Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 14 глава
«…а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». Аль Хасан сказал: «Такия (то есть положение опасения при котором допускается внешнее проявление дружественности к неверным) будет до судного Дня». «Аль Бухари».Это пояснение упомянуто по причине того, что некоторые учёные считали что такия применялась только во времена слабости мусульман. А что касается в период могущества и подъёма исламской религии, то недопустимо. Однако могущество Ислама может уходить в некоторое время, поэтому такия будет до судного Дня, как об этом сказал аль Хасан. Ибн Джарир ат Табари в в своём тафсире сказал: ««…за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их», т.е. если вы будете находится под их властью и описаетесь от них за себя, то вы можете выявить своё дружелюбие к ним словами, но внутренне проявлять враждебность, не присоединяясь к ним в их неверии, не оказывая помощь им действием, против мусульман».По мнению Ибн Джарира действия – поступки, не входят в понятие «такия», при вынужденности, или при принуждении. Далее Ибн Джарир упомянул слова Ибн Аббаса, приведённые ранее. Итак, оказание поддержки и помощи мушрикам против мусульман, считается поступком неверия, по единогласию. Что же касается дружелюбия, то оно делится на два вида: 1) Общее, полное дружелюбие - это явный куфр, в такой форме оно идентично понятию «ат тавалли», и к этому понятию относят доводы, которые строго запрещают дружбу с кафирами, а если кто-то дружит то тот кафир. 2) Отделённый вид проявления дружелюбия - это дружелюбие к неверным с целью достижения мирских благ, вместе с наличием правильных убеждений, без имения намерения совершения куфра и вероотступничества. Доказательство тех, кто на этом мнении это известный хадис - история Хатыба Ибн Аби Бальта, о распространение секрета пророка, мир ему и благословение. Этот вопрос длинный, не станем в него погружается…
Девятый пункт. Шейх Мухаммад Ибн Абдулваххаб, да помилует его Аллах сказал: «Девятый пункт: «Тот, кто убеждён в том, что некоторым людям позволительно выходить за рамки шариата Мухаммада, мир ему и благословение, подобно тому, как Хадир (Хизр) позволил себе выходить за рамки шариата Мусы, мир ему, то такой кафир». Этот пункт нарушения связан со второй частью свидетельства: «Мухаммад посланник Аллаха», следовательно, является нарушением таухида, о котором мы говорили ранее. Так же, этот пункт в общем входит в нарушение четвёртого пункта, т.е. то с чем связано общее постановление - общий шариат. Если человек убежден, что ему допустимо выходить за рамки шариата Мухаммада, мир ему и благословение, без ограничений, будь то сравнивает он это с историей Хадира, или нет, (говоря что шариатские постановления с ним не связаны), то это рассматривается как вероотступничество по единогласию. Шейх сказал: «…подобно тому, как Хадир позволил себе выходить за рамки шариата Мусы, мир ему» об этом следует более подробно поговорить, так как Муса, мир ему не был послан к Хадиру (т.е. Хадир не обязан был следовать шариату Мусы) «то такой кафир», потому что такое убеждение содержит в себе отвержение (такзиб) слов Аллаха Всевышнего, который сказал: وَأَنَّ هَٰذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ ۖ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ ۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, - быть может, вы устрашитесь». (6:153) عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ قَالَ: خَطَّ لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمًا خَطًّا، وَخَطَّ عَنْ يَمِينِهِ خَطًّا، وَخَطَّ عَنْ يَسَارِهِ خَطًّا، ثُمَّ قَالَ: «هَذَا سَبِيلُ اللَّهِ» ، ثُمَّ خَطَّ خُطُوطًا فَقَالَ: «هَذِهِ سُبُلٌ، عَلَى كُلِّ سَبِيلٍ مِنْهَا شَيْطَانٌ يَدْعُو إِلَيْهِ» ، وَقَرَأَ {أَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ} [الأنعام: 153 ] Абдуллах ибн Мас'уд рассказал: “Однажды посланник Аллаха начертил нам линию и сказал: ‹Это путь Аллаха›. Затем он начертил слева и справа от неё другие линии, и сказал:‹Это пути, на каждом из которых находится шайтан, призывающий к себе›. После он прочитал аят: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» (6:153). Исходя из этого становится понятно, что шариат является всеобщим, предписан для каждого, к кому был послан пророк, мир ему и благословение. Любой кто является из Уммы Мухаммада, относится в общем к Умме призыва, на которого распространяются положения этого шариата. Если кто-то исключит какую-нибудь личность (т.е. скажет, что шариат на него не распространяется), то такой считается кафиром.
