Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 13 глава




«Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» (5: 51). Эта тема связана с принципами любви и непричастности, проявления дружелюбия и вражды. Основа дружелюбия это любовь поддержка, дружба. Дружелюбие относится к деяниям сердца, однако оно имеет влияния на внешнее проявления, в виде слов и поступков указывающих на это (на состояние сердца). Отсутствия же внешних проявлений указывает на отсутствия любви в сердце. Если у человека присутствует любовь в сердце к кафирам, то на основании этого не выносится о нем какое-либо решение, ведь это между ним и Аллахом (т.е. только Аллаху об этом ведомо). Мы же выносим такфир только когда будут внешние проявления этой любви. Если человек произнёс слова, указывающие на любовь к кафирам, то выносится решение о большом, или же малом куфре, а так же, если совершено действие, указывающее на любовь к кафирам. Следовательно, в основе - дружелюбие находится в сердце, далее необходим факт, внешне указывающий на это, основанный на установленном правиле: «В вопросах Имана и куфра есть взаимосвязь внутреннего состояния человека, с внешним». Так как у нас (у Ахлю Сунна, в отличии от мурджиитов) нет разрыва между внешним и внутренним. Напротив, если есть в сердце любовь, то она непременно будет оказывать воздействие на внешнюю сторону. Если же у человека внешне отсутствует проявление любви, словом или делом, то это указывает на то, что она отсутствует и в сердце. Поэтому шейху ль Ислам ибн Теймийя, да помилует его Аллах, часто утверждал о том, что отсутствие внешних поступков указывает на отсутствие признания сердцем. Потому что присутствие истинного признания, которое является признанием обязывающим наличию поступков сердца, выражается во внешних поступках. Если же отсутствует следствие, то это является указанием на отсутствие причины. Такое же положение (как любви, так) и ненависти. Любовь и ненависть это поступки сердца. Однако недостаточно наличие любви в сердце, необходимо чтобы был внешний фактор, указывающий на это. Если человек любит верующего, то необходимо чтобы это проявлялось в знании и делах, так же как и проявление ненависти должно быть выражено в знании и делах. Необходимо чтобы это выражалось на языке, в поступках. Если же внешнее проявление отсутствует, то отсутствует и внутреннее знание. Основа дружелюбия - это любовь, основа вражды - это ненависть, от них и произрастает деяния сердца и внешние поступки, которые входят в суть любви и ненависти. Из этого не следует считать основой то, что оказание поддержки это куфр сердца, так как это мазхаб джахмитов (т.е. не следует полагать, что должно быть убеждение сердцем, чтобы это считалось куфром). Потому что внешнее деяния куфра указывает на отсутствия имана в сердце. Так же, не должно пониматься, что куфр связанный с оказанием поддержки неверным, должен быть связан с наличием отвержения сердцем.

Шейх сказал: «От них произрастают деяния сердца и внешние поступки, которые входят в суть любви и ненависти, как оказание поддержки, дружба, помощь, джихад, переселение и другие поступки. Друг является противоположностью врага. Оказание поддержки и помощи мушрикам против мусульман указывает на отсутствие основы дружелюбия (любви) в сердце по отношению к верующему, и подтверждает наличие любви к кафирам». То есть, оказание поддержки является частью принципов любви и непричастности. Следовательно, оказание поддержки и помощи мушрикам против мусульман, является указанием на отсутствие любви к верующим. А как известно одной из обязанностей действительности свидетельства «нет божества кроме Аллаха» является любовь к верующим, и ненависть к неверным.

В предисловии было упомянуто о том, что Ислам это подчинение Аллаху посредством таухида, покорность Ему посредством служения, и отречение от ширка и мушриков. Верующий должен проявить отречение словами и делами, не должен находиться среди неверных, кроме как в вынужденных случаях, или находясь под принуждением. А что касается того, кто остался с ними, находится среди них, то такой не отрекся от мушриков.

