Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Методика анализа и самоанализа урока





Цель: научиться проводить методический анализ урока: определять приемы, обеспечивающие целенаправленную деятельность учащихся на различных этапах урока, развитие познавательных способностей учащихся; находить пути повышения педагогической эффективности урока; изучить методику проведения различных видов анализа урока и самоанализа.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеозапись уроков ОБЖ

Раздаточный дидактический материал - конспекты уроков, опубликованные в периодических научно-методических изданиях; конспекты уроков с педагогической практики.

Литература

  1. Программы по ОБЖ.
  2. Школьные учебники по ОБЖ.
  3. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – М.: КАРО, 2008. – 160 с. (Серия уроки для педагогов)

Глоссарий

Деятельностный подход в образовании – система принципов, форм, методов, обеспечивающих первоочередное освоение знаний и умений, необходимых для эффективной, приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни. При этом учащийся рассматривается как активный самостоятельный субъект учебно-воспитательного процесса.

Мотивация учебной деятельности – совокупность внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, на основе которых ученик принимает аргументированное решение о продолжении образования. Виды мотивации: мотивация участия в учебной деятельности; мотивация достижения высоких результатов в обучении; мотивация продолжения учебной деятельности.

Мотивы учения – устойчивые внутренние побуждения к освоению новых знаний и умений. Формы учебных мотивов:

а) учебный интерес – избирательное стремление к освоению знаний, относящихся к определённой области науки, культуры, к различным видам духовной и практической деятельности;

б) познавательный интерес – стремление разобраться в вопросе или проблеме, добиться более глубокого понимания явлений и процессов;



в) осознанная заинтересованность в освоении знаний и умений, от наличия которых зависит благополучие индивида.

Инновация – процесс частичных изменений, ведущий к модификации отдельных частей образования, или средств, и способов их достижения. Инновация часто выражается в адаптации конкретной образовательной ситуации к изменениям, которые уже произошли в самой системе образования или в жизни общества.

Теоретическая информация

 

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса педагогу-организатору ОБЖ необходимо умение планировать и анализировать собственную деятельность и работу своих коллег. Это касается как уже проведённых уроков, так и тех, которые разрабатываются. Постоянный анализ необходим для совершенствования педагогического мастерства, возможности выявить ошибки предвидеть результаты своих действий. Потребность в совершенствовании – одно из основных условий эффективности работы учителя. Выработав у себя привычку к постоянному, каждодневному психологическому осмыслению собственного труда, учитель формирует фундамент для достижения необходимого уровня профессионализма. Учёными и практиками системы образования разработано несколько схем, характеризующих урок по различным аспектам. При определённом различии анализ урока включает следующие общие моменты: формулировка и обоснование целей и задач урока, предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока, описание и анализ хода самого урока, подведение итогов.

Самостоятельная работа

1. Изучите характеристики различных видов анализа урока (Приложения 3 - 8). Чем обусловлено разнообразие подходов к анализу урока?

2. На республиканском конкурсе «Учитель года – 2010» предметное жюри оценивало учебные занятия по предмету по критериям, приведённым в таблице 17. Дайте определения указанных критериям. Объясните, почему для участников конкурса предлагается особый алгоритм анализа занятия (30 мин).

Таблица 17

Критерии анализа конкурсного учебного занятия

(номинация «Проектно-исследовательские технологии в развитии субъектов образовательного процесса»)

№ п/п Вид критерия Характеристика критерия
Мотивация на деятельность  
Совместная деятельность учителя и учащихся по целеполаганию, планированию деятельности  
Соответствие содержания поставленной цели  
Оригинальность и новизна содержания занятия  
Соответствие сложности и объёма содержания возможностям учащихся  
Проблемность учебных занятий  
Качество организации поисковой, исследовательской деятельности учащихся  
Наличие коммуникативных форм и методов обучения  
Гибкость и оперативность решения педагогических задач  
Соответствие результата поставленной цели  
Рефлексивная культура занятия  
Гуманистическая направленность, эмпатия  
Педагогическая культура (профессиональная культура, артистизм)  
Авторский почерк занятия (способность к творчеству)  
Эмоционально-нравственный результат  

 

3. Выполнение анализа конспекта урока.

3.1. Подготовьте методический анализ конспекта урока (Приложение 3), опубликованного в научно-методических периодических изданиях (на выбор студента).

3.2. Выполните анализ конспекта товарища по учебной группе.

4. Подготовьтесь к проведению урока (или его фрагмента) в аудитории.

 

Алгоритм анализа урока

1. Определите тип урока и его структуру. Оцените логическую структуру изучения нового материала.

2. Определите цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи урока. Прокомментируйте, как обеспечивалось достижение задач урока, их последовательность. Насколько эффективно соответствовали методы и приемы работы учителя на уроке его главной цели?

3. Какие проблемы ставил учитель перед школьниками?

4. В чём состоит, на ваш взгляд, новизна содержания изучаемого материала, в методах организации его изучения?

5. Какими способами учитель организовывал внимание учащихся?

6. Какие «открытия» были сделаны учащимися на уроке?

7. Как учитель организовал умственную деятельность ребят?

8. Какой материал способствовал развитию личности ребенка?

9. Как и в какие моменты урока учитель обращался к эмоциональной сфере обучаемых?

10. Как вы оцениваете соотношение устных и письменных работ на уроке?

11. Оцените комфортность условий работы учащихся на уроке.

