Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 11 глава
لَقَدْ جِئْنَاكُمْ بِالْحَقِّ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَكُمْ لِلْحَقِّ كَارِهُونَ «Мы принесли вам истину, но большинство из вас не любят ее». (43:78) وَإِذَا تُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ آيَاتُنَا بَيِّنَاتٍ تَعْرِفُ فِي وُجُوهِ الَّذِينَ كَفَرُوا الْمُنْكَرَ «Когда им читают Наши ясные аяты, ты видишь на их лицах отрицание». (22:72). Это отрицание, которое ты видишь у них на лицах, появляется лишь по причине их ненависти к истине. Одно из явных знамений, указывающих на их ненависть к истине является то, что они отказываются слушать его (Коран), т.е. одним из доводов, указывающих на их ненависть, неприязнь в сердце является то, что они отказываются от слушания Корана, не хотят слушать речь Аллаха, так же и речь Его посланника, используя при этом средства, которые помогают им в этом. Всевышний в истории первого посланника, который был отправлены с таухидом, и запретом совершения ширка, поведал о том, как они всячески избегали того, чтобы слушать речь Аллаха. В суре «Нух» Аллах сказал: وَإِنِّي كُلَّمَا دَعَوْتُهُمْ لِتَغْفِرَ لَهُمْ جَعَلُوا أَصَابِعَهُمْ فِي آذَانِهِمْ وَاسْتَغْشَوْا ثِيَابَهُمْ وَأَصَرُّوا وَاسْتَكْبَرُوا اسْتِكْبَارًا
«Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились» (71:7). Они затыкали уши, и укрывались одеждой, боясь услышать призыв к истине, к которой призывал их посланник Аллаха Нух, мир ему. Всевышний сказал в отношении общины последнего посланника, мир ему и благословение: وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَا تَسْمَعُوا لِهَٰذَا الْقُرْآنِ وَالْغَوْا فِيهِ لَعَلَّكُمْ تَغْلِبُونَ «Неверующие сказали: «Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения). Быть может, вы одержите верх» (41:26). Ты видишь, как некоторые из них запрещают другим слушать Коран, велят им нести вздор, как крики хлопанья в ладоши, препятствуя тем самым слушанию Корана, из-за их ненависти к истине, и желания одолеть истину ложью». Тот, кто ненавидит и презирает то, что предписал Аллах, или ненавидит и презирает обязанности шариата, как молитва и т.п., желая чтобы Аллах не вменял в обязанность совершение молитвы и т.п., то нет сомнения в куфре такого, потому что он не принял это, не покорился и не проявил этому свое согласие. Как было сказано ранее, эти три упомянутых явления, относятся к условиям свидетельства «нет божества кроме Аллаха». Условие не будет действительным без его соблюдения, а свидетельство не будет действительно без наличия и соблюдения условия. Поэтому учёные считали неверными тех, кто описан этими качествами говоря; «Вынесение такфира в данном случае, является известным из религии по необходимости. Аяты, указывающие на это, являются ясными, понятными».
Шестой пункт. Шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб, да помилует его Аллах сказал: «Шестой пункт: «Тот, кто насмехался над чем-либо из религии посланника, мир ему и благословение, или же над вознаграждением, или наказанием Аллаха, является кафиром». Потому что он отвергающий (муказзиб).Потому что к требованиям свидетельства что «нет божества кроме Аллаха» относится возвеличивание Всевышнего, возвеличивание великих обрядов Аллаха:
ذَٰلِكَ وَمَنْ يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِنْ تَقْوَى الْقُلُوبِ «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22:32). Если человек насмехается - издевается над шариатом, или над Аллахом, или над пророком, мир ему и благословение, или над чем-либо из шариата, то такой является кафиром, вероотступником, по единогласию. Аяты по этому поводу ясные, история (произошедшая при походе на Табук) связанная с ниспосланием аятов, тоже ясная. Шейх сказал: «Тот, кто насмехался над чем-либо из религии посланника Аллаха, мир ему и благословение, или наградной или наказанием Аллаха, является кафиром». А тот, кто насмехался над самим Аллахом, или Его посланником тем более кафир. Доводом служит слово Всевышнего: وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ ۚ قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنْتُمْ تَسْتَهْزِئُونَ لَا تَعْتَذِرُوا قَدْ كَفَرْتُمْ بَعْدَ إِيمَانِكُمْ ۚ
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (9:65-66). Согласно тексту аята, они были верующими, а не как говорят некоторые: «Они были неверующими (скрывающими свое неверие), а потом проявили лицемерие». Они были слабыми, неполноценными верующими, совершили насмешку по причине чего стали неверными. Кто-то может возразить сказав: «Это было ниспослано во времена пророка, мир ему и благословение, и этих людей уже нет». Но, однако, решение вынесено за поступок, и тот, кто совершит подобный поступок, то ему выноситься такое же решение. Нет разницы, когда бы это ни случилось; «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (9:65-66). Насмехательство (издевательство) над чем-либо из того, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение, является неверием по единогласию мусульман, т.е. данный вопрос является известным из религии по необходимости, даже если человек не имел цели насмехаться, а просто говорил это не всерьёз - просто шутил. Более того, даже если человек сделал это не словами, а жестом, например бровями, или языком, и т.д., даже при этом он становится кафиром. Потому что нет условия, чтобы насмехательство было только словом, ведь насмешка, издевательство бывает и действиями. Как, к примеру, человек шутит над религией (совершая какие-то поступки) проявляя тем самым пренебрежение к рубубийи и посланничеству. Такое действие противоречит таухиду, разрушает его. Поэтому учёные единогласны в неверии того, кто совершил что-либо из этого. Тот, кто насмехался над Аллахом, или Его писанием, или над Его посланником, или религией, становится кафиром по единогласию, даже если он сделал это не всерьез и не имел цели действительно издеваться.