Шейх Абдулла ибн Абдуллатиф, да помилует его Аллах сказал: «Поистине, любой кто покориться кафирам,будет служить им, открыто проявит любовь к ним, является вероотступником, враждующим против Аллаха и Его посланника». Это действие называется «ат тавалли», что является куфром по единогласию. Поэтому шейх сказал: «…Он является вероотступником, с которым обязательно надо вести сражения и враждовать». Эти ясные, понятные слова подкрепляют сказанное шейхом Мухаммадом ибн Абдулваххабом, да помилует его Аллах. Учёные единогласны в том, что если кто-либо произнесет слова куфра в шутку, то становиться кафиром, как об этом пришло в истории с лицемерами по время газавата «Табук». А какого же положение того, кто даёт поддержку куфру, или помогает куфру одержать вверх, предательски призывает к нему, желая мирских наслаждений?! Разве это не будет более достойным считаться куфром и вероотступничеством?!

Шейх Хамд ибн Али ибн Атик, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине есть два дела, из-за которых мусульманин становится муртаддом:

1) Ширк.

2) Оказание поддержки мушрикам, в их ложной религии, подчинение им в этом, исключением является лишь одно положение:

إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً

«За исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их», то есть внешнее согласие с ними, опасаясь от них, но не внутренне. Это в том случае, если человек находится под их правлением, сталкиваясь с непосредственными притеснениями и угрозами с их стороны. То есть, находясь под принуждением, с соответствующими принуждению условиями, упомянутыми некоторыми учёными, как например имам Ахмад, который считал, что одним из условий является непосредственное причинение насилия, хотя в этом вопросе есть разногласие. Шейху ль Ислам Ибн Теймийя видел данный вопрос более шире, и согласно внешнему пониманию текста не считал непосредственное насилие, одним из условий принуждения. Понятие «принуждение» на самом деле может отличаться от личности к личности, от места к месту, порой может быть, что одно дело является принуждением для одного человека, и не быть принуждением для другого. Все зависит от личности и положения, в котором она оказалась.

Шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб да помилует его Аллах, сказал: «Поистине с теми людьми, которые говорят: «Ат Таухид это религия Аллаха и Его посланника», а потом ненавидят тех, кто придерживается её, больше чем иудеев и христиан. Ругают эту религию и отклоняют людей от неё, воюют против неё непосредственно сами, расходуя на это своё имущество, а так же взглядами, желая устранить ее и поставить на её место неверие, (поистине с ними) обязательно вести джихад, сражаться всеми силами, потому что они хуже иудеев и христиан. Они являются источником смуты для этой религии. Аллах велел сражаться с теми, кто сеет смуту:

وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّه

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху». (2:293). Далее шейх добавил: «Как же не будет кафиром тот, кто побуждает мушриков сражаться постоянно против Ислама. Приукрашает это сражение, советуется с ними в том, как воевать с верующими единобожниками, посягать на их имущество и права. Поистине, доводов указывающих на куфр мусульманина, когда он совершит ширк, или окажет поддержку мушрикам против мусульман - даже если не совершил ширк - невозможно сосчитать в книге Аллаха, в словах Его посланника, и в словах доверенных учёных.

В качестве довода шейх, да помилует его Аллах, привёл слово Всевышнего:

وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». То есть такой человек, имеет такое же положение как и кафиры, его положение такое же как и их, его религия такая же как и их, «не ведет прямым путем несправедливых людей» т.е. кафиров.

