Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует два мнения, являются ли хавариджы кафирами, или нет. 15 глава




«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат». (7:179) так же Аллах сказал:

وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ

«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». (20:124)

Ибн Аль Кайим в книге «Кауль Садид» сказал: «Аят (о котором упомянуто в пунуте) пришёл и в Коране и в Сунне со словом «отвернется» а не «был невеждой», потому что невежество невозможно представить, не иначе как после того, как человек стремился к знанию, но не нашёл того, кто его научит.

Шейх Сулейман Ибн Сахман сказал: «Из слов шейха Ибн аль Кайима понимается, что человек в данном случае, не впадает в неверие не иначе как из-за отказа от изучения основ религии, посредством которых человек входит в Ислам, и тут не (имелось в виду) оставление (изучения остальных) обязательных и желательных вопросов религии».

Шейх Ибн Аль Кайим, да помилует его Аллах, в книге «Мадаридж ас Саликин» сказал: «Что касается большого куфра, то он делится на пять видов.... Затем сказал: «… что касается куфра отказа - это когда человек отказывается слушать, и принимать сердцем от посланника Аллаха, не верит ему, но и не считает лжецом, не дружит, но и не враждует, не склоняется к тому, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение». То есть полный отказ, не обращая никакого внимания на шариат. Поэтому в лексическом значение пришло «обернуться вспять». Известно, что когда человек оборачивается вспять, это значит, что он не уделяет внимание и не беспокоиться о том, от чего отвернулся. Таково отношение некоторых людей к изучению шариата.

Далее шейх Ибн Абдулваххаб в качестве довода привел аят: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (32:22). Аль Куртуби сказал по поводу данного аята: «Кто может быть несправедливее» т.е. нет более несправедливого, «... того, кому напомнили об аятах его Господа» - довадами и признаками «…после чего он отвернулся от них?» - не принял «…Воистину, Мы отомстим грешникам», за то, что они считали ложью наши знамения и отвернулись от них, позабыв про них не склоняясь к ним, не обращая внимание, обернувшись вспять.

Ибн Касир в отношении аята: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них?» сказал: «Нет более несправедливого чем тот, кому упомянули аяты Аллаха, разъяснили их для него, после чего он отказался от них, стал их отрицать отвернулся, предал забвению, обернулся вспять, словно он их и не знал».

Катада, да помилует его Аллах, сказал: «Остерегайтесь отказа от аятов Аллаха, ибо поистине тот, кто отвернулся от упоминания Аллаха, является обманутым, лишенным блага, это является великим грехом. Поэтому Всевышний угрожая, сказал: «Воистину, Мы отомстим грешникам», Всевышний отомстит грешникам суровым образом.

Это был десятый пункт. Некоторые учёные Ахль Сунна назвали его одним из видов куфра - куфр отказа, который обусловлен отказом от изучения основ религии.

Шейху ль Ислам Ибн Теймийя да помилует его Аллах, относительно того, что связано с этим пунктом сказал: «Невозможно чтобы человек, с крепкой верой в сердце, прожил свою жизнь, и ни разу не сделал поклон своему Господу, не соблюдал пост, не выплачивал закят, не совершал паломничество, (у такого не может быть веры в сердце) в то время как Аллах обязал ему совершать намаз, соблюдать пост, выплачивать закят, исполнять хадж (а он отказался) не совершив вообще ни одно деяние. Так может вести себя только лишь лицемер и зиндык. Тот, у кого есть вера в сердце, никогда так не поступит. Поэтому Аллах Всевышний описывая неверных сказал что они не смогут совершить земной поклон:

يَوْمَ يُكْشَفُ عَنْ سَاقٍ وَيُدْعَوْنَ إِلَى السُّجُودِ فَلَا يَسْتَطِيعُونَ خَاشِعَةً أَبْصَارُهُمْ تَرْهَقُهُمْ ذِلَّةٌ ۖ وَقَدْ كَانُوا يُدْعَوْنَ إِلَى السُّجُودِ وَهُمْ سَالِمُونَ

«В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого. Их взоры потупятся, и унижение покроет их. А ведь их призывали пасть ниц, когда они пребывали в здравии» (68:42-43)».

Ибн Аль Кайим в книге «Мифтаху Саадат» сказал: «Каждый, кто отказывается следовать откровению - книге Аллаха - то непременно Аллах ему скажет эти слова (упомянутые в аяте). Если спросят: «А есть ли оправдание в этом заблуждении, если человек думал что он на правильном руководстве? Ответ: «...они [эти заблудшие] думают, что они идут верным путем!» Нет ему оправдания». Потому что в подобного рода вопросах, нет оправдания по невежеству.

 

Заключение.

