Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 10 глава
Шейх Мухаммад Ибн Ибрахим, а так же шейху ль ислам ибн Теймийя разграничили между частичным решением, не по закону Аллаха, и полной заменой шариата, во всех решениях, или в большинстве из них. Поэтому мы хотим обратить ваше внимание на одну ошибку некоторых студентов, которые полагают что большим куфром будет только полная замена шариата. Однако это не так. Если был введён хотя бы один общий закон (как регламент) противоречащий шариату, то это такой же большой куфр, и нет разницы, заменили один закон шариата, или полностью шариат (разница только в тяжести куфра). Нельзя этот случай, путать с решением не по закону Аллаха в частной ситуации (пример которого был приведен выше). Если (к примеру) введут в вопросе воровства иное решение (как общий закон), вместо отсечения руки, а в остальном будут руководствоваться шариатом, то нет разницы между этим, и полной заменой шариата (разница только в тяжести греха), в обоих случаях это будет большим куфром. Поэтому любому кто говорит: (что тут) замена шариата не полная, и что шариат присутствует во всех остальных вопросах, следует ответить: нет разницы между полной заменой всего шариата, и полной общей заменой одного закона из шариата, в обоих случаях это вероотступничество по единогласию учёных -. Ранее было сказано что тот, кто отрицает известное из религии по необходимости является кафиром, и не нуждается в установлении довода, за исключением тех, двух категорий (это недавно принявший ислам, и живущий вдалеке от знания). Однако сейчас речь идёт о мусульманах и мусульманских странах, поэтому данный поступок является вероотступничеством. Если установлен закон, противоречащий закону Аллаха, как в том примере с отсечением руки вору, то это вероотступничество, да и в любом другом вопросе, который известен из религии по необходимости. Установление шариатского правления важнее, чем обязательность пятикратного намаза в день. Ведь установление шариата относится к соблюдению требований свидетельства - «нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха». Отказ от установления шариатского правления нарушает свидетельство.
В отличии от этого, вопрос молитвы имеет разногласие, (если мы говорим о приемлемости этого разногласия) что указывает на то, что намаз напрямую не относится к исполнению требований свидетельства что «нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха» (т.е. не сама молитва как таковая, а её исполнение, в том смысле что не исполнение молитвы по лени не становится причиной нарушения шахады). Если придет довод указывающий на то, что оставление молитвы не выводит из Ислама, то мы не выносим такфир, так же и хадж и пост. Следовательно, нет обязательной причинно- следственной связи между свидетельством и неверием оставившего намаз. Но, как было сказано, установление законов Аллаха вопрос другой, и не представляется возможным сказать, что этот вопрос отделён от двух свидетельств. Шейх ибн Ибрахим разделил между частичным решением (частным случаем) который не является регулярным, и общим установлением, к которому возвращаются во всех, или в большинстве судебных решений. Шейх утвердил, что это большой куфр, выводящий из религии. Потому что замена исламского шариата на выдуманный закон, является явным указанием на то, что заменяющий считает эти законы лучше, и более подходящим, чем законы шариата. Нет сомнения, что это большой куфр, нарушающий таухид. Любой, кто обращается на суд к тагуту, или судит по законам тагута, является кафиром. Это касается и того, кто доволен законом тагута, и того, кто недоволен (но при этом судит, или обращается на суд).
