Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Методика обучения ориентированию без карты и компаса





Умения ориентироваться без карты и компаса являются первыми в комплексе учебно-подготовительных упражнений по ориентированию. Цель выполняемых заданий – развить у учащихся наблюдательность, зрительную память. Для тренировки выбирается природный массив хорошо известный учащимся (парк, лес, луг). Для учащихся старших классов задания усложняются за счёт увеличения дистанции и проведения занятий на незнакомой местности.

У школьников формируются умения проходить маршрут:

- по памяти;

- по следам, оставленными людьми или животными;

- по местным предметам и указанным ориентирам;

- по письменному описанию.

Задание 1. Во время прогулки учитель постоянно сосредотачивает внимание учащихся на окружающей их природе. Периодически останавливает группу и даёт задание описать по памяти определённый участок пройденного пути. Рассказ ведёт один из членов группы, а другие помогают ему, добавляя о забытых деталях.

Задание 2. Двигаясь по маршруту, учитель на одной из полян (просек) даёт школьникам задание: «Разойтись друг от друга на расстояние 20 – 30 м и спрятать какой-либо предмет». После этого учитель вместе с группой продолжает двигаться дальше, даёт другие задания и, остановив группу в 400 – 500 м от выбранной поляны, объявляет старт поочерёдно всем участникам (интервал – 1 мин), предлагая найти спрятанные предметы и как можно быстрее вернуться.

Задание 3. Организация соревнований между группами по заданиям:

- по следам, оставленным «противником», обнаружить спрятанное знамя, наблюдательный пункт противника, сладкий приз;

- по следам, оставленным на дороге, определить, сколько прошло человек и в каком направлении.

Задание 4. Прохождение маршрута по письменному описанию или по местным предметам.

Задание 5. Прохождение маршрута по условным топографическим знакам. Данная форма прохождения может применяться в том случае, если школьники хорошо знают все условные топографические знаки и если ориентиры, обозначенные топографическими знаками, расположены в пределах видимости участников.



 

Методика обучения ориентированию с компасом

Ориентирование с компасом является второй степенью совершенствования навыков в ориентировании. Учащиеся должны хорошо знать устройство компаса, уметь работать с ним, определять готовность к работе. Последовательность формирования умений работы с компасом определяется трудностью задания.

Задание 1. Определение азимутов и нахождение ориентиров из одной точки.

А. Найти ориентир по заданному азимуту.

Б. Найти несколько ориентиров по заданным азимутам.

В. Найти азимут на отдельно стоящий ориентир.

Г. Определить азимуты нескольких ориентиров.

Д. Определить азимут на ориентир и высчитать обратный азимут.

Задание 2. Определение азимутов движения.

Упражнение 1. Пройти по заданному маршруту (дорога с двумя-тремя поворотами под углом более 200) и записать азимуты пройденного пути. Путь от поворота до поворота должен быть наибольшим и для облегчения отсчёта азимута обозначаться заметными ориентирами. После окончания маршрута участники должны с помощью транспортира и линейки изобразить на бумаге схему пройденного пути.

Упражнение 2. Точное определение азимутов и расстояний движения. Упражнение проводится на открытой местности площадью 100 х 100 м. Например, нужно пройти три азимутальных хода:

1 азимут – 750 , длина хода 80 м;

2 азимут – 3000 , длина хода 70 м;

3 азимут – 600, длина хода 75 м.

На месте окончания каждого азимута ученик ставит колышек со своим номером, эмблемой, фамилией. Правильность измерения участниками азимутов проверяется следующим образом: учитель точным измерительным инструментом (буссоль, жидкостный компас, используя устойчивую горизонтальную опору) определяет точный азимут, измеряет рулеткой расстояние и ставит контрольный колышек.

 

Методика обучения ориентированию с картой

Ориентирование на местности с помощью карты имеет свои особенности. Ученик должен знать: что такое карта; условные обозначения, с помощью которых на карте даётся описание местности.

Ученик должен уметь:

- читать карту, т.е. распознавать при помощи условных знаков географическую действительность;

- измерять расстояние на плане и карте с помощью масштаба;

- ориентировать карту и находить на ней точку своего местоположения;

- переносить маршрут с местности на карту и перенесения линии маршрута на местность.

Маршруты могут наноситься на карту в виде сплошной маршрутной линии, привязанной к рельефу или местным предметам.

