Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 6 глава




Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Убейте того, кто поменял религию», учёные единогласны в том, что казнить вероотступника является обязательным. Передаётся от Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, Муаза, Абу Мусы аль Ашари, Ибн Аббаса, Халида и других сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, единогласие в этом вопросе, и никто из них не отрицал этого. Разногласия лишь в том, предоставляется ли вероотступнику отсрочка для покаяния или нет. Учёные разделились на два мнения в этом вопросе. Слова пророка указывают на то, что казнь должна быть совершена сразу после акта вероотступничества, без промежутка в три дня и т.д. для предоставления покаяния. Не три дня, не больше, не меньше. Это прямое, явное указание. Пророк, мир ему и благословение сказал:

لا يحل دم امرئ مسلم يشهد أن لا إله إلا الله ، وأني رسول الله ، إلا بإحدى ثلاث: الثيّب الزاني ، والنفس بالنفس ، والتارك لدينه المفارق للجماعة رواه البخاري ومسلم

«Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев: когда казнят женатого человека, совершившего прелюбодеяние; когда лишают жизнь за жизнь; и когда кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину». аль-Бухари Муслим. Под покиданием общины тут подразумевается неверие.

Если утверждено вероотступничество, то его отделяют от жены, если он умрёт на этом, то он не наследует и от него не наследуют. Пророк мир ему и благословение сказал:

لا يرث المسلم الكافر، ولا الكافر المسلم

«Муслим не наследует от кафира, и кафир не наследует от муслима». Ибн Кудама сказал: «Тот, кто впал в вероотступничество, будь то мужчина, или женщина, то его призывают к покаянию в течении трёх дней, держа под ограничением (заключением). Если вернётся в Ислам, отказавшись от вероотступничества, то это прекрасно, если нет, то казнят».Что касается его положения в ахирате то Аллах сказал: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217). Его положения в ахирате таково что, если установлено что он умер вероотступником, то его ждёт все то, что и кафира.Как мы упомянули, становятся дела тщетными, при условии что он умер будучи неверным.

إِ نَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَمَاتُوا وَهُمْ كُفَّارٌ فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْ أَحَدِهِمْ مِلْءُ الْأَرْضِ ذَهَبًا وَلَوِ افْتَدَىٰ بِهِ ۗ أُولَٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ وَمَا لَهُمْ مِنْ نَاصِرِينَ

«Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытается откупиться этим. Им уготованы мучительные страдания, и не будет у них помощников». (3:91)

وَمَنْ يَكْفُرْ بِالْإِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон». (5:5)

Автор сказал: «Первое это ширк в поклонении Аллаху Всевышнему:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ

Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». (4:48)

إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ ۖ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников». (5:72)». Автор, после упоминания этих двух аятов, приведённых в качестве доказательства, сказал - что ширк относится к нарушающим Ислам пунктам. «К нему относится - т.е. к ширку - жертвоприношение не Аллаху, как тот, кто принес в жертву джинну или могиле». Автор привёл два примера, которые чаще всего встречались в его время. «Первое» - т.е. первый пункт -из пунктов нарушающих Ислам. Шейх начал с придания Аллаху сотоварища, потому что это самый великий грех перед Аллахом. Это недостаток в «таухиде ар рубубия», а так же в «аль улюхия». Этот грех нарушает таухид, с которым Аллах ниспослал книги, и послал пророков, Таухид на котором единодушны все мусульмане - свидетельство «что нет божества кроме Аллаха», является поклонением единому Аллаху, не имеющего сотоварища, к Которому нужно обращать свои мольбы и только к Нему Одному, не страшиться никого помимо Него, не полагаться ни на кого кроме как на Него, посвящать свою религию только Ему Одному. Самая великая, совершенная, превосходная основа, которую утвердил и обязал Аллах в Коране это таухид «аль улюхия ва аль ибада (единобожие в божественности и поклонении)». Поэтому то, что нарушает эту основу, является самым великим проступком.Самое важное, что человек должен изучать, и о чем должен проявлять заботу это изучение и знание опасности придания Аллаху сотоварища - ширк.Некоторые изучают и занимаются осмыслением и пониманием некоторых других нарушений связанных с ширком. Однако это ошибка, противоречащая пути салафов. Поэтому правильно для студента осмысливать и изучать цель шариата в отторжении и непринятии ширка, видов ширка, и все что связано с ширком, малым или большим.Это указывает на то, что забота в изучении данного нарушения Ислама должна быть важнее всего остального.

