Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 2 глава
Шейху ль Ислам ибн Теймийя сказал: «Названия: «аль Иман, Аль Ислам, нифак, куфр», более значительны чем остальные, то есть чем молитва пост, хадж. Если же мы, разбирая лексическое значение, не отдаем ему предпочтение над шариатским значением, то значит шариатское значение является преобладающим (решающим) над лексическим». Такое же положение у названия Иман, Ислам, куфр, нифак. Эти слова растолковал пророк, мир ему и благословение, и если вы принимаете толкование пророка слову «ас салят (молитва)», то принимайте и толкование к слову «аль Иман (вера)». Если разделяете, то вы нововведенцы, так как применяете это правило в отношении молитвы, но противоречите ему в отношении Имана,куфра. Любой, кто читает Коран понимает, что слово Иман охватывает благие деяния, одинаково как внутренние поступки - поступки сердца, так и внешние - поступки органами тела. Так же он (тот, кто читает Коран) знает, что слово куфр это отсутствие Имана, даже если это без того, чтобы считать ложью (такзиб) или из-за сомнения и т.д. (т.е. куфр это отсутствие имана, даже если это отсутствие не вызвано сомнением и т.д.). Понятие «Аль Иман» в Коране в Сунне это слова, дела и убеждения, и на этом единогласие учёных. Это разъяснение слову Иман пришло от саляфов то что Иман - это слова, дела, и убеждения. «Аль Иман» должен быть признан сердцем, языком, так же деяния должны совершаться сердцем (искренность убеждённость, и т.д.) и органами тела (молитва, пост, хадж, джихад), и является обязательным во всём (вышеперечисленном) иногда Иман уходит, если не соблюдается согласно вышеперечисленным, иногда нет. Имеется в виду, что убеждение является основой, обязательной и желательной полноценностью, так же и слова и дела. Однако мы не говорим что все эти три положения на одном уровне. Из них есть то, из-за чего человек лишается Имана, будь то убеждения, слова и дела, так же из них есть те, из-за чего Иман становиться слабее, но не уходит. Это то, что у учёных, имамов принято называть полноценный иман, неполноценный иман.
Целью же разбора данного вопроса, это его понимание таким образом, который приведёт к правильному пониманию противоположности Имана - куфра. Куфр это противоположность Имана, по единогласию. Слово «Ислам» - есть шариатское постановление, так же и «Иман, и нифак (лицемерие), и куфр». Имеется в виду, все эти понятия имеют начало из Шариата. Обязательным является утвердить Иман при наличии соответствующих причин, требований, сути. Так же обязательно констатировать отсутствие его, при отсутствии сути Имана, или присутствии того, что его нарушает. Куфр - это шариатское постановление, так же как и Иман, поэтому нет тут места для логики, в том смысле что то, что требует вынесение такфира не устанавливается посредством иджтихада (т.е. причины такфира не устанавливаются путём иджтихада). Это важный вопрос, то, что требует вынесению такфира, или действия нарушающие Ислам, причины вероотступничества, являются ли они вопросами иджтихада, или на это есть конкретные указания из текстов? Нет тут место для иджтихада, и нет право вытаскивать решение из конкретного текста путём иджтихада, а только лишь по прямому указанию из текстов (Корана и Сунны). Если мы станем рассматривать причины нарушающие омовение, то не позволительно мусульманину устанавливать что-либо нарушающее омовение, на что нет указания из текстов (Корана и Сунны). Поэтому, к примеру, выход большого количества крови, хоть там и присутствуют два мнения, это не причина нарушающая омовение, так как нет на это указания из текстов. То же самое и поступки нарушающие пост. Не позволительно утверждать какой-то поступок, нарушающий пост, без довода, указывающего на это. И когда появилось разногласие - является ли какое-либо действие нарушающим пост, то следует вернуться к основе - что пост не нарушается. По тому же принципу что и с омовением. Поэтому кровопускание (аль хиджама) не нарушает пост (и омовение) согласно достоверному мнению, основываясь на том, что нет достоверного довода указывающего на это. А что касается хадиса: «Нарушил свой пост тот, кто делает кровопускание, и тот, кому его сделали», то на него есть отдельный ответ. В итоге, любое действие, которое принято как нарушающее пост, хадж, или омовение, должно быть установлено посредством довода.
