Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 7 глава
Однако приходит некоторая неясность, состоящая в том, что саляфы толковали некоторые аяты ниспосланные по поводу большого ширка, на некоторые отдельные виды малого ширка. Но согласно установившемуся правилу что: «допустимо аргументировать, т.е. использовать данный текст, содержащий значение большого ширка, на запретность малого ширка». Так же допустимо в общем, использовать значение содержания обоих видов ширка - это приравнивание Аллаха чему-то. Таким образом, допустимо использование текстов содержащих большой ширк, на запретность малого, из-за общего знаменующего – «приравнивание», однако не со всех сторон (т.е. сходство - приравнивание, не со всех сторон). Поэтому ранее были упомянуты слова ибн Аббаса и Икримы относительно слов Аллаха: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». Этот аят вне всякого сомнения содержит значение большого ширка, обращен к мушрикам арабам, однако в толковании от Икримы приходит: «Если бы не собака, то вор проник бы в дом...» это отдельные виды малого ширка. В толковании имелось в виду приравнивание, но это не значит что аят содержит значение и положение связанное с малым ширком. Иначе нам придётся сказать, что большой и малый ширк одинаковы, и оба выводят человека из религии. Таково же положение толкования ибн Аббаса словами: «Куфр меньше куфра». Как было сказано, малый ширк тоже содержит приравнивание, доводом этому служит хадис: عن ابن عباس رضي الله عنهما أن رجلاً قال للنبي صلى الله عليه وسلم: ما شاء الله وشئت، فقال:أجعلتني لله نداً؟
«Человек сказал пророку: «Как пожелал Аллах и ты», пророк спросил: «Ты приравниваешь меня к Аллаху?...» если бы значение «приравниваешь» указывало бы на полное приравнивание, то пророк вынес бы такфир этому человеку, однако этого не произошло, значит слова: «Как пожелал Аллах и ты…», указывают на то, что это не выводит из религии, однако пророк, мир ему и благословение порицал это, из этого всего понимается что это малый ширк. У нас есть два вида приравнивания: 1) полное приравнивание, со всех сторон - это является большим ширком, 2) неполное приравнивание, которое не доходит до положения предыдущего, и является малым ширком. Поэтому слова пророка, мир ему и благословение: «Ты приравниваешь меня к Аллаху…» являются указанием на малый ширк. Большой ширк Аллах не прощает без покаяния, мушрик, встретившись с Аллахом, не покаявшись, окажется навечно в огне. Однако малый ширк не нарушает Ислам. Но в данном, обсуждаемом пункте, имеется в виду большой ширк, совершение которого выводит из религии и делает человека мушриком. Указанием на то, что в данном пункте имеется в виду большой ширк, являются два аята: 1) «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» (4:48). Аллах не прощает большой ширк, однако малый ширк находится под волей Аллаха, если пожелает то простит этот тяжкий грех (малый ширк относится к тяжким грехам), а если не пожелает, то накажет, согласно достоверному мнению. 2) «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай…» (5:72). Полный запрет Рая не относится к положению единобожника, полный запрет Рая относится к положению кафира, мушрика. Аллах сделал запретным для него Рай. А что касается грешника - единобожника, то его конечным пристанищем будет Рай. И даже если он и войдёт в огонь ада, то выйдет из него со временем, согласно доводам указывающим на это.
