Краткий оценочный анализ урока
(это основной вид анализа, который используется при подготовке справки о состоянии преподавания за определенный период, уровне и умений учащихся) 1. Выделяется дидактическая задача урока (учебная цель). 2. Дается краткая характеристика основного содержания учебного материала и приемов организации деятельности учащихся. На педагогической практике в конце посещения каждого урока может быть дан краткий оценочный анализ при условии, что впоследствии будет дан комплексный анализ. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Структурный анализ урока
(Учитываются дидактические задачи, решаемые на уроке, в соответствии с которыми урок расчленяется на составные части. Необходимо выявить ведущие этапы урока по их целевому назначению, установить взаимосвязь между этапами урока на конечный результат, ответить на вопрос о целесообразности затрат времени на каждый этап). Этап актуализации. Подготовка учащихся к восприятию нового материала 1. Понятие цели изучения нового материала, понимание его значимости. 2. Свободное воспроизведение учащимися опорных знаний, владение умениями и навыками. Этап усвоения новых знаний 1. Правильность ответов и действий учащихся в процессе беседы, фронтального опроса, упражнений. 2. Активность учащихся, их самостоятельность, напряженность внимания учащихся, согласованность действий учителя и учащихся. Этап закрепления нового материала 1. Умение всех учащихся воспроизвести основное содержание нового материала. 2. Устранение пробелов в знаниях и умениях учащихся. 3. Активность учащихся (самостоятельное выполнение упражнений: не ждут записи на доске готовых решений, задают вопросы друг другу и учителю).
Инструктаж по домашней работе 1. Учащиеся поняли, как выполнять домашнее задание. 2. Домашнее задание дифференцируется по уровню сложности (по степени самостоятельности), есть выбор. 3. Объем домашнего задания и его трудность не превосходит классные задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Аспектный анализ урока (анализ по какой-либо определенной педагогической проблеме) Тема: Практическая направленность урока - осуществление политехнической направленности содержания учебного материала; - показано значение правил, законов, теорий в реальной жизни при объяснении или закреплении материала; - усвоение всеми учащимися основного содержания материала с помощью системы упражнений, заданий; - преобладание времени, выделяемого на практические методы обучения; - результативность системы уроков по определённой педагогической проблеме: а) уровень сформированности основных (базовых) знаний по предмету, навыки чтения, работа с приборами, справочной литературой и т.д. б) речь учащихся: владение терминологией предмета, грамотность, хорошая монологическая речь, полные развернутые ответы; в) быстрота и легкость приобретения новых знаний и формирования умений; г) интерес учащихся к предмету; д) культура ведения письменных записей на доске и в тетради; е) наличие дисциплинарных традиций. ПРИЛОЖЕНИЕ 8
КАРТА АНАЛИЗА УРОКА I. Введение в урок 1. Создание психологического настроя 0 1 2 2. Постановка целей 0 1 2 3. Формирование мотивов учения 0 1 2
II. Оснащенность урока 1. Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО 0 1 2 2. Целесообразность использования средств наглядности 0 1 2
III. Содержание урока, формы реализации 1. Соответствие методической структуры урока целям 0 1 2 2. Адаптация программы к данному классу, доступность 0 1 2 изложения материала
3. Дифференциация заданий 0 1 2 4. Научность содержания 0 1 2 5. Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи 0 1 2 6. Нравственная и мировоззренческая направленность урока 0 1 2 7. Эстетическое воздействие урока 0 1 2 8. Использование эффективных методов обучения, их вариативность 0 1 2 9. Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль 0 1 2 10. Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, 0 1 2 использование игровых форм 11. Работа по расширению осведомленности учащихся 0 1 2 (использование дополнительной литературы) 12. Наличие практической деятельности учащихся 0 1 2 13. Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, 0 1 2 письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата 14. Привитие навыков самообразовательной деятельности 0 1 2
IV. Психологические аспекты урока 1. Смена видов деятельности на уроке 0 1 2 2. Учет времени активного внимания 0 1 2 3. Учет объема оперативной памяти на слух и при письме 0 1 2 4. Использование различных видов памяти (образной, 0 1 2 словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной)
V. Оценка деятельности учащихся 1. Степень активности учащихся 0 1 2 2. Организованность и дисциплина 0 1 2 3. Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, 0 1 2 аргументированно доказывать тезис (правило) 4. Умение работать у доски с картой, схемой, прибором 0 1 2 5. Навыки самостоятельной деятельности 0 1 2
VI. Охрана труда на уроке 1. Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха) 0 1 2 2. Наблюдение за посадкой учащихся 0 1 2 3. Проведение динамической паузы 0 1 2
VII. Взаимодействие ученика и учителя 1. Уровень педагогического мастерства, культура, такт, 0 1 2 внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность) 2. Наличие обратной связи с учащимися 0 1 2 3. Наличие индивидуальной работы с учащимися 0 1 2 4. Организация коллективной деятельности 0 1 2 5. Обеспечение доброжелательного психологического климата 0 1 2
VIII. Итоги урока 1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели 0 1 2 2. Домашнее задание: объем, посильность, вариантность 0 1 2 3. Использование воспитательных возможностей оценки 0 1 2 4. Эффект последействия. 0 1 2
Тема 11 Методика изучения Раздела программы «Основы здорового образа жизни»
Цель: сформировать представление о системе гигиенических понятий, формируемых у учащихся в процессе обучения ОБЖ; обобщить методические рекомендации по формированию гигиенических понятий на основе принципа межпредметных связей. Оборудование: таблицы по гигиене, фотостенд «Привычки, которые мы выбираем». Литература
1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с. – (Библиотека учителя биологии). 2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: факультативный курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с. 3. Ракина И.Д. Методические рекомендации к таблицам по гигиене человека. – Сыктывкар: КГПИ, 1989. 4. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ.- М.: «ВАКО», 2006. – 272 с. 5. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс внеклассных и административных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В.Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
Глоссарий Здоровьеориентированные педагогические технологии – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных в «педагогике здоровья» процессов воспитания культуры здоровья, позволяющих обучающимся успешно осваивать и реализовывать в процессе жизнедеятельности ключевую компетенцию «быть здоровым». Структура технологии: 1. Прикладные методики – освоение этапов обучения культуре здоровья (ориентирование в предметной области, изучение базовых тем и межпредметных связей, контроль освоения материала и корректировка). 2. Условия реализации освоения ориентированного на здоровье стиля поведения. 3. Средства осуществления «педагогики здоровья»: а) специализированная подготовка педагогов по основным тематическим блокам, входящим в интегрированную научную область «валеология»; б) технические средства обучения, необходимые для реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в образовательном учреждении.