Шейх Аль Амин в своей книге «Авдау ль Баян» сказал: «Самым явным доводом в этом вопросе является то, что Аллах в суре «Ан Нисаъ» разъяснил что Аллах удивляется тем, которые хотят обратиться не на суд Аллаха, но при этом утверждают, что они верующие: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя». Аллах выражает удивление словами: «Разве ты не видел тех...», данная форма текста указывает на удивление. Аллах удивляется тому, как они могут заявлять о своём Имане, обращаясь на суд к тагуту, вместе с тем, что такое обращение является самым явным показателем отсутствия Имана в их сердцах. Шейх аль Амин сказал: «Удивление возникло по причине их заявления о Имане - что является наглой ложью - так как при этом происходит обращение на суд тагута. Поэтому если кто-то языком заявляет что шариат лучше, а на деле поступает иначе, то его заявление не будет принято от него, потому что вывод делается из поступков. Они заявляют своими языками, что уверовали в ниспосланное Мухаммаду, и в ниспосланное до Мухаммада, но вместе с этим желают обратиться на суд тагута. Аллах удивлён тому, как они заявляют о своей вере, но совершают этот большой куфр, указывающий на отсутствие веры в их сердцах». Далее шейх сказал: «Эти тексты небесного откровения, которые мы упомянули, предельно ясно выявляют что те, кто следует за выдуманными законами, которые установлены шайтанами через их сторонников, противоречат тому, что установил Аллах, через своих посланников, (следовательно) нет никакого сомнения в их неверии и многобожие ни у кого, кроме тех, кого Аллах лишил видения, ослепил от лицезрения света божественного откровения». Эти слова шейха очевидные понятные. Разве в них понимается, что шейх имел в виду обращение на суд тагута с убеждением (что этот закон лучше, или тоже допустим), и что если обращение было без убеждений - то это не куфр?! Нет, такое понимание слов шейха является возведением лжи на него! Так же шейх сказал: «Что касается законопорядка, противоречащего шариату Создателя небес и земли, то руководство им (ложным законом) является неверием в Создателя небес и земли». Просто вынесение решения не по закону Аллаха является неверием, без условия о наличии убеждений, что понимается из следующих слов шейха; «...как заявление что превосходство мужчины над женщиной в разделе наследства является несправедливостью, следует уравнять их долю в наследстве. Или как заявление о том, что многоженство является несправедливостью, или развод это несправедливое отношение к женщине, или что побивание камнями, отсечение руки и т.д. является недопустимой по отношению к человеку, дикостью». Все эти примеры указывают нам на то, что просто решение (без наличия убеждений) являются куфром. Тот, кто заявляет своим языком об этом, уже становится кафиром. Из этих примеров мы понимаем то, что шейх не поставил условие - «наличие убеждений», для вынесения такфира, в подобного рода вопросах.
Так же шейх сказал: «Вынесение решения этим видом законопорядка в обществе, в имуществе в вопросах чести, рода, разума, религии, является куфром по отношению к Создателю небес и земли, является бунтом, по отношению к небесному законопорядку, установленному Создателем всего сущего, Который лучше знает в чем благо для Его творений, пречист Он от того, чтобы наряду с Ним был ещё какой-нибудь законодатель, Возвышен Он от всего этого». Пречист Аллах, и непричастен ко всему, что Ему приписывают: أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّه «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21). قُلْ أَرَأَيْتُمْ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ لَكُمْ مِنْ رِزْقٍ فَجَعَلْتُمْ مِنْهُ حَرَامًا وَحَلَالًا قُلْ آللَّهُ أَذِنَ لَكُمْ ۖ أَمْ عَلَى اللَّهِ تَفْتَرُونَ
«Скажи: «Что вы думаете об уделе, который ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть - дозволенной». Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?». (10:59) وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَٰذَا حَلَالٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ ۚ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116). Так же, в другом аяте Аллах сказал: فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِر «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (4:59). В этом аяте, Аллах повелел, чтобы при любом споре, который возникает у людей, будь то основы религии, или второстепенные вопросы, возвращали их к книге Аллаха, и Сунне Его посланника, мир ему и благословение. То есть, спор должен быть рассмотрен соответственно Корану и Сунне пророка мир, ему и благословение, - а не на ассамблеей ООН. Поэтому проблема Палестины не решена, и не решится - потому что Всевышний сказал: مَنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّه «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (4:80). А вот один их самых ясных аятов об этом: وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِنْ شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ ۚ ذَٰلِكُمُ اللَّهُ رَبِّي عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ
«Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом. Скажи: «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь» (42:10). Шейх сказал: «Из этого почтенного аята понимается, что нельзя обращаться на суд к чему-либо помимо книги Аллаха, и сунне Его пророка, мир ему и благословение. Аллах Всевышний ясно указал на такое понимание, упрекая тех, кто обращается к чему-то помимо Корана и сунны порока, мир ему и благословение». Далее шейх сказал: «Аллах указал - никто не уверует до тех пор, пока не проявит неверие в тагут; «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (2:256). Аллах ставит условие, обратное понимание которого гласит – «что тот, кто не проявит неверие в тагут, не будет ухватившимся за надежную рукоять»», т.е. у такого человека нарушен столп таухида. Неверие в тагут, в данном аяте, ровно как и в других, означает неверие в суд тагута. Тот же, кто считает дозволенным обращение на какой-либо суд помимо шариата, или (считает допустимым) решение не по шариату, тот тагут, и данное решение - решение тагута, (считающий такое допустимым) не проявляет неверие в тагут. Шейх так же сказал: «Так оно и есть - тот, кто не ухватился за надежную рукоять, отделён от Имана. Потому что вера в Аллаха и есть надежная рукоять. Невозможно чтобы вера в тагут объединилась с верой в Аллаха (в одном человеке). Потому что неверие в тагут является условием веры в Аллаха, или столпом этой веры как это ясно понятно из слов Всевышнего: «Кто не верует в тагута»» Шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб написал книгу (рисалю) под названием «Аль куфр биттагут» в которой сказал: «Знай же, да помилует тебя Аллах. Самое первое, что Аллах вменил в обязанность сыну Адама (людям) это проявление неверия в тагут, и веру в Аллаха, и доказательством этому служит слово Всевышнего: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (16:36). Что же касается формы проявления неверия в тагут, то она состоит в том, чтобы ты был убеждён в ложности поклонения кому-либо помимо Аллаха, отказался от этого, и ненавидел это. Выносил такфир тем, кто поклоняется тагуту, и враждовал с ними. Понятие тагут является общим, охватывающим все, чему поклоняются помимо Аллаха. Любой, кто поклоняется кому-то помимо Аллаха, или проявляет довольство к этому поклонению, будь то сам объект поклонения, или объект следования, подчинения в ослушание Аллаху и Его посланнику, то это тагут. Тагутов много, а основных пять». Далее шейх перечисляя их, называет второго «…Преступный правитель, изменяющий законы Аллах Всевышнего». Далее шейх упоминает довод, аят из суры «ан Нисаъ», о котором упоминалось ранее. После этого шейх сказал: «Третий - тот, кто судит не по закону Аллаха, доказательство этому слово Всевышнего: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44)». Шейх посчитал такого тагутом, и привёл данный аят в качестве доказательства, что указывает на то, что в данном аяте основа - это большой куфр, а не малый. А что касается слов Ибн Аббаса (куфр дуна куфр - куфр меньше куфра т.е. что это малый куфр) то это один из случаев аргументации аятом, содержащим значение большого куфра, на малый, а не конкретизация текста. Далее, есть важная фетва постоянного комитета: «Вопрос: Что означает, в общем, понятие «тагут». С указанием на тафсир ибн Касира касательно аята: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60)? Целью в данном случае является разъяснение двух моментов: 1). Каково общее значение понятия тагут? Входит ли оно - как сказал ибн Касир - в то, что тагут это любой, к кому (к чему) народ обращается за решением, помимо Аллаха. (Вопрос поставлен для того) чтобы мы могли прийти к (выводу) что выноситься такфир правителю (судье), а так же тем, кто обращается на суд к нему (к судье) когда он выносит решение не по закону Аллаха. 2). Значение слова: «Но хотят обращаться на суд к тагуту», некоторые сказали, что желание в данном случае возникает только в душе, о чем никто не может знать. Желание - воля, это поступки сердца, но у нас есть правило: «Основа в том, что внутреннее и внешнее состояние являются взаимообязующими друг друга» т.е. невозможно заявлять о том, что кто-то пришёл на урок, сидит перед шейхом, находясь под принуждением (пример). Ведь основа состоит в том, что данное действие происходит от человека добровольно. Следовательно, он доволен этим поступком, (и хотя может быть исключение, но все же, изначально это делается добровольно и) это основа. Некоторые сказали: «Желание т.е. воля возникает только лишь внутри (в сердце), а об этом не может знать никто, и поэтому (якобы) не выноситься решение о неверии того, кто обратился на суд тагута, (а так же того, кто судит не по закону Аллаха), до тех пор, пока не будет присутствовать условие – «знание о том, что это совершено с внутренней волей, т.