Тоже самое касается и поступков, нарушающих Ислам. Нет места разуму (логике), посредством которого определялось бы какое-то действие т.е. причина нарушающая Ислам, напротив, следует возвращаться к Корану, к Сунне и смотреть на прямое указание установителя шариата (Аллаха), который установил поступки нарушающие Ислам, и обязательно говорить, считать в соответствии с этим. А если не установлено (какое-то действие) то обязательно возвращаемся к основе - а это решение о Исламе. Шейху ль Ислам Мухаммад Ибн Абдульваххаб, да помилует его Аллах, сказал: «…И это потому что куфр является шариатским положением» т.е. имеет начало из шариата, устанавливается шариатскими доводами «…тот же, кто отвергает что-либо, на что не указывают шариатские доводы, а установлено посредством разума (логической цепочки) то такой (кто отрицает такое постановление), не становится кафиром». Имеется в виду, отвергающий установленное доводами разума, даже если это будет известным по необходимости, не становится кафиром (как тот, кто отрицает что часть меньше целого, или утверждает что часть больше целого), потому что он отверг доводы разума, хоть и очевидные, за такое такфир не выноситься, такфир это то, что нужно возвращать к шариату. Кафиром становиться лишь тот, кто отрицает то, с чем пришёл посланник Аллаха, а отрицание того, что принято у людей не приводит к куфру. Решение (хукм) о неверие берёт своё начало из шариата, и это основа основ. Религия - это откровение, а откровение это Коран и Сунна, и любое что взято из откровений, то только это и есть религия, а что не взято, то не является религией. Даже если это какой-то пункт из нарушений Ислама, тут не следует проявлять поспешность, ведь куфр в шариате - это то, что противоположно Иману. И когда ты поймёшь суть Имана, то ты поймёшь суть куфра.
Шейху ль Ислам Ибн Теймийя сказал: «Поистине куфр - это отсутствие Имана (веры) в Аллаха и Его посланника. Отсутствие Имана - это есть отсутствие убеждений, или слов, или дел органами тела, потому что каждый из этих видов проявления Имана, имеет прямо противоположный вид неверия (т.е. куфр в убеждениях, словах и делах) Так же и Таухид - три вида, «таухид рубубия (единобожие в господстве)» «таухид аль улухия (таухид в божественности, в поклонении)» и «таухид аль Асма ва ас Сифат (единобожие в именах и атрибутах)», имеет противоположный ему ширк, ширк в рубубии, в улюхии в аль асма ва ас сифат. Затем каждый из них бывает великим и малым ширком. Так же и Иман в убеждениях имеет противоположность - ширк в убеждениях. Так же и в словах и в делах. Значит, человек может стать кафиром из-за слова куфра. Это указывает на то, что слово имеет влияние на Иман. Если же произнесенное слово куфра имело влияние в зависимости от убеждений, то тогда слово было бы ответвлением, и не имело бы влияние (т.е. если произнесение слов куфра необходимо было бы связывать с убеждением, и смотреть с каким убеждением оно произнесено, то само слово не было бы значимым при вынесении решения о неверии (такфире)) Подобно тому, как Иман бывает в убеждение, так же и куфр бывает в убеждении, как Иман бывает в сердце так же и куфр, как Иман бывает словом так же и куфр бывает словом, даже если сказано без убеждения, так же и дела. Имеется в виду, что не привязывают слова и дела к убеждениям. Иман состоит из этих трёх, и противоположным бывает куфр состоящий из трёх; куфр в убеждениях, куфр в словах, куфр в делах. Шейх Ибн Абдульваххаб сказал: «Поистине куфр это отсутствие Имана (веры) в Аллаха, и в Его посланника, независимо от того, будет это с опровержением, или без опровержения. Потому что опровержение (такзиб - считать ложным) относят к слову сердца, так же к слову сердца относиться и признание правдой (тасдык)».
