство»
Тема «Время»
Тема «Сила»
А. Исследование движения и неподвижности
А. Исследование внутренних и внешних ритмов
А. Исследование двигательных качеств
Пройти небольшое расстояние и остановиться (замереть) по команде Изменить способ движения (галопом, прыжками) и остановиться (замереть) по команде
Создать последовательность передвижения в пространстве с двумя точками остановки без команды учителя Сделать несколько шагов и приподняться на верхний уровень, замереть, удерживая верхнюю часть тела в определенном положении
Сделать несколько шагов, приподняться на верхний уровень, а затем опуститься на нижний и замереть в определенном положении
Создать две последовательности передвижения в пространстве с двумя движениями, направленными вверх и вниз, и двумя точками прекращения движений. Начать последовательность с приподнятого положения тела и с положения тела, опущенного вниз
Сделать несколько шагов с партнером, выполняя при этом любые локомоторные движения, и остановиться. Затем один ученик приподнимается вверх, а другой опускается вниз. Поменяться с партнером ролями
На месте — в положении сидя сконцентрироваться на внутренних пульсациях (биении сердца и дыхании); поднимать и опускать руки в ритме дыхания Постукивать пальцами по разным частям тела в соответствии с внутренним ритмом Рисовать окружности различными частями тела в соответствии с внутренним ритмом На месте — используя внутренний естественный ритм наклониться из стороны в сторону 4 — 6 раз, остановиться. Повторить упражнение еще раз На месте — приветственная игра индейцев навахо — похлопывать руками по коленям и по полу в ритме чтения стихов Слушая постоянный ритм барабана, выполнять наклоны из стороны в сторону Двигаться в соответствии с внутренним ритмом, остановиться по команде учителя и выполнить несколько наклонов из стороны в сторону в ритме боя барабана. Повторить несколько раз Создать последовательность движений, включающую передвижение в соответствии с внутренним ритмом, остановку по команде учителя, похлопывания по коленям и по полу, а также наклоны из стороны в сторону в ритме боя барабана
На месте — в положении сидя сконцентрироваться на внутренних пульсациях (биении сердца и дыхании); поднимать и опускать руки в ритме дыхания Постукивать пальцами по разным частям тела в соответствии с внутренним ритмом Рисовать окружности различными частями тела в соответствии с внутренним ритмом На месте — используя внутренний естественный ритм наклониться из стороны в сторону 4 — 6 раз, остановиться. Повторить упражнение еще раз На месте — приветственная игра индейцев навахо — похлопывать руками по коленям и по полу в ритме чтения стихов Слушая постоянный ритм барабана, выполнять наклоны из стороны в сторону Двигаться в соответствии с внутренним ритмом, остановиться по команде учителя и выполнить несколько наклонов из стороны в сторону в ритме боя барабана. Повторить несколько раз Создать последовательность движений, включающую передвижение в соответствии с внутренним ритмом, остановку по команде учителя, похлопывания по коленям и по полу, а также наклоны из стороны в сторону в ритме боя барабана
Б. Исследование пространственных взаимосвязей
Б. Исследование изменений темпа
Б. Исследование понятий сильный / слабый
На месте — вытягивание разных частей тела вперед, назад, в стороны, вверх и вниз На месте — части тела выполняют различные по качеству движения (дрожащие, маховые) Передвижение в пространстве, остановка и вытягивание разных частей тела в разные стороны
Создание последовательности движений, включающей передвижение в пространстве и вытягивание конечностей в разных направленях и две точки, где различные по качеству движения выполняются на месте. Начинать и заканчивать упражнение следует с позы, в которой конечности вытянуты в сторону от тела Передвижение в пространстве с партнером — любые локомоторные движения, остановка, вытягивание в сторону любой части тела, повторить с заменой вытягивания на встряхивание любой части тела
На месте — сесть и быстро отстукивать ритм по полу, затем медленно хлопать в ладоши
На месте — повторять хлопки руками за учителем: 4 хлопка в медленном темпе, затем 2 быстрых хлопка; повторить упражнение
Перемещаться в пространстве с разной скоростью