«Тот, кто стремится выйти из шариата Мухаммада, мир ему и благословение, или считает, что он не нуждается в нем, то такой человек покинул Ислам». Шейх Мухаммад Ибн Абдулваххаб, да помилует его Аллах в книге «Фадлю ль Ислам» поместил главу с названием: «Глава: «Обязательность ограничиваться следованию Корану, помимо всего остального», т.е. любой, кто не следует Корану в вопросах применения шариата Аллаха, является кафиром, доводы на это были указаны, и они известны, так же известны слова учёных по этому поводу. Тот, кто не ограничивается Кораном и Сунной обязательно прибегнет, т.е. обратиться к чему-то иному, а это иное будет решением не по закону шариата. Шейх, да помилует его Аллах сказал: «Нет сомнения в том, что Коран велит нам следовать за посланником, мир ему и благословение, и не выходить из под подчинения ему. Более того, выход из под подчинения ему, является одной из причин, приводящих к аду, поэтому пророк, мир ему и благословение, сказал: عن أبي هريرة رضي الله عنه أن رسول الله - صلى الله عليه وسلم -قال: كل أمتي يدخلون الجنة إلا من أبى، قيل ومن يأبى يا رسول الله؟! قال: من أطاعني دخل الجنة، ومن عصاني فقد أبى، «Вся моя община войдёт в Рай, кроме тех кто отказался». Сподвижники сказали: «А кто отказался, о посланник Аллаха?». Он ответил: «Тот, кто подчиниться мне войдёт в Рай, тот же кто ослушается меня тот отказался».
وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи (16:89). و عن جابر بن عبد الله: أن عمر بن الخطاب أتى النبي صلى الله عليه و سلم بكتاب أصابه من بعض أهل الكتب فقرأه النبي صلى الله عليه و سلم فغضب َقَالَ «أَمُتَهَوِّكُونَ فِيهَا يَا ابْنَ الْخَطَّابِ فَوَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَقَدْ جِئْتُكُمْ بِهَا بَيْضَاءَ نَقِيَّةً لاَ تَسْأَلُوهُمْ عَنْ شَىْءٍ فَيُخْبِرُوكُمْ بِحَقٍّ فَتُكَذِّبُوا بِهِ أَوْ بِبَاطِلٍ فَتُصَدِّقُوا بِهِ وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَوْ كانَ مُوسَى حَيًّا مَا وَسِعَهُ إِلاَّ أَنْ يَتَّبِعَنِى «Передают со слов Джабира о том, что как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с книгой, которую он взял у людей Писания и сказал: «О посланник Аллаха, я нашёл хорошую книгу у некоторых из людей писании». (Джабир) сказал: «И (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) разгневался и сказал: Неужели вы сомневаетесь о Ибн Хаттаб!? Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, я пришёл к вам с чистой, ясной (религией). Не спрашивайте их ни о чём, так как возможно, что они сообщат вам истину, а вы сочтёте это ложью, или (сообщат) вам о лжи, а вы поверите в это. Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, если бы Муса бы живой, ему ничего не оставалось бы, как последовать за мной”» после чего Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: я доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом, мир ему и благословение, как пророком». Ахмад, ан Насаи. Этот хадис прямо указывает на то, что никому недопустимо выходить за рамки шариата Мухаммада, мир ему и благословение, и доводов на это великое множество. Аллах предписал всем людям подчинится пророку, мир ему м благословение. Кто-то подчинился, а кто-то ослушался.
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ۖ فَمِنْهُمْ مَنْ هَدَى اللَّهُ وَمِنْهُمْ مَنْ حَقَّتْ عَلَيْهِ الضَّلَالَةُ ۚ «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих» (16:36). Всевышний поделил людей, которых призывали посланники, на две части: 1) те, кто ответил на призыв, 2) те, кто отказался отвечать на призыв. Поэтому Умма поделена на две части, Община ответившая призыву (Умма Иджаба) и община призыва (Умма даават) Умма аль Иджаба - это те, кто уверовал в пророка, подчинился ему, последовал свету, ниспосланному с ним. Умма ад Даават - это те, кто проявил высокомерие, не подчинился и не последовал. Шейху ль Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Некоторые из этих людей полагают, что есть приближенные аулия, которым дозволенно выходить за рамки шариата, больше всего этот пункт нарушения исповедания Ислама присутствует у крайних суфиев. Они считают, что когда аулия или шейхи, якобы, достигают определённого уровня, то они достигли ясности, т.е. убежденности. وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّىٰ يَأْتِيَكَ الْيَقِين «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность не явится к тебе» (15:99), когда явилась к тебе убеждённость, то от тебя снимаются все обязательства». Однако, мы говорим: «Если от тебя снялись (якобы) все обязательства то ты стал кафиром». Нет там никакой степени приближённости. Шейху ль Ислям Ибн Теймийя говорил о вероотступничестве этих людей: «Поистине некоторые из этих людей считали что есть аулия, которым дозволено выходить за рамки шариата, подобно тому как Хадиру (Хизру) было позволено не следовать пророку Мусе, мир ему. Что якобы есть приближенный вали, у которого есть мукашафаты, мухатабаты (степени достижения уровня) которые делают их независимыми от следования посланнику в общем, и в отдельных случаях. Большинство из них считают, что приближенный вали якобы превосходнее пророка. Эти убеждения присутствуют у некоторых крайних суфиев. Они считают что приближенный вали превосходит пророка, либо во всем, либо в некоторых моментах, утверждая при этом, что доводом в данном случае является история Хадира и Мусы, ми им. Эти слова являются