Что же касается джахмитов, то Иман у них это только признание правдой (тасдык), а куфр только то, что противоположно этому. Они согласны, (с ахлю сунна) что куфр это противоположность Имана, но Иман они ограничили в признании, а раз так, то куфр тоже ограничили лишь в отрицании - взаимообязывающие явления. Тот, кто ограничил Иман только убеждением, и словом языка, так же ограничит куфр убеждением и словом языка, то (следовательно) у них вообще нет куфра в делах. Основываясь на таком толковании и понимании понятию «Аль Иман», они строят и понимание понятия «аль куфр», поэтому шейху ль Ислам Ибн Абдульваххаб сказал что куфр это отсутствие Имана, даже если и нет опровержение (т.е. считать ложью - такзиб). Более того, опровержение (такзиб) это дополнительное явление отсутствию Имана. Потому что куфр бывает при полном отсутствии Имана (куфр 'адамий) и бывает куфр в виде нарушения Имана (куфр вуджудий) - когда человек имеет убеждения, противоречащие шариату, нарушающие присутствующий в нем Иман. Ибн Абдульваххаб сказал: «... И нет разницы будет ли при этом отрицание, или нет и более того сомнение, колебание, отказ от религии из-за зависти, или высокомерия, или из-за следования некоторым страстям, которые отвернули от следования посланничеству (является куфром), хотя кафир отвергаюший (муказзиб) более в тяжёлом куфре, как и отрицающий (джаахид) по причине зависти, вместе с тем что он (джаахид) уверен в правдивости посланника, мир ему и благословение (разница между отвергающим (муказзиб), и отрицающий (джаахид), состоит в том что муказзиб считает религию, пророка ложью, а джаахид отказывается от следования за пророком, от принятия религии отрицая из-за зависти и т.п., но при этом убеждён в правдивости пророка, и истинности религии). То есть, куфр - это различная степень отсутствия Имана (веры). А опровержения (такзиб) это дополнение к куфру. Неверие увеличивается и уменьшается, так же как и вера может увеличиваться и уменьшаться, этому есть доказательства из Корана, прямым текстом: إِنَّمَا النَّسِيءُ زِيَادَةٌ فِي الْكُفْرِ «Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие». (9:37) الَّذِينَ كَفَرُوا وَصَدُّوا عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ زِدْنَاهُمْ عَذَابًا فَوْقَ الْعَذَابِ بِمَا كَانُوا يُفْسِدُونَ
«Для тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, Мы будем прибавлять мучения к мучениям...» ( 16:88), то есть наказание за неверие будет увеличиваться. Куфр имеет разные степени, так же как и отличается по уровням, и на это указывают тексты. Шейх, да помилует его Аллах, сказал: «Куфр - это отсутствие Имана, по единогласию мусульман, одинаково будет убеждение, нарушающее Иман с произнесением словами, или были произнесены слова без убеждений». Так же он сказал: «Знай, что некоторый (вид) куфра бывает более тяжелее другого. Кафир опровергающий (муказзиб, считающий ложью посланника и т.д.) более тяжелее куфром чем остальные, потому что он объединил отказ от Имана, который ему повелели соблюдать с опровержением, которое ему запретили исполнять. Тот, кто проявляет неверие, считает ложью религию, враждует с Аллахом, с Его посланником с верующими, своими руками, языком, совершает более великое преступление, нежели тот, кто ограничился просто неверием и опровержением (считая ложью). Тот, кто проявляет неверие, убивает, совершает зина (прелюбодеяние), ворует, препятствует распространению религии, воюет против религии, совершает более тяжкое преступление, собрав ряд запретов. Так же и Иман может быть сильнее и слабее. И верующие отличаются своим иманом друг от друга. Верующие перед Аллахом имеют степень и уровни. Верующий, с умеренным иманом, превосходит того, кто притеснил самого себя, а