У слова «ширк» есть как лексическое, так и шариатское значение. В языке это означает «вхождение в компаньонство», соучастие. Если смотреть со стороны таухида в поклонении, посвящение поклонения кому-то помимо Аллаха то это ширк, т.е. придание Аллаху соучастника в поклонении. Таким образом, понимается, что слово ширк, заимствовано из слова ширака - соучастие.

Совершить ширк по отношению к Аллаху означает придать ему компаньона – соучастника во владычестве. Так же слово ширк имеет значение «доля». Этот смысл так же присутствует в шариатском значении, потому что тот, кто посвятил поклонение кому-то помимо Аллаха, то установил для Аллаха того, кому посвящает долю поклонения. Так же уравнял кого-то наряду с Аллахом. Сделал сотоварища Аллаху, держа его объектом поклонения. Все эти три значения присутствуют и в шариатском значении слову ширк. Что касается шариатского значения слову ширк, то это сделать для Аллаха равного в божественности, господстве, в именах и качествах. Потому что таухид делится на три части. Каждая из этих частей является противоположностью такого же вида ширка. Если мы говорим что «таухид ар рубубия» это единение Аллаха в Его действиях (как сотворение, управление, установление законов), то в этом виде ширк (это нарушение данного таухида, который) бывает как малый, так и большой. Так же обстоит дело и с таухидом в поклонении и имен качества. В этом случае понятие «ширк» оно более широкое, нежели понимание ширк - это нарушение таухида поклонения и только. Однако таухид поклонения (аль ибада) охватывает собой все его виды, потому что нарушение «таухиду ль ибада» приводит к нарушению всёх трех видов ширка. Однако пошла такая традиция у учёных имамов призыва, как у шейха Мухаммада Ибн Абдульваххаба, и тех кто после него из числа учеников и детей, внуков что они имели под ширком в поклонении ширк в «таухиде аль ибадати», потому что реальность была такова. Таким образом Аллах установил что ширк это приравнивание к Аллаху в «таухиде аль улюхия»или а «рубубия» или «асмаъ ва сыфат».

Шейху ль Ислам Ибн Теймийя сказал: «Основа ширка - это приравнивание Аллаха с его творениями, в том чего удостаивается только Он». Не дозволено приравнивать кого-то к Аллаху, тот же, кто поклоняется кому-либо помимо Аллаха, или же уповает на кого-либо помимо Него, тот мушрик. Ибн аль Кайим относительно ширка сказал: «Это когда считают кого-либо помимо Аллаха на равных с Ним, любят так, как любят Аллаха. Ширк это то, что содержит в себе приравнивания божеств язычников с Господом миров». Приравнивание - придание Ему подобного, поистине никто не придаёт Аллаху подобного - не уподобляет кого-либо во всех делах (т.е. не бывает так, что Аллаху придают равных во всем), тот же, кто поклоняется помимо Аллаха или уповает на кого-то помимо Аллаха, тот мушрик.

Ибн аль Кайим разъяснил смысл значения приравнивание: «Поэтому они говорят, находясь в аду:

تَاللَّهِ إِنْ كُنَّا لَفِي ضَلَالٍ مُبِين إِذْ نُسَوِّيكُمْ بِرَبِّ الْعَالَمِين

«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров». (26:98-99) Это приравнивание было не в сотворение, не в наделении уделом, не в чем либо ещё, это равнение было в поклонении, потому что они поклонялись этим божествам так же, как поклонялись Аллаху. Они не разделили между Истинным достойным поклонения, и ложными объектом поклонения». Ибн аль Кайим сказал: «Вместе с тем, что они признавали то, что Аллах единый Творец, Создатель всего, Господь и Владыка всего, и то что их божества не могут сотворить и наделять уделом, не могут оживлять и умерщвлять. Это приравнивание было лишь в любви, возвеличивании, и поклонении, так же как и у большинства мушриков».