Создать последовательность движений, включающую передвижение в пространстве в разном темпе и с остановками Выбрать две позы и быстро переходить от одной к другой, затем проделать это же упражнение медленно; повторить несколько раз
Создать последовательность движений, перемещаться быстро и медленно с двумя точками, в которых следует остановиться и затем быстро изменить позу
На месте — сильные удары и толчки рукой, топанье ногой
На месте — легкие постукивания, прикосновения, похлопывания, покачивания
Перемещаться в пространстве, изменяя прикладываемое для выполнения движений усилие Создать последовательность, включающую передвижение и остановку, а также изменение прикладываемого усилия во время движения
В. Исследование поз
В. Исследование акцентов и ритмических рисунков
В. Исследование потока
На месте — выполнять хаотические движения всем телом (вибрации), затем замереть в последнем положении На месте — контроль всего тела: выпрямиться, потянуться руками вверх и в разные стороны и задержаться в этом положении
" Открытые" положения (с расставленными в разные стороны руками и ногами) сменяются " закрытыми" (руки и ноги прижаты к телу, согнуты) Передвижение в пространстве в открытом положении, затем со сменой положения на закрытое
Выделение частей тела — исследование положений тела, связанных с изменением формы спины (выгнутая спина, как у кошки, прямая спина и т. д. ), положения плеч, головы и других частей тела Удержание равновесия с помощью разных частей тела в качестве точки опоры и удержание тела в определенном положении Создание танцевальной последовательности с использованием различных поз. Начать с открытых поз, в которых задействовано все тело, затем сконцентрироваться на изменении положения отдельных частей тела; добавить передвижение в пространстве и зафиксировать тело в завершающем положении
На месте — в положении сидя прослушать постоянный ритм 4/4, поставить акцент на первом ударе из четырех с помощью хлопка в ладоши; повторить с добавлением звучания голоса на акцентированном ударе
На месте — создать ритм из 3 хлопков руками с акцентом на первый хлопок, выполняемый на высоком уровне На месте — сидя или стоя выполнять толкающие движения на акцентированном ударе ритма 4/4 Перемещаясь в пространстве, ученики акцентируют первый удар ритма 4/4 произнося " раз"
Африканская ритмическая игра — ученики повторяют ритм 4/4, используя притоп ногой, хлопок в ладоши, хлопок по коленям и делая паузу на последнем ударе
На месте — исследование потока энергии при выполнении движений, выполнение махов, свободных движений различными частями тела, затем всем телом
На месте — исследование сдерживаемого потока энергии, выполнение напряженных, " замороженных" движений сначала отдельными частями тела, а затем всем телом Передвижение в пространстве с использованием свободного потока энергии Создание последовательности, включающей передвижение в пространстве и движения на месте с использованием свободного и сдерживаемого потока энергии
1. Исследование. Это основная часть занятия. Учитель направляет учеников, исследующих выбранные элементы.
2. Формулировка учителем двигательного задания или постановка проблемы. Задания непосредственно связаны с материалом, который был рассмотрен в процессе исследования. Проблема практически не отличается от задания, в ней учитель определяет параметры или границы, которые учащиеся должны соблюдать при создании танца.
3. Создание танца учениками. Дети создают танцы самостоятельно, с партнером или небольшими группами, выполняя при этом требования, указанные учителем при постановке задания.
4. Выполнение задания/Ответы. Учащиеся показывают созданные ими танцы своим одноклассникам. Ответы после каждого исполнения танца направлены на анализ того, как содержание танца " решило" поставленную двигательную задачу.
Приведенный далее образец занятия творческого самовыражения через танец предназначен для детей с различным уровнем развития двигательных способностей и может быть использован для обучения практически всех учеников младшей школы с нормальным развитием. Хотя основным содержанием данного занятия является обучение творческому самовыражению в танце, оно такжесодержит необходимые возможности для ритмического развития.