опережающие других в добрых делах, превосходят умеренных.... Мы упомянули, что основа Имана это то, что велено соблюдать, а основа куфра это противоположность иману, это оставление Имана который было велено соблюдать. И это ясно и однозначно». Следовательно: разница между Иманом и куфром в том, что он бывает отсутствующим и присутствующим (разъяснение этому смотрите выше). Ибн аль Кайим сказал: «Куфр хоть и имеет различные ветви, однако объединяется в двух качествах: 1) опровержение (считать ложью то с чем пришёл) посланник Аллаха, 2) отказ от подчинения повелениям пророка, мир ему и благословение. Опровержение связано с убеждением. Отказ от подчинения связан поступками. Так же и Иман имеет две основы, 1) подчинение посланнику в том, что Аллах повелел, 2) признание на веру (тасдик) то, о чем пророк поведал. Это является указанием на то, что Иман - это слова и дела, так же и куфр - это слова и дела. Это поможет тебе ясно понимать соответствующем виде - что есть куфр. Ибн аль Кайим сказал: «Необходимо указать на то, что куфр имеет ветви, и делится на два вида; большой и малый. Необходимо дать чёткое разделение, между этими двумя видами, дабы человек не запутался в них, и выносил решение в соответствии с установлениями Всевышнего Аллаха, чтобы не получилось так, что малый куфр он посчитал большим, и наоборот. Порой бывает так, что Аллах постановил о чем-то, что это большой куфр, а человек считает его малым, из-за того что запутался. Однако вопросы Имана и куфра являются ясными, понятными для простолюдинов, но по причине нововведенцев, которые внесли путаницу, появились неясности. Поэтому говорят, что куфр имеет разветвления, и делиться на два вида, малый и большой». Ибн аль Кайим в своей важной речи в определении происхождения вопроса куфра, и при упоминание положения оставившего молитву сказал: «Так же и куфр имеет основу и разветвления, так же и Иман имеет основу и разветвления, и исчезновение одной ветви Имана не обязательно должно приводить к исчезновению основы Имана. Пророк, мир ему и благословение, сказал: الإيمان بضع وسبعون شعبة فأفضلها قول: لا إله إلا الله، وأدناها إماطة الأذى عن الطريق، والحياء شعبة من الإيمان «Иман имеет семдесять с лишним веточек, наивысшая из них это слова: «нет божества кроме Аллаха», а самая низкая это устранение препятствия с дороги. Стеснительность тоже одна из веточек Имана». Если не будет веточки устранения препятствия с дороги Иман не уходит, или если нет доброго отношения к родителям, от этого Иман не исчезает. Однако если нет молитвы, то Иман уходит. Таким образом, Иман имеет веточки, отсутствие которых лишает основы Имана, и таких, которые лишают». Куфр тоже имеет разветвления, и если мусульманин совершил что-либо из этих ветвей, то может быть так что он впадает таким образом в большой куфр и становится кафиром, а порой может быть так, что наличие ветви неверия не обязывает наличие основы неверия, потому что грехи в общем рассматриваются как ветви куфра. Если мусульманин будет сражаться с муслимом, то пророк, мир ему и благословение, назвал это куфром, является ли это причиной обязывающей основу куфра? Нет! Потому что это относиться к ветви неверия, не являющейся большим куфром - основой куфра. Ибн Аль Кайим сказал: «Так же и куфр имеет основы и разветвления. И подобно тому, как ветвь Имана - есть (проявление) Иман, так же и ветвь куфра - есть куфр. Стыдливость - есть ветвь Имана, отсутствие стыдливости есть ветвь куфра. Правдивость - есть ветвь Имана. Ложь - есть ветвь куфра. А все грехи в общем, рассматриваются как ветвь куфра. Молитва, закят, хадж, пост это ветви Имана, оставление их это ветви куфра. Решение по закону Аллаха ветвь Имана, нарушение в этом деле это ветвь куфра. Грехи