одними из самых опасных, великих заблуждениий, более того, эти слова являются одним из самых больших видов лицемерия, безбожия и неверия». То есть, наличие в нем (в человеке) убеждения - что кому-то можно выходить за рамки религии Мухаммада, мир ему и благословение, отходить от следования за пророком - шейху ль Ислам называет это самым великим видом лицемерия, безбожием и куфром. Известно из религии Ислам по необходимости то, что посланничество Мухаммада, мир ему и благословение, охватывает всех людей, будь то арабы, и не арабы, короли и аскеты, учёные и простолюдины. Это посланничество будет действенным до Судного Дня, более того, оно охватывает, как людей, так и джиннов. Следовательно, не дозволено никому выходить из под подчинения, не разрешается отказываться от следования. Соблюдать то, что предписано религией, является обязанностью, т.е. соблюдать веления, сторониться запретов. Более того, даже если бы предыдущие пророки были живы, то и им обязательно было бы следовать за пророком Мухаммадом, и подчиняться его шариату. Затем шейх сказал: «Более того, установлено в достоверных хадисах, что Иса ибн Марьям мир ему, когда снизойдет с небес, он будет последователем шариата Мухаммада Ибн Абдуллы, мир ему и благословение. Иса, мир ему, был пророком, но после второго пришествия он не будет обладать качествами пророчества. Поэтому пророк, мир ему и благословение, сказал: «После меня не будет пророков». Иса, мир ему, после второго пришествия будет приближенным валием, праведником. Если пророку Исе станет обязательным следовать за пророком Мухаммадом, помогать его религии, то что говорить о тех, кто ниже по статусу чем пророк? Более того, в исламской религии широко известно, что запрещается следовать за другими пророками, как например за Мусой или Исой, мир им, после того, как до него дошел призыв пророка Мухаммада, мир ему и благословение. А если нельзя выходить за рамки шариата Мухаммада, переходя на шариат другого пророка, то что говорить о том, когда кто-либо выходит за рамки шариата пророка Мухаммада, и за рамки других пророков, переходя на что-то иное?!» Далее шейху ль Ислам сказал «...одна из больших ошибок, которую совершают люди, которые аргументируют дозволенность выхода за рамки шариата, историей Мусы мир ему и Хадира, состоит в том, что Муса, мир ему, не был отправлен пророком к Хадиру. Поэтому нельзя говорить, что Хадир вышел за рамки шариата Мусы, мир ему, потому что Муса был отправлен только к своему народу (к израильтянам). Хадир не относился к народу Мусы». ثبت في الصحيح أن الخضر قال له: «يا موسى إني على علم من علم الله علمني الله لا تعمله وأنت على علم من علم الله علمكه الله لا أعلمه «Передаётся о истории Мусы и Хадира что он сказал Мусе: «О, Муса, поистине обладаю знаниями, которым меня обучил Аллах, и о которых тебе не известно, и ты обладаешь знаниями от Аллаха которым Он тебя обучил, о которых не известно мне». «Аль Бухари» «Муслим». Это указывает на то, что по более достоверному мнению Хадир был пророком, а не валием. Поэтому призыв Мусы его не касался. Так же, передаётся в достоверных источниках от пророка, мир ему и благословение, что он сказал о том, в чем Аллах выделил, удостоил пророка Мухаммада, над остальными: وكانَ النبيُّ يُبعث إِلَىقَوْمِهِ خاصَة وَبُعثتُ إِلَى النَّاسِ عَامَّة أخرجاه في الصحيحين «Каждый пророк, был отправлен к только к своему народу, я же был послан ко всему человечеству». Призыв пророка Мухаммада, мир ему и благословение, охватывал всех рабов, поэтому непозволительно выходить из под подчинения пророку, отказывается от следования за ним, проявляя самодостаточность, как это было позволительно Хадиру. Никому, из тех до кого дошёл Ислам, не позволительно говорить в адрес пророка Мухаммада: «Я обладаю знаниями от Аллаха, которым Он меня обучил, о которых не знаешь ты», если кто-либо считает позволительным это, или убежден, что такое допустимо какому-нибудь аскету, или богомольцу, или кому-либо ещё, то такой кафир по единогласию мусульман. Доказательства на этот куфр в Коране не сосчитать. Из этого понимается, что недопустимо кому-либо утверждать о том, что кому-то позволительно выходить за рамки шариата Мухаммада, мир ему и благословение, как об этом утверждают крайние суфии, которые толкуют слово Всевышнего: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность не явится к тебе»: «убеждённость (аль якын) это знание и познание Аллаха. И тому, кто достиг познания Аллаха позволительно выходить за рамки шариата Мухаммада, мир ему и благословение, что с него снимается ответственность». Такое заявление является куфром, по единогласному мнению учёных. Шейху ль Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах сказал: «Что касается их аргументации словами Аллаха: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность не явится к тебе», то это довод против них. Аль Хасан аль Басри сказал: «Поистине Аллах не оставил промежутка (паузы) для деяний верующих кроме смерти. Под словом убеждённость в аяте подразумевается смерть и то, что происходит после неё, по единогласию учёных». То есть убежденность (якын) тут имеется в виду смерть, а не познание Аллаха. Является ли Хадир пророком или приближенным валием есть некоторое разногласие. Однако, как нам известно, Хадир был пророком, потому что Аллах обучил его, и внушил ему откровение.