Сказал автор: «Первый довод: «Сказал Аллах Всевышний: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает…». Ибн Джарир Ат Табари относительно этого аята, связывая его с предыдущим: «О те, кому было дано Писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение того, что есть у вас…» (4:47) «Аллах нет прощает придание Ему со товарища, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». сказал: «т.е. не прощает ширк, но прощает остальные грехи, кому пожелает». Ибн Джарир связал куфр с понятием «ширк», чтобы опровергнуть то (что если скажут), что ширк и куфр не одно и то же. Таким образом, ибн Джарир опроверг большую неясность, ведь в аяте речь идёт о ширке: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает…», входит ли в слово «все остальное», или «меньше этого» понятие «куфр». Если входит, то значит Аллах и куфр прощает, или должно быть другое указание на то, что куфр выводит из религии. Но если сказать что ширк и куфр слова синонимы, имеют один смысл, (что и является правильным), то значит Аллах и куфр не прощает. Когда Аллах разъясняет что Он не прощает ширк, то туда заходит и понятие «куфр».Поэтому Аллах не прощает куфр также, как не прощает ширк. Ширк и куфр это два атрибута одного явления. Имам Аш Шаукани относительно аята: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает…» сказал: «Это положение (хукм) охватывает все группы кафиров, будь то из людей Писания, или других, каждого мушрика. Это аят не является конкретизирующим только враждующих неверных, потому что иудеи сказал: «Узейр сын Аллаха», так же христиане сказали «Иса сын Аллаха», или что «Аллах есть троица», все они мушрики. Среди мусульман нет разногласия в том, что если мушрик умер на ширке, то он не попадает под категорию тех, кого Аллах простит, что же касается остальных, из числа мусульман, то они, даже если и грешники попадают под категорию, которым Аллах может простить по Своей милости. Данное положение признано единогласно среди ахль Сунна - Аллах прощает кого пожелает, и наказывает кого пожелает, эти аяты ясно дают понять что Аллах прощает, если пожелает, любого, кто совершал тяжкие грехи (т.е. умер без покаяния в них, будучи муваххидом), но однако может и наказать, за исключением ширка (ширк Аллах не прощает однозначно). В данном виде прощения не является условием принести покаяние, как об этом утверждали му'тазилиты. Они сказали согласно прямому тексту, получение прощения за грехи (любые тяжкие, помимо ширка) обусловлено покаянием. Мы же говорим: нет! Напротив, текст общий: «но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает…» что указывает на прощение за любые грехи, помимо ширка.
Второй довод, который упомянул автор: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников…» (5:72) Сказал ибн Джарир: «Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему»». (5:72) «посвящайте своё поклонение и раболепство Тому, кому покорны и раболепны все творения «Господу моему и Господу вашему…» моему и вашему Владыке моему и вашему Господину, создавшему вас и меня. «…Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников», у тех, кто совершил недозволенное Аллахом, или поклонялся кому-то помимо Него, не будет помощников в Судный день, которые смогли бы спасти его, когда Аллах пожелает ввергнуть его в джаханнам». Сказал аль Куртуби относительно аята «..Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай»: «Есть мнение, что это продолжение слов Исы, мир ему (упомянутые в аяте), так же есть мнение, что это новое предложение, речь Аллаха. Ибн Касир утверждал что это продолжение слов Исы мир ему. Всевышний, повествуя о Исе мир ему, сказал, что Иса, мир ему сказал сынам Исраиля: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай...»». Не смотря на то, что в этом вопросе, два мнения (повествование Аллаха о словах Исы, мир ему, или слово самого Аллаха), решение установлено достоверно, ясно. В данных двух аятах идёт прямое указание на то, что ширк является действием нарушающим Ислам, потому что человек совершивший ширк, и умерший в таком состоянии не будет прощён Аллахом, и навечно будет в огне, такой является мушриком, и не является мусульманином.