Таким образом, данный ширк, в таком смысле более обобщен в значении, не смотря на то, что его значение имеет некоторые общие шариатские формулировки, в вопросе ширка поклонения в теме таухида поклонения. То есть, это тот вид таухида в котором была конфронтация пророков с их народами, поэтому Аллах сказал:

فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَنْدَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ

«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». (2:22) этот аят служит определением понятию ширк, т.е. приравнивание Аллаху.

Ибн Масуд сказал: ««Равный» в аяте имеется в виду равный из людей которому подчиняются в ослушании Аллаха», т.е. в общее понятие ширка Ибн Масуд ввёл понятие «ширк в подчинении» «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно», потому что подчинение является одним из видов поклонения, и если приравнять между Аллахом и кем-то ещё в поклонении будет ширком, то приравнивание между Аллахом и кем-то в служении, тоже есть совершение ширка. Всевышнний Аллах сказал:

وَإِنْ أَطَعْتُمُوهُمْ إِنَّكُمْ لَمُشْرِكُونَ

«Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками». (6:121) равный из людей которым подчиняются в ослушании Аллаха. Ибн Аббас в комментарии аята: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно», сказал: «Похожие (т.е.не делайте похожими на Аллаха кого-либо)». Икрима в отношении этого аята сказал: «Это когда люди говорят: «если бы не собака, то вор зашёл бы в дом, если бы собака не полаяла в доме... и т.д.» Аллах запретил им придавать сотоварища Ему в чем-либо, и поклонятся кому-либо помимо Него, или держать равных в подчинении. Так же он сказал: «Как нет у Меня сотоварища в сотворении, в наделении уделом, владычестве над вами, в наделении благами, так же едините Меня в подчинении. Так же как вы признаете «таухид рубубия», то из этого обязательно исходит признание «таухида в поклонении». Поэтому аргументация в Коране приходит в некоторых местах на утверждение «таухида улюхия – поклонения», а в других на «таухид в рубубии». Тот, кто признал «таухид рубубийя», то он обязан признавать «таухид поклонения», и поклоняться Мне искренне. Не придавайте Мне сотоварища, равного, из числа Моих творений. Поистине вы знаете что все, что вам дано, даровано от Меня». Данный аят общий, в котором подразумеваются все мушрики, из числа мушриков арабов, людей писания, т.е. он не касается какой-то отдельной группы мушриков и только.

Поэтому, как привел Ибн Джарир ат Табари, Ибн Аббас сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении двух групп в общем - кафиров и лицемеров. Также Ибн Джарир упомянул что значение аята входят кафиры и мушрики:««Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно», т.е. не придавайте Аллаху сотоварища, приравнивая, который не может ни принести пользу не причинить вред, в то время как вы знаете, что нет у вас другого Господа наделяющего вас уделом. Вам известно, что единобожие, к которому призывает вас пророк, есть истина, вне всякого сомнения».

От Абдулла Ибн Масуда передаётся:

سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيُّ الذَّنْبِ أَعْظَمُ ؟ قَالَ: أَنْ تَجْعَلَ لِلَّهِ نِدًّا وَهُوَ خَلَقَكَ

«Я спросил пророка, мир ему и благословение, какой грех самый великий?» Пророк ответил: «Придавать Аллаху равного, в то время как Он тебя создал». «Аль Бухари», «Муслим». Данный хадис называют определением для ширка. Сторона аргументации этим хадисом в том, что Ибн Масуд спросил о самом великом грехе. Известно, что самый великий грех это придание Аллаху сотоварища. Так же на это указывает хадис, переданный от Абу Бакрата, от его отца:

ألا أنبئكم بأكبر الكبائر ؟ - ثلاثا - قلنا: بلى يا رسول الله ، قال: الإشراك بالله

«Мы были возле посланника Аллаха, мир ему и благословение, когда он сказал: «Не поведать ли мне вам о трёх самых тяжких грехах? Придание Аллаху сотоварища…», это указывает что слова: «придавать Аллаху равного, в то время как Он тебя создал», указывает на шариатскую суть значения понятию ширк. Так же как и таухид указывает на шариатскую суть значения, т.е. само слово является шариатским термином по смыслу и по значению, т.е. тот, кто повелел соблюдать таухид (пророк, мир ему и благословение) он же и растолковал его значение, так же и с запретом ширка, было растолковано, что это самый тяжкий грех в Исламе.