Ключевая компетенция «быть здоровым» - совокупность интеллектуальных и практических умений, базирующаяся на принятии индивидуального здоровья как значимой ценности. Включает знания и навыки сохранения имеющегося потенциала здоровья и определяет поведение личности в ситуации выбора в здоровьеразрушающих и сохраняющих здоровье условиях. Теоретическая информация Реализация межпредметных связей активизирует познавательную деятельность учащихся при условии правильного отбора учебного материала, используемого в качестве связи. Привлечение ранее усвоенного при изучении нового материала имеет особенности. Первая особенность – привлекаемый материал содержит много общего с вновь изучаемым материалом. Вторая особенность: привлекаемые из прошлого опыта знания неодинаково усвоены учащимися класса. Одни помнят его достаточно полно, другие - не совсем полно, третьи ничего или почти ничего не помнят из ранее изученного. Объём понятий, имеющих межпредметный характер, тем больше, чем больше ученики учатся. В таком случае, с одной стороны, создаются возможности для привлечения самого различного материала в качестве логической связи, так как знания учащихся старших классов становятся довольно обширными, с другой стороны, учителя чаще обращаются на уроках к взаимосвязям, организуя повторение изученного. Так учителя оказываются в довольно затруднительном положении: им надо решить, какой учебный материал смежных предметов и в каком объёме следует привлечь в качестве связи при изучении данной темы, в зависимости от интереса к учению учащихся конкретного класса. В целом возможности осуществления связей одного предмета с другим исключительно велики. Особенно важны они для организации сравнений. … Организация учителем сравнений, сопоставлений, противопоставлений развивает у учащихся способность воспроизводить уже усвоенное, отражать прошлый опыт обучения. Развитие способности воспроизводить прошлый опыт – важный положительный результат общечеловеческой подготовки как побуждения к активной деятельности. Хромов Н.И. (с. 38 - 39) Для эффективной реализации образовательной, развивающей, воспитательной функции форм обучения ОБЖ творчески работающий учитель найдёт возможность установить взаимосвязь с уроками литературы, изобразительного искусства, физической культуры, обществознанием, историей, предметами естественнонаучного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофильное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности.
Виды межпредметных связей: 1. Предшествующие, когда при формировании знаний учитель опирается на знания учащихся, полученных ими при изучении других предметов. Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные в 9 классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроёмкость плоского конденсатора». 2. Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определённая информация одновременно изучаются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. При хорошо продуманном и организованном образовательном процессе сопутствующие межпредметные связи должны стать основными. Одно из направлений реализации межпредметных связей –проведение бинарных уроков. Привлечение специалистов из областей разных наук повышает эффективность урока. Примеры тем бинарных уроков:
3. Перспективные, когда формирование знаний на уроках ОБЖ опережает их изучение на уроках по другим предметам. Так, например, тема «Оружие массового поражения» изучается до того, как на уроках физики изучаются особенности строения атома. Л.А.Акимова приводит пример установления межпредметных связей при изучении темы «Вулканизм. Землетрясения»: - с геологией (строение Земли, разломы коры); - географией (расположение вулканов на материках); - историей (извержение вулкана Везувий); - археологией (раскопки Помпеи); - изобразительным искусством (показ репродукции картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»); - литературой (реакция А.С.Пушкина по поводу первого показа картины К.Брюллова в западных странах: «И был последний день Помпеи для русской кисти первым днём!»). Дидактические требования, предъявляемые к уроку, разработанному на основе принципа межпредметных связей: ü Урок должен иметь чётко сформулированную образовательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов. ü На уроке следует обеспечить высокую активность учащихся на основе применения наглядных пособий по другим предметам. У них должен возникнуть интерес к установлению связей из разных областей знаний, к чтению дополнительной научно-популярной литературы. ü Межпредметный урок должен быть нацелен на обобщение учебного материала смежных предметов. Применение межпредметных связей обеспечивает: 1) объединение знаний из разных областей наук в единый смысловой блок. 2) формирование у учащихся умения мобильно использовать полученные ранее знания для более глубокого изучения явлений и процессов. 3) активизацию познавательной деятельности учащихся в приобретении и применении знаний по смежным с ОБЖ предметам; 4) развитие у обучающихся монологической речи, расширение кругозора; формирование комплексного мышления для самостоятельных и обоснованных выводов. Самостоятельная работа 1. Определите элементы содержания понятия «здоровый образ жизни», формируемых при изучении ОБЖ. (таблица 18). Рекомендация: таблицу выполнить на развороте тетради (или в альбомном варианте А - 4). Таблица 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|