Далее. Второй вид ширка: малый ширк. Учёные его характеризуют как то, на что есть общие указания шариата, что это ширк, но не доходит до степени истинного (большого) ширка. Так же можно сказать, что это то, в чем есть приравнивание Аллаху, однако не со всех сторон, или неполное приравнивание является малым ширком. Так же, малым ширком называется все то, что ведёт, или является средством к большому ширку. Для определения малого ширка должна быть конкретизация, т.е. наличие в поступке приравнивание Аллаху сотоварищи, однако (приравнивание) не в полной форме. Как мы упомянули об этом в одном из предыдущих хадисах. Малый ширк имеет своё описание. Поэтому определение будет причиной для установления постановления. Следовательно, если будет установлено значение, то и описание будет присутствовать. Поэтому любой поступок в котором будет присутствовать значение приравнивания, будет ширком, даже если не пришли тексты, указывающие на то, что это малый ширк. Например, в шариате не пришли указания что слова «Я уповаю на Аллаха и на тебя» являются ширком, однако можно с твёрдостью заявить, что это относиться к малому ширку, потому что в нем уравнивание Аллаха творениям. Ведь упование на Аллаха является одним из видов поклонения, более того, одним из самых великих видов поклонения, которое в данном случае посвящено не Аллаху. Даже просто слова «уповаю на тебя» без наличия убеждений являются недопустимы, потому что не уповают на творения. Следует уделять внимание в изучении значения того, что является малым ширком, как например клятва не Аллахом, показуха и т.д.. Также следует быть внимательным относительно слов «как пожелал Аллах и ты…» потому что в этом уравнивание воли Аллаха и воли человека. Или слова «если бы не Аллах и такой-то», «я уповаю на Аллаха и на тебя...» и т.д. Все это является малым ширком. Данный вид ширка не выводит человека из Ислама, однако умаляет вознаграждение. Если человек умрёт на этом, то умрёт на тяжком грехе, однако это не выводит из религии, не говоря уже о том, что это может привести к вечным мукам в огне. Итак, это то, что касается первого пункта – «ширк в поклонении Аллаху» - автор привёл два примера, жертвоприношение для джинна, или для могилы. Как было сказано, привёл именно эти примеры, потому что эти явления были распространены в его время.
Второй пункт. Шейх Мухаммад ибн АбдульВаххаб сказал: «Второй пункт: «Тот, кто устанавливает между собой и Аллахом посредников, взывает к ним с мольбами, просит о ходатайстве, уповает на них - впадает в неверие, по единогласию мусульман»». Тот, кто описан этими качествами, или этим качеством - т.е. устанавливает посредников между собой и Аллахом, посвящая свои поклонения этому посреднику, чтобы тот в свою очередь довел их до Аллаха - является неверным. Так же неверным будет тот, кто посвящает своё поклонение посреднику, чтобы посредник довел до Аллаха нужду, дабы Аллах исполнил её, или избавил от бед. Известно, что данное действие является ширком, однако автор упомянул его, назвав куфром. Это указывает на то, что куфр и ширк имеют один смысл, даже если и есть некоторые отличия. Однако, в данном случае очевидно что автор указывает на тождественность этих понятий потому что, как было сказано, данное действие по сути ширк. Более того, данный пункт нарушения входит в предыдущий, а не является отдельным, самостоятельным. Данный вид ширка является большим, что делает его действием, выводящим из Ислама. Его объясняют как ширк людей времён невежества, которые устанавливали между собой и Аллахом посредников, взывали к ним с мольбами, просили ходатайства, уповали на них – а это является куфром по единогласию. Это ширк, который совершали мушрики курейша, данное действие нарушает свидетельство - «нет божества кроме Аллаха», подобно тому, как нарушал первый пункт. В книге «аль Икна'» в главе «Положение вероотступника» упоминается о единогласие четырёх мазхабов в том, что муртаддом, кафиром - чья кровь и имущество дозволены - является тот, кто установил между собой и Аллахом посредников, взывая к ним с мольбами (дуа). Сказал комментатор на книгу «Аль Икна'»: «…Потому что действие идолопоклонника является причиной (вероотступничества), так как это поступок