Задание 1. Пройти по описанию маршрута, привязанного к крупным заметным ориентирам (как к точечным, так и линейным) с задачей последующего нанесения маршрута на карту.

Задание 2. Переход от одного контрольного пункта до другого после предварительного ознакомления с маршрутом по карте.

Задание 3. Прохождение маршрута по карте с нанесёнными несколькими контрольными пунктами.

При проведении упражнений нужно соблюдать принцип усложнения.

Вначале обучения маршрут должен быть:

- непротяжённым;

- ограниченным хорошо заметными ориентирами (речка, просека, дорога, опушка леса);

- проложенным на слабо пересечённой знакомой местности.

При соблюдении перечисленных требований у учеников формируется умение по сличению карты с местностью. После того как школьники научаться работать с картой, учебные маршруты усложняются за счёт большей протяжённости, прохождения по пересечённому рельефу в лесу, на местности с небольшим количеством ориентиров, сложного размещения контрольных пунктов.

Закрепление картографических, топографических, ориентировочных умений осуществляется в ходе военно-спортивных игр и конкурсов «А, ну-ка, парни!», «Зарница», «Рубеж», «Десант», «Предай донесение в срок», «Обеспечь путь своим войскам».

Самостоятельная работа

1. Прочитайте в школьных учебниках по ОБЖ статьи, содержащие информацию о способах ориентирования на местности. Сравните с понятиями и умениями, формируемыми в курсе географии (6 класс).

2. Изучите методические рекомендации по формированию умений по ориентированию.

3. Подготовьте фрагмент урока по формированию умения определять стороны горизонта:

1) по компасу и гномону;

2) по Солнцу в полдень и при помощи часов;

3) по Полярной звезде;

4) по местным признакам зимой и летом;

5) по приметам.

Фрагмент урока проводится в аудитории с применением приборов, печатных пособий и других средств обучения, эффективно обеспечивающих формирование знаний и умений. Продумайте возможность выполнения схематических рисунков и записей на доске и в тетради.

План работы

1. Обсуждение теоретических вопросов.

1.1. Установление преемственности между курсами географии и ОБЖ. Специфичность методики формирования умений по ориентированию в курсе ОБЖ.

1.2. Развитие умений по ориентированию во внеклассной работе.

2. Методика преподавания.

2.1. Проведение фрагмента урока по формированию умения ориентироваться на местности.

2.2. Методический анализ фрагмента урока.

2.3. Содержание игровых заданий (Рис.1). 2.4. Анализ заданий из рабочей тетради (Галкина М.В. Рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс»

под редакцией Ю.Л.Воробьёва. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 69 с.)

 

Задание 1. По квартальным столбам (Рис.2) определи и запиши стороны света.

 

 

 
 
Рис.2. Квартальный столб

 


Задание 2. Определи по следам, в какую сторону прошёл лыжник.

 

Примеры условных обозначений

 

Рис.3. План местности
Задание 3. Дайте характеристику местности, изображённой в квадрате

Задание 3. Нанеси направления СЗ – ЮВ, СВ – ЮЗ (рис. а) и укажи в градусах направления сторон света (рис. б).

 

 

Задание 4. Проложи маршрут мальчика по схеме (Рис.4).

  1. Пройти на север до пресечения с тропою.
  2. Пройти на северо-восток до одиноко стоящего дерева.
  3. Пройти на юго-восток до населённого пункта.
  4. Пройти на запад до реки.

 

Рис. 4. Движение по азимуту

 

Задание 5.Укажи путь мальчика в градусах и километрах от точки 1 до точки 5 (Рис. 4).

  1. Азимут _____ градусов, ________ км.

2. Азимут _____ градусов, ________ км.

3. Азимут _____ градусов, ________ км.

  1. Азимут _____ градусов, ________ км.
  2. Азимут _____ градусов, ________ км.

 

Задание 6. С помощью компаса определи азимут кратчайшего пути от точки 1 до точки 5 для пролёта на вертолёте (Рис. 4).

 

Задание 7. Определи стороны света (Рис. 5, А, Б)

 

 
 
Рис.5, А Рис.5, Б

 

 


Задание 8. С помощью гномона нарисуй, как можно определить местный полдень. Расставь стороны света на рисунке 6.

 
 
Рис. 6. Гномон

 

 

 


3. Проведение практического занятия на местности.

Отчётное задание.Методическая разработка фрагмента урока.

 

 

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.