в общем относятся к ветвям куфра, так же как и покорность Аллаху относятся к ветвям Имана. Поэтому основа в понимании куфра соответствующим образом, достигается посредством погружением в изучение вопросов Имана. Тот, кто понял это правильно, и узнал то, откуда берут свои воззрения нововведенцы, выходя этим за рамки того, что у саляф называется Иман, то тот узнал, правильными образом, что есть куфр. Тот же, кто совершает ошибки, упущения в понимании вопросов связанных с иманом, то это непременно приведёт его к ошибкам в вопросе куфра. Иман и куфр это два взаимонарушающих явления, они не могут одновременно быть в одной личности и одновременно отсутствовать, т.е. не может быть так, что человек одновременно верующий и неверный (большой куфр). Что же касается малого куфра, то возможно чтобы одновременно были Иман и малый куфр. Однако речь не об этом. Человек бывает либо единобожником, либо мушриком. Либо верующим, либо кафиром. Ибн аль Кайим противопоставил оба этих явления, понимания основы - Имана, приводит к пониманию того, что ей противоречит - куфра, потому что основа у мусульманина это наличие Имана. Ибн аль Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Ветви Имана делятся на два вида 1) слова, 2) дела. Так же, ветви куфра делятся на два вида 1) слова, 2) дела. Следовательно, нет разницы в этих видах как в Имане, так и в куфре». Есть убеждения, слова, дела. Это значит, что подобно тому, как мы судим о том, что убеждения имеют основу и требуют утверждение Имана, так же и слова и дела требуют утверждение (подтверждение) Имана (т.е. если Иман утвердился в твоих убеждениях, то его надо подтверждать словами и делами). В противоположности этим трём основном стоят основы куфра. То есть убеждения Имана противоречат убеждениям куфра, слова Имана - словам куфра, делам Имана - дела куфра. Сказал ибн аль Кайим: «Из словесных ветвей Имана есть ветвь, уход которой приводит к отсутствию Имана. Так же ветвь Имана поступков, уход которой приводит к отсутствию основы Имана. Так же и куфр имеет ветви слов и действий, и подобно тому, как человек становится кафиром при добровольном произнесении слов куфра - ветвь куфра, так же становится кафиром, при совершении действий куфра - что является ветвью куфра. Нет разницы между действием куфра, и словами куфра. И подобно тому, как мы выносим такфир за слова куфра (при условии, что эти слова рассматриваются как куфр, а не грехом, а иначе такфир из-за грехов это путь хартджитов. И при условии чтобы они были произнесены добровольно: مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَٰكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (16:106)). Так же человек становится кафиром за действия куфра - ветви куфра - как земной поклон идолу, и пренебрежение к Корану». Если ты видишь человека, совершающего поклон идолу, разве выясняешь его убеждения? Нет! Потому что это большой куфр в поступках, здесь нет условия, чтобы он считал это дозволенным, или имел определённые убеждения. Условие наличия языческих убеждений ставят те, кто не относит поступки к Иману (джахмиты). И когда кто-то делает поклон идолу, или пренебрежительно относится к Корану и другие подобные поступки куфра, они (джахмиты) не выносят за это такфир, а считают их указанием на куфр (а не куфром). Согласно их убеждениям поклон идолу не является поступком неверия сам по себе, даже если сказано; что Аллах постановил что это куфр, они отвечают что это лишь указание на отсутствие признания (тасдыка) в сердце. Это мазхаб джахмитов. Любой, кто связывает большой куфр только с убеждениями, является джахмитом. На это прямым текстом указал Ибн Теймийя в самом начале книги «аль Иману ль Кабир». Любой, кто связывает, или