Автор сказал: «Ширк в поклонении». Он конкретизировал вид ширка, поставив его первым из видов ширка. Ширк - это общее понятие, которое охватывает ширк в рубубии в улюхии в асма ва сыфат. Однако ширк в поклонении (улюхия) является одним из видов. Автор упомянул данный вид, из-за того, что именно в нем произошло противостояние, в ширке в поклонении Аллаху. Поклонение не будет действительным без двух условий: 1) искренность перед Аллахом, 2) следование Сунне. Следование в свою очередь нуждается в объединении двух вещей. Известно, что поклонение это термин, вбирающий в себя все что любит Аллах, чем доволен, из слов, дел, явных и скрытых. Поэтому согласно словам учёных, утверждение таухида не будет полноценным, без знания, что есть поклонение и каких видов оно бывает. Если нет знания об этом, то не будет утверждено две вещи: 1) не утвердиться что Господь является объектом поклонения, если неизвестно как Ему поклоняться, и посредством чего. 2) если не известно, что есть поклонение - будь то слова, действия, убеждения, или внешние поступки - то порой может произойти так, что некоторые виды поклонения будут посвящены не Аллаху, не зная, что это акт поклонения, и тем самым произойдёт поступок ширка.

Понимать, что из себя представляет поклонение является индивидуальной обязанностью, следует беспокоиться об этом, и знать в каком случае выноситься решение о том, что слово, дело, или убеждение является поклонением, а в каком нет. Потому что если будет установлено что это поклонение, является обязательным, чтобы оно было посвящено Аллаху. Следовательно, если оно будет посвящено кому-то помимо Аллаха, то будет рассматриваться как большой ширк. Ведь посвящение поклонения не Аллаху это ширк, в основе своей большой ширк. В поклонении должны присутствовать две вещи: 1) искренность, противоречащая ширку 2) следование Сунне, противоречащее нововведению. Вывод такой: ширк и нововведение это два явления противоречащих двум условиям в утверждении (в действительности) поклонения. Автор обусловил (выделил) именно ширк в поклонении, не с целью отрицания другого вида ширка, а с целью указания на то, что это является нарушением таухида в поклонении, по причине которого Аллах ниспослал книги и послал посланников. Ведь посланники, и книги были отправлены для призыва к таухиду аль ибада - поклонение. Чтобы никто ошибочно не подумал из-за слов автора, что существует только ширк в поклонении, потому что существует так же и ширк в рубубйи и в аль Асма ва ас Сифат.

Возникает вопрос: разве пророки были посланы для призыва к таухиду ар рубубия? Ответ: нет, они были посланы лишь для призыва к таухиду аль ибада, и для этого же были ниспосланы книги. Второй вопрос: пророки и посланники призвали к таухиду ар рубубийя? Ответ: да, призывали! Пророки были отправлены для утверждения на земле таухиду аль ибада, чтобы люди поклонялись своему Создателю, (но это не говорит о том, что они не призывали к таухиду ар рубубия) чтобы утвердить слова Аллаха:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Это и есть то, ради чего были посланы пророки, более того приходит прямое указание текста на это:

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوت

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». (16:36). Каждый посланник призывал свой народ:

فَقَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ

«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него». (7:59) Это указывает на то, что призыв был основан на таухиде аль ибада, но не обязательно из этого что пророки, или их последователи, из числа учёных, не призывали к таухиду ар рубубийя и таухиду аль асмаъ ва ас сыфат. Правило: «Тот, кто посвятил какой-либо вид поклонения не Аллаху является мушриком», - это правило относится к таухиду аль ибада.