После того как мы обсудили эти десять пунктов нарушающих Ислам по единогласию, которые являются ясными понятными, видится необходимым подкрепить это словами учёных. Шейх Мухаммад Ибн Абдулваххаб не один кто говорил о этих пунктах, как заявляют об этом некоторые. На каждый из этих пунктов есть слова учёных, подкрепляющие то, что говорил шейх.

После упоминания десяти пунктов шейх Ибн Абдулваххаб сказал: «Нет разницы между всеми этими пунктами, совершены они в шутку или всерьёз, или из-за страха, кроме принуждения». Под страхом тут подразумевается страх из-за потери мирских благ. Неправильно думать что страх имеет такое же значение что и принуждение, из-за того что принужденный тоже под страхом. В словах шейха под «страхом» имелось в виду страх за имущество, за авторитет и т.д.. Если человек боится лишиться своего имущества, то его не называют принужденным. Хотя шейху ль Ислам в некоторых местах считал это относящимся к принуждению. Когда шейх сказал «кроме принужденного», то этим он указал на то, что есть оправдание по принуждению. В первую очередь это указывает на то, что нет разницы между тем, кто всерьёз сказал и совершил куфр, и тем кто в шутку, или из-за страха. Это соответствует тому, о чем было сказано ранее - что совершивший куфр, впадает в него. Нет разницы всерьёз, или в шутку, или из-за страха, а тот, кто видит разницу, должен привести довод.

Однако, как было сказано есть исключение:

مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَٰكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». (16:106) Ибн Касир сказал: «Это исключение из слов неверия сказанных тем, кто внешне соответствовал мушрикам словами». Ибн Касир указывает на то, что куфр в этом моменте совершается именно языком, словами, будучи принужденным, опасаясь побоев и вреда, однако сердцем не признаёт это. Имеет в сердце твердую веру в Аллаха и Его посланника.

Передал аль Ауфи от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, то что этот аят был ниспослан в отношении Аммар Ибн Ясира, которого мучили мушрики, до тех пор, пока он не произнес слова неверия в пророчество Мухаммада, мир ему и благословение. Он произнёс их, будучи принужденным к этому. Аммар пришёл к пророку, мир ему и благословение, оправдываясь за это, после чего был ниспослан данный аят. Так же передал и Ша'бий, абу Малик, Катада.

Многие салафы толковали этот аят согласно той причине, по которой он был ниспослан. Ибн Джарир Ат Табари сказал:

عن أبي عبيدة بن محمد بن عمار عن عمار بن ياسر ، في قوله تعالى: (إلا من أكره وقلبه مطمئن بالإيمان) ، قال: أخذ المشركون عمار بن ياسر فعذبوه حتى قاربهم في بعض ما أرادوا فشكا ذلك إلى النبي - صلى الله عليه وسلم - ، فقال له النبي - صلى الله عليه وسلم -: «كيف تجد قلبك ؟» قال: مطمئنا بالإيمان ، ثم قال النبي - صلى الله عليه وسلم -: «فإن عادوا فعد»

«Передаётся от Абу Убейды Ибн Мухаммад, Ибн Аммар, Ибн Ясира: «Мушрики схватили Аммара и стали мучить его до тех пор, пока он её сказал то, что они хотели от него. После чего он пожаловался пророку, мир ему и благословение. Пророк спросил его: «Как ты находишь своё сердце?» Аммар ответил: «В нем покоиться вера». Тогда пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если они принудят ещё раз, то ответь так же».

Передаётся у «аль Байхаки», более подробная версия, в которой говориться: «Аммар поносил пророка, мир ему и благословение, и хвалил божества мушриков. Аммар сказал пророку: «О,посланник Аллаха, они не отстали от меня пока я не поругал тебя, и пока не похвалил их божества словами». Пророк, мир ему и благословение, спросил: «Каким ты находишь своё сердце?» Аммар ответил: «В нем покоиться твердая вера». Тогда пророк сказал: «Если они тебя принудят ещё раз, то ответь так же». Тогда Аллах ниспослал: «…Не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера»». Согласно этому аяту установлено, что принужденный исключается из попадания в куфр, за сказанные слова куфра.Поэтому учёные единогласны в том, что допустимо позволить произнести слово куфра тому, кого принудили. Но можно и отказаться от произнесения куфра под принуждением, как отказался Билял да будет доволен им Аллах, не смотря на то, что мушрики над ним издевались. То есть, можно произнести слова куфра под принуждением, но необязательно. Более того, проявить терпение к пыткам и истязаниям лучше, чем произнести слова куфра. Известно что Биляла истязали тем, что клали на его грудь огромный камень в знойный день, однако Билял отказался подчинится им. Аммар воспользовался разрешением, чтобы облегчить свои муки, а Билял проявил терпение. Мушрики потребовали от Биляла произнести слова ширка, а он отказался, лишь повторяя: «Один, Один», а потом сказал: «Если бы я знал слово, которое вызывает ваш гнев больше чем это, то я непременно сказал бы его», да будет доволен им Аллах.