конкретизирует куфр с опровержением (такзиб) или с признанием (тасдык (в убеждениях)) он джахмит. Если мы ограничим куфр опровержением, или убеждением, то нет разницы между этим и мазхабом джахмитов, более того, это и есть мазхаб джахмитов. Исходя из выше изложенного - поклон идолу, согласно тому, как сказал Ибн аль Кайим, считается большим куфром, так же и пренебрежительное отношение к Корану. Так же он сказал: «Есть другая основа - куфр делится на два вида: 1) куфр в поступках (амалий), 2) куфр отрицания (джухуд) и упрямства (инад). Куфр отрицания связан с сердцем, с убеждением. Это куфр, при котором человек знает что пророк, мир ему и благословение, пришёл от Аллаха, но при этом проявляет неверие, отрицая, и упрямясь относительно имён, качеств, действий, постановлений Господа. Этот куфр противоположен Иману, со всех сторон». Так же куфр опровержения (такзиб) противоречит Иману со всех сторон, в том смысле что при наличии их (куфра такзиба и куфра джухуд) Иман уходит полностью, в отличии от куфра в поступках, который имеет разделение - бывает большим и малым. Куфр опровержения (такзиб) не имеет такое разделение, не делится на малый и большой. Это и имел ввиду ибн аль Кайим когда говорил что этот куфр противоречит Иману во всем. Куфр опровержения выводит человека из религии. Куфр словами как сказал Всевышний: وَلَقَدْ قَالُوا كَلِمَةَ الْكُفْرِ وَكَفَرُوا بَعْدَ إِسْلَامِهِمْ «а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам». (9:74). Таким образом, произнеся слова стали кафирами, и нет тут разбора, разбор, деление бывает только в куфре деяний. Поэтому шейх ибн аль Кайим сказал: «Куфр отрицания бывает связан с сердцем...и этот вид куфра полностью противоречит Иману». Это значит что Иман полностью уходит, в своей основе, и выноситься решение о противоположном, о неверии - куфре. Далее шейх Ибн аль Кайим сказал: «А что касается куфра поступков, деяний, то он делится на два вида 1) тот, что противоречит основе, 2) тот, что не противоречит, т.е. большой и малый куфр». Поклон идолу, пренебрежение к Корану, убийство или поношение пророка, противоречат Иману. А когда уходит Иман в своей основе, то на его место приходит противоположность Имана – куфр, и нет между ними чего-то среднего. Ибн Аль Кайим сказал: «А что касается решения не по закону Аллаха, оставление молитвы, то это однозначно, является поступком куфа». Из этого мы извлекаем пользу (эти слова являются доказательством) чтобы никто не мог, ложно и греховно, относить к ибн Аль Кайиму толкование понятие «аль Иман» с позиции мурджиитов, как мы об этом говорили в шархе (комментарии) к книге «Три основы». Они тем самым желают подкрепить свой мазхаб, относя эти слова к шейху ль Ислам. Но если у тебя (о мувахххид) есть довод из Корана и Сунны, то говори как есть, и не бойся, даже если ты этим будешь противоречить Шейху ль Исляму, выступай на поединок имея тексты Корана и Сунны (образно). А что касается укрепления (порочного мазхаба), что это якобы слова шейха аль Ислама, то в этих словах собрались два плохих поступка: 1) нововведение, противоречие саляфам, 2) ложь, и возведение навета на учёного, имама Сунны. Поэтому мы говорим, что ибн Аль Кайим говорит относительно суда не по закону Аллаха, в нем есть подробный разбор, но ибн Аль Кайим считает это поступком куфра, т.