идолопоклонства». Это очень важное замечание, на которое следует обратить внимание. Ведь причина вероотступничества заключается в самом поступке. Является известным что ширк - это термин, указывающий на шариатское положение, возникает вопрос; данное положение сопряжено с причиной, или нет? Известно что к шариатским положениям относятся действия связанные с поклонением, которые не бывают сопряжены с причиной, поэтому не поддаются сравнению по аналогии (аль кияс), вследствии чего невозможно перенести решение (конкретного данного вида поклонения) на какой-нибудь иной поступок. Так же, есть шариатские постановления, сопряженные с причиной, т.е. обнаружить причинно-следственную связь возможно. Поэтому когда установитель шариата разъясняет что поступок некоего народа является ширком – нарекая его ширком - вынося решение о том, что это ширк, то ведь аналогичное действие от другого народа, будет носить тот же характер (ведь легко установить причинно-следственную связь, и перенести соответствующее решение). Мусульманин не имеет право сомневаться что решение будет такое же, когда поступок одинаковый. Почему же некоторые начинают говорить: «Этот в основе мусульманин, и поэтому он остаётся в Исламе», вместе с тем, что за тот же самый поступок Аллах вынес решение народу, который его совершал? Ведь нет никакой разницы! Идолопоклонство (от причисляющих себя к Исламу), посвящение своего поклонения не Аллаху, установление между собой и Аллахом посредников, носит тот же характер, как и идолопоклонства тех, к кому был отправлен пророк, мир ему и благословение. Они так же были невеждами, слепыми последователями, но вместе с этим в отношении них вынесено решение о неверии, о ширке, за поступки известные из религии по необходимости. Следовательно тот, кто совершит такое же действие его положение будет таким же. Нет никакой разницы. Шейх Сулейман в книге «Тайсиру ль Азизи ль Хамид» сказал: «Сказал шейху ль Ислам ибн Теймийя: «Тот, кто ставит между собой и Аллахом посредников, уповая на них, взывая к ним с мольбами, прося их, впадает в неверие по единогласию». Это мнение передали многие, признавая его». Далее говорит шейх Сулейман: «Я говорю: «Это единогласие достоверно, известно из религии по необходимости, нет разногласия в нем. Тот, кто устанавливает между собой и Аллахом посредников, затем посвящает этим посредникам какой-либо вид поклонения, как например жертвоприношение, взывание о помощи, обход (таваф) и т.д. то это действие идолопоклонников, что является ширком, на чем известное единогласие». Учёные четырёх мазхабов и другие, прямым текстом в главе «Положение вероотступника» указали на то, что это ширк, и совершающий его - кафир, т.е. поклоняющийся ещё кому-то, помимо Аллаха. Шейху ль ислам ибн Теймийя обращаясь к людям с проповедью сказал: «Если вы установите посредников между Аллахом и Его творениями, как преграду которая бывает между царем и его подданными, то вы уподобите Аллаха его творениям». Ширк зиждется на уподоблении. Более того, некоторые прямым текстом сказали, что он зиждется на очищение (Аллаха от всего неподобающего - танзих), т.е. желая очистить Аллаха от недостатков, но делая это не в соответствии с тем, с чем пришли посланники (тем самым впали в ширк). Поэтому в данном вопросе основой является соответствовать тому, с чем пришли посланники. Желая очистить Аллаха от того, чтобы просить Его напрямую (считая это недостойным для себя), зная, что к королю простолюдины напрямую не обращаются, они установили препятствие (посредников) между собой и Аллахом, упоминая им свои нужды, подобно тому, как простолюдин обращается к приближенным короля. Они заявили что Аллах является владыкой всех царей, поэтому недостойный грешник, не может обращается к Нему напрямую, необходимо препятствие (посредник) подобно тому, как у земных королей есть посредники к ним, которые изъявляют ему просьбы простолюдинов. Данное сравнение ложное, ошибочное. (Продолжение слов ибн Теймийя): «Если вы установите между Аллахом и Его творениями посредников, словно преграду, которая бывает между царем и его народом, так что эти посредники (якобы) будут обращаться к Аллаху с нуждами Его творений полагая, что Аллах наставляет людей, наделяет их уделом, (якобы) посредство посредников, а народ просит этих посредников, а посредники в свою очередь просят Аллаха, как посредники между королём и народом просят короля за народ, потому что эти посредники ближе к королю, чем этот народ, и обращаться к посредникам является проявлением уважения. Так же, потому что просить через посредников более эффективнее, чем просить короля напрямую и т.