Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 8 глава




Ибн Теймийя сказал: «Тот, кто не признал внутренне и внешне то, что Аллах не примет иную религию, помимо Ислама, тот не мусульманин. Тот, кто не принял что после послания Мухаммада, мусульманином может быть только тот, кто уверовал в него и последовал за ним внутренне и внешне. Тот, кто не считает запретным исповедание религии иудеев и христиан после послания пророка, мир ему и благословение, и более того, кто не выносит им такфир, не проявляет к ним ненависти, тот не является мусульманином.

В книге «аль Иктида…» ибн Теймийя сказал: «Слова говорящего: «Объект поклонения один, а пути разные», и тому подобные слова и поступки содержащие то, что религия которая отменена и заменена, будь то иудеев и христиан, приводит к Аллаху, или считать хорошим что-то что противоречит религии Аллаха, или исповедание чего-либо из этого (ложных религий) и т.д., все это является проявлением неверия в Аллаха, Его посланника, в Коран, в Ислам, без какого либо разногласия. Это даёт понять тебе, полноценность положения шариата ханифия (единобожия) и некоторых постановлений вмененных Аллахом посланнику мир ему и благословение, требующих отличаться от неверных, во всех делах, чтобы это отличие было явлением, отделяющим от дурного, отдаляющим от того, в чем погрязли люди. Так же, он сказал: «Они заявляют что мусульмане, но возвеличивают при этом этих кафиров, отдавая им предпочтение над религией мусульман, подчиняясь им больше чем подчиняются Аллаху и Его посланнику, проявляя к ним дружбу больше, чем к верующим. При вынесении решения обращаются к их старейшинам, которые выносят им решения времён джахилии, а не обращаются за решением Аллаха и Его посланника. Так же их верховные министры и другие ставят религию Ислам на одном уровне с иудаизмом и христианством, заявляя при этом, что это все пути, ведущие к Аллаху, подобно четырём мазхабам у мусульман. Далее, из них есть те, кто отдаёт предпочтение религии иудеев или христиан, так же есть и те, кто отдает предпочтение Исламу, (признавая при этом и другие религии) это мнение распространилось у них, даже среди их учёных и абидов (усердно поклоняющихся), особенно у джахмитов. На них оказало сильное влияние философия. Это является мазхабом многих философов, или большинства из них. На этих воззрениях многие христиане, или большинство из них, так же и иудеи. Есть среди них и те, кто пошел ещё дальше в ересь. И я видел то, о чем места не хватит рассказать. Известно из религии по необходимости, согласно единогласию мусульман то, что если кто-либо допускает исповедания какой-либо религии помимо Ислама, или допускает следовать какому-либо другому шариату, помимо шариата Мухаммада, мир ему и благословение, то он кафир, и это подобно куфру тех, кто уверовал в часть Писания и не уверовал в другую часть. Как сказал Аллах Всевышний:

إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيُرِيدُونَ أَنْ يُفَرِّقُوا بَيْنَ اللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيَقُولُونَ نُؤْمِنُ بِبَعْضٍ وَنَكْفُرُ بِبَعْضٍ وَيُرِيدُونَ أَنْ يَتَّخِذُوا بَيْنَ ذَٰلِكَ سَبِيلًا أُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا ۚ وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُهِينًا

«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», - и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения». (4:150-151) этот аят относится к иудеям и христианам, а так же к философам которые веруют в часть Писания и не веруют в другую часть. Следовательно, тот, кто не выносит такфир мушрикам, или сомневается в их неверии, или считает их путь правильным, становится кафиром». Это единогласное мнение, как об этом сказал шейху ль Ислам ибн Теймийя да помилует его Аллах.

Все эти пункты нарушающие Ислам, ясные, разъясненные и установлены по единогласию. Однако они в данном случае нуждаются в подкреплении доводами, так же нуждаются в конкретизации со стороны слов учёных, в соответствии с пониманием Корана и Сунны, ранее мы говорили о первом пункте – «Ширк в поклонении Аллаху», так же и о втором - «Установление посредников между творениями и Господом», что является куфром по единогласию, как на это указывают тексты. Третий пункт связан со значением таухида заключающегося в проявлении непричастности к ширку и мушрикам.