Так же, есть история Хабиба Ибн Зайда аль Ансари, да будет доволен им Аллах: «Мусайлима аль Каззаб спросил его: «Свидетельствуешь ли ты Мухаммад посланник Аллаха? Хабиб ответил: «Да». Затем Мусайлима спросил его: «Свидетельствуешь ли ты что я посланник Аллаха?!». Хабиб ответил: «Я не слышу тебя». Ему стали отрезать орган за органом, но так и не сломили», т.е. он не согласился на то, что от него требовали, и не воспользовался разрешением (облегчением).

Предпочтительнее и лучше для мусульманина проявить терпение и стойкость в вере, даже если это приведёт к смерти. Однако не каждый мусульманин может проявить стойкость в момент испытаний. Испытания проходят лишь те, кого укрепил Аллах, те, кто делают причины для стойкости, а самой великой причиной стойкости является привязанность к Аллаху знанием и деяниями. Чем больше раб познает своего Господа, тем более стойким он бывает. Причинами стойкости бывают шариатские знания, крепкая убеждённость в именах Аллаха и Его Атрибутах. Эти знания и убеждения приводят к сосредоточению сердца утром и вечером (в течении всего дня). Тот, у кого Аллах в сердце постоянно - выстоит, а тот, кто отвлечен от знаний - споткнется.

Аль Куртуби сказал: «Учёные единогласны в том, что принуждение к куфру - когда принужденный опасается за свою жизнь - не является грехом, даже если он и скажет слова куфра, в то время как в сердце у него покоиться вера. Так же развод недействителен под принуждением. Не выносится решение о неверие того, кто произнес слова куфра под принуждением. Данная ситуация в шариате пришла в виде исключения. Аль Хасан аль Басри, аль Аузаи, Аш Шафии, Сахнун посчитали что разрешение - упомянутое в аяте - пришло лишь на произнесения слов куфра. А что касается поступка, как совершение земного поклона идолу, или кому-либо помимо Аллаха, то нет разрешения на его совершение даже под принуждением. Однако большинство поздних учёных посчитали дозволенным совершения поступков куфра, при принуждении». Сюда входит надевание креста, или поклон не Аллаху, однако это не соответствует внешнему пониманию аята. То есть, аль Куртуби, да помилует его Аллах, считал что аят ограничен лишь произнесением слов куфра, потому что внешнее понимание аята обобщенное, и нет указания на разделения между словами и поступками куфра. Нет довода у тех, кто ограничивает указание аята только лишь словами. Конкретная причина ниспослания аята роли не играет, при наличие обобщенных слов, как это утверждено в науке усуль аль фикх. Однако формулировку аята относят к аяту «Али Имран» потому что вначале аята сказано:

إِنَّمَا يَفْتَرِي الْكَذِبَ الَّذِينَ

«Воистину, ложь измышляют те…», а затем:

لَا يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِ اللَّهِ

«…которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы. Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал» (16:105-106). Большинство учёных сказали: «…кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал», является заменённым (бадаль) от:

وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْكَاذِبُونَ

«… Они и есть лжецы» -ложь обычно бывает на языке, и это есть причина конкретизации. Следовательно тот, кто вносит сюда и поступки, должен приводить довод. Это то, на чем основывался аш Шафии и другие, кто конкретизировал допущение слов куфра, но не поступков». Большинство салафов - кто говорил о тафсире аятов «такии» («Али Имран 28») и «икраха» («ан Нахль 106»), ограничивали лишь словами куфра. Однако некоторые взяли общий смысл аята, не обратив внимание на главное - толкование аята. Более того, некоторые посчитали аят: «…кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал» со стороны грамматического разбора (посчитали) его приложением (бадаль)от аята «Они и есть лжецы....».

Ибн аль Каийм, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, если мукаллаф в шутку скажет слова развода, или брака, или возвращения жены (после первого или второго развода), то это действительно. То есть в шутку сказанные слова имеют силу (слов, сказанных всерьёз). Если кто-то в шутку даст развод, или заключит никах, или в шутку скажет слова куфра, то это будет действительным. Постановление будет одинаково как в шутку, так и всерьёз. В хадисе сказано:

عَنْ ‏أَبِي هُرَيْرَةَ ‏‏قَالَ ‏: ‏قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ‏صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ‏: " ‏ثَلَاثٌ جِدُّهُنَّ جِدٌّ وَهَزْلُهُنَّ جِدٌّ: النِّكَاحُ ، وَالطَّلَاقُ ، وَالرَّجْعَةُ ". رواه أبو داود (2194) ، والترمذي (1184) ، وابن ماجه (2039) ، والحاكم (2/198