Ибн Джарир ат Табари в толковании данного аята сказал: «Тот, кто дружит с иудеями и христианами помимо верующих, то он из них. Поистине тот, кто дружит с ними, помогая им против верующих, то он из их религии, так как человек не будет дружить с кем-либо, не иначе как он согласен с тем, на чем его друг, а если он согласен с ним, то доволен его религией» т.е. внешнее проявление дружбы указывает на внутреннее наличие дружественности. Не возможно представить то, чтобы человек внешне проявлял дружелюбие, и не имел его в сердце. То есть, нельзя сказать что внутренне он его ненавидит, хоть внешне дружит. Поэтому ибн Джарир сказал: «Человек не будет дружить с кем-либо не иначе как он согласен с тем на чем его друг, а если он согласен с ним, то доволен его религией (следовательно), он будет враждовать с тем, что противоречит этому, (этой дружбе) будет гневаться из-за этого. Из-за этого некоторые учёные в отношение христиан бану таглиб, относительно мяса заколотых ими животных, а так же женитьбы на их девушках и в других делах, вынесли такое же решение, как и в отношении христиан бану исраиль, хоть их рода и отличались. (Вынесли такое решение) потому что они дружили между собой, были довольны религией друг друга и оказывали помощь друг другу. Хотя основы их религий отличаются между собой.

Шейх аш Шаукани в отношении данного аята сказал: «Значение запрета - брать себе в друзья и помощники иудеев и христиан (в обшем кафиров), состоит в том, чтобы не строили дружественные взаимоотношения, не водили дружбу, не проживали совместно с ними и не оказывали друг другу помощь».

Исходя из этих слов, данный аят будет обобщенным:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَىٰ أَوْلِيَاءَ ۘ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۚ وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них». Затем Он пояснил что тот, кто считает иудеев и христиан своими друзьями, то его положение такое же, как и их.

Шейх аль Амин, да помилует его Аллах, в тафсире этого аята сказал: «Аллах упомянул в этом почтенном аяте, что тот мусульманин, который дружит с иудеями и христианами, является одним из них, по причине этой дружбы». Так же, в другом месте шейх пояснил: «Поистине проявление дружелюбия к неверным вызывает гнев Аллаха, и приводит к вечному наказанию от Аллаха. И поистине тот, дружит с неверными, если бы был верующим, то не дружил бы с ними. То есть, если бы был истинно верующим, в ком есть основа имана, то не дружил бы с кафирами. Из этого понимается, что дружба с иудеями и христианами указывает на отсутствие веры в сердце.

Всевышний сказал:

تَرَىٰ كَثِيرًا مِنْهُمْ يَتَوَلَّوْنَ الَّذِينَ كَفَرُوا ۚ لَبِئْسَ مَا قَدَّمَتْ لَهُمْ أَنْفُسُهُمْ أَنْ سَخِطَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَفِي الْعَذَابِ هُمْ خَالِدُونَ وَلَوْ كَانُوا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالنَّبِيِّ وَمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِ مَا اتَّخَذُوهُمْ أَوْلِيَاءَ وَلَٰكِنَّ كَثِيرًا مِنْهُمْ فَاسِقُونَ

«Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно. Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами». (5:80-81)

Как было ранее упомянуто в аяте о колдовстве «Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны…», такая форма не применяется к верующему единобожнику, потому что в отношении верующего не говорится «если бы уверовал» поэтому данные слова указывают на неверие человека совершившего этот поступок «Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья». То есть, если бы они были верующими, то не стали бы брать кафиров себе в друзья, а раз взяли, то это указывает на их неверие. Ситуация двухсторонняя - если бы уверовали то не дружили бы с кафирами, а раз дружат то значит не уверовали. Тут явно причинно-следственная связь между внутренним и внешним состоянием. «Но многие из них являются нечестивцами».

В другом месте Аллах разъяснил, что если дружба ведётся из-за опасения, то человек имеет оправдание, т.е. как сказано в аяте:

إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ

«…Не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера»,( 16:106) и в аяте:

إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً

«…За исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их». Многие учёные толковали аят из суры «Али Имран» аятом из суры «Ан Нахль», и как сказал ибн Касир: «Эти оба аята одинаковы». Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, этот аят указывает на отсутствие имана, «за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их», однако в данном случае проявления к ним дружелюбия должно выражаться словами, а не поступками, как сказал об этом ибн Аббас. Так же как т в аяте: «…не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера». Некоторые учёные сказали, что такой внешне кафир, а сердцем верующий и таким образом ввели четвёртый вид к тем трём, которые упомянуты в суре «аль Бакара», однако это ошибка, в суре «аль Бакара» упомянуто три группы, четвёртой нет, если бы была четвёртая, то она должна была бы упоминаться, однако раз не упоминается то её и не существует. 1) Есть те, кто уверовал внешне внутренне - это полноценные верующие. 2) Так же те, не уверовал ни внешне, ни внутренне - это явные кафиры,. 3) И те, кто уверовал внешне, но не уверовал внутренне - это лицемеры. Все эти группы упомянуты вначале суры «аль Бакара» с 3 - 8 аяты и дальше. Учёные единогласны в том, что положения Ислама распространяются на лицемеров, т.е. пророк мир ему и благословение, относился к ним внешне как к мусульманам, хоть и знал что они лицемеры. Любой, кто внешне исповедует Ислам, скрывая лицемерие в сердце, но никак не выявляет это лицемерие ни словом, ни делом, то взаимоотношения с ним должны строиться как с мусульманином. Некоторые учёные установили четвертую группу, это те, кто выявил куфр, однако в сердце является верующим. На самом же деле это шубха, сомнение, которое сеют мурджииты. Такой группы не существует. Некоторые учёные Ахль Сунна. Так же шейху ль Ислам ибн Теймийя, да помилует его Аллах, говорил слова, из которых можно понять что он видел эту четвертую группу, добавив её к тем, которые упоминаются в суре «аль Бакара». Однако Аллах не установил эту группу, потому что куфр совершенный по принуждению не относят к тому, кто его совершил. Ведь принужденный не относится к мукалляфам. А что касается этих трёх групп, то их действия являются добровольными. Те, кто верующие, или не верующие во всех о ношениях, ведь их действия были добровольными. А в случае с принужденным, то внутренний иман его это добровольный выбор, но внешнее действие куфра это принуждение. В связи с этим неправильно считать что есть четвёртая группа, шариат снимает ответственность с этого человека. Известно что учёные усулии - согласно достоверному мнению - не считают принужденного, ответственным за поступок (сказанное) на который его принудили. Хотя и есть информация, что в этом вопросе два мнения:

«Правильным является не допускать наличие ответственности,

на том кто был в забвении, был использован, но есть разногласие в принужденном,

По мнению ашаритов допустимо возлагать ответственность на принужденного,

но есть и другое мнение».

Исходя их вышесказанного, в отношении принуждённого есть два мнения, однако правильное из них то, что он не несёт ответственность за поступки - не мукаллаф, потому что у него нет свободы выбора действия. Следовательно, если ему дозволено говорить слова куфра под принуждением, то грехи языка, которые менее тяжёлые, чем слова куфра - такие как сплетня, поношение - тем более дозволено. Если человек дал развод, будучи под принуждением, то большинство учёных саляфов считают, что такой развод недействителен, так же, если освободил раба, или продал, или купил что-то под принуждением, то эти действия недействительны. Действия принужденного не относят к нему - т.е. не относят так, как совершившему добровольно - согласно шариату. Таким образом, неправильно добавлять четвертую группу. Даже если шейху ль Ислам ибн Теймийя и шейх ибн Аль Кайим, да помилует их Аллах, склонялись к этому.

«…За исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их». (3:28). Такия (предостореженность - положение опасения, при котором допускается внешнее проявление дружественности к неверным согласно Корану 3:28) бывает языком, но недопустима действием, как сказал ибн Аббас и другие из числа салафов. Более того, от салафов приходит только этот тафсир – что такия бывает только языком, но не действиями. Такию сравнивают в этом аяте с принуждением, приведённым в аяте суры нахль: «Кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера», поэтому некоторые учёные сказали, что под принуждением дозволяется только говорить слова куфра, а совершать действие куфра недопустимо. Данный вопрос имеет разногласие. Большинство поздних учёных считали, что нет разницы между действием куфра и словами куфра, хотя внешнее толкование аята салафов указывает на то, что допустимы лишь слова куфра.