Десятый пункт. Шейх Мухаммад Ибн Абдулваххаб сказал: «Десятый пункт: «Отказ от религии Аллаха Всевышнего, не изучая её, и не совершая деяния согласно её требованиям. Доказательство - слово Всевышнего: وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنْ ذُكِّرَ بِآيَاتِ رَبِّهِ ثُمَّ أَعْرَضَ عَنْهَا ۚ إِنَّا مِنَ الْمُجْرِمِينَ مُنْتَقِمُونَ «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (32:22)». Как было упомянуто ранее, есть разница между невежеством в религии и отказом от неё. О невежестве говорится тогда, когда человек желал получить знания, тратил на это все свои силы, но не смог найти того, кто его научит. Что же касается имеющего возможность получить знания, однако он не искал их, не узнавал о делах своей религии, особенно о таухиде - посредством чего человек входит в Ислам. А так же о том, что противоречит таухиду - что выводит из Ислама, то такого называют отказавшимся. Шейх так и озаглавил этот пункт: «Отказ от религии Аллаха, не изучая её, и не совершая деяния согласно её требованиям», тут имеется в виду основа религии – то, посредством чего человек входит в Ислам, а так же по причине чего выходит из Ислама. А что касается остального, что связано с совершенством религии, как упущение обязательных предписаний, или совершение запретного - не влияющие на основу Ислама - то это не подразумевалось в самом пункте. Так же надо понимать что есть разница между упущением обязательных деяний влияющих на основу веры, как молитва, и упущением не влияющих, как например отказ от соблюдения поста. Следовательно, шейх в данном пункте указал на то, что связано с основой Ислама, на аспекты, вводящие человека в Ислам, или выводящие из него –что по сути является индивидуальной обязанностью, в незнании которого нет оправдания. Следовательно, такого не называют невеждой, такого называют отказавшимся. В книге «Нихаяту ль гариб ва ль хадис» сказано: «Отвернулся (а'рада) от чего-то, значит - обернуться вспять. То есть, не обратил внимание, что указывает на наличие в сердце чего-то, что приводит к отказу. Отказ от религии Аллаха Всевышнего, не изучая её, и не совершая деяния согласно её требованиям. Отказ, который считается нарушением Ислама - это отказ от изучения основ религии, благодаря соблюдению которых человек становится муслимом. А что касается ситуации когда человек не обращает внимания на изучение того, что совершенствует религию, будь то обязательные, или запретные дела, то отказ от этого не считается нарушением Ислама, ведь большинство мусульман - простолюдинов не соблюдают это (т.е. не изучают эти вопросы). Шейха Абдуллатифа Ибн Абдур-Рахмана Ибн Хасана спросили о отказе, который является нарушением Ислама. Он ответил: «Поистине положение людей отличаются друг от друга, порой сильно. Отличие это бывает в зависимости от крепости их веры, но (однако) при наличии основы веры в них», то есть когда основа Имана присутствует, но отличается по степени полноценности. Поэтому у нас существует понятия «Мутляку ль Иман» (наличие имана, буть то полноценное или неполноценное) и «Иман аль Мутляк» (наличие полноценного Имана), халатность (тафрит) и ширк. «Упущения» (тафрит как понятие применяется в том случае) когда не связано с обязательными или желательными поступками. Что касается ситуации отсутствия основы, которая вводит в Ислам, то полный отказ от этого является «куфром отказа» (куфру и'рад). В отношении этого Аллах Всевышний сказал: وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ ۖ لَهُمْ قُلُوبٌ لَا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لَا يَسْمَعُونَ بِهَا
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|