е. добровольно». А такое определить невозможно. Желание, или то, что поступок совершён добровольно, определятся по внешним признакам, согласно хадису пророка, мир ему и благословение (мы судим по внешним проявлениям...) Ответ: «Первое: «Понятие «тагут» общее. Тагут - это любой, кому (чему) поклоняются помимо Аллаха, приближаясь к нему посредством молитв, поста, обетами, жертвоприношением, или прибегая за спасением, за решением, отдавая предпочтение в этом ему, нежели книге Аллаха, и Сунне Его посланника. Значение слова «тагут» в аяте - это любое к чему (к кому) обратились за решением, отклонившись от книги Аллаха и сунны Его посланника, будь то ложные законы, традиции, обычаи, или главы племён, лидеры каких-нибудь групп, прорицатели и т.д. Из вышесказанного понимается что закон, который утверждён для решения судебных тяжб, противоречащий установлениям Аллаха, тоже входит в значение, в понятие «тагут». Исключением является лишь тот, кому поклоняются, но он не доволен этим. Поэтому пророков и праведников (которым поклоняются) не называют тагутами. Так же согласно некоторым преданиям, тагутом является шайтан из числа джиннов и людей, который призывает их к поклонению не Аллаху, приукрашает этот поступок». Второе: «Значение воли, желания, упомянутого в аяте: «…но хотят обращаться на суд к тагуту» это действия, улики или признаки, указывающие на цель и добровольное совершение, а в первую очередь, это само действие - обращение на суд тагута. Чтобы понять это, можно привести пример: человек не обращается на суд к тагуту, но желает этого, можно ли вынести ему такфир за это? Нет! Это не представляется возможным, потому что - если человек никак не показывает это желание, то нет причин вынести ему такфир (формально), хотя он кафир (внутренне), в чем нет сомнения, но из-за отсутствия указания на его желание, нет (формального) основания вынести такфир. Однако если он обратиться на суд тагута, или вынесет решение не по закону Аллаха, то это уже служит указанием на его желание. Всевышний сказал: وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْا إِلَىٰ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَإِلَى الرَّسُولِ رَأَيْتَ الْمُنَافِقِينَ يَصُدُّونَ عَنْكَ صُدُودًا «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», - ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (4:61). То, что они отворачиваются, является уликой (указанием на желание, т.е.волю), так же на это указывает причина ниспослания аята, о которой упомянул Имам Ибн Касир в своём тафсире, и другие учёные. Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «...а так же следование - является указанием на довольство». Потому что человек не делает ничего (добровольно) без довольства на это. А утверждение о том, что он якобы недоволен, нуждается в доказательстве - которого нет - за исключением принуждения. Однако данная форма (которая сейчас разбирается) не относится к принуждению. Следовательно, слова говорящего: «Желание (воля) - это внутреннее состояние человека, и якобы невозможно вынести решение в отношении того, кто по доброй воле совершил куфр (т.е. обращение на суд тагута, или вынесение решение не по закону Аллаха) пока это не будет известно от него самого (т.е. пока он открыто не заявит, что он совершил это действие добровольно)» являются сеянием сомнений, так как такое неосуществимо. Эта фатва была издана ещё во времена шейха АбдульАзиза ибн Бааза, да помилует его Аллах.
Пятый пункт. Шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто ненавидит что-либо, с чем пришёл посланник, мир ему и благословение - даже если совершает это - является кафиром». Данный пункт связан с лицемерием в убеждениях - большим лицемерием. «Тот, кто ненавидит что-либо, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение, даже если и совершает это» Здесь положение связано с внутренним состоянием человека, поэтому нужен фактор, указывающий на лицемерие, если человек выявит что-либо, что указывает на лицемерие, то выноситься такие же решение, как и в предыдущих пунктах (т.е.. такфир). Однако, данное положение рассматривается как отношение между ним, и его Создателем, потому что ненависть находится в сердце. Ненависть относится к поступкам сердца, а если человек при этом внешне соблюдает Ислам, то невозможно определить его неверие, потому что сокровенное известно только Аллаху. Ненависть, о которой тут говорится, это ненависть по отношению к основам религии.Всевышний сказал: ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ كَرِهُوا مَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأَحْبَطَ أَعْمَالَهُمْ «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (47:9), тщетными деяния становятся только по причине куфра, когда человек умирает вероотступником (или кафиром). Слова: «... Он сделал тщетными их деяния!», указывают на то, что данное действие "...