Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение структуры и содержания альтернативных учебников по ОБЖ (__ класс)




Параметры сравнения Название учебника (автор)
   
Объём учебника (кол-во стр.)    
Объём одного параграфа (кол-во стр.)    
Компоненты аппарата ориентировки    
Текстовые компоненты    
Внетекстовые компоненты    
Компоненты, способствующие практикованию знаний    
Компоненты, выполняющие сигнальную роль    
Соответствие содержания федеральному компоненту ГОСа по ОБЖ    
Соответствие структуры учебника структуре программы    

 

Сделайте вывод на основе анализа.

1.3. Содержание по безопасности жизнедеятельности в учебниках для начальной школы.

2. Виды тетрадей на печатной основе по ОБЖ для учащихся.

3. НОТ преподавателя-организатора по ОБЖ. Принципы составления и ведения методической картотеки. Требования к ведению библиографической тетради. Требования к оформлению списка литературы.

Отчётное задание. Таблица «Сравнение альтернативных учебников».

 

Тема 2.2. Изучение и анализ методической литературы

Цель: научиться анализировать методическую литературу.

Глоссарий

 

Дидактические средства обучения - средства, содержащие теоретическую информацию, а также обеспечивающие усвоение основных понятий и формирование умений. К данным средствам относятся: учебник, средства программного обучения, ТСО, методическая, научная и популярная литература. Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и представлений, на которые опираются косвенное сознание, мыслительная и учебно-практическая деятельность.

Наглядные средства обучения – средства, обеспечивающие наглядно-чувственное восприятие предметов и явлений в натуральном или искусственном виде.

Учебно-методические средства – алгоритмы практических действий при различных чрезвычайных ситуациях, общие алгоритмические предписания, ситуационные задачи, задания и упражнения для самостоятельного выполнения учащимися.

Технические средства обучения - технические устройства, помогающие педагогу обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. К ТСО относятся вспомогательное оборудование, приборы для экранной проекции (диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны), телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).

Функции средств обучения:

  • познавательная – представляют важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление изученного материала, проверку степени овладения знаниями;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • формирующая – являются средством развития познавательных способностей, чувств и воли учащихся;
  • оптимизационная – обеспечивают лучшее достижение дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени.

Методическая литература – пособия, предназначенные для преподавателя. В методических пособиях содержится обобщенный опыт преподавания предмета. Но, т.к. материальная база преподавания предмета, местные условия, уровень подготовки учащихся, педагогический опыт учителя различаются, необходимо методические рекомендации тщательно анализировать, оценивать критически с точки зрения своих возможностей, творчески применять.

 

План работы

1. Методические пособия для учителя. Виды методических пособий по дидактическим задачам.

Проанализируйте методическое пособие (определяет преподаватель) по плану. Письменно оформите ответы на вопросы.

План анализа пособия

  • Автор пособия. Название пособия. Для проведения занятий в каком классе предназначено?
  • Определите назначение и специфику пособия.
  • Какова структура пособия?
  • Какие методические разработки имеются в пособии? Какова полнота разработок?
  • В чём состоит деятельность учителя на уроке? В чём заключается деятельность учащихся на уроке? Насколько рекомендации соответствуют проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, современным образовательным технологиям (каким)? Возрастным особенностям учащихся?
  • Какие виды учебного оборудования описываются в пособии? Какова степень их новизны?
  • Какие другие вопросы освещены в пособии? Какова их значимость для практической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ?

2. Специальная теоретическая литература для учителя - предметника.

3. Система дидактических средств обучения.

4. Электронные обучающие программы и материалы по ОБЖ. Интернет-ресурсы.

5. Обзор литературы для учащихся разных возрастных групп по ОБЖ.

 

Отчётные задания:

 

  1. Перечень учебно – методической литературы, список литературы по внеклассному чтению для учащихся по разделу программы (определяет преподаватель).
  2. Письменный анализ методического пособия.
  3. Библиографическая тетрадь.

 

Тема 3

Характеристика форм обучения ОБЖ

Цель: выявить специфику и разнообразие форм обучения ОБЖ; научиться определять формы обучения в пределах программной темы.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Литература

  1. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов Высш. учеб. заведений/под ред. А.Л.Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 166 – 175.
  2. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008. – С.62 – 82.
  3. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 135 с.

 

Глоссарий

Форма организации учебно-воспитательного процесса – согласованная деятельность учителя и учащихся, осуществляемая в установленном порядке и в определённом режиме (Ю.К.Бабанский).

Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом по государственной программе, твёрдому расписанию в школьном помещении. Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуальному взаимодействия учителя и учеников для решения дидактических задач.

Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью.

Внеклассная работа – форма организации индивидуальной или коллективной добровольной работы учащихся под руководством учителя в целях углубления и расширения знаний (теоретических и прикладных), развития познавательного интереса, творческой самостоятельности обучаемых.

Внеурочная работа – форма организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся вне урока, дома с целью выполнения обязательных связанных с учебной программой заданий.

Теоретическая информация

 

В теории и практике обучения ОБЖ сложились следующие формы организации учебной деятельности учащихся: урок, экскурсия, внеурочная и внеклассная работа. В пределах каждой группы организационных форм обучения выделяют виды (схема 5). Каждая из указанной форм имеет свои особенности, своё место в учебном процессе. Общие признаки форм обучения:

- обеспечивают решение образовательных, развивающих, воспитательных задач;

- разрабатываются с учётом определённого учебного материала;

- проводятся адекватными содержанию методами обучения и методическими приёмами;

- учитывают уровень обученности учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...