12. Как вы прокомментируете слова Л.Н. Толстого, соответствуют ли они Вашей позиции: «Наилучший учитель тот, который разъяснит все то, что остановило ученика. Уж эти разъяснения разовьют способность придумывать новые методы. Наилучшая методика та, которая отвечает на все возможные затруднения, встречаемые учеником»?

План работы

1. Обсуждение теоретических вопросов. Виды анализа урока: комплексный анализ (Приложение 3), краткий оценочный анализ (Приложение 4), структурный анализ (Приложение 5), аспектный анализ (Приложение 6). Определение роли различных видов анализа урока в повышении его качества.

2. Отчёт результатов методического анализа конспектов уроков, опубликованных в научно-методических периодических изданиях.

4. Методика преподавания.

4.1. Тренировочное проведение урока (или его фрагмента) в студенческой аудитории. Анализ методической разработки.

4.2. Анализ видеозаписи урока.

5. Посещение урока ОБЖ. Заполнение карты анализа урока (Приложение 6). Обсуждение результатов анализа урока с учителем и в группе.

Примечание: Урок посещается в базовой школе во внеурочное время. Карта анализа урока должна быть заверена подписью преподавателя-организатора ОБЖ и печатью школы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Комплексный анализ урока

 

1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Цель урока и его задачи.

3. Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.д.). Готовность классного помещения к уроку.

4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков, методы проверки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, знаний разноуровневого и дифференцированного характера. Качество ответов учащихся. Активность класса. Подведение итогов проверки знаний. Оценка ответов учащихся.

5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учителем учебного материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения. Научная достоверность излагаемого материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, образность, доступность изложения, связь с материалом, изученным ранее.

6. Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах урока: а) организация самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала.; б) постановка проблемных вопросов, формулировка познавательных задач, заданий; в) включение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, видеофильмов и других средств наглядности. Использование доски и записей в тетрадях. Работа с учебником, справочниками и дополнительной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изучения нового материала.

7. Характеристика познавательной деятельности учащихся. Внимание. Использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид учителя, мимика, пантомимика, доброжелательный тон; ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность и логичность изложения. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся. Восприятие. Приемы создания установки на восприятие нового материала. Память. Приемы актуализации полученных ранее знаний. Обеспечение развития всех видов памяти учащихся. Мышление. Создание проблемной ситуации в начале овладения учащимися новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самих учащихся. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой вопроса учителя. Использование учащимися теоретических знаний, полученных на уроках, и непосредственного чувственного опыта для выводов и обобщений. Пути формирования новых понятий. Трудности при усвоении учащимися новых понятий. Личность. Отношение учащихся к ответам товарищей и оценкам учителя. Имело ли место у школьников (в связи с их уровнем притязаний) удовлетворение выполненным заданием? Заинтересовал ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым реализации у них новых видов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?

8. Содержание и методика закрепления изученного материала. Цель и содержание закрепления. Методика закрепления. Упражнения и самостоятельная работа.

9. Содержание и методика организации домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж по его выполнению. Дополнительные (индивидуальные) задания отдельными учащимися.

10. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методический анализ урока

 

I. Анализ содержания урока:

1. Тема урока, ее место в структуре учебного материала. Обоснованность выбора темы.

2. Оценка задач урока.

3. Оценка степени реализации ведущих идей предмета и принципов развивающего обучения (миропонимание, убеждения и ценности, экологические аспекты, эстетика и этика, развитие системы понятий, общие подходы к изучения явления, практические умения, решение задач, построение графиков, фронтальный эксперимент, измерения), развитие общеучебных умений.

4. Структура урока: целесообразность каждого этапа урока, возможности рационального использования времени.

5. Какие основные представления и понятия формировались на уроке (количество новых понятий, количество конкретных фактов, количество обобщений, количество тренировочных упражнений, оценка оптимальности объема учебного материала, наличие фактических ошибок, недочетов).

6. Установление межпредметных и внутрипредметных связей.

7. Ориентировка на применение изучаемых явлений.

8. Дидактическая обработка учебного материала (уровень научности, степень доступности, логика, доказательность, обоснованность терминологии, наглядность, актуальность, опора на знания и жизненный опыт учащихся).

9. Уровень усвоения учебного материала, заданный при постановке задач и реализованный на уроке (ознакомление, овладение, обобщение).

II. Характеристика методов и средств обучения, используемых на уроке

1. Выбор методов обучения и их соответствие содержанию и задачам урока.

2. Специфические методы науки в системе дидактических методов ведения урока (демонстрационный эксперимент, фронтальный эксперимент, задачи при постановке эксперимента, проведение опыта (техника и методика), организация наблюдений, комментирование опыта, объяснение процесса, слово и дело учителя, методические затруднения при организации наблюдения и осмысления учащимися результатов опыта, технические требования, правила техники безопасности.

3. Разнообразие и обоснованности выбора средств наглядности и ТСО.

4. Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке (организация восприятия, приемы привлечения и поддержания внимания, приемы актуализации опорных знаний, приемы организации запоминания, отношение памяти, мышления, воображения в умственной деятельности учащихся, проблемные ситуации).

5. Организация учебной деятельности (сочетание индивидуальной, коллективной и групповых форм работы, самостоятельная работа учащихся, ее виды).

6. Методика организации обратной связи с учащимися.

7. Система учета и оценка знаний (мотивированность и объективность оценки).

8. Объем и характер домашнего задания, подготовка учащихся к его выполнению, индивидуализация домашнего задания.

9. Подведение итогов урока (осознание учащимися продвижения, результат, качество знаний учащихся, проявившееся на уроке).

ПРИЛОЖЕИЕ 5





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.