 

Четвёртый пункт.

Четвёртый пункт также связан с двумя свидетельствами. В итоге основой, к которой возвращаются все эти пункты - это два свидетельства. Возвращается либо к свидетельству что «нет божества кроме Аллаха», либо к «Мухаммад посланник Аллаха», либо к обоим вместе. То есть, в нарушении рассматривается либо оставлении обязательного, из обязанностей вытекающих их первой части свидетельства, или из второй, или же оставление обязательного связанного с двумя свидетельствами.

Данный, четвёртый пункт нарушения, связан с нарушением обязательств двух свидетельств, т.е. связан со свидетельством «нет божества кроме Аллаха», и так же со свидетельством что «Мухаммад посланник Аллаха», потому что имеет отношение к суду по закону Аллаха. Как известно (об этом говорилось ранее) скрытым является то, что положение «решения по закону Аллаха» входит в таухид, является составной таухида. Мы говорили ранее, что это одна из частей «ат таухида ар рубубийя». И подобно тому, как мы говорим, что Творец и (атрибут) сотворение, являются частями таухида ар рубубийя, и если кто-то утвердит возможность творить, для кого-то другого помимо Аллаха, то станет мушриком совершившим большой ширк, так же если утвердит (признает) решение (суд) за кем-то помимо Аллаха - в той форме, которую мы упомянем позже - то станет мушриком совершившим большой ширк.

Тот, кто скажет: «Нет иного творца помимо Аллаха», то будет единобожником. Так же если скажет: «Нет иного правителя помимо Аллаха», то будет единобожником. Но если атрибут «творение» припишет другому, то станет мушриком, это очевидная вещь, так же если установит право решения за кем-либо помимо Аллаха, то станет мушриком. И нет никакой разницы между этими примерами. Потому что вершить суд - из дел Всевышнего Аллаха. Так же как и творить - из дел Всевышнего. Вынесение решения согласно ниспосланному (Корану, шариату) Аллахом связано так же с «ат таухидом аль улухийя». Поистине вынесение решения является одним из видов поклонения рабов Аллаху, поэтому недопустимо устанавливать для решения, или для обращения на суд ничего, кроме Его решения (шариата):

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ ۚ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут суда времен невежества?» (5:50).

إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ

«Воистину, религией у Аллаха является ислам» (3:19).

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65). Есть множество аятов указывающих на то, что мусульманин соблюдающий обязанности свидетельства «нет божества кроме Аллаха», когда хочет обратиться на суд, то обязано обратиться на суд шариата Аллаха, к Корану и Сунне, а если же обратится не к шариату Аллаха, то совершает запретное.

Решение по закону Аллаха так же связано с Именами и Атрибутами Аллаха. «Аль Хакам» - Судья - одно из имён Аллаха, т.е. имя «Аль Хакам» - Судья связано с атрибутом «Решение, Судейство» подобно тому, как мы говорим «аль Алим» - Всезнающий т.е.Аллах описан атрибутом «Знание», если же всезнание связать с кем-либо из Его творений, в то время как этот эпитет является особенностью Аллаха, то совершивший это становится мушриком. Вопрос ясный, понятный. Поэтому рассмотрение этого вопроса в первую очередь будет со стороны утверждения таухида посредством него (решение по закону Аллаха), связи между ними (таухида и решения по закону Аллаха), а затем через аяты указывающие на это, т.е. студент, который хочет рассмотреть этот вопрос, должен связывать его с пониманием таухида свидетельства что «нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха».