они возненавидели ниспосланное Аллахом», является большим куфром. И нет разницы, ненависть в общем к религии, или частично, к некоторым её постулатам - решение одинаково. Однако, следует обратить внимание на то, речь автора о самом поступке и о том, какого положение этого поступка в шариате.Это один из пунктов нарушающих Ислам (нарушающих исповедание Ислама человеком). Вопрос не связан с решением о вынесении такфира человеку, лицемерие которого не выявилось. Поэтому лицемер - это неверующий, скрывающий своё неверие, выявляющий внешне соблюдения Ислама. На него распространяются положения Ислама. Такой может жить среди мусульман, умереть, будучи лицемером, и не будет известно о его лицемерии ничего. Да, такое возможно! В таком случае мы выносим решение только лишь по внешним признакам и в соответствии с тем что он выявил, будет выносится решение о том, кто он. Аллах сказал: «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!». Шейх Аль Куртуби в толковании аята сказал: «Это по причине введения заблуждения и бедственного положения, потому что они возненавидели книги и шариаты ниспосланные Аллахом; «… и Он сделал тщетными их деяния!», - то есть, все их благие деяния, как строительство мечетей, гостеприимство, и другие различные виды приближения - Аллах не принимает благие дела ни от кого, кроме как от верующего», а от не верующего Аллах никогда не примет дела. Шейх ибн Касир сказал: «…слова Аллаха: «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом», то есть Аллах не любит эти дела и не желает их «…Он сделал тщетными их деяния!» Шейха Мухаммада ибн Абдулваххаба спросили о словах автора книги «аль Икна'» «...или же если будет ненавидеть то, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение, становится кафиром по единогласию».Эти слово были позаимствованы от Ибн Теймийя.Шейх ответил: «Это значит, что если человек ненавидит что-либо, с чем пришёл посланник, мир ему и благословение, (становится кафиром) даже если не совершил ширк», т.е. причина неверия в данном случае не ширк, а ненависть, которая является поступком сердца. Далее говорит шейх «... Однако они ненавидят вопросы, связанные с исламом, ненавидят призыв людей к нему, - как это положение тех, кто заявляет что они знающие, и признают что это религия Аллаха и Его посланника - но ненавидят эту религию больше чем иудаизм и христианство, более того, враждуют даже с теми, кто обращает на неё внимание. Они делают дозволенным кровь и имущество мусульман, и бросают его перед правителями …» На ненависть иногда могут указывать улики (признаки) как было упомянуто «…признает, что это религия Аллаха и Его посланника, но ненавидят её больше чем иудаизм или христианство, более того, враждуют даже с теми, кто обращает на неё внимание». В вышеперечисленном можно видеть, как их ненависть (которая в сердце) выявляется враждой, оскорблениями, бросанием перед правителями (чтобы те притесняли их) и т.д.. Эти поступки указывают на ненависть в сердце. Ненависть к чему-либо с чем пришёл посланник, мир ему и благословение - будь то слова, или дела - является одним из видов лицемерия в убеждениях, носитель такого убеждения будет в самом глубоком ущелье ада. То есть, смысл состоит в том, что он ненавидит из-за того, что это принёс посланник Аллаха, однако если он испытывает неприязнь к чему-либо из религии, потому что это трудно для него, физически неприятно, то это не вредит. Порой человек соблюдает пост, и бывает так что испытывает неприязнь к соблюдению (из-за того что испытывает голод, жажду), то в этом случае такая неприязнь не вредит. Смысл обсуждаемого заключается в том что если человек ненавидит пост, как шариатское установление с которым пришёл Мухаммад - посланник Аллаха, мир ему и благословение, то такой становится кафиром сразу. Даже если ненавидит одно постановление шариата. В этом вопросе нет условия, чтобы он ненавидел весь шариат целиком. Однако, как уже было сказано, если он испытывает неприязнь физически, из-за лени, как например ему обременительно совершать молитву (но он все же совершает), то это показатель слабости веры, однако это не поступок нарушающий исповедание Ислама (не куфр). Шейх сказал: «Знай же, что ненависть и неприязнь к истине является атрибутом кафиров, Всевышний сказал: «Напротив, он принес им истину, но большинство из них не любят ее»» (23:70). بَلْ جَاءَهُمْ بِالْحَقِّ وَأَكْثَرُهُمْ لِلْحَقِّ كَارِهُونَ Ибн Джарир ат Табари сказал: «Всевышний говорит: «Причина по которой они стали неверными не в том, что они не признавали слова Мухаммада правдой, и не в том что они считали его одержимым, потому что они знали что пророк правдив, что он говорит истину, что он призывает к истине, а в том, что большинство из них ненавидели истину и испытывали неприязнь к её принятию. Испытывали отвращение к тому, чтобы последовать за Мухаммадом, гневались на него из-за завести к нему, посягая на него, проявляя высокомерие». Шейх аль Амин сказал: «Слова Всевышнего: «…а большинство из них истину ненавидят», по смыслу одинаковы со словами:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|