Роль государственных документов
В определении содержания учебной программы по ОБЖ
5. На достижение каких целей направлено изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного и полного общего образования?
План работы
1. Анализ и характеристика федерального компонента Государственного образовательного стандарта образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности». Сравнение целей обучения на разных этапах. Порядок реализации федерального компонента ГОСа. 2. Федеральный базисный учебный план. Сравнение учебных планов БУП – 2004 и проекта БУП – 2010. 3. Структура программы по учебному предмету для учащихся образовательных школ. 3.1. Принципы построения учебной программы по ОБЖ. 3.2. Разнообразие программ по ОБЖ. 3.3. Анализ содержания учебных программ для 5 – 9 класса (таблица 2). 3.4. Анализ содержания учебных программ для 10 – 11 класса на базовом и профильном уровнях (таблица 2). Установление преемственности в формировании и развитии знаний. Таблица 2 Разделы учебной программы образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»
4. Контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. 5. Критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих их использование в образовательных учреждениях РФ.
6. Сравнение учебных программ базового и профильного уровней для 10 – 11 классов (таблица 3). Таблица 3
Программы обучения ОБЖ (10 – 11 класс)
Отчётное задание. Результаты самостоятельной и аудиторной работы в соответствии с планом. Тема 2 Методическое оснащение образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: дать характеристику компонентов учебно – методического комплекса образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»: изучить основную учебно-методическую литературу к образовательной области ОБЖ; научиться анализировать учебную, методическую и научно-популярную литературу по специальности.
Литература 1. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006. 2. Галкина М.В. рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. ЮЛ.Воробьёва. 5 -11 класс. – М.: Астрель, 2009. 3. Примерные билеты и ответы по основам безопасности жизнедеятельности для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений/авт.-сост. В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Б.И.Мишин. – М.: Дрофа, 2008. – 110 с. 4. Учебники по ОБЖ для начальной и средней школы. 5. Методические пособия. Задания для самостоятельной работы 1. Подготовьте краткий обзор Интернет-ресурсов, имеющих методическое и образовательно-воспитательное значение, к разделам Обязательного минимума содержания основной образовательной программы по ОБЖ. Информацию о сайтах оформите в таблицу. 2. Используя материалы педагогической практики (3 курс) приведите и запишите примеры дидактических средств обучения согласно классификации, указанной в глоссарии.
3. Узнайте, какие имеются в библиотеке института специальные периодические издания, сборники докладов научно-практических конференций, которые можно использовать при подготовке к урокам, проведение внеклассных и внеурочных занятий по ОБЖ. 4. Подберите специальную литературу по различным разделам программы ОБЖ, предназначенную для учащихся разных возрастных групп.
Тема 2.1. Изучение и анализ учебной литературы
Цель: научиться анализировать учебную литературу. Глоссарий Школьный учебник – учебная книга, в которой изложено предметное содержание образования и определены виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных особенностей. Теоретическая информация Школьный учебник разрабатывается в соответствии с федеральным компонентом ГОСа основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержание школьного учебника раскрывает вопросы учебной программы, структура учебника отражает последовательность изучения тем. Функции школьного учебника: - информационная (раскрывает содержание образования, определяет объём учебного материала на каждый урок с учётом возрастных особенностей учащихся); - систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его); - обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний); - воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения). Учебник имеет определённую структуру (схема 4): - компоненты аппарата ориентировки (введение или предисловие, оглавление, символы ориентировки, колонтитул); - текстовые компоненты (тексты – основные, дополнительные (справочные), пояснительные); - внетекстовые компоненты (иллюстрации (фотографии, художественные рисунки, схематические рисунки, стилизованные рисунки), схемы, графики, таблицы; - компоненты, определяющие уровень усвоения учебного материала (вопросы репродуктивные, вариативные, творческие); - компоненты, способствующие практикованию знаний (практические задания, задания на установление межпредметных связей, задания для работы по учебнику и др.);
- компоненты, выполняющие сигнальную роль (выделения шрифтовые и цветовые, геометрические, знаковые).
Схема 4. Структура школьного учебника
Учебное пособие позволяет более глубоко ознакомить учащихся с теоретическими сведениями и практическими рекомендациями, о которых педагог в связи с дефицитом учебного времени иногда упоминает мимоходом. При высоком качестве иллюстраций учебного пособия их дидактическая ценность способствует эффективному формированию понятий и умений.
План работы
1. Учебники по ОБЖ, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации. 1.1. Основные и альтернативные учебники по ОБЖ для:
1.2. Методический анализ школьных альтернативных учебников по ОБЖ (табл. 4).
Таблица 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|