Если человек избирает себе судьей не Аллаха Всевышнего, то будет ли действительны (правильно поняты, соблюдены) его слово что «нет божества кроме Аллаха - нет истинного достойного поклонения кроме Аллаха?» Нет! Ведь они означают что объект поклонения, к которому обращены искренние поклонения - это Аллах. И если человек установит себе какое-то творение, к которому он будет обращаться на суд, помимо Аллаха, то будет ли он тем, кто единит Аллаха, считая Его единственным достойным поклонения?! Ведь слово божество (аль Илях) означает объект истинного поклонения, которому поклоняются с любовью, возвеличиванием, подчинением, приближением, и т.д. И если человек установит кого-нибудь помимо Аллаха, к кому будет обращаться на суд, избрав его себе судьей, то тем самым нарушит свидетельство что «нет божества кроме Аллаха». Так же это нарушение связано со второй частью свидетельства что «Мухаммад посланник Аллаха». С нарушением подчинения велениям пророка, мир ему и благословение. Если человек подчиниться кому-либо помимо пророка, если изберет для себя его (не пророка) шариат, его законы и т.д. ставя его судьей, судящего, среди людей этими законами, то такой человек не исполнил то, на что указывает свидетельство что «Мухаммад посланник Аллаха», следовательно, его свидетельство недействительно.

Шейх Мухаммад ибн Абдульваххаб сказал: «Четвёртый пункт (нарушения Ислама): Кто убеждён что чьё то руководство совершеннее, чем руководство посланника Аллаха, или же убеждён что чьё либо решение лучше, чем решение посланника Аллаха (- тот кафир). Как тот, кто отдал предпочтение решению тагута над его (пророка) решением - тот кафир». Это предложение имеет общий смысл, а не является конкретизированным касательно двух вопросов, затрагиваемых в нем. Кто-то может возразить, сказав, что решение связано с убеждением, однако это не правильно, решение (вынесение такфира за предпочтение суда тагута) не связано только с убеждением по двум причинам:

1) у шейха Мухаммада ибн Абдулваххаба есть другие слова, в другом месте, в котором он связал решение, только лишь за избрание суда тагута. В его маленькой книге «Руусу Тавагит» он говорит что тагутов великое множество, и среди них он перечислил во-первых; правителя который заменил закон Аллаха, во-вторых; правителя судящего не по закону Аллаха. Заменивший закон Аллаха делает это с наличием убеждения, а что касается второго - судящего не по закону Аллаха, он не всегда делает это с наличием убеждений (что этот закон лучше, или тоже приемлем), позже будет приведены его слова прямым текстом.

2) судящий не по закону Аллаха, становится кафиром, и нет разницы сделал он это с убеждением или без. Если мы говорим что заменяющий закон Аллаха не заменяет закон не иначе как с убеждением (по другому и представить не возможно), то тот, кто судит (или правит) не по закону Аллаха, может так поступать с отсутствием убеждений (т.е. возможно представить что человек судит по закону, который считает хуже шариата). Наличие убеждения не являться условием для вынесения такфира, в данном случае, потому что судящий не по закону Аллаха, если знает, что этот поступок нарушает Ислам, то это становится для него разъяснением того, что его поступок является большим куфром. Мы ранее обсуждали это и были приведены слова ибн Аль Кайима относительно молитвы и положения того, кто её не совершает и т.д. и было сказано, что вынесение решения не по закону Аллаха бывает малым и большим куфром. Что касается малого, то он бывает в определённой конкретной ситуации, о чем ещё будет сказано. А что касается всего остального, то это является большим куфром, без какого-либо разделения, и нет там условия - наличие убеждений, для вынесения такфира в данном вопросе, не говорится - что такфир выносится только если он убеждён, что закон тагута лучше. Нет сомнения, что в этом вопросе куфр может разница, и быть один хуже другого, т.е. что тот, кто убеждён, что закон тагута лучше шариата Аллаха, он хуже, чем тот, кто судит по закону тагута не имея таких убеждений. Они оба в куфре, без сомнения, однако куфр первого хуже чем куфр другого.

А что касается разделения на совершение с убеждением, или без него, как в случае если этот поступок совершен считая его дозволенным (истихляль), то это относится к вопросам малого куфра, или как говорят по другому - куфр меньше куфра (т.е. если он совершён с убеждением, или с дозволением то это большой куфр, если без, то малый). Как об этом было сказано шейху ль Ислам ибн Теймийя, ибн аль Кайимом, Мухаммадом ибн Абдулваххабом, а так же Мухаммадом ибн Ибрахимимом, да помилует их Аллах.