Передаётся от ибн Джарира, и от ибн Аби Хатима и других, от Абдулла ибн Умара да будет доволен им Аллах: عن عبد الله بن عمر قال: قال رجل في غزوة تبوك في مجلس: ما رأينا مثل قرائنا هؤلاء أرغب بطونا ولا أكذب ألسنا ولا أجبن عند اللقاء! فقال رجل في المجلس: كذبت ولكنك منافق! لأخبرن رسول الله صلى الله عليه وسلم! فبلغ ذلك النبي صلى الله عليه وسلم ونزل القرآن «Во время военного похода на Табук, нахадясь в кругу людей один человек сказал: «Мы не видели никого более прожорливых, лживых и трусливых при встрече с врагом, чем эти наши чтецы Корана», тем самым он упрекнул пророка, мир ему и благословение, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, тогда один из присутствующих сказал: «Ты лжец, (не они такие), а просто ты лицемер. Я непременно расскажу об этом пророку, мир ему и благословение». Это дошло до пророка, и был ниспослан аят». В хадисе сказано «ты лжец, (не они такие) а просто это ты лицемер», из этих слов мы понимаем то, что если кто-либо выявил лицемерие, ему выносится решение, согласно тому, что он выявил, ведь пророк не сказал этому сподвижнику; «а установил ли ты довод, присутствуют ли условия, нет ли препятствий». И таких примеров много, пророк, мир ему и благословение, не порицал кого-либо за это. Следовательно, пророк признал это обвинение в лицемерии. Некоторые такие ситуации происходили в присутствии пророка, мир ему и благословение, некоторые в его отсутствии, сподвижники обвиняли в лицемерии лицемеров, или тех, кто заслуживал это обвинение из-за поступков которые он совершил, и пророк не порицал это, и об этом приходили аяты Корана Абдулла ибн Умар сказал: قال عبد الله بن عمر: فأنا رأيته متعلقا بحقب ناقة رسول الله صلى الله عليه وسلم تنكبه الحجارة وهو يقول: (يا رسول الله إنما كنا نخوض ونلعب!) ورسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: { أبالله وآياته ورسوله كنتم تستهزئون * لا تعتذروا قد كفرتم بعد إيمانكم }
«Я видел как один из них ухватился за веревку верблюда посланника Аллаха, мир ему и благословение, шел натыкаясь на камни говоря: «О, посланник Аллаха мы просто болтали в отношении Аллаха, а пророк, мир ему и благословение, говорил: Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?». Следовательно, не является условием неверия, в данном случае, наличие цели насмехательства, а достаточно произношения этих слов, или совершения действий. Их слова указывают на это: «Мы только болтали и забавлялись», т.е. мы не имели цели насмехаться, «мы лишь болтали и забавлялись, чтобы скоротать путь», как об этом упомянуто в некоторых передачах хадиса. Однако, не смотря на это, Аллах назвал их кафирами, потому что в подобного рода вещах шутки и забавы неуместны. В вопросах шариата не уместны шутки, в шариате должна быть серьезность и возвеличивание.Если кто-то шутит в вопросах религии, то выносится решение о его неверии, даже если у человека не было цели, ведь эти люди (упомянутые в истории) стали кафирами после слов, которые они произнесли, хотя до этого они были верующими. Как было упомянуто, существует мнение, что они стали неверными после того как уверовали только лишь на словах, а в сердце изначально были неверными; «Вы стали неверующими после того, как уверовали» т.е. вы выявили куфр, хотя до этого скрывали его, будучи изначально кафирами. Ведь внешнее положение лицемера это то, что он верующий, до тех пор, пока он не выявит тот куфр, который скрывал. Поэтому некоторые учёные сказали, что этот поступок совершили те, кто изначально был лицемером. Но все же более правильное мнение относительно слов Всевышнего: «Вы стали неверующими после того, как уверовали» состоит в том, что в аяте Аллах утвердил наличие у них веры, после чего был совершён куфр. Ведь это прямой текс, к которому не применимо наличие вероятности двух и более пониманий. Если в дальнейшем, в аргументации будет использовано что-то связанное с иджтихадом, то это отвергается, не принимается (так как иджтихад не применим там, где идёт прямой (насс) текс). Шейху ль Ислам ибн Теймийя да помилует его Аллах сказал: «Поистине Иман, принятый языком вместе с куфром в сердце, бывает связан с куфром. Поэтому не говориться: «Вы стали неверными, после того как уверовали». Они (некоторые ученые) говорят: «Они изначально были неверными», но такое: «Вы стали неверными, после того как уверовали», не говорится о том, кто изначально в сердце не уверовал, но не выявил этого, в таком случае говорится: «увеличилось твое неверие». А что касается слов: «Вы