«Три вещи совершенные всерьёз - рассматриваются как совершенные всерьёз, совершенные (сказанные в шутку) - рассматриваются всерьёз»».Далее говорит Ибн аль Кайим: «Это указывает на то, что сказанное в шутку, будет учитываться как сказанное всерьёз, хотя слова спящего, забывшего, умалишенного и принужденного - не рассматриваются (в шариате) и не имеют силы. Разница состоит в том, что шутящий имеет цель произнести слово, но не желает решения, к которому приводят эти слова. Известно, что слова мукалляфа рассматриваются как причина. Однако следствия исходят от Аллаха. Человек пошутил, совершил причину. А следствие - это решение - исходит от Аллаха. Когда человек в шутку женится, то как следствие, брак считается действительным, перед Господом, так же и куфр (произнесенный в шутку). Поэтому в расчёт берётся цель, добровольно совершенной причины, находящегося в здравом уме, будучи половозрелым. Если человек имел цель произнести слова, то решение по ним принимается так, как если бы он их сказал всерьёз, даже если он их сказал в шутку, в отличии от спящего, одержимого, пьяного, умалишённого (их слова вообще никак не рассматриваются, так как произнесены неосознанно), потому что у них нет цели в словах и действиях, они не несут ответственность за свои слова, подобно детям, которые не понимают смысла слов, и говорят их бесцельно.

Разница между тем, кто нацелен произнести слово - зная его значение, но не имея цель попасть под решение этих слов (т.е. произнесение слов куфра в шутку, не имея цели стать кафиром) и тем, кто не имел цели произнести слова куфра и не знал значение слов - состоит в том, что первый совершил причину, вследствии чего на него распространилось решение, а второй вообще не имел цели при произнесении, как например спящий, пьяный, и тот, кто не знал значение слова, на таких решение не распространяется.

Далее Ибн аль Кайим сказал: «Согласно вышесказанному, его слова (принужденного и т.п.) будут праздностью, и не будут иметь никакого значения (последствия), независимо от того, принудили его дать развод, или к женитьбе, или к произнесению слов куфра. Коран указывает на то, что произнесение слов куфра под принуждением - не считается совершением куфра. Так же как и тот, кого принудили принять Ислам - не становится мусульманином».

Так же сунна указывает на то, что Всевышний простит, и не станет наказывать принужденного. Это то, что касается произнесения, имелось в виду произнесение слов куфра под принуждением. А что касается поступков куфра, то на счёт этого есть разделение. Даже у Ибн аль Кайима и его шейха Ибн Теймийи есть по этому поводу слова, из которых понятно, что они посчитали мнения большинства учёных преобладающим - что нет разницы между словами и поступками куфра - однако, согласно внешнему пониманию слов Ибн аль Кайима становится ясным, что он не был согласен со своим шейхом в этом вопросе. Поэтому и сказал: «Что тут имеется в виду слова куфра, а что касается поступков, то по поводу них идёт разделение». Если человека принудили к поступку куфра, то нет оправдания, а если принудили к поступку, который не является куфром, то тут положение полегче. Поэтому сказано, что в этом вопросе идёт разделение.

Следовательно, любые слова становятся дозволенными под принуждением. А что касается поступков то какие-то дозволены под принуждением, какие-то нет. Те, которые дозволены, за них ответственности нет, как употребление пищи в месяц Рамадан, под принуждением, пост в таком случае не нарушается, и он будет подобен тому, кто поел или попил по забывчивости как сказано в хадисе:

أطعمه الله وسقاه

«..ибо его накормил и напоил Аллах», или как лишние действия в намазе, надевание сшитого в состоянии ихрама и т.д.

А что касается действий, которые не дозволено под принуждением, то за них Аллах возьмёт спрос, как убийство тех, чья кровь запретна, уничтожение его имущества. Что касается таких поступков как употребление вина, совершение прелюбодеяния, воровства, то тут есть разногласие, применяется ли наказание за их совершение под принуждением, или нет. Далее Ибн аль Кайим сказал: «Разница между словами и поступками состоит в том, что поступки имеют свои пагубные последствия, в отличии от слов, которые можно опустить на уровень произнесённых спящим, или одержимым. Пагубность поступков - которые не дозволены под принуждением - установлена, в отличии от пагубности слов, установление которой зависит от того произнёс ли их говорящий зная, добровольно.

Нет разницы, совершены эти десять пунктов всерьёз или в шутку, кроме принуждения, потому что есть правило – «Тот, кто совершил куфр, впадает в него, и выносится соответствующее решение в отношении него, по единогласию учёных», как мы об этом упомянули.

А Аллаху ведомо лучше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...