е. это не является куфром связанным с убеждениями. Ибн аль Кайим сказал: «Что же касается решения не по закону Аллаха, оставление молитвы, то это является поступком куфра, однозначно». Это является поступком большого куфра, и не связано с убеждениями. А что значит в данном случае куфр в убеждениях - это будет куфром в убеждениях согласно тому, кто даёт толкование хадису порока, мир ему и благословение; من ترك صلاة متعمدا فقد كفر «Тот, кто оставил молитву, тот кафир», как оставление с отрицанием её обязательности, тем самым возвращая это к убеждениям. С их позиции оставление молитвы, отрицая её, является поступком куфра, однако он возвращает это к убеждениям, и каждый большой куфр у них обязательно должен иметь условие, чтобы это было связано с убеждениями, а иначе он противоречит своей основе. Ибн аль Кайим сказал: «Что же касается решения, не по закону Аллаха, оставления молитвы, то это однозначно поступок куфра, нет в этом никакого сомнения, потому что Аллах назвал это куфром. Невозможно отрицать наличие Имана, или куфра у кого-либо кого Аллах и Его посланник назвали таковым. Ибн аль Кайим имел в виду что решение не по закону Аллаха, или тот кто его выносит, является кафиром, однозначно, и мы должны в общем называть такого кафиром, а является ли это большим или малым куфром вопрос отдельный. Теперь. У нас есть наречения (т.е. название - кафир) и постановления. В вопросе наречения мы обязаны нарекать кафиром того, кого Аллах назвал таковым, не взирая на то, что это большой, или малый куфр - это отдельный вопрос -. Аллах Всевышний нарёк кафиром того, кто выносит решения не по закону Аллаха. Пророк, мир ему и благословение, нарёк кафиром того, кто оставил молитву, поэтому мы обязаны их называть кафирами. Даже тот, кто говорит, что оставивший намаз не выходит из Ислама, должен быть убежден, что в шариате такой именуется кафиром. Мы имеем название, и постановление. Поэтому даже если есть разделение (между наречением и постановлением, в данном случае) из-за наличия довода, то из этого не обязательно вытекает отсутствие наречения (т.е. если даже кто-то не выносит решение такфира оставившему намаз, это не даёт право не давать имя «кафир» такому). Таким образом, имя утверждено, даже если потом приходит разделение (имени от) постановления. Поэтому ибн аль Кайим сказал: «Судящий не по закону Аллаха - кафир, оставивший молитву кафир, согласно прямым словам посланника Аллаха, мир ему и благословение, однако это поступок куфра, а не убеждение куфра. Ибн аль Кайим сказал: «Недопустимо не говорить в общем кафир на выносящего решение не по закону Аллаха, которого Аллах назвал кафиром, или оставившего молитву, которого пророк, мир ему и благословение, назвал кафиром, это не допустимо по шариату. Это является проявлением вражды по отношению к Аллаху и Его посланнику. Всевышний сказал: وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». (5:44). Никто не имеет право говорить, что такой не кафир, ведь Аллах нарёк его кафиром. Даже если кто-то скажет, что он совершил малый куфр то (хотя бы так) следует называть кафиром. Потому что нельзя отрицать имя «кафир» от того, кого Аллах нарёк этим именем. То же самое касается и оставившего молитву. Ибн аль Кайим сказал: «аль Иман в поступках является противоположностью куфра в поступках. Так же аль Иман в убеждениях противоположность куфру в убеждениях». Вопросы, на которые так же следует обратить внимание в этом предисловии - это разница между общим и частным такфиром. Это важная тема, связанная с правилами такфира. Общий такфир (ат такфир аль мутляк) это применение постановления на слова и поступки, к примеру: тот, кто скажет то-то, или сделает то-то, тот становиться кафиром. Что же касается частного такфира (ат такфир аль муайян), то это рассмотрение связанное с личностью, с тем, кто совершил действие куфра, а не само действие, или слова куфра. Когда постановление применяется на конкретную личность - это частный такфир. Когда постановление связано с действием или словами, а не с личностью, то это общий такфир. Это слова имамов сунны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|