стали неверными после того как уверовали», что тут имелось в виду были неверными изначально, то такое невозможно представить в отношении речи Аллаха, потому что в таком случае это будет рассматриваться как противоречие». То есть не говорится; «Вы стали неверующими после того, как уверовали» когда не веруют в сердце, а потом выявляют это неверие. В такой интерпретации этого аята должно было быть; «вы увеличили своё неверие, к тому неверию которое было». Поэтому сказано: «Слова Всевышнего: «Вы стали неверующими после того, как уверовали» указывают на то, что они не считали что совершили куфр, (однако они впали в куфр), потому что знание не является условием в впадении в неверие, как было сказано вначале книги. Так же не является условием наличие цели (касд) совершить куфр, когда человек знает что это куфр. Напротив, они полагали, что это не является куфром, но в итоге, им стало известно, что насмешки над Аллахом, над Его аятами и посланником является куфром, из-за которого совершивший их становится кафиром, из чего становится понятным, что они имели слабую веру. Они совершили запретное зная, что этот поступок является запретным, однако не полагали что этот поступок куфр, они были убеждены, что это недопустимый поступок, но не знали что этот запретный поступок ещё и куфр, но вместе с этим Аллах их назвал кафирами». Следовательно, мнение о том что они стали неверными, после того как признали иман своими языками, имея куфр в сердце, является неверным. Правильное мнение состоит в том, что они были верующими со слабым иманом, совершили запретное, не зная что это куфр, и Аллах объявил их неверными с высоты семи небес. Поэтому шейху ль Ислам сказал: «Поистине иман признанный на словах, вместе с неверием в сердце бывает связан с неверием», т.е. в таком случае не говориться: «Вы стали неверующими после того, как уверовали», потому что они по сути дела не были верующими. Так же стало ясно, что насмешки над Аллахом и Его посланником, мир ему и благословение, является куфром, после имана. Тот, кто насмехается над чем-либо из того, с чем пришёл посланник, мир ему и благословение, как издевательство над шариатскими знаниями, или над обладателями знаний, или насмехательство над наградой, или наказанием Аллаха, - как об этом упомянул автор - или насмехательство над повелевающими благое, запрещающими порицаемое, насмешки над молитвой, будь то обязательная, или желательная, над молящимися, над мечетями, муаззином, над азаном, над тем, кто носит бороду, или отказался от ростовщичества, насмехающийся над этими вещами является кафиром, вероотступником. Однако следует знать и чётко отделять между насмешками над действием, и насмешками над личностью. Тот, кто насмехается над личностью (а не над проявлениями религии, которые соблюдает эта личность) является нечестивцем. Насмешки над чем-либо из того, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение, является качеством лицемеров, Всевышний сказал: إِنَّ الَّذِينَ أَجْرَمُوا كَانُوا مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا يَضْحَكُونَ وَإِذَا مَرُّوا بِهِمْ يَتَغَامَزُونَ وَإِذَا انْقَلَبُوا إِلَىٰ أَهْلِهِمُ انْقَلَبُوا فَكِهِينَ وَإِذَا رَأَوْهُمْ قَالُوا إِنَّ هَٰؤُلَاءِ لَضَالُّونَ وَمَا أُرْسِلُوا عَلَيْهِمْ حَافِظِينَ فَالْيَوْمَ الَّذِينَ آمَنُوا مِنَ الْكُفَّارِ يَضْحَكُونَ عَلَى الْأَرَائِكِ يَنْظُرُونَ هَلْ ثُوِّبَ الْكُفَّارُ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ «Грешники смеялись над теми, которые уверовали. Проходя мимо них, они подмигивали друг другу, возвращаясь к своим семьям, они возвращались радостными (или),а при виде их они говорили: «Воистину, эти впали в заблуждение». А ведь они не были посланы к ним хранителями. В тот день верующие будут смеяться над неверующими. И на ложах созерцать райские блага и то ужасное положение, в котором окажутся грешники. Разве неверующие не получат воздаяние за то, что они совершали?» (83:29-35). Многие учёные разделили насмешки над религией на две части; 1) явная, ясная насмешка, как слова или поступки и т.д.. Подобно поступку тех, о ком был ниспослан аят, которые сказали «…мы не видели более прожоливых... чем эти наши чтецы Корана», и тому подобные слова и поступки насмехающихся. 2) насмешки не явные, как знак рукой, или показывание языка, при чтении Корана, подмигивание, и многое многое другое. В данном случае надо смотреть, если это насмешка над личностью то такфир не выносится, а если над религией то кафир.
