Практический пример. Исследование противоположных пар двигательных действий. Обучение школьников с нарушениями творческому самовыражению через танец
Практический пример Исследование противоположных пар двигательных действий Ситуация: учитель использует слова для направления и мотивации учеников в исследовании противоположной пары базовых двигательных действий: плавного и колющего. Ученики: один из средних классов школы, в котором занимается подросток с повышенным мышечным тонусом и парапаретической (ножницеобразной) походкой. Практические действия: учитель физического воспитания знакомит учеников с плавными и резкими двигательными действиями, предлагая им возможность выбора различных движений и подбирая соответствующие возрасту слова для их описания. · Ученикам предлагается следующее задание: медленно передвигаться в течение 8 ударов барабана, приостановиться, затем очень быстро на четыре удара барабана хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и подпрыгнуть на одном месте. Дети могут передвигаться любым способом, если только он позволяет им делать это медленно. (Использование разных глаголов, описывающих движение, например, тащиться, ползти, семенить, или характеризующих движение слов, таких, как сонно, безмятежно, невозмутимо, спокойно, мало-помалу или праздно, поможет ученикам двигаться медленно. ) Ученикам предлагается выполнить быстрые движения на месте любыми частями тела, например голенью, предплечьем, кистью или плечом, обращая основное внимание на прикладываемое усилие. " При движении дышите глубоко и двигайтесь мягко, плавно, а затем удивите меня сильными, энергичными, резкими, мощными, взрывными движениями, выполненными любыми частями тела. Можно хлопать в ладоши, топать ногами, прыгать или выполнять любые другие движения. Последовательность должна быть такой: медленное движение, остановка, взрыв".
· Для описания использования пространства при выполнении плавных движений можно воспользоваться следующими словами: туманный, окольный, беззаботный или бессмысленный. Чтобы четко отразить отличия прямого использования пространства при выполнении колющего движения, можно описывать его как направленное, резкое или пронизывающее.
Обучение школьников с нарушениями творческому самовыражению через танец Все учащиеся должны иметь возможность для исследования взаимодействий пространства, времени и силы, однако как дети с тяжелыми физическими нарушениями могут принимать участие в занятиях? Далее мы обсудим подход, который основан не на " нормализации" движений учащихся с нарушениями, а на отношении к различиям, связанным с нарушениями, как к потенциальному источнику материала для творчества. Этот подход требует расширения определения танца до включения нового чувственного материала — эстетики инвалидности. В рамках этой главы мы не можем представить подробное описание данного подхода, однако кратко рассмотрим его ключевые компоненты. Как пишут Elin and Boswell (2004), процесс " переосмысления танца" начинается с принятия мысли о том, что все ученики в классе обладают определенными талантами, которые иногда скрываются под видом ограничений. Иными словами, если у школьника наблюдаются нарушения осанки, ограничения способности передвигаться, ограниченный диапазон подвижности суставов или другие явные отклонения, он приходит в класс со своими особыми сильными качествами. И то, что кажется ограничением, может оказаться ценным ресурсом. Этот процесс позволяет начать рассматривать двигательные различия, связанные с нарушениями, в качестве потенциального источника творческого самовыражения. Признание возможной ценности движений, которые ранее рассматривались как " неприемлемые", представляет собой центральную тему данного процесса.
Концепция лейтмотива является составной частью переосмысления танца. Лейтмотив определяется как одиночное движение, пространственный план или короткая двигательная фраза (фигура), которая используется в качестве основы для создания танца. Прекрасное определение лейтмотива и развития приведено у Blom и Chaplin (1982). Они описывают лейтмотив как средство или метод построения танца: ... лейтмотивом умело пользуются, он выполняется сверху вниз, назад, изнутри наружу. Его исходная последовательность (порядок следования его частей) не является неприкосновенной, как в случае темы и вариаций. Фрагменты движения используются и развиваются независимо, затем их вновь соединяют вместе без какого-либо особого отношения к исходной последовательности. Однако существует четко установленное чувство формы, которое является результатом развития лейтмотива. Переосмысление танца включает направление учащихся на исследование развития лейтмотива в процессе изучения двигательных действий. Как было подчеркнуто в начале этой главы, движения учеников с нарушениями могут послужить основой для лейтмотива. Сперва эти движения могут показаться неприемлемыми для танца, однако учителю следует " переосмыслить" их в качестве потенциального источника творческого материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|