Шейх аль Амин сказал: «Этот почтенный аят содержит разъяснение и вносит ясность каждому аяту, который в общем, запрещает дружить с неверными, что запрет установлен когда дружба бывает добровольной (, а не по причине опасения, или принуждения)». Шейх имел в виду, что любой текст, в котором пришло указание в обобщенной форме на куфр проявляющего дружелюбие к неверным, конкретизирован аятом из суры «Али Имран» и «Ан Нахль». Поэтому если человека вынудили к тому, чтобы он проявлял мягкость и дружелюбие на словах, то он не становится кафиром, хотя слова являются куфром. Ранее было сказано, что есть правило: «Тот, кто совершит куфр является кафиром, а тот, кто выявит Ислам, то обязательно считать его мусульманином». Однако есть исключение, как данная ситуация в которой, куфр хоть и совершён, но кафиром человек не становится. Это является исключением из общего правила. Так же, исключением являются скрытые (малоизвестные) вопросы, в которых было обусловлено, что хоть куфр совершён но человек, совершивший его не становится кафиром. Так же, и в вопросах, в которых указание на куфр пришло обобщенно, будь это скрытый вопрос, или какой-то иной, если человек был вынужден, или его принудили на произнесение куфра, то это отдельная ситуация на которую пришли отдельные тексты, указывающие на то, что в данном случае человек в куфр не впадает. Поэтому пришла конкретизация - чтобы данное действие было совершено добровольно, если же оно совершено от безвыходности, или под принуждением, то это является исключением. При страхе и опасении есть разрешение проявлять к ним дружественность, по мере необходимости, для того чтобы сдержать их зло в отношении себя.

Условием в таком случае является обязательным отсутствие внутреннего дружеского отношения, как об этом сказал Аллах Всевышний: «Тогда как в его сердце покоилась твердая вера», то есть в противном случае - если сердце будет соответствовать тому, что сказано языком, то он покидает Ислам и становится кафиром. Условие, о котором говорим мы, это – если даже произносятся слова неверия языком, чтобы в сердце покоилась твердая вера.

Поэтому говориться: «От него исходит куфр внешне, но в сердце вера». Следовательно, четвёртой группы нет, потому что внешнее действие в данном случае к совершающему его лицу не относят по причине отсутствия свободы выбора, и присутствия безвыходности и принуждения.

Шейх, да помилует его Аллах, сказал: «Из внешнего понимания аятов вытекает что тот, кто дружит с неверными, умышленно по собственной воли, стремясь к ним, является таким же кафиром как и они». Всевышний Аллах сказал:

لَا يَتَّخِذِ الْمُؤْمِنُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ الْمُؤْمِنِينَ ۖ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَلَيْسَ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً

«Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» Ибн Касир сказал: «То есть, при опасении от их вреда в некоторых городах, или в периодах времени разрешается чтобы он (верующий) остерегался их (неверных), проявляя к ним внешнее дружелюбие, но не внутреннее». То есть, внешне вел беседу с ними, вызывая их довольство, однако внутренне ему велено соблюдать веру. От Абу Дарда, передается: «Поистине мы приветливы перед этими людьми, но сердца наши проклинают их». «Аль Бухари». Ас Саури, да помилует его Аллах, сказал: «Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «Такия не должна быть поступками, а только лишь языком». Передал аль Ауфи от Ибн Аббаса: «Поистине такия должна быть только лишь языком (словами)». То же самое сказали и Абу аль Алийя, Абу аш Шасаъ, Даххак. Раби' ибн Анас. Эти слова подкреплены аятом:

مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَٰكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». (16:106). По мнению ибн Касира этот аят указывает на то, что куфр под принуждением можно сказать только словами, но нельзя совершать действия – поступки куфра, связывая положение, указанное в этом аяте к тому, где говориться о такие. То есть, по причине принуждения недопустимо действие куфра, допустимо лишь произнесение куфра. Это внешнее понимание текстов, переданное от ряда сподвижников, и не известно противоречие этому мнению.

وَلَٰكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...