Седьмой пункт. Шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб сказал: «Седьмой пункт: «Колдовство. К колдовству так же относится отворот и приворот. Тот, кто совершает его (колдовство) или доволен им, является кафиром». Седьмой из пунктов нарушающих Ислам, при совершении которого выносится такфир. «Тот, кто совершает колдовство непременно доволен им. Так же тот, кто не совершает, но однако доволен, является кафиром». Доводом этому является слово Аллаха: وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّىٰ يَقُولَا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلَا تَكْفُرْ Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». (2:102) Слово колдовство (ас-сихр) в лексике означает любое явление имеющее скрытую, тонкую причину.В хадисе пришло: «إن من البيان لسحرًا» «Поистине в красноречие есть что-то из колдовства». Так же сухур (предрассветная трапеза, перед постом) назвали так, потому что совершается незаметно, скрыто, в конце ночи.Всевышний сказал: فَلَمَّا أَلْقَوْا سَحَرُوا أَعْيُنَ النَّاسِ «…(они) околдовали глаза людей...» (7:116). Что же касается в шариатском понимание, то нет одного общего определения, которое охватывало бы полностью значение этого поступка, потому что колдовство (ас сихр) имеет множество форм. Поэтому определения колдовства у учёных различаются.Ибн Кудама в «аль Кафи» сказал: «Колдовство - это заклинания, заговоры, узелки, влияющие на сердце, на тело, вызывающие заболевания, убивающие, разлучающие супругов и т.д.». Есть и другие определения. Среди учёных существуют разногласия относительно колдовства, является ли оно существующим, или это иллюзия, данное разногласие известно ещё от сялафов.Абу Хубайра, да помилует его Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что колдовство существует в реальности, кроме Абу Ханифы (он считал, что колдовство это иллюзия), т.е. учёные, из которых три имама, единогласны в том, что колдовство существует на самом деле». И только Абу Ханифа считал, что колдовство не существует в действительности, так же это мнение мутазилитов. Они считали что это обман, т.е. колдовство не убивает, и не вызывает болезни на самом деле.Может ли колдовство оказывать какое-то воздействие, ощущаемые органами чувств, или это всего лишь иллюзия - в этом вопросе среди учёных возникли споры. Однако правильным является то, что колдовство может быть как реальностью, по причине чего человек умирает, или начинает болеть, так и иллюзией, как об этом пришел хадис пророка, мир ему и благословение. Шейх аль Амин Аш Шанкыти да помилует его Аллах сказал: «Слова Всевышнего в аяте: فَإِذَا حِبَالُهُمْ وَعِصِيُّهُمْ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ مِنْ سِحْرِهِمْ أَنَّهَا تَسْعَىٰ «И тут ему представилось, что их веревки и посохи от их колдовства пришли в движение» (20:66), некоторые остановились на этом аяте и сказали: «Колдовство это только лишь иллюзия». Это указывает на то, что колдовство, которое практиковали колдуны фараона, являлось лишь иллюзией. На это мнение так же указывает аят из суры «аль Араф»: قَالَ أَلْقُوا ۖ فَلَمَّا أَلْقَوْا سَحَرُوا أَعْيُنَ النَّاسِ وَاسْتَرْهَبُوهُمْ وَجَاءُوا بِسِحْرٍ عَظِيمٍ «Он сказал: «Бросайте!». Когда же они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство» (7:116).Слова «… очаровали взоры людей» указывают на то, что колдовство не существует в реальности, а всего лишь является воображением - визуальной галлюцинацией. Этими аятами мутазилиты аргументируют свою позицию говоря что колдовство это лишь иллюзия, не имеющая ничего общего с реальностью». Однако, на мой взгляд (говорит аль Хазими), маловероятно то, что му'тазилиты аргументируют этими двумя аятами, потому что они не аргументируют Кораном в подобного рода вопросах, но может быть шейх Аль Амин Шанкыти хорошего мнения о них.В действительности же большинство учёных на том, что колдовство существует на самом деле, и не всегда является иллюзией. Одним из доказательств этому служит слово Всевышнего:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|