Посвящение чего-то из него не Аллаху

есть ширк - самое мерзкое из запретного

Ширк бывает двух видов: 1) большой, 2) малый. Доводом на это служит исследование, шариатское разделение. Как определили, что есть большой ширк? Определили его наличием существования малого ширка. Посредством извлечения решения из доводов. Достоверно известно от пророка, мир ему и благословение что он сказал:

أخوف ما أخاف على أمتي الشرك الأصغر – فسئل عنه فقال: الرياء

«Больше всего я опасаюсь за вас совершения малого ширка». Его спросили, а что это, пророк ответил: «показуха»». Известно, что если есть малый ширк, то в противовес ему в обязательном порядке вытекает что есть и большой ширк. Так же известно, что малый ширк не выводит человека из религии. К тому же известно, что общая формулировка «ширк», пришла в шариате без конкретизации на большой, однако известно что данный ширк выводит человека из религии. Следовательно, посредством упорядочивания двух, отличающихся друг от друга положений, пришли к выводу, что есть малый и большой.

На малый ширк пришли прямые тексты, на большой ширк нет прямых текстов, поэтому мы говорим если ширк описан малым, то в противовес ему большой ширк. Так же и в вопросе увеличения Имана. Нет текстов указывающих на уменьшение Имана (есть только на увеличение). Некоторые учёные ахль сунна сказали, следует остановиться и не говорить, что вера уменьшается, так как нет прямого текста с указанием на это. Однако нет нужды останавливаться, потому что в обязательном порядке вытекает - что если есть увеличение, то в противовес должно быть и уменьшение веры. Таким образом, увеличение веры установлено прямым текстом из довода, а уменьшение посредством аргументации обязательного следствия (даляляту аль ильтизам). Известно, что постановления шариата подобно тому, как устанавливаются посредством аргументации соответствия (далядяту аль мутабака) и аргументацией содержания (даляляту ат тадаммун), так же и аргументацией обязательного следствия (даляляту аль ильтизам). Надо так же обратить внимание на то, что приводя довод на большой ширк из аята, или хадисом или иджмой не всегда будет достаточным опираться только на текст, а необходимо знать сторону аргументации данным доводом, поэтому необходимо знать, каким образом тексты доводов являются указанием на доказываемое постановление (хукм). Так же бывает порой, что используются в качестве доводов аргументация соответствия, содержания или обязательного следствия, однако всегда ли это бывает уместным? Это уже отдельный вопрос, касающийся ошибок в аргументации, а не в самом доводе. Довод бывает утвержденным, однако форма, способ аргументации может быть ошибочным. Поэтому, как мы ранее сказали, знание довода, просто слушанием, не выводит слушателя из ранга мукаллида, пока он не узнаёт способы правильной аргументации, как надо правильно извлекать постановление из текста. Поэтому недостаточно заучить и запомнить доводы, потому что это не выводит человека из ранга мукаллида.

Итак, как мы сказали ширк бывает двух видов: большой и малый ширк, согласно доводам исследования, так же пришёл текст, указывающий на малый ширк, обязательным следствием которого является установление (наличие) большого ширка. Однако основой является большой ширк. В большинстве случаев в Коране приходит упоминание о ширке, значение которого большой ширк. Поэтому слово ширк стало как буквальное шариатское значение (хакика аш шар'ия) с двух сторон: 1) значение - буквальное шариатское. 2) употребление слова ширк в общем смысле, используется на большой ширк. Поэтому если произойдёт спор относительно слов Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» - охватывает ли данный текст малый ширк или нет, то более достоверно то, что ширк тут конкретизирован большим. А что касается правила усулиев, или языковедов то (они учитываются лишь когда их) сопоставляют с шариатским использованием слову ширк. Согласно правилу использование этого слова в общем смысле подразумевает значение большого ширка, и не входит в него значение малого ширка.

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников». (5:72) неопределённая форма у с условием, в данном тексте, указывает на обобщённый смысл, содержащий в себе как большой так и малый ширк, но вместе с этим по единогласию учёных в аяте указание только на большой ширк. Согласно правилу мы говорим: ширк в Коране имеет два прямых шариатский значения: 1) со стороны смысла, пример - Аллах сказал: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». (2:22) «Когда равняли вас с Господом миров». (26:98). Так же пророк мир ему и благословение сказал: «Придавать Аллаху равных в то время как Он тебя создал», толкование ширка этими текстами ясное. Стоит запрет, а так же стоит толкование того, что есть в сущности ширк. И потом, в Коране не пришла конкретизации, пришли аяты, в большинстве которых указано что речь идёт о большом ширке. Это называется прямым значением установленным в обиходе (хакика урфийя).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...