д., то установивщий посредников в такой (вышеописанной форме) кафир, мушрик, от него обязательно требуется покаяние, и если принесёт покаяние то оставляют, если же откажется то казнят. Эти люди уподобили Аллаха творениям, приравняли Аллаху сотоварища, и это один из разновидностей ширка, который мы разъяснили в книге «Три основы» и «Четыре правила». Третий пункт. Шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб сказал: «Третий пункт: «Тот, кто не выносит такфир мушрикам, или же сомневается в их неверии, или считает их путь правильным - является кафиром»». То есть если человек остановится, воздержится от вынесения такфира мушрикам, или станет сомневается - правилен их путь, или нет, «или посчитает их путь правильным» например скажет: «Они на истине», то есть (если посчитает их путь правильным то) нет разницы, будь то могилопоклонники, которые в основе были мусульманами, или это люди писания и т.д., становится кафиром (тот, кто их не считает кафирами) по единогласию. Более того, их куфр (второго лица) известен из религии по необходимости, т.е. нет разногласия среди мусульман в неверии того, кто остановился в вынесении такфира тем, кого Аллах объявил кафирами, с высоты семи небес. Имеется в виду тот, у кого куфр в основе, в отношении неверия кого существует единогласие учёных. В таком случае он (второй, который не выносит такфир первому - на куфре которого есть единогласие) становится кафиром. Человек не будет мусульманином до тех пор, пока не вынесет такфир мушрикам, и это (вынесение такфир мушрикам) входит в понятие «Неверие в тагут» … «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». (16:36). К проявлению избегания тагута относится проявление отречения от ширка, и мушриков. Проявление непричастности к мушрикам - выносить им такфир - является необходимым (т.е. проявлением непричастности к к мушрикам является вынесение им такфира). Мы сказали, что не выносится решение о принадлежности человека к Исламу до тех пор, пока он не станет выносить такфир мушрикам. Однако это касается тех, относительно неверия которых есть единогласие учёных. А что касается тех, в неверии которых существует разногласие, то не говорится - за не вынесение такфира - что становится кафиром (кто не вынес им такфир), или не причисляется к мусульманам. Иначе, из этого вытекало бы вынесение такфира учёным мусульман, и тем кто последовал за ними из простых мусульман и не вынес им такфир. То есть, некоторые джахмиты говорили слова куфра, однако некоторые саляфы не вынесли им такфир, в таком случае не говорится что: «Тот, кто не вынес такфир кафиру сам кафир» Нет! Среди ученых существует некоторое разногласие в вопросе вынесения частного такфира в отношении некоторых джахмитов. Что же касается в общем, то есть общий такфир джахмитам, то более правильное мнение (из этого разногласия), то что джахмиты кафиры и в общем и в частности. Сам Джахм ибн Сафван кафир, и в общем и в частности. Однако ибн Теймийя передаёт от некоторых саляфов, что они не выносили частный такфир (некоторым джахмитам). Поэтому тут нельзя применять правило: «Тот, кто не выносит такфир кафиру сам кафир». Учёные единогласны в том, что тот, кто не выносит такфир мушрикам, или сомневается в их неверии, или считает их путь правильным, или считает что их порядок (закон и т.д) более правильнее и лучше, чем руководство Аллаху и Его посланника, или если ненавидит что-либо из религии, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение, даже если и совершает это - тот кафир. Потому что у него отсутствует покорность Аллаху посредством таухида, подчинение Ему посредством служения, и проявление непричастности к ширку и мушрикам. Кади 'Ияд сказал: «Поэтому мы выносим такфир каждому, кто исповедует какую-либо религию помимо Ислама, или останавливается в отношении них (не выносит такфир не мусульманам) или сомневается (в их неверии), или считает их путь правильным. Даже если при этом он выявляет Ислам, и убеждения Ислама», т.