Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы





Тема 1

Анализ учебной программы и содержания образовательной области

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Цель: изучить структуру, содержание программ образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».

Оборудование:учебники по НВП, ОБЖ прошлых лет издания.

 

Литература

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.
  2. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 106 с.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5 – 11 классы./А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009. – 80 с.
  4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10 -11 классы. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2007. – 48 с.
  5. Винник А.Л. Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 – 9 классы. Предпрофильное обучение: сборник 1. – М.: Дрофа, 2009. – 29 с.

Глоссарий

Государственный стандарт общего образования (ГОСТ) – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений. На основе ГОСта разработаны учебные программы по ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений.

Федеральный компонент ГОСТа - нормативы, обеспечивающие единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент ГОСТа - нормативы, которые относятся к компетенции регионов. Например, в области языка и литературы, биологии, географии, ОБЖ.

Школьный компонент ГОСТа содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения, закреплённые в соответствии с его Уставом в разработанных педагогами основных образовательных программ.



Учебная программа по ОБЖ - нормативный документ, регулирующий работу учителя.

Федеральный базисный учебный план – документ, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объёмы регионального (национально-регионального) компонента ГОСа общего образования и компонента образовательного учреждения.

Среднее полное образование общее образование составная часть общего образования, представляющая собой совокупность знаний основ наук и соответствующих умений и навыков, определённая соответствующими образовательными программами и обеспечивающая возможность активного участия в жизни общества или дальнейшего обучения в высшей школе.

Теоретическая информация

 

Учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации учебного процесса.

Функции программы:

- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его качественных и количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Программа является основой для разработки учебно-методических материалов Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», кружков, секций, клубов военно-патриотической направленности, оборонно-спортивных лагерей, лагерей юных спасателей, туристических походов и слётов, детских игр и соревнований, олимпиад, проведения Дня защиты детей. Программа является ориентиром для составления авторских программ и учебников, тематического планирования курса учителем.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы вариативных программ и учебников могут реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний и способов деятельности, развития и социализации обучающихся.

Таким образом, учебная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Учебная программа включает: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, основное содержание с указанием времени на изучение тем. В пояснительной записке определены цели и задачи дисциплины, приведены общая характеристика её структуры и содержания. Требования к уровню подготовки содержат перечень знаний и умений, которыми должен овладеть выпускник основной средней школы. Базовое содержание учебного материала является ориентиром организации учебно-воспитательного процесса, определяет содержание тем, создаёт условия для формирования у обучаемых системных знаний и умений. Содержание учебной программы отражено в дидактических средствах обучения.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Анализ Государственного стандарта общего образования. Определите структуру государственного стандарта общего образования (схема 1). Дайте характеристику его компонентов. Раскройте социальное и педагогическое значение ГОСа.

 

Схема 1. Структура Государственного стандарта общего образования

 

2. Определение структуры Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (схема 2).

 

 

Схема 2. Структура федерального компонента ГОСта

 

3. Анализ стандарта образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности». Определите структуру стандарта образования по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного среднего образования (схема 3). Сравните со структурой федерального компонента ГОСа. Сделайте вывод.

 
 

 


Схема 3. Структура стандарта основного общего образования по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

4. Раскройте содержание требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Концепции национальной безопасности РФ, на основе которых разработана учебная программа по ОБЖ (таблица 1).

Таблица 1





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.