Эта позиция известна от саляфов, к которой относят слова ибн Аббаса, т.е. то что решение не по закону Аллаха будет малым куфром, только в одном случае - когда это произошло один, или два раза, в конкретном случае. То есть, когда в основе лежит руководство шариатом при вынесении решения, но по причине какой-то прихоти, или из-за взятки, судья вынес решение, не установленное Аллахом, вместе с убеждением что в данном конкретном случае есть утвержденное Аллахом решение, и что иное решение является ослушанием Аллаху. Положение такого судьи такое же, как и любого грешника, совершившего тяжкий грех, типа прелюбодеяние, но такфир ему не выносится согласно позиции ахль Сунна ва ль Джамаат. Однако если он посчитает вынесение такого решения дозволенным, то становится кафиром, даже если не вынес его, подобно тому, который считает прелюбодеяние или ростовщичество дозволенным, даже если и не совершал его. В таком случае совершение данного поступка даже не является условием для такфира, достаточно лишь убеждения в том, что это дозволено. Тот, кто считает, что ростовщичество дозволено, тот кафир, даже если не ростовщик, ну а если он при этом ещё и ростовщик, то тяжесть греха увеличивается. Однако надо понимать, что в данном случае причина куфра это убеждение о дозволенности, а не совершение самого греха.

Наличие убеждений о дозволенности греха, – который (т.е. сам грех как воровство, прелюбодеяние) в своей основе не является куфром - является условием для такфира. Однако это касается только тех грехов, которые в своей основе не являются куфром. А что касается тех грехов, которые сами являются поступками большого куфра (как жертвоприношение не Аллаху, земной поклон идолу), то в них наличие убеждений о допустимой и т.п. не является условием для такфира. Такое условие (в поступках большого куфра) поставил лишь Джахм Ибн Сафван, по мнению которого «Аль Иман» - это всего лишь признание (тасдык), а «аль куфр» - это опровержение (такзиб). Следовательно, любой поступок, который Аллах сделал большим куфром, по мнению ибн Сафвана и его сторонников является указанием на куфр, но не куфром по сути (т.е. действие указывает на куфр, но будет куфром, или нет, зависит от убеждения совершающего). Поэтому у них установлено правило – «поклон идолу является указанием на куфр совершающего его». Они сказали - «(будет куфром, или нет, зависит) от отсутствия признания (этого поступка запрещенным, куфром) со стороны совершающего, однако сам по себе поступок не куфр (т.е. если он считает это куфром и совершает, то кафир, а если не считает, то нет)». Поэтому когда им приводишь доказательства со стороны шариата что это куфр, они отвечают – «нет, это указание на отсутствие признания (тасдыка) в сердце». То же самое они говорят в вопросах связанных с решением не по закону Аллаха (если они говорят такое в вопросе земного поклона идолу, то в вопросе решения не по закону Аллаха и удивляться нечему).

В итоге мы пришли к тому, что решение не по закону Аллаха бывает как большим так и малым куфром. Малый куфр в данном случае это то, что имел в виду ибн Аббас своими словами – «куфр меньше куфра», когда дела касается одного, или двух конкретных судебных решений (не по закону Аллаха, не по шариату), чуть позже будут упомянуты слова учёных по этому поводу, а что касается остального, то это большой куфр, в котором нет условия - «наличие убеждений». Если кто-то скажет что шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб обусловил данный пункт, наличием убеждений, сказав: «Тот кто убеждён», то мы ответим; что основой в отношении того, кто выносит решения не по закону Аллаха является то, человек не станет отклоняется от шариата, не иначе как с наличием убеждений, т.е. он понимает что выносит решение не в соответствии с законом Аллаха. Если от личности исходят действия, то они сопровождаются решительной волей, следовательно, любое действие совершенное добровольно, в основе является указанием на согласие. Установление этого не нуждается в дополнительных уликах. Поэтому, если человек отдаёт предпочтение закону неверия, а не шариату, то это его воля. Следовательно, добровольное действие указывает на согласие, довольство этим действием, а это значит, что нет повода возражать словам шейха, заявляя что он обусловил данное действия убеждением, и не привёл другой формы.

Мухаммад ибн Абдулваххаб сказал: «Тот, кто убежден, что чьё либо руководство более совершеннее чем руководство пророка, мир ему и благословение, то он кафир» - муртадд, потому что посчитал ложью то, что пришло в Коране Аллаха и Сунне Его посланника, мир ему и благословение». Аллах Всевышний сказал: «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда»( 17:9).

إِنَّ هَٰذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ وَيُبَشِّرُ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْرًا كَبِيرًا

 

Пророк, мир ему и благословение сказал на пятничной проповеди:

أما بعد، فإن خير الحديث كتاب الله، وخير الهديِ هديُ محمد، وشر الأمور محدَثاتها، وكل بدعة ضلالة. رواه مسلم

«А затем, поистине лучшая речь, это речь Аллаха, а лучшее руководство, это руководство Мухаммада» «Муслим». Нет никакого сомнения в том, что руководство Мухаммада самое совершенное, потому что это откровение:

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ

«Это - всего лишь внушаемое ему откровение»( 53:4). Поэтому объединились учёные на том, что Сунна - это второй источник шариата. Шариатские постановления одинаково извлекается как из Корана, так и из Сунны, будь то обязательные, или желательные. Сунна является самостоятельным источником права, так же как и Коран, в установлении дозволенного и запретного. Поэтому пришло от пророка, мир ему и благословение, когда он увидел у Умара книгу, которая досталась ему от людей Писания, что он сказал Умару, когда увидел у него книгу, полученную от людей Писания:

أمتهوكون (أمتحيرون) فيها يا ابن الخطاب؟! والذي نفسي بيده، لقد جئتُكم بها بيضاءَ نقية

«Разве вы в сомнениях и растерянности О Умар?!! Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, я пришёл к вам с ним (пророчеством, шариатом), чистым, явным, ясным» Ахмад.

Шариат пророка Мухаммада аннулирует все остальное, являясь при этом самым лёгким. Передаётся от ибн Аббаса что пророк, мир ему и благословение сказал:

أَحَبُّ الأَدْيَانِ إِلَى اللهِ الْحَنِيفِيَّةُ السَّمحةُ

«Самая любимая религия для Аллаха это чистейшая ханифийя (единобожие)» «аль Бухари, аль Адаб аль Муфрад». Данный хадис посчитал хорошим Хафиз ибн Хаджар в «Фатха ль Бари». Как же после этого чьё-то руководство, помимо пророка, может быть более совершенным?! Считать чьё-то руководство более совершенным будет отвержением того, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение. Если Коран указывает на самый правильный путь, то ведь нет ничего иного что указывает на обратное. Отрицающий данный текст является кафиром, согласно совокупности доводов, указывающих на вынесение такфира судящему не по закону Аллаха. Пророк, мир ему и благословение сказал:

والذى نفس محمد بيده لو كان موسى بين أظهركم ثم اتبعتموه وتركتمونى لضللتم ضلالا بعيدا

«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если бы Муса был среди вас и вы последовали бы за ним, оставив меня, то вы непременно бы впали в глубокое заблуждение». Аллах облагодетельствовал эту общину, усовершенствовав для неё религию посредством Мухаммада, мир ему и благословение. Аллах Всевышний сказал:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3), следовательно, Аллах не будет доволен ничем кроме Ислама, и мусульманину запрещено обращаться на суд к чему-либо помимо Ислама, как об этом сказал Всевышний:

إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ

«Воистину, религией у Аллаха является ислам» (3:19), так же сказал:

وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85). Поэтому любой, кто ищет другую религию является кафиром. Любой, кто желает, или обращается на суд тагута, или убеждён (что он тоже приемлем или лучше), или исповедует иную религию помимо Ислама, является кафиром.

Слова шейха: «Тот, кто убеждён, что решение кого-либо, помимо пророка, мир ему и благословение, лучше чем решение пророка», имеют такое же значение, как и предыдущие его слова в этом пункте. Если человек убеждён, что чьё-то руководство помимо руководства пророка, мир ему и благословение, совершеннее, то из этого обязательно выходит что он убежден, что оно и лучше чем руководство пророка.

«Как тот, кто отдает предпочтение суду тагута». Тагут бывает в совершении поклонения, так же бывает в решении. Любой, кто переходит границы в поклонении или же в решении (судействе) у учёных называется тагутом, данное название является шариатским:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...