е. даже если убежден, что Ислам истинная религия, но говорит при этом что иудеи на истине, или что другие религии и пути ведут к тому, же к чему ведёт Ислам - эти слова считаются куфром. Поэтому Кади 'Ияд выделил, сказав: «И даже если он при этом выявляет Ислам, и убеждения Ислама, - будучи убежденным при этом что любой путь является ложным - то он кафир, по причине того, что выявил противоречие этому». Аллах Всевышний разъясняя куфр христиан сказал: لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلَاثَةٍ «Уже стали неверующими те, которые сказали: «Аллах – третий из трех [один из троицы]»» (5:73). Аллах вынес решение о них, что они неверующие. Тот, кто скажет что они не кафиры получается считает ложным этот текст, следовательно становиться кафиром. Всевышний сказал: لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَم «Уже стали неверными те, которые сказали: «Поистине, Аллах – Мессия, сын Марьям». (5:72). Если кто-то скажет иначе (противореча слову Аллаха) станет таким же кафиром. Сказал Ибн аль Кайим: «Недозволительным является то, что когда Аллах называет какую-то личность кафиром, не называть её так», а в данном случае и имя и решение о неверие приходят вместе: «Уже стали неверными те, которые сказали: «Поистине, Аллах – Мессия, сын Марьям»». Всевышний Аллах сказал о неверие иудеев: فَبِمَا نَقْضِهِمْ مِيثَاقَهُمْ وَكُفْرِهِمْ بِآيَاتِ اللَّهِ «И (пало на них проклятие Аллаха) за то, что они нарушили свой завет, и были неверующими в знамения Аллаха» (4:155). Следовательно, иудеи кафиры. Аллах сказал о иудеях: وَلَمَّا جَاءَهُمْ كِتَابٌ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِمَا مَعَهُمْ وَكَانُوا مِنْ قَبْلُ يَسْتَفْتِحُونَ عَلَى الَّذِينَ كَفَرُوا فَلَمَّا جَاءَهُمْ مَا عَرَفُوا كَفَرُوا بِهِ ۚ فَلَعْنَةُ اللَّهِ عَلَى الْكَافِرِينَ «К ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее правдивость того, что было у них. Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!» (2:89) Этот аят указывает на то, что иудеи кафиры. Пришли прямые тексты, указывающие на неверие иудеев и христиан. Пришло единогласие на это. Этот вопрос известен из религии по необходимости. Тот же, кто спорит в этом вопросе, впадает в неверие. Это и имел в виду шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб в данном пункте. Аллах сказал: وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон». (3:85). Сказал шейху ль ислам ибн Теймийя относительно данного аята: «Это указывает на то, что любой, кто исповедует не Ислам, его деяния не будут приняты, и в Ахирате он окажется в убытке. Этот аят указывает на обязательность исповедания Ислама, и на ложность всего остального. Передаётся от Абу Хурайра, от пророки мир ему и благословение: وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، لاَ يَسْمَعُ بِي أحد من هذه الأمة لا يَهُودِيٌّ، وَلاَ نَصْرَانِيٌّ، ثُمَّ يَمُوتُ وَلَمْ يُؤْمِنْ بِالَّذِي أُرْسِلْتُ بِهِ إِلاَّ كانَ مِنْ أَصْحَابِ النار «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада! Если кто-либо из этой общины, будь то иудей или христианин, услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, то он непременно окажется обитателем Огня». « Муслим, 153». Ан Навави в «шарх Муслима» сказал: Слова пророка: «Если кто-либо из этой общины», т.е. тот, кто был в моё время (время пророка) и после меня до судного Дня. Постановление общее, шариат установлен до конца дней земных, и подходит в любое время и для любого места. Это указывает на то, что такие убеждения касательно иудеев и христиан будут до судного Дня (т.е. убеждение в том, что они кафиры). Каждый из людей писания обязан был войти под подчинение пророка. Пророк упомянул лишь иудеев и христиан (помимо остальных мушриков, кафиров) предупреждая о том, что все остальные в таком же положении. Потому что иудеи и христиане являются представителями людей Писания, а раз их положение таково, вместе с тем, что у них есть Писание, то положение остальных, у кого нет Писания, тем